Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 02:02, реферат
Основные этапы работы по формированию и развитию корпоративной культуры:
• Анализ существующей культуры
• Разработка Корпоративного Кодекса
• Определение форм и методов работы
• Реализация проектов
• Анализ изменений
УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
Корпоративная культура – это набор поддерживаемых организацией основополагающих ценностей и стандартов, убеждений, этических норм, верований и ожиданий, которые бездоказательно принимаются большинством сотрудников, задают людям ориентиры их деятельности и определяют способ объединения и согласованность действий управленческого звена, структурных единиц и отдельных сотрудников.
Ключевые факторы, оказывающие влияние на формирование корпоративной культуры компании:
Основные этапы работы по формированию и развитию корпоративной культуры:
На этих этапах анализируются все структуры компании, выделяются ключевые «положительные» ценности и формы работы, которые есть сейчас и будут нужны в будущем, выявляются наиболее яркие «отрицательные» ценности. Определяются противоположные им «положительные» ценности, которые будут использоваться в будущем.
В Корпоративном Кодексе фиксируются ключевые точки, по которым в дальнейшем выстраивается корпоративная культура компании:
В 2009-2010 гг. государственная поддержка
бизнеса, в том числе и малого,
была объявлена одной из
Именно в последнем критерии, определяющем численность работников, и заложена возможность обращения к принципам корпоративной культуры как к еще одному элементу системы управления организацией. Разумеется, если речь идет о микро предприятии, трудовой коллектив которого составляет 15 и менее человек, спектр работ по управлению корпоративной культурой достаточно ограничен, так как не большое число членов рабочей группы накладывает определенные особенности. Но в случае, когда число работников составляет 50-100 человек, уже может идти речь о полноценных работах по формированию и развитию корпоративной культуры.
По данным органов государствен
Основной, даже
уникальной чертой корпоративно
1. Этап подбора кадров: прием на работу сотрудников, жизненные установки которых соответствуют ключевым ценностям компании, за счет чего достигается высокая лояльность работников компании и более высокая отдача и эффективность трудовой деятельности.
2. Формирование команды: «команда» как группа людей, объединенных стремлением решить общую задачу, обладает куда большим потенциалом, чем «члены коллектива», которых связывает между собой только необходимость взаимодействовать в рамках выполнения трудовых функций. Командообразование является достаточно длительным по времени и сложным по своей сути процессом, который по возможности следует поручить организационному психологу-практику, но при невозможности передачи данного этапа на аутсорсинг возможно предпринять и ряд действий своими силами. Например, существует ряд известных методик качественных тренингов по командообразованию.
3. Обучение персонала: независимо от того, в какой отрасли работает компания, чем дольше она функционирует на рынке, тем больше знаний накапливается в активах компании. Грамотная корпоративная культура позволяет не утрачивать, а аккумулировать эти знания для последующего использования – создавать примеры решений рабочих задач, стандартные алгоритмы, используемые для ускорения рабочих процессов и т.д. Также обязательным на этом этапе является создание сводов корпоративных правил (этические, деловые нормы, являющиеся обязательными для всех сотрудников).
4. Постоянное использование
5. Мониторинг состояния
Компания, как и люди, работающие в ней, постоянно развивается, поэтому и корпоративная культура не может оставаться неизменной в течение долгого периода
времени. Однако попытки по ее изменению могут оказаться неудачными, если:
1. Внимание уделяется только мелочам, не затрагивая саму суть корпоративной культуры.
2. Предполагается изменение корпоративной культуры полностью и в сжатые сроки.
3. Не предпринимается никаких конкретных действий, а попытки ограничиваются исключительно озвучиванием новых ценностей.
Если в компании
не проводится планомерной реализации
программы по укреплению корпоративной
культуры, это не значит, что направление
ее развития обязательно будет деструктивным.
В качестве иллюстрации этого положения
могут быть приведены результаты исследования
уровня развития корпоративной культуры
ООО «Юридическая фирма «Евразия». Компания
работает на рынке уже 8 лет и по всем показателям
относится к категории предприятий малого
бизнеса. До недавнего времени в компании
не была создана система управления корпоративной
культурой, однако руководство компании
с самого момента ее создания уделяло
значительное внимание отдельным элементам
корпоративной культуры. В рамках мониторинга
корпоративной культуры по методике оценки
индекса организационной культуры
Тест «Уровень организационной культуры»
(ОК). Для более объективной оценки
данный тест предлагается сотрудникам
с пронумерованными по порядку вопросами,
но без деления на секции (работа, коммуникации,
управление, мотивация и мораль).
Для анализа результатов
необходимо подсчитать общий балл. Для
этого надо сложить показатели всех ответов,
затем посчитать средний балл по секциям:
работа, коммуникации, управление, мотивация
и мораль.
Индекс организационной культуры
(далее «ОК») определяется по общей сумме
полученных баллов. Наибольшее количество
баллов – 290, наименьшее – 0. Показатели
свидетельствуют о следующем уровне «ОК».
261 – 290 - очень высокий
175 – 260 - высокий
115 – 174 - средний
ниже 115 – имеющий тенденцию к деградации
Предлагаемые выше 29 суждений
собраны в процессе опроса руководителей
среднего и высшего звена управления.
Все суждения достаточно значимы, поэтому
показатель ниже 4 баллов по какому-то
пункту свидетельствует о неблагополучном
положении дел на этом направлении трудовой
деятельности и в межличностном общении
сотрудников. [4] Благодаря тесту было выявлено,
что степень ее развития можно охарактеризовать,
как «высокую». В данном случае индекс
составил 220,75 и 226,82 пункта, что является
примером положительной динамики развития
культуры.
В целом социально-психологический климат компании можно оценить как достаточно здоровый и продуктивный, однако о коллективе нельзя сказать, что это – команда единомышленников, работающих совместно для достижения поставленной цели. Скорее, коллектив можно охарактеризовать как группу людей, ежедневно общающихся в рамках осуществления трудовых функций.
Исследования в рамках изучения корпоративной культуры
являются достаточно удобным и гибким инструментом – за счет небольшого
количества респондентов их можно провести в сжатые сроки, для обработки результатов не требуется сложное программное обеспечение. Наличие у руководства компании знаний об основах изучения и развития корпоративной культуры дает фирме дополнительное преимущество – постоянный мониторинг позволяет отслеживать тенденции развития культуры среди персонала и в соответствии с этим принимать определенные управленческие усилия. Затраты же на развитие корпоративной культуры являются незначительными по сравнению с тем эффектом, который она может принести компании.
Литература
1. Сальникова К.А. Управление корпоративной культурой в малом бизнесе./ Академический вестник № 5, 2011г.
2. Малое и среднее
3. Федеральный закон Российской
Федерации от 24.07.07 г. N 209-ФЗ "О развитии
малого и среднего
4. Опросник экспресс-диагностики корпоративной
культуры [Электронный ресурс]. Точка доступа
– http://www.corpculture.ru/
Информация о работе Управление корпоративной культурой в малом бизнесе