Управление персоналом как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2015 в 15:31, контрольная работа

Описание работы

Управление персоналом — это комплексная прикладная наука об организационно-экономических,административно-управленческих, технологических, правовых, групповых и личностных факторах, способах и методах воздействия на персонал предприятия для повышения эффективности в достижении целей организации. Объектом этой науки являются личности и общности (формальные и неформальные группы, профессионально-квалификационные и социальные группы, коллективы и организация в целом).

Файлы: 1 файл

Управление персоналом.docx

— 25.31 Кб (Скачать файл)
      1. Управление персоналом, как наука.

Управление персоналом как деятельность по управлению работниками в организации в единстве своих разнообразных функций, субъектов и методов выступает предметом одноименной науки «Управление персоналом», которую в общей форме можно определить как науку о персонале и управлении им.

Управление персоналом - сравнительно молодая наука. Хотя многие ее идеи и теории зародились еще в глубокой древности в процессе обобщения практики управления работниками, концептуализация этой науки, ее оформление в особый вид познавательной деятельности, направленной на получение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний, произошло лишь в ХХ в.

Управление персоналом как наука долгое время развивалось в рамках ряда наук, связанных с производством и деятельностью коммерческих и государственных организаций. В зависимости от того, в русле каких наук исследовались и разрабатывались идеи управления персоналом, для характеристики этой науки использовались соответствующие термины. Так, в США управление персоналом развивалось в основном в русле бихевиористских, поведенческих наук, что повлияло на название этой дисциплины, обусловило ее узко эмпирическую трактовку. Там, несмотря на то что процесс выделения управления персоналом в самостоятельную науку в основном завершился в 1960-е - 1970-е гг., она и сегодня называется по-разному: «Управление персоналом», «Управление человеческими ресурсами», «Организационное поведение». Нередко эти термины характеризуют относительно самостоятельные науки. 

Становление управления персоналом как учебной дисциплины произошло сравнительно недавно — в основном в первые десятилетия после второй мировой войны. Специализированные кафедры управления персоналом обычно объединенные с некоторыми другими, преимущественно экономическими дисциплинами, впервые появились в послевоенный период в США и в 60—70-х годах получили распространение в странах Западной Европы. Так, в ФРГ первая кафедра «Управление персоналом» была создана в 1961 г. Сегодня же этот предмет преподается почти во всех университетах, высших школах управления и бизнеса, а также во многих других учебных заведениях Америки, Западной Европы и других регионов мира. В настоящее время управление персоналом стало необходимым компонентом управленческого, экономического, инженерно-технического и ряда других направлений высшего образования. Оно необходимо не только уже состоявшимся или будущим руководителям, непосредственно занятым управлением людьми, но в большей или меньшей степени и всем современным специалистам, поскольку обеспечивает их социальную компетентность.

Управление персоналом — это комплексная прикладная наука об организационно-экономических,административно-управленческих, технологических, правовых, групповых и личностных факторах, способах и методах воздействия на персонал предприятия для повышения эффективности в достижении целей организации. Объектом этой науки являются личности и общности (формальные и неформальные группы, профессионально-квалификационные и социальные группы, коллективы и организация в целом).

Предметом науки управления персоналом являются основные закономерности и движущие силы, определяющие поведение людей и общностей в условиях совместного труда. Задачей является познание закономерностей и факторов поведения и их применение в достижении целей организации с учетом личных и групповых интересов персонала.

Принципы управления персоналом как интегративной науки:

1) научность, использование достижений  научных дисциплин, имеющих своим  объектом человека, социальные общности, организации, труд. В исследовании поведения отдельных работников следует основываться на принципах изучения личности.

2) системность в восприятии объектов  исследования и управления и  факторов, влияющих на их поведение;

3) гуманизм, основывающийся на индивидуальном  подходе, восприятии персонала как  главного достояния организации, а каждого работника — как  уникальной личности с большим  потенциалом;

4) профессионализм, предполагающий  у работников служб Управления  персоналом наличие адекватного  образования, опыта и контекстуальных  навыков, позволяющих эффективно  управлять персоналом конкретного  предприятия.

В СССР специальной науки управления персоналом не существовало и отсутствовала отсутствующая база ее предмета - рыночная среда, тем не менее управление кадрами исследовалось в пределах экономических, социологических и психологических наук.

Управление персоналом как наука существует на двух уровнях:

• теоретическом (цель - получение новых знаний путем описания и классификации явлений, установление причинно-следственных, функциональных и других взаимосвязей и закономерностей между ними, прогнозирование типичных организационных ситуаций);

• прикладном (управление персоналом занимается вопросами изменения и преобразования реальных производственных ситуаций, разработкой конкретных моделей, проектов и предложений для повышения эффективности использования рабочих).

Между двумя уровнями управления персоналом существует тесная взаимосвязь: с одной стороны, теория выступает методологией конкретного анализа и проектирования, с другой - данные прикладных исследований составляют базу для построения гипотез и развития теории.

Комплексный, интегративный характер управления персоналом cказывается на структуре знаний управления персоналом как науки, ее ядро составляют собственные, специфические знания, которые отображают, во-первых, влияние разных характеристик работников на их привлечение на предприятие, отбор и организационное поведение и, во-вторых, средства и приемы практического использования установленных взаимосвязей с целью обеспечения экономической и социальной эффективности предприятия.

Так, управление персоналом изучает человека в единстве всех его проявлений, которые влияют на все процессы в предприятии: от его привлечения к эффективному использованию всего его потенциала.

Человек принимает участие в производственной деятельности как ее многогранный субъект:

• экономический (производитель и потребитель благ);

• биологический (носитель определенной физической конструкции и здоровье);

• социальный (член определенной группы);

• политический (гражданин государства, член политической партии, профсоюза, других групп интересов);

• правовой (владелец определенных прав и обязанностей);

    • моральный (тот, что  разделяет те или другие моральные  нормы и ценностные ориентации);

    • конфессиональный (атеист  или тот, что исповедует религию);

• эмоционально-волевой (тот, что имеет определенный характер и психологический состав в целом);

• умный (тот, что имеет определенный интеллект и определенную систему знаний).

Все эти и некоторые другие аспекты личности при определенных условиях в большей или меньшей степени влияют на поведение работника в сфере труда.

Управление персоналом изучает и учитывает влияние всех аспектов человека на организационное поведение. В этом заключается главная специфика данной науки, которая определяет ее подход к исследованию своего предмета, а также ее структуру и содержание.

Управление персоналом базируется также на теориях, которые касаются отмеченных выше аспектов человека. К ним принадлежат следующие концепции:

1. Экономические теории, которые  охватывают разные направления  экономической науки. Это, прежде  всего, теории рынка труда. Отображая  процессы в области спроса  на рабочую силу и ее предложения, они помогают объяснить ряд  явлений в сфере управления  персоналом. Выводы теорий рынка  труда важны для разработки  стратегии и принятия оперативно-тактических  решений в сфере привлечения  рабочей силы, содержания квалифицированных  рабочих на предприятии, стимулирования  работников, снижения текучести  кадров, стабилизации коллектива, формирования  в персонале чувства преданности  предприятию, укрепления корпоративной  культуры и т.д. Важнейшее значение  для управления персоналом имеют  и другие направления экономической  науки, в частности: теории планирования, экономическая информатика, а также  экономические теории и методы.

2. Психологические теории (общая  психология, психологические теории  поведения, психоанализ, социальная  психология, психология общения, психология  труда).

3. Социологические концепции. их влияние на управление персоналом является разнообразным. Он проявляется, прежде всего, в теориях групп и организаций.

4. Трудовое и социальное право.

5. Политологические теории.

6. Конфликтология.

7. Науки о труде: эргономика, физиология  труда, психология труда, социология  труда, технология труда, педагогика  труда, медицина труда антропометрия (наука, которая разрабатывает способы измерения возможностей человеческого тела и организма в целом) и др.

Такое сложное междисциплинарное содержание науки управления персоналом обусловливается большим количеством сторон, аспектов человека, которые влияют на его поведение в предприятии. Комплексность, синкретичность управления персоналом никак не отрицает специфичности и самостоятельного (в определенных границах) характера этой науки. Все данные других наук переосмысливаются и развиваются в ней под углом зрения обеспечения предприятия оптимальным количеством и качеством работников и их потенциала с целью повышения конкурентоспособности предприятия на рынке.

Современный этап развития отечественной и мировой экономики характеризуется изменениями требований к персоналу предприятия, возрастанием роли данной составляющей в организации как единой системе. В условиях демократизации общества и ограниченности прочих ресурсов известный девиз «Кадры решают все!» вновь приобретает актуальность. Да и при наличии в достаточных объемах всех необходимых ресурсов без эффективной команды не может быть реализована самая удачная рыночная стратегия, обеспечена непрерывность и ритмичность бизнес-процессов. Данный девиз становится особенно значимым для российских экономики и производства, отставание технико-технологической составляющей которого вполне компенсируется высоким профессионализмом, способностью к нестандартному, творческому мышлению, богатым производственным и управленческим опытом, предпринимательской активностью персонала предприятий и фирм. Сегодня можно утверждать, что недооценка руководством как на макро-, так и на микроуровне эффективных современных методов управления производственным процессом становится одной из главнейших преград в управлении развитием экономики. Ускорение научно-технического и социально-экономического прогресса, усложнение производственных и межличностных отношений, связанное с резким повышением роли человеческого фактора, оказали воздействие на изменение роли кадровой подсистемы в организации и выдвинули управление персоналом на высшую ступень управленческой деятельности.

Таким образом, в данное время управление персоналом является необходимым компонентом управленческого, экономического и ряда других направлений высшего образования. Оно необходимо не только для руководителей, которые имеют опыт, или для будущих руководителей, непосредственно занятых управлением людьми, но в большей или меньшей степени и для всех современных специалистов, поскольку обеспечивает их социальную компетентность. Обучение менеджеров основным принципам и методам управления персоналом будет оказывать содействие формированию у них понимания важности правильной, научно обоснованной работы с людьми, росту престижа кадровых служб и повышению эффективности использования человеческого фактора на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

                Список используемой литературы

  1. Маслова В. М. Управление персоналом предприятия: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 – 159 с.;
  2. Пугачев В.П. Планирование персонала организации: учебное пособие. – М.: Издательство МГУ, 2011 – 236 с.;
  3. Шлендер П.Э. Управление персоналом: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 – 320 с.;
  4. Фомина В.П., Анзорова С.П. Управление персоналом: учебное пособие. – М.: Издательство МГОУ, 2011 – 80 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Управление персоналом как наука