Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 12:41, курсовая работа
Целью настоящего курсового проекта является изучение процесса управления стратегическими изменениями.
Предметом настоящего исследования являются стратегические изменения.
Объектом настоящего исследования является особенности управления процессом стратегических изменений.
Управление стратегическими изменениями
СОДЕРЖАНИЕ
Система менеджмента — главное средство разработки и практического осуществления общей программы развития организации и реализации ее стратегии. Конечная цель системы менеджмента — выполнение миссии и стратегии организации.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что:
во первых, изменения в деятельности компании происходят ежеминутно, и очень хорошо, когда эти изменения происходят в рамках выбранной стратегии. Дл этого ими надо управлять, принимая ответственные решения.
Во вторых, импульсом управленческого решения является необходимость снижения остроты или полного снятия проблемы, т. е. приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.
Таким образом можно утверждать, что в современных условиях изучение вопросов эффективного управления изменениями и использование выявленных закономерностей в повседневной практике является насущной необходимостью для организаций всех форм собственности.
Целью настоящего курсового проекта является изучение процесса управления стратегическими изменениями.
Предметом настоящего исследования являются стратегические изменения.
Объектом настоящего исследования является особенности управления процессом стратегических изменений.
В свете вышеизложенного определим круг задач:
Структура работы включает в себя введение, две главы с соответствующими подразделами, заключение, список использованной литературы.
В процессе реализациищстратегии выделяют отдельный этап стратегическихдизменений, который являетсялосновным и решающим.
Разумеется, стратегическиелизменения — это не самоцель. В реальной бизнес- практике существует множестводпримеров долгого и вполне удачноголфункционирования различныхдбизнесов в соответствии с одной и той же стратегией, т.е. по существу без каких-либодзначимых изменений.1
Подобные бизнес-ситуации характеризуютсяддвумя основными моментами. Во-первых,лстабильность бизнесадозначает выбор эффективной стратегии.
Во- вторых, хотядтакие ситуациидпредставляют собой объект
стратегическоголуправления, но они не являются предметом
стратегическогодразвития, обусловленноголсоответствующим
Стратегическиелизменения организации, адекватныедизменениям ее внешней конкурентной среды, — это объективная необходимость.
Актуальность такихдизменений связана с объективными современнымидтенденциями, которые определяют ближайшую долгосрочную перспективудразвития рынка.
Следовательно, стратегическиелизменения — это основное конструктивное
содержаниеллюбой стратегии. Именнодстратегические изменениядявляются главными носителями новогодкачества в ходе развития организации,
и именножстратегические изменениядпредставляют собой ключевойлобъект управления в процессе реализации
как каждой специализированнойлстратегии,
Любое изменение означаетлперевод объектадизменений из одного состояния в другое.
Стратегическиежизменения переводят организацию издодного ее стратегическогодсостояния в другоелстратегическое состояние. И прижэтом собственно стратегическоелразвитие организациижзаключается в изменениидкачества ее деятельности в результате цепочки таких последовательныхдпереходов. Причемдэффективное стратегическое развитиелорганизации характеризуетсядтем, что в ходежпостоянного процессадперехода от одногодсостояния к другомужпроисходит неуклонный рост ее качества.
Основные области изменений. Для реализациидстратегии необходимо, чтобы изменения былидосуществлены во всех соответствующихдобластях и аспектахлдеятельности данной организации.2
Традиционно к основнымжобластям стратегическижизменений относят следующие:
• информирование и мотивация персонала;
• лидерство и стиль менеджмента;
• базовыедценности и корпоративнаядкультура;
• организационная и другие структуры;
• финансирование и иноежресурсное обеспечение;
• компетенция и навыки.
Рассмотримжкраткие характеристики и некоторыедметодические рекомендации, связанные с реализациейдстратегических изменений в каждой из указанныхдобластей деятельности.
1. Информирование и мотивация персонала
Реализациядстратегических изменений — этожочень сложный и тонкий процесс. А персонал— этодосновной капитал и главнаяжценность современной организации.
Поэтому, во-первых, надо с тойдили иной степенью глубины и детализации подробножинформировать о новой стратегии и соответствующихжизменениях весь персоналжорганизации.
Наряду с подсистемойжматериального вознаграждения на эффективнуюжреализацию стратегическихжизменений должныэбыть нацелены и другие подсистемыдпоощрения, а также вся система мотивациидперсонала организации в целом.
2. Лидерство и стильжменеджмента
Весь менеджментжорганизации обязанжвыполнять роль подлинного лидера в реализации какдотдельных стратегическихжизменений, так и всей ихдсистемы в целом.
При этомдглавную и ведущуюжроль в самой системежлидирующего менеджмента должныжиграть высшиежруководители, т.е. в первуюэочередь сам директор организации, а также команда его единомышленников, состоящая из топ-менеджеров.3
3. Базовыежценности и корпоративнаядкультура
Базовые ценности потому и являются базовыми, что если они правильные и подлинные, то в своей основе они практически всегда должны оставаться неизменными.
В нормальнойд(этически правильной)эорганизации никакие стратегическиедизменения не должныжменять ее базовые ценности. А стратегические изменения надожприводить в соответствие с базовыми ценностями,ддоказывая их принципиальнуюдадекватность и показывая новые грани и аспектыжвсе тех жедценностей.
Любаядорганизация — это прежде всегож«человеческая система», особый живойжорганизм. Иногдажорганизационную структуруэназывают «скелетом» организации, а еедкорпоративную культуру — «душой» организации. Изжтакого сравненияжотносительно легко понять исключительнуюжважность полноценного согласованияжкаждого стратегическогодизменения с существующейжкорпоративной культурой, а также и особуюжсложность, тонкость и деликатностьжтаких «душевных» взаимодействий.
4. Оргструктура и другиежструктур
В Россиидраспространено мнение, чтожлюбое развитие, а темжболее реформированиеднадо начинать с техдили иных организационно-структурныхдпре
Поэтомужнеобходимо подчеркнуть, чтожсовременное стратегическое управлениедпроблему первичности в пареж«стратегия — структура» решает однозначно: стратегиядпервична подотношению к общей организационной, а также к любойддругой структурежорганизации.
Некоторыеэавторитетные специалисты4 дажеэвыделяют данную позицию в особый принцип стратегическогожменеджмента. Следовательно, остаетсяжтолько добавить, что в полноедсоответствие с новой стратегией посредством адекватных изменений должны приводиться: оргструктура организации, структура ее системы управления, финансовая структура, а также все другие ее структуры.
5. Финансирование и иное
Особое значение финансовой позиции, т.е. полноценного обеспечения необходимым финансированием как каждого отдельного стратегического изменения, так и всей их системы в целом представляется достаточно очевидным. Хорошим средством выполнения такой финансовой позиции является так называемый «стратегический бюджет», т.е. особый — отдельный и целевой — бюджет организации.
Стратегические изменения наряду с финансированием должны быть полностью обеспечены и всеми другими необходимыми ресурсами.
6. Компетенция и навыки
Стратегические изменения должны быть адекватно закреплены в профессиональных навыках соответствующих специалистов организации.
При этом особое значение имеют адекватные изменения в так называемой «ключевой компетенции» (Core Competence) организации, так как именно с такими изменениями в первую очередь связано повышение ее тактической конкурентоспособности и усиление стратегического конкурентного преимущества.5
Существует много разных концептуальных подходов к управлению реализацией стратегических изменений. Но при этом все они имеют и некоторые общие моменты. Поэтому сначала будет полезно дать общее представление о методической общности таких подходов.
Одним из них является системный стратегический переход организации посредством определенных стратегических изменений из одного качественного состояния в другое. Сам же стратегический переход как определенный процесс деятельности осуществляется через адекватное управление, т.е. с помощью системы управления процессом реализации стратегических изменений.
При этом на практике переход организации из одного качественного состояния в другое никогда не происходит просто и гладко, а требует творческих усилий всех ее специалистов.
Реализация новой стратегии связана с преодолением сопротивлений изменениям внутри самой организации.
Особенности преодоления самым тесным образом связаны со спецификой различных подсистем и аспектов деятельности организации, например, такими, как: мотивация персонала на стратегические изменения, адаптация под новую стратегию корпоративной культуры, обеспечение адекватного финансирования и т.д.
В «живой» бизнес-практике существует много разных подходов к управлению процессом реализации стратегических изменений. А значит, существует и множество различных классификаций и описаний этих подходов.
Поэтому, чтобы не «утонуть» в таких описаниях и остаться в рамках поставленных учебных целей, ограничимся лишь отдельными примерами.
Выделяют пять основных подходов, в которых в качестве главного признака, характеризующего все типовые подходы, отмечен управленческий стиль лидера и/или команды топ-менеджеров организации.
В соответствии с теорией парадигмы «Менеджмент—Обучение» (или «Обучающейся Организации»/Learning Organization), например, по П. Сенгу6, обучающаяся организация никогда не осуществляет стратегические изменения спонтанно, а, наоборот, занята постоянным их поиском, а также обучением тому, как такие изменения лучше находить и внедрять в свою деятельность практически.
Таким образом, в обучающейся организации наряду с обучением современному менеджменту происходит и процесс постоянного обучения как методу «нахождения» (т.е. разработки эффективных стратегических изменений), так и навыкам их наиболее рациональной реализации в бизнес-практике.
В соответствии с концепцией «Менеджмент—Обучение», главный элемент в управлении реализацией стратегических изменений — это эффективное обучение персонала организации.
К ключевым элементам такого обучения относятся:
• обучение в команде;
• научение способности находить общее стратегическое видение будущего организации, а также обучение способам его достижения;
• обучение умению находить и избавляться от всего отрицательного в деятельности организации, включая то, что препятствует ее развитию;
• научение персонала практическим навыкам как важнейшему активу организации;
• обучение системному мышлению, которое интегрирует все аспекты деятельности организации, включая стратегический.
Содержательные моменты, представленные в настоящем подразделе, в соответствии с базовым определением стратегии должны быть оформлены в программу действий.
В табл. 1 представлена программа мероприятий по управлению стратегическими изменениями, которая составлена с учетом вышеизложенных концепций по работам И. Ансоффа.7
Представляемую программу — особенно для некоторых конкретных бизнес-ситуаций и соответствующих организаций - можно рассматривать как возможный вариант первичного формата Программы управления стратегическими изменениями.
Таблица 1. Программа управления стратегическими изменениями (первичный формат) (наименование организации) на период t-летней стратегии организации