Управление рисками в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 05:20, курсовая работа

Описание работы

При политической и экономической нестабильности степень риска значительно возрастает. В современных российских условиях проблема усиления непредсказуемости весьма актуальна, что подтверждается данными о росте убыточности предприятий промышленности. Причем она актуальна как для всех участников внешнеэкономической деятельности страны, так и для других государств, связанных с ней рыночными отношениями.

Содержание работы

Введение..........................................................................................................................3
Глава 1. Методические основы управления рисками
1.1. Риски в системе менеджмента, понятие, определение, значение……………..5
1.2. Классификация рисков…………………………………………………………...7
1.3. Процесс управления рисками…………………………………………………..12
Глава 2. Политика управления рисками в организации
2.1. Организационно-экономическая характеристика объектами исследования..21
2.2. Анализ факторов и причин возникновения рисков в организации………….26
2.3. Анализ действующей системы управления рисками…………………………29
Глава 3. Разработка и реализация программы по снижению рисков
3.1. Особенности принятия решений в условиях риска…………………………..32
3.2. Организационно-экономические мероприятия по снижению рисков………33
Выводы……………………………………………………………………………….36
Литература………………………………………………………………………….38
Приложение………………………………………………………………………….39

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине основы менеджмента на тему- «Управ.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

 

Глава 2. Политика управления рисками в организации

2.1. Организационно-экономическая  характеристика объектами исследования

Проблему управления рисками я решил рассмотреть на деятельности фирмы, в которой я работаю уже 2 года. По организационно-правовой форме фирма относится к коммерческим организациям на праве собственности и является хозяйственным обществом. Полное наименование фирмы ООО «MBM».

г. Москва – один из крупнейших производителей рулонных наплавляемых кровельных материалов, строительных мастик, герметиков. А также в компании «МВМ» создано специальное подразделение, которое производит материалы строительной химии:

    • полимерные покрытия пола,
    • фасадные покрытия,
    • материалы для антикоррозионной защиты металла,
    • материалы для защиты минеральных поверхностей,
    • полиуретановые клей для промышленности и т.д.

Полное наименование компании «MBM» - Modern building materials (в переводе с английского языка - современные строительные материалы). Компания образовалась в 1994 году, имеет два завода в г. Москва, г. Санкт-Петербург. Представительства компании открыты во многих крупных городах России: Казань, Ростов-на-Дону, Тула, Екатеринбург, Ижевск, Новосибирск и др.

В Московской обл. в г. Зеленоград представительство успешно работает с 2004 года. Фирма «MBM-Зеленоград» зарегистрирована по адресу в городе Зеленоград: ул. Алабушевская, 6а, она арендует офисные и складские помещения здесь, на базе «Зеленоградской коммерческой компании». Данное место расположения выбрано не случайно. Перечислим некоторые из преимуществ. Во-первых, это крупная база, где можно приобрести любые товары: строительные и отделочные материалы, товары бытовой химии, косметика, продукты, вино-водочные изделия и многое другое; а покупателю удобно брать всё в одном месте. Во-вторых,  офис (выписка документов) и склад (отгрузка продукции) находятся на одной территории – покупателям удобно оформлять документы и отгружаться в одном месте, а не разъезжать по всему городу. В-третьих, удобный подъезд на базу, большая парковка, т.к. здесь преимущественно грузятся машины крупногабаритные (5, 10, 20-ти тонники).

Фирма «МВМ» на рынке строительных материалов появилась одна из первых и охватывает такие регионы как Московская область и Республика Коми. Основным видом деятельности компании является продажа (сбыт) современных наплавляемых рулонных кровельных и гидроизоляционных материалов, строительных мастик (битумные и полимерно-битумные), герметиков (бутил-каучуковые), производимых головной компанией в г. Москва. Продаваемый товар (кровля, мастики, герметики) является сезонным (весна-осень), т.к. зимой строительство почти не ведется, а если и ведётся, то в небольшом количестве. В основном зимой осуществляются отделочные работы, материалы по которым в ассортименте компании представлены преимущественно полимерными покрытиями пола.

Организационная структура управления фирмы «МВМ-Зеленоград» является линейно-функциональной  (рис. 7), основанная на сочетании преимуществ линейной и функциональной форм, где линейный руководитель отдает распоряжения и принимает решения при участии и помощи функциональных служб (штабов). Общее число работников организации составляет 12 человек. Структура сохраняет принцип единоначалия, где линейный руководитель устанавливает очередность в решении комплекса задач, определяя тем самым главную задачу на данном этапе, а также время и конкретных исполнителей. Это наиболее универсальная форма организации управления, которая до настоящего времени остается основной.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7. Схема структуры управления ООО «МВМ-Зеленоград»

 

В структуре фирмы директор (линейный руководитель) имеет в подчинении несколько функциональных служб (штабов):

  • Главный бухгалтер непосредственно ведет бухгалтерский учет деятельности организации, связан с менеджерами по сбыту, которые осуществляют выписку первичных документов с их последующей передачей бухгалтеру.
  • Юрист выполняет юридическую функцию, связан с начальником отдела продаж, в обязанности которого входит составление договоров на поставку товаров с последующей их корректировкой у юриста.
  • Маркетолог ведет анализ рынка строительных материалов путем отслеживания деятельности конкурентов, запросом их прайс-листов и т.д., кроме того, он занимается продвижением фирмы, её продукции на рынке строительных материалов, то есть рекламной деятельностью фирмы: СМИ (газеты, журналы, TV, радио и т.п.), выставки, семинары, рассылка, акции, дизайн фирменного стиля, разработка рекламных модулей и т.д. Маркетолог предоставляет информацию о ценах на рынке начальнику отдела продаж, который занимается формированием конкурентоспособных прайс-листов, тем самым они связаны друг с другом.

Начальник отдела продаж находится под влиянием директора и имеет у себя в подчинении менеджеров:

  • По снабжению, который занимается пополнением недостающих материалов на складе, выполняет функции логиста, то есть осуществляет наем транспорта по доставке товаров на склад; поиск поставщиков материалов.
  • По сбыту, которые ведут поиск потенциальных клиентов, прием, обработку заявок на поставку стройматериалов, выписывают первичные документы, контролируют сделки.

Начальник отдела продаж ответственный за склад, имеет в подчинении кладовщика, который является материально-ответственным лицом, осуществляет приход, отгрузку материалов со склада с помощью грузчиков, разгружающих/загружающих машины с материалами.

Показатель  без НДС

2011 г

2012 г

2013 г

1

Выручка от продажи товаров

9 014 743,76

11 542 890,68

14 612 490,00

2

Себестоимость проданных товаров 

-6 934 418,28

-8 788 764,19

-10 952 105,74

3

Валовая прибыль 

2 080 325,48

2 754 126,49

3 660 384,26

4

Расходы на продажу

-1 668 691,38

-1 953 398,96

-2 250 658,64

5

Прибыль/убыток от продаж

411 634,10

800 727,53

1 409 725,62

6

Прочие доходы

(штрафы  по договорам)

3 046,15

0,00

0,00

7

Прочие расходы (услуги банка)

-5 673,00

-6 712,00

-8 033,00

8

Прибыль/убыток до налогообложения

409 007,25

794 015,53

1 401 692,62

9

Налог на прибыль, 24%

-98 161,74

-190 563,73

-336 406,23

10

Чистая прибыль/убыток

310 845,51

610 163,80

1 073 319,39

 

Маржа/наценка

0,23

0,24

0,25

 

Рентабельность (продаж)

0,05

0,07

0,10

 

Рентабельность (чистой прибыли)

0,03

0,05

0,07




Для более полного представления о деятельности фирмы рассмотрим бюджет фирмы за последние три года (ведомость прибылей и убытков), представленный в таблице 3. Все показатели берутся преимущественно без НДС – 18%, т.к. это косвенный налог, который в бухгалтерии не учитывается, но опирается на её результаты. В таблице приведены показатели и их величина за 2005-2007 года.

Таблица 3. Ведомость прибылей и убытков за три года

  • Выручка от продажи товаров по действующим продажным ценам на отчетный период.
  • Себестоимость проданных товаров по действующим закупочным ценам на отчетный период.
  • Валовая прибыль рассчитана на основании двух предыдущих показателей (выручка – себестоимость).
  • Расходы на продажу включают в себя затраты, связанные с реализацией товаров: заработную плату (оклад + дополнительные выплаты, премии, %), офисные и складские расходы (аренда + экспл. затраты, текущее содержание, плановый ремонт), транспортные затраты (ж/д, авто), амортизация (спецодежда, спецобувь, оборудование и оргтехника, мебель и предметы интерьера), потери от недостачи, уценки, брака товара, реклама (СМИ, наружная, полиграфия), маркетинговые мероприятия (статьи, выставки, семинары, рассылка, акции), канцтовары, командировочные и представительские расходы, обслуживание кассового аппарата, почтовые услуги, связь ГТС, интернет, праздничные мероприятия и т.д.
  • Прибыль/убыток от продаж рассчитан на основании двух предыдущих показателей (валовая прибыль – расходы на продажу).
  • Прочие доходы отражают штрафы по договорам.
  • Прочие расходы, не связанные с реализацией товаров, отражают услуги банка.
  • Прибыль/убыток до налогообложения рассчитан на основании трех предыдущих показателей (прибыль от продаж + прочие доходы – прочие расходы).
  • Налог на прибыль начисляется непосредственно на полученную прибыль в размере 24%.
  • Чистая прибыль рассчитывается путем вычитания налога на прибыль из прибыли до налогообложения.

Проанализировав все показатели можно  говорить о том, что в целом  фирма работает с прибылью, которая  с каждым годом постепенно увеличивается. Маржа/наценка рассчитана путем деления валовой прибыли на выручку и примерно одинакова 23-25%. Показатели рентабельности тоже равновелико увеличиваются, что говорит о росте объемов продаж и увеличении прибыли. Рентабельность продаж рассчитана путем деления прибыли от продаж на выручку и колеблется 5-10%. Рентабельность чистой прибыли рассчитана путем деления чистой прибыли на выручку и колеблется 3-7%.

 

2.2. Анализ факторов  и причин возникновения рисков  в организации

Неопределенность достижения того или иного результата хозяйственной деятельности предприятия предопределена влиянием экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) факторов.

К экзогенным факторам неопределенности относятся:

  • политическая нестабильность, социально-экономическая напряженность, национальные, межэтнические столкновения;
  • региональные и отраслевые особенности развития;
  • неустойчивость финансового рынка и национальной валюты, инфляция;
  • потребность в инвестициях, потребительский спрос.

Эндогенные  факторы неопределенности непосредственно зависят от деятельности предприятия и обусловлены невозможностью точного прогнозирования ее основных параметров. К ним относятся изменения:

  • технологии и структуры основных производственных фондов, их функционального и экономического износа;
  • емкости рынка сбыта, объемов производства, конкурентоспособности предприятия;
  • постоянных и переменных издержек, рентабельности производства, доходности инвестированного и собственного капитала;
  • источников финансирования деятельности предприятия, стоимости заемного, привлеченного и размещенного капитала.

Эндогенные факторы  неопределенности на предприятии связаны  с изменением переменных, определяющих уровень рентабельности и доходности капитала, и порождают ряд рисков в области финансирования производственно-хозяйственной  деятельности предприятия.

Ни одна организация не застрахована от рисков. И внешние и внутренние факторы оказывают влияние на хозяйственную деятельность предприятия. Анализирую причины возникновения  рисков на примере конкретной организации ОАО «MBM» можно заметить следующие наиболее характерные для нее риски:

  • На сегодняшний день в связи с финансовым кризисом в России идёт перераспределение денежных средств на рынке капитала (отток национального капитала). Банки стали меньше выдавать кредитов населению, организациям → снижаются объемы продаж → производители вынуждены снижать цены на продукцию → неполучение желаемого дохода, тем самым возникает финансовый риск.
  • К коммерческим можно отнести риски, связанные с взаимоотношениями торговых партнеров в процессе сделки: неисполнение договорных обязательств контрагентом по сделке, невозврат кредита. В связи с финансовым кризисом строительные организации не могут рассчитаться с поставщиками стройматериалов в указанные сроки по договорам рассрочки платежа, которые в свою очередь уже бояться рисковать, отгружать товар без оплаты. Получается заколдованный круг: не предоставишь покупателю рассрочку платежа – можешь потерять клиента, но риск слишком велик, пугает страх невозврата денежных средств за отгруженный материал.
  • С каждым годом конкуренция становится все более сильной, появляются новые производители битумных материалов, что ведёт к снижению объема продаж.
  • Инновационный риск, связанный с нереализацией или неокупаемостью нововведения (товар/услуга/новая технология), на разработку которого тратятся значительные денежные суммы. Любой товар, появившись на рынке, прежде не знакомен покупателю, идет его раскрутка, затем, укрепившись на рынке, продажи этого товара встают на поток, в определенный момент наступает его избыток, а затем спад товара, таким образом, рано или поздно товар «уходит с рынка», его заменяют более новые, технологически усовершенствованные товары. В нашей компании происходит примерно это же. Изначально компания производила пергамин и рубероид, доходы населения постепенно растли – на смену прежним материалам пришли наплавляемые кровельные, в настоящий момент битумные материалы постепенно сменяются полимерными мембранами для кровли и гидроизоляции.
  • Пометим, что фирма ООО «МВМ-Зеленоград» не является производителем, осуществляет непосредственно сбыт продукции, выпускаемой головной компанией «МВМ». В связи с этим, есть место торговым рискам, примером могут служить несвоевременная поставка товара – клиент в следующий раз может обратиться уже не к нам, а к нашим конкурентам; задержки платежей.
  • Что касается природных рисков, они не зависят от деятельности человека, поэтому их опасность испытывают все хозяйствующие субъекты.
  • Транспортные риски непосредственно связаны с нашей компанией. Сюда отнесем риск потерь, связанных с автоперевозкой – простой автотранспорта, отклонение от графика доставки, порча товара при транспортировке. Риск возникает когда фирма ООО «МВМ-Зеленоград» везет на склад в г.Зеленоград товар, производимый головной компанией «МВМ» из г.Москва, когда фирма осуществляет доставку товара до покупателя.

Информация о работе Управление рисками в организации