Управление конфликтами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Руководитель организации согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта и призван разрешать всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят 20% рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Каждому управленцу необходимо знать о конфликтах, способах поведения при их возникновении, средствах и методах предотвращения и разрешения. Для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из конфликтных ситуаций.

Содержание работы

I. Введение
3

II. Структура конфликта
5

1.1. Определение конфликта
5

1.2. Типы конфликтов
6

1.3. Причины конфликта
9

1.4. Последствия конфликтов
12

III. Управление конфликтами
13

2.1. Методы разрешения конфликтов
13

IV. Функции и эффективность конфликтов
19

V. Заключение
23

VI. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

управление конфликтами 2.docx

— 57.27 Кб (Скачать файл)

Организа-ция как инструмент является аналогом овеществленного труда, а организация как субъект воплощает в себе живой труд. Поэтому функции конфликтных взаимодействий, имеет смысл рассматривать с точки зрения субъекта, для кото-рого данная организация - по преимуществу организа-ционный инструмент его собственной деятельности. Таким субъектом может быть владелец предприятия или группа держателей основной части пакета акций.

Сразу же надо оговориться, что, во-первых, не вся-кая вышестоящая организация может быть субъектом по отношению к данной и, во вторых, такая организа-ция может быть не единственной. Таким образом, каждая из них оказывается субъектом деятельности для данной организации в различных областях - в снабжении и сбыте, финансовых операциях, взаимодействии с парт-нерами и т. д. Каждую из таких организаций, являющихся полным или частичным (функциональным) субъектом для данной, будем называть надорганизацией. С этой точки зрения всякая организация яв-ляется одновременно надорганизацией для своих относительно самостоятельных подразделений, выполня-ющих функции ее инструмента.*

Надорганизация по своему формальному статусу должна быть расположена вне и над конфликтующими организационными структурами и, следовательно, не принимать участия непосредственно в конфликте. Зачастую в практике наблюдается противоположное: руководитель надорганизации, а значит, и надорганизация в целом вовлекаются в конфликт на стороне одного из оппонентов. Такое участие выравнивает фактические статусы надорганизации и подчиненной ей организации или подразделения, что в любом случае обнаруживает какую-то дисфункцию.

* Кулиев, Т.А., Мамедов, В.Б., «Руководитель и коллектив: взаимодействие»  - М.: Знание, 1990

Вертикальные конфликты, т. е. конфликты по ли-нии руководитель - подчиненный, выполняют для надорганизации в первую очередь диагностическую функ-цию: возникновение вертикального конфликта может быть следствием дисфункций. Горизонтальные кон-фликты, т. е. конфликты между соподчиненными струк-турами, также могут быть следствием дисфункций, если, например, их основу составляют ненадлежащие личные качества работников (в том числе и руководителей) или специфические межличностные и групповые взаимодействия, не являющиеся организационными, но развивающиеся в рамках организации. Однако зна-чительная часть горизонтальных конфликтов в органи-зации не дисфункциональна, т. е. происходит не из-за дисфункций и не ведет к ним.

Конечно, диагностика дисфункций в организации очень важна, но она может проводиться и без  конфлик-та. Конфликт - это острое проявление дисфункции. Способ обнаружения организационных неполадок, рассчитанный лишь на критическую, острую стадию их развития, - вряд ли хорошая основа для суждения о конфликте и тем более для поиска в нем позитивных для организации свойств. Далее мы обратимся только к горизонтальным конфликтам, поскольку лишь они и могут выполнять некую ведущую для организации функцию.

Из всех свойств организации  как субъекта своей деятельности стоит выделить главное - способность  хо-тя бы частично определять цели своей деятельности на основе предоставленного организации и институционально гарантированного права. С этой точки зрения конфликт предстает перед надорганизацией как взаимо-действие целеполагателей.

Когда мы говорим о целеполагателях, мы всегда имеем в виду людей, так как формулирование целей организации производится лю-дьми. Организационные конфликты, как и сами органи-зации, эмпирически предстают перед исследователем в действиях и самосознании составляющих их и участвующих во взаимодействиях людей, и в частности тех, которые берут на себя функции целеполагателей либо в соответствии со своим организационным статусом, либо в противоречие ему. В любом случае необходимым условием целеполагания является наличие опережа-ющего самосознания индивида или коллектива.

С различными, и особенно несовместными, целями непосредственно  связаны возможные траектории разви-тия, альтернативные состояния организации. Поэтому в конфликтных взаимодействиях организация должна придавать и придает принципиальное, главное значе-ние тому будущему, которое как бы прорисовывает, демонстрирует конфликт. Конфликт целеполагателей - это конфликт возможных целей и линий развития организации, детерминанты же конфликта - представления несовместных целей. Но речь не идет о том, что все будущие состояния в каком-либо смысле более прогрессивны, чем настоящие. Например, организация может ставить своей главной целью сохранение существующего состояния независимо от его общественной оценки или объективной прогрессивности.

Для надоргацизации конфликтные взаимодействия подчиненных ей организаций или подразделений, яв-ляющихся частичными целеполагателями своей дея-тельности, оказываются индикатором не столько предшествующей истории развившихся дисфункций, сколько того, что может произойти в будущем с целями организации и ее отдельными частями, со средствами и другими составляющими деятельности. Индикация будущего и есть ведущая функция организационного конфликта, ее удобно назвать проспективной. Если данное обстоятельство осо-знается руководителями надорганизации и если в их распоряжении есть необходимые организационные сред-ства, эти руководители получают возможность такого управления конфликтом или конфликтными ситуация-ми, которое обеспечит движение подчиненных им орга-низаций и подразделений в нужном направлении.

Провозглашение  проспективной функции организа-ционного конфликта в качество ведущей и признание возможности управления со стороны надорганизации конфликтными взаимодействиями с помощью организа-ционных средств даст основу для выявления и других функций организационного конфликта, связанных с этой главной. Во-первых, конфликт позволяет увидеть не только возможное будущее организации, но и пути движения к нему как в сознании людей, так и в объективно существующей среде - физической и организационной. Во-вторых, организационный конфликт сам оказывается непосредственным созидателем будущего, и в первую очередь - организационных норм. Сюда же примыкают социализирующие и адаптационные функции конфликта. В-третьих, поскольку проспективная функция отделяет будущее от настоящего, она делает организационный конфликт и разрушителем существу-ющей организационной действительности, т. е. суще-ствующих организационных отношений, норм, ценно-стей. В этом своем качестве независимо от тех выгод, которые сулит конфликт в будущем, он вызывает отри-цательное отношение подавляющего большинства лю-дей, оказавшихся под угрозой его деструктивных воздействий.

Именно деструктивные  свойства, разрушительные способности  конфликта делают бессмысленной  попытку определения универсальной  эффективности конфликта, безотносительно  к оппонентам и к надорганизации. Победа в конфликте одного из оппонентов всегда делает взаимодействие неэффективным для другого. Вообще говоря, надорганизации безразлично, какие именно из подчиненных ей организаций или подразделений вый-дут победителями в конфликте. С организационной точ-ки зрения для нее выгоден тот исход, который приво-дит к достижению ее целей, к повышению эффектив-ности ее деятельности. Поэтому определение эффектив-ности конфликта ситуативно по своему характеру и имеет смысл только по отношению к конкретному взаимодействию.*

Таким образом, убеждение  многих руководителей в том, что  конфликты в производственном коллективе необходимо глушить, что работа идет тем лучше, чем меньше кон-фликтов в организации, имеет под собой лишь эмоцио-нальные основания, характерные для любого напуган-ного конфликтами человека.

* Уткин, Э.А., «Профессия менеджер»  - М.: Экономика, 1992

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Управление конфликтом представляет собой сознательную деятельность по отношению к нему, осуществляемую на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта  или третьей стороной. Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами.

Управление конфликтами  включает их предотвращение и конструктивное завершение. Некомпетентное управление конфликтами социально опасно.

Изменить отношение  к конфликтам практически означает изменить взгляд на жизнь. Попробуйте по-новому взглянуть на конфликты, и  вы сможете уверенно и даже творчески  находить из них выход.

Столкнувшись со сложной ситуацией, мы иногда проявляем  себя не с лучшей стороны - начинаем лелеять свои трудности вместо того, чтобы попытаться с ними справиться. "Одна из причин, почему мы такие, - говорит  доктор Майкл Мэхони, - в том, что в трудные времена мы становимся чрезвычайно самокритичны". Он считает, что все отрицательные оценки и критика, начиная с самого детства, во время кризиса берут вверх. "К тому времени, когда мы становимся взрослыми, мы достигаем мастерства в искусстве самокритики и почти полностью убеждены, что наша негативная самооценка - единственно верная", отмечает Мэхони.

В Трудных ситуациях  не всегда нужно искать безупречное  решение. Такой поиск не только может  поставить нас в безвыходное  положение, но и сам по себе может  оказаться нецелесообразным. Нам  нужно искать работающее решение, которое "изменит конкретную ситуацию, поведение  и мышление".

Взгляд на проблемы, в том числе и на конфликт, как  на нечто позитивное может оказаться  полезным: он способен преобразить  ваше мышление и помочь найти решение.

VI. Список используемой литературы.

1. «Социальное  управление: словарь-справочник» - М.: изд-во МГУ, 1994.

Шамкалов, Ф.И., «Американский менеджмент» - М.: Наука, 1993.

Деминг, В., «Выход из кризиса» - Тверь: Альба, 1994.

Гришина, И.В., «Я и другие: общение в трудовом коллективе» - СПб: Лениздат, 1990.

Дип, С., Сесмен, Л., «Верный путь к успеху: 1600 советов менеджерам» - М.: Вече, 1995.

Шаленко, В.Н., «Конфликты в трудовых коллективах» - М.: изд-во МГУ, 1992.

Кравченко, А.И., «Трудовые организации: структура, функции, поведение» - М.: Наука, 1991.

Кулиев, Т.А., Мамедов, В.Б., «Руководитель и  коллектив: взаимодействие» - М.: Знание, 1990.

Бородкин, Ф.М., Коряк, Н.М., «Внимание: конфликт!» - Новосибирск: Наука, 1989.

Поляков, В.Г., «Человек в мире управления» - Новосибирск: Наука, 1992.

Попов, А.В., «Теория организации американского  менеджмента» - М.: изд-во МГУ, 1991.

Уткин, Э.А., «Профессия менеджер» - М.: Экономика, 1992.

Иосефович, Н., «Ты - босс!: Как стать толковым руководителем» - М.: Вече, 1995.

Заренок, Н.Н., «Культура управления» - Минск: Вышэйш. шк., 1990.

Хачатуров, С.Е., «Организация производственных систем» - Тула: Шар, 1996.

Каппони, В., «Сам себе авторитет» - СПб.: Питер, 1995.

Гансова, Э.А., «Социально-экономическое управление» - Киев: Выща шк., 1988.

Липсиц, И.В., «Не повторить ошибок» - М.: Экономика, 1988.


Информация о работе Управление конфликтами