Управление поведением в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 17:23, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении отдельных аспектов управления поведением в организациях как теоретически, так и практически, на примере конкретной организации.
Оптимальное использование человеческого потенциала позволяет организации функционировать более эффективно, делает ее более конкурентоспособной.

Содержание работы

Введение.
1. Теоретическая часть.
1.1. Позиция руководителя в управлении, ее влияние на поведение.
1.2. Временной поведенческий диапазон
1.3. Эмоциональный и рациональный способы поведения. Психологическая защита.
1.4. Управление впечатлением
2. Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

управление поведением в организациях.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 
Введение. 
 
1. Теоретическая часть. 
 
1.1. Позиция руководителя в управлении, ее влияние на поведение. 
 
1.2. Временной поведенческий диапазон 
 
1.3. Эмоциональный и рациональный способы поведения. Психологическая защита. 
 
1.4. Управление впечатлением 
 
2. Практическая часть 
 
Заключение 
 
Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
В самом широком смысле поведение это присущее всем живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Управление поведением представляет собой комплекс мер, направленных на поведение человека с целью увеличения эффективности этого поведения. 
 
Наука о поведении находится на стыке нескольких гуманитарных научных дисциплин, таких как этология, психология, социология, антропология, этика и др. 
 
Первые попытки научно объяснить поведение возникли в русле механистического детерминизма, где поведение трактовалось по типу взаимодействия физических тел. 
 
Эволюционное учение в биологии позволило доказать целесообразность поведения живых существ и привело к разработке объективных методов исследования поведения. 
 
Большое значение для изучения поведения имели положения, которые содержатся в трудах психофизиологов И.П. Павлова, И.М. Сеченова и В.М. Бехтерева, а также различных бихевиористских учениях. 
 
Несмотря на многообразие точек зрения на проблему управления поведением, можно выделить две основные школы, которые стали предпосылкой для возникновения современных подходов управления поведением человека. 
 
С одной стороны это школа «научного менеджмента», основателем которой является Ф. Тейлор, а с другой стороны, школа «человеческих отношений» создателем которой стал Э. Мэйо. 
 
В системе Тейлора основной упор делается на внешние факторы, при этом сотрудники рассматриваются как «винтики» в большом механизме организации. 
 
Сутью идей Э. Мейо является то, что сам производственный процесс и «чисто физические требования» к нему имеют относительно меньшее значение, чем «социальное» и «психологическое» положение рабочего в процессе производства. 
 
Большинство имеющихся на данный момент теорий поведения связано с развивающимся направлением «экономического поведения», наиболее ярким представителем которого является Макс Вебер. Вклад в это направление внесли А.С. Афонин, Е.Б. Мостовая, Д.Ю. Адамидов и др. 
 
Цель данной работы заключается в изучении отдельных аспектов управления поведением в организациях как теоретически, так и практически, на примере конкретной организации. 
 
Оптимальное использование человеческого потенциала позволяет организации функционировать более эффективно, делает ее более конкурентоспособной. 
 

 

 

1. Теоретическая  часть 
 
1.1. Позиция руководителя в управлении, ее влияние на поведение

Руководство - управленческая деятельность, обеспечивающая нормальное протекание производственных и управленческих процессов.

Содержание руководства как функции менеджмента состоит в том, что руководитель влияет на других так, что его идею не только принимают, но и начинают внедрять. Для этого руководителю нужна власть — возможность влиять на поведение других людей.

Влияние - это поведение одного человека, которое вносит.изменения в поведение, отношения, ощущения другого человека.

Существуют две формы влияния, которые могут побудить исполнителя к более активному сотрудничеству: убеждение; участие сотрудников в управлении1.

Для эффективного использования влияния руководителю необходимо выполнять ряд условий: потребность, к которой аппелируют, должна быть актуальной; человек, на которого влияют, должен рассматривать влияние как источник удовлетворения или неудовлетворения (в той или иной степени) какой-то потребности; человек, на которого влияют, должен ожидать с достаточно высокой вероятностью, что исполнение задания приведет к удовлетворению или неудовлетворению его потребности; человек, на которого влияют, должен верить, что его усилия имеют хороший шанс оправдать ожидания руководителя.

Особенно эффективным является влияние лидера, признанного коллективом. Применительно к управлению лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.

Стиль руководства в контексте управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.

Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не всегда можно отнести к какой-то конкретной категории. По традиционной системе классификации стиль может быть автократичным (это одна крайность) и либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на работе, и стиль, сосредоточенный на человеке.

1.2. Временной  поведенческий диапазон 
 
Под временным поведенческим диапазоном понимается умение человека управлять своим временем и рационально его использовать. Количество времени в сутках одинаково для всех людей, однако некоторые успевают сделать в отпущенное время все что необходимо, а другие не успевают сделать даже самого необходимого. 
 
Эффективность использования времени зависит от многих составляющих. Каждый человек может повысить свою эффективность, используя следующие основные элементы рационального управления временем: 
 
- Планирование; 
 
- Расстановка приоритетов; 
 
- Делегирование; 
 
- Борьба с «расхитителями времени». 
 
Планирование предстоящих дел означает четкую формулировку целей и задач, критериев и сроков их достижения. Долгосрочное планирование может включать стратегические цели человека во временном диапазоне до пяти лет, среднесрочное планирование предполагает составление планов на год и краткосрочное - это текущие задачи, выполнение которых необходимо для достижения долгосрочных стратегических целей. 
 
Не все поставленные цели и задачи имеют одинаковое значение. В соответствии с теорией, разработанной Парето 80% потраченного времени дают 20% результатов. Остальные 20% времени дают 80% результатов. Последовательное применение принципа Парето предполагает анализировать все задачи в соответствии с их долей в итоговом результате и распределение их по трем категориям: 
 
Категория А - важнейшие задачи; 
 
Категория В - важные задачи; 
 
Категория С - менее важные и несущественные задачи. 
 
Расстановка приоритетов подразумевает сознательное сосредоточение на делах и задачах категорий А и В, а так же делегирование (перепоручение) задач категории С. Делегирование задач всегда означает саморазгрузку и выигрыш времени для выполнения действительно важных задач. 
 
Под «расхитителями времени» понимаются те незапланированные дела и задачи, которые возникают ежедневно. Часто они не имеют важного значения и отвлекают нас от выполнения действительно важных задач. Среди основных «расхитителей времени» можно назвать следующие: 
 
- Нерешительность, вызванная отсутствием навыков в принятии рациональных решений; 
 
- Незапланированные встречи и телефонные звонки; 
 
- Бумажная работа, чтение текущей информации; 
 
- Спешка; 
 
- Бесплодные заседания и т.д. 
 
Единственный способ борьбы с «расхитителями времени» заключается в четком выполнении принципов рациональной организации времени, сознательный контроль своего поведения. 
 
1.3. Эмоциональный и рациональный способы поведения. Психологическая защита 
 
Поведение человека может опираться как на разум, так и на эмоции. Для эмоционального поведения характерны экспрессивность, нелогичность, частое изменение направления. Рациональный способ поведения опирается на логику и целесообразность. Каждый из способов поведения имеет свои положительные и отрицательные стороны, дополняя друг-друга они обогащают жизнь человека. 
 
Психологическая защита - это механизмы поведения, обусловленные врожденным потенциалом и жизненным опытом личности, который позволяет ей ограждать свою субъективную реальность от посягательств окружающих и разрушительной самокритики. 
 
Психологическая защита срабатывает автоматически, снижая напряженность и улучшая самочувствие, но она не помогает решать стоящие перед личностью внешние проблемы. Однако имеется возможность влиять на эти механизмы, что позволяет увидеть препятствия и найти выход из трудной ситуации. Для этого необходимо осознать существующие механизмы защиты. Рассмотрим некоторые механизмы психологической защиты: 
 
Механизм «забывания» - это вытеснение из сознания того, что вызывает душевный дискомфорт, в подсознание; 
 
Механизм «отрицания» проявляется в избавлении от угрожающих переживаний, вызванных окружением, путем отгораживания от их существования; 
 
Механизм «рационализации» - это попытки объяснения нерациональных поступков рациональными, логическими доводами; 
 
Механизм «замещение» - это защита от нестерпимой ситуации с помощью переноса реакции с «недоступного» объекта на другой - «доступный» или замены неприемлемого действия на приемлемое; 
 
Механизм «регрессии». Человек откатывается к ранним, низшим формам поведения, когда не выдерживает напряжения, которого от него требуют взрослые формы поведения. Появляющиеся детские формы демонстративны и призваны замаскировать, заменить, отодвинуть поведение, которое человек не хочет принять и осуществить. 
 
Среди других механизмов психологической защиты можно выделить отчуждение, идентификацию, интеллектуализацию, компенсацию, сублимацию и т.д. Человек редко пользуется каким-либо одним механизмом психологической защиты, чаще всего они комбинируются в зависимости от ситуации и состояния человека. 
 
Знание особенностей механизмов психологической защиты помогает оптимально организовать свой опыт, осознанно создавать новые стратегии и модифицировать старые, делать свое поведение более гибким и свободным. 
 
1.4. Управление впечатлением 
 
В процессе своей деятельности человек, так или иначе, производит впечатление на людей, с которыми сталкивается в процессе своей деятельности. Произведенное впечатление может быть положительным или отрицательным, может помогать человеку или препятствовать достижению его целей. 
 
Для того чтобы производимое впечатление помогало достижению намеченных целей необходимо прикладывать определенные направленные усилия для управления впечатлением, которое производит человек на окружающих. 
 
Целенаправленное приложение усилий для произведения положительного впечатления на собеседника подразумевает знание всех компонентов, из которых складывается впечатление. Рассмотрим более подробно те составляющие, которые влияют на произведенное впечатление: 
 
Внешний вид человека (одежда, аксессуары, макияж женщин). Чаще всего люди судят о человеке на основании первого впечатления, которое он производит в течение первых пяти-семи секунд, и первое что бросается в глаза - это внешний вид человека. 
 
Жесты, мимика. Современные психологи утверждают, что в процессе общения невербальная составляющая занимает 65 - 75%, а вербальная всего 25 - 35%. Выражение лица человека, его поза, жесты, которые он использует, передают гораздо больше информации, чем то о чем человек говорит и на основании этой информации складывается отношение к нему со стороны его собеседника. 
 
Речь человека. Важнейшим фактором воздействия на окружающих является ораторское искусство. Умение говорить точно, грамотно, выразительно, позволяет человеку не только выражать свои мысли, но и производить приятное впечатление на окружающих. 
 
Поведение человека. Под поведением в данном случае подразумеваются действия (или бездействие) человека. Поведение может закрепить произведенное положительное впечатление, а может свести его на нет. 
 
Таким образом, для того чтобы произвести положительное впечатление на собеседника необходимо придерживаться следующих рекомендаций: 
 
- Одежда должна быть аккуратной, уместной, со вкусом подобранной. Она должна подчеркивать вашу физическую привлекательность, а не заслонять ее; 
 
- Используйте открытые жесты, жесты, подчеркивающие ваше отношение и вашу речь. Избегайте излишних жестов; 
 
- Улыбайтесь! 
 
- Выражайте свои мысли четко, грамотно. Оживите свою речь интонациями, паузами, изменениями темпа и т.д.; 
 
- Сокращайте физическую и социальную дистанцию. Приветствуйте собеседника улыбкой, доброжелательным взглядом и крепким рукопожатием; 
 
- Демонстрируйте желание понять позицию собеседника, ищите общее во взглядах и компромиссы; 
 
- Старайтесь выявлять положительные качества собеседника и выражайте заинтересованность в перспективах взаимоотношений; 
 
- Выражая собственные чувства, учитывайте эмоциональное состояние собеседника. 
 
2. Практическая часть 
 
Руководителей можно подразделить на три группы: в первую входят те руководители, которые откликаются на все новое, во вторую - откликающиеся ограниченно, и в третью - слабо откликающиеся на новое. Это деление обозначило три модели управленческого поведения: инновационное, колеблющееся и консервативное. Какую позицию разделяет ваш руководитель, опишите ее достоинства и недостатки. 
 
Руководитель нашей организации слабо откликается на новое и придерживается консервативной модели поведения. Данная позиция имеет определенные достоинства и недостатки. К основным достоинствам консервативной модели поведения относится: минимальный риск, надежность, стабильность, предсказуемость, определенность. Недостатками данной поведенческой модели являются: ограниченность, низкая эффективность, нерешительность, упущенные возможности. 
 
Проанализируйте и опишите состояние особенностей управленческой деятельности в Вашей организации. 
 
Особенностями управленческой деятельности в нашей организации являются: выявление и использование скрытых возможностей и потенциала каждого сотрудника, создание эффективных отношений управления и благоприятного психологического климата в коллективе, выдача качественной распорядительной информации, от которой зависит эффективность управленческого труда. Данные особенности позволяют наладить отношения между сотрудниками и сплотить их в единую команду. 
 
Опишите 4 - 5 видов ловушек времени, которые чаще всего встречаются в Вашей профессиональной деятельности, и что необходимо сделать для их устранения. 
 
Чаще всего в нашей профессиональной деятельности встречаются следующие виды ловушек времени: спешка, телефон, нерешительность и перегрузка. 
 
Для борьбы со спешкой необходимо не жалеть сил на качественное выполнение дел, различать срочные и важные дела, уделять достаточно времени планированию и контролю над ходом выполнения намеченного. 
 
Для устранения телефонных помех необходимо отсеивать и группировать телефонные звонки, быть кратким при разговоре, не включаться в разговоры, которые не имеют непосредственного отношения к выполняемой работе. 
 
Для устранения нерешительности необходимо уточнить систему сбора и отсеивания информации, принимать риск как неизбежность, использовать ошибки для извлечения из них уроков. 
 
Для борьбы с перегрузками необходимо делать первоочередные дела в первую очередь, отказываться от выполнения некоторых дел не имеющих большого значения, уметь делегировать свои полномочия и перепоручать часть задач другим людям. 
 
Опишите, какие виды работ с собой, с вашей точки зрения, играют важную роль при управлении поведением. 
 
Выбор способов и видов работы с собой зависит от содержания задач, которые человек ставит перед собой. На мой взгляд, наиболее эффективными являются такие виды работ с собой как самоубеждение, самовнушение и самоподкрепление. 
 
Какие функции в Вашей организации отражает горизонтальная иерархия, опишите их. 
 
Основными функциями горизонтальной иерархии в организации являются: исполнительская, адаптивная, функция кооперации. 
 
Какие функции в Вашей организации отражает вертикальная иерархия, опишите их. 
 
Основными функциями вертикальной иерархии в организации являются: управленческая, мотивационная, функция контроля. 
 
Какие способы мотивации сотрудников со стороны Вашего руководства используются в коллективе, проанализируйте и опишите их. 
 
Со стороны нашего руководства в коллективе используется только один способ мотивации сотрудников - это денежное поощрение в виде премиальных выплат за выполненную работу. Данный вид мотивации является универсальным и самым распространенным для многих организаций, но, к сожалению, далеко не самым эффективным. 
 
Опишите свои этапы технологии создания имиджа на основе технологий В. Шепеля, Л. Браун и И. Криксуновой. 
 
На основе технологий формирования имиджа, предложенных этими авторами была разработана следующая схема технологии создания имиджа: 
 
Первый этап - определение стартовых условий, целей, задач, объективная оценка внешних и коммуникационных данных. 
 
Второй этап - строительство внешности. Подбор оптимального гардероба, макияжа, прически, отработка жестов, походки, мимики. 
 
Третий этап - отработка коммуникативных техник, таких как искусство публичного выступления, ведение переговоров, умение правильно слушать. 
 
Четвертый этап - отработка эффективной поведенческой техники. Усвоение алгоритмов поведения для создания благоприятного впечатления, отработка тактики действия в конфликтных ситуациях. 
 
Пятый этап - анализ и самосовершенствование. Самообразование, самоконтроль, адекватное восприятие обратной связи. 
 

 

 

 

 

Заключение 
 
В результате написания данной контрольной работы была достигнута основная цель - изучены различные аспекты управления поведением в организациях и сделан ряд выводов, основные из которых следующие: 
 
На позицию руководителя в управлении влияет множество факторов. Среди них какие как характер руководителя, его жизненный опыт, личностные установки по отношению к себе и к другим людям. В свою очередь, позиция руководителя влияет на принимаемые им решения и оказывает прямое воздействие на его отношения с подчиненными и на психологический климат, создающийся в организации. 
 
Эффективность использования времени зависит от многих составляющих. Каждый человек может повысить свою эффективность, используя следующие основные элементы рационального управления временем: планирование; расстановка приоритетов; делегирование; борьба с «расхитителями времени». 
 
Поведение человека может опираться как на разум, так и на эмоции. Для эмоционального поведения характерны экспрессивность, нелогичность, частое изменение направления. Рациональный способ поведения опирается на логику и целесообразность. Каждый из способов поведения имеет свои положительные и отрицательные стороны, дополняя друг-друга они обогащают жизнь человека. 
 
Среди механизмов психологической защиты можно выделить следующие: забывание, отрицание, рационализацию, замещение, регрессию, отчуждение, идентификацию, интеллектуализацию, компенсацию, сублимацию и т.д. Человек редко пользуется каким-либо одним механизмом психологической защиты, чаще всего они комбинируются в зависимости от ситуации и состояния человека. 
 
Целенаправленное приложение усилий для произведения положительного впечатления на собеседника подразумевает знание всех компонентов, из которых складывается впечатление. Основными из них являются: внешний вид (одежда, прическа, аксессуары); жесты, мимика; речь и поведение человека. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы 
 
1. Аверченко Л.К. Психология управления: Практикум для руководителей и менеджеров по управлению персоналом / Л.К. Аверченко, З.А. Парфенова. - Новосибирск: СибАГС, 2003, 251 с. 
 
2. Карташова Л.В. Организационное поведение: Учебник / Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина. - М.: Инфра-М, 1999. - 220 с. 
 
3. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник. - СПб.: Союз, 2000. - 576 с. 
 
4. Ромашов О.В. Социология и психология управления: Учеб. пособие / О.В. Ромашов, Л.О. Ромашова. - М.: Экзамен, 2002. - 512 с. 
 
5. Спивак П.А. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. - СПб.: Питер, 2000. - 416 с.

 

 


Информация о работе Управление поведением в организации