Управление ускорением инновационного процесса на макро и микроуровнях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 06:58, контрольная работа

Описание работы

Инновация – (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».
Нововведение – это итоговый результат создания и освоения внедрения принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющего обществом и дающего ряд эффектов.

Содержание работы

Понятие и сущность инновационного процесса на макро и микроуровнях 3
Основные этапы, их характеристика и взаимосвязь 4
Обоснование необходимости ускорения инновационного процесса в современных экономических условиях 8
Методы и инструменты управления ускорением инновационного процесса по этапам и уровням реализации 10
Проблемы 11
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

ОТПР_Innovacionnyii_menedjment_kontrolnaya_446818.docx

— 51.92 Кб (Скачать файл)

На макроуровне хозяйствующей системой нами признана экономика страны в целом, с присущими ей проблемами, перспективами и тенденциями экономического развития.

Для хозяйственных систем на макро-, мезо- и микроуровне характерны инновационные процессы. Основную роль в повышении инновационной активности хозяйственных систем играет выбор и реализация направлений ее инновационного развития. Интеграция в мировое экономическое пространство возможна только на основе динамического развития инновационных процессов.3

Интенсивность развития российской экономики напрямую зависит от скорости и качества модернизации промышленности страны. Совершенствование деятельности промышленного сектора состоит из поэтапного инновационного преобразования его отдельных субъектов - производственных предприятий малого бизнеса, крупных промышленных комплексов, корпораций и т.д. Использование инноваций дает хозяйственным системам возможность эффективно конкурировать на рынке, привлекать новых потребителей, улучшать финансовые результаты работы.

Инновационное развитие, как статус научной категории, по нашему мнению, более детально раскрывает определение, данное Ю.А Кармышевым4, который характеризует его как особую инновационную направленность целей, путей их достижения, особую «настройку» механизма государственного воздействия на экономику и рыночную самоорганизацию, обусловленную преимущественной ориентацией звеньев всех сфер экономики на комплексное использование инноваций в производстве товаров и услуг, перераспределение форм и методов регулирования по результативности воздействия. В свете вышесказанного представляется закономерным, что инновационное развитие признано приоритетом абсолютного большинства экономик.

В. В. Путин еще в феврале 2008 года в выступлении на общественном совете указал: «Единственной реальной альтернативой является стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ - на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом.

Инновационное развитие актуально на всех уровнях управления, при этом на макроуровне происходит выделение национальных приоритетов инновационного развития и создание государственной организационно-экономической системы управления инновационными процессами по структуре их использования; на мезоуровне - формирование системы инновационного взаимодействия (бизнеса, государства, социума) и развитие инновационной деятельности в регионах; на микроуровне - создание финансовой системы стимулирования инновационных процессов с привлечением бизнеса и активизация инновационной деятельности на предприятиях промышленности.

В последние годы вышли многие законы и постановления, регламентирующие поддержку и развитие инновационной деятельности, стало проводиться достаточно большое количество форумов, конференций, направленных на стимулирование инновационной деятельности российского бизнеса. Правительство страны реализовало ряд важных мер в рамках инновационной политики - по улучшению инновационного климата страны, по стимулированию предприятий к инновациям, по развитию различных инструментов поддержки технологической модернизации, по введению налоговых и таможенных преференций для инновационных предприятий.

И, тем не менее, автором в ходе проведенных исследований выявлено, что при некоторых положительных преобразованиях в инновационной деятельности, тем не менее существует значительное количество серьезных проблем инновационного развития, которые автор систематизировал, структурировал и представил в таблице 1.  

 

 

Формулирование проблемы

Уровень

Характеристика

1

2

3

1. Информационная непрозрачность  при развитии инновационной деятельности

Макро-, мезо-

Недопонимание работниками организаций и самого населения страны, зачем и почему нам нужны те или иные нововведения, «нежелание» бизнеса рисковать и инновационно развиваться.

2. Низкий уровень развития  инновационной культуры.

Макро-

Слабая степень развитости так называемой инновационной культуры в российском обществе создает дополнительные препятствия для перехода к инновационной экономике. 
Ситуацию усугубляет отсутствие четкого понимания целей и задач, которые ставятся перед инновационной системой нашей страны.

3. Низкая мотивация, как  к разработке, так и финансированию  инноваций

Макро-, мезо-микро-

Отсутствие заинтересованности в инновациях или непонимание выгодности данного процесса, вследствие неотлаженной системы планирования. координирования и проектирования инновационной инфраструктуры

4. Проблема внедрения  результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство

Микро-

Неразвитость рынка инноваций, недостаток информации о потребности рынка в инновационной продукции Отсутствие эффективной системы управления финансами, недостатки в формировании службы маркетинга, обеспечении документооборота, позволяющего сформулировать правила работы предприятий инновационной направленности

5. Недостаточное финансирование  инновационного производства

Микро-

Связана с высокой стоимостью внедрения и освоения нововведений, а также долгосрочностью вложений  Недостаточность финансирования как фундаментальной, так и прикладной науки; дороговизна и сложность в получении финансовых ресурсов для компаний, осуществляющих инновационную деятельность Усугубляется недостаточным объемом собственных инвестиционных средств предприятий .


6. Отсутствие целенаправленной  политики в области инновационного  производства

Микро-

Отсутствие четких стратегий развития, коррупция; откаты чиновникам за предоставление государственных заказов

7. Проблемы повышения  эффективности использования научных  разработок

Микро-

Высокая стоимость внедрения и коммерческого освоения нововведений.

Отсутствие экономической целесообразности внедрения инновационных разработок в вследствие низкого прироста дохода.  По расчетам специалистов в среднем творческая активность 
изобретателей России составляет 1/40, т.е. всего лишь один патент 
выдается на сорок специалистов, а инновационная эффективность в сфере НИОКР России составляет 1/1600. 

8. Отсутствие четко сформулированного  федерального проекта по формированию  инновационной системы. 

Макро-

В регионах нет четкого понимания разделения функций между федеральной и региональной властями, относительно совместного стратегического развития региональной и национальной инновационных систем.

9. Отсутствие института  экспертов в сфере создания  инновационных систем.

Микро-

Связано с отсутствием апробированных моделей национальной и региональных инновационных систем.

10. Отсутствие национальной  определенности результатов научных  исследований и разработок

Макро-

Сфера действия закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации» от 24.07. 1998 г. №832оказалась шире чем надо, поскольку позволяла трактовать как инновацию любое усовершенствование, даже приобретение нового оборудования. Поскольку речь идет о повышенном государственном внимании и льготах, под эти понятия пытались подвести все, что угодно. Это привело к колоссальным финансовым потерям и, в результате, к отмене или блокированию практически всех льгот для субъектов научно-технической деятельности.

11. Нехватка качественных  специалистов различных отраслей  промышленности

Мезо-

Замедление инновационных процессов вследствие отсутствия умения и навыков работы с новыми товарами, технологиями, методами организации и управления. Нехватка управленцев высокого уровня.

Снижение стимулирования научного труда и падение престижа научной деятельности, отток ученых и специалистов за рубеж или переход в структуры, не связанные с инновационной деятельностью. Упадок российской науки

12. Отсутствие взаимосвязей  при организации инновационных процессов

Макро-

мезо-

микро-

Слабый уровень взаимодействия между наукой и бизнесом, недостаточная координация между государственным и частным сектором в разработке приоритетов научно-технического и инновационного развития и мер их реализации.

13. Недостаток информации  о производственных возможностях  промышленных предприятий, регионов  и степени их участия в производственной  кооперации;

Мезо-

микро-

Отсутствие механизмов стимулирования предприятий и организаций в процессах производственной кооперации, четко выраженных инициатив по формированию межрегиональных промышленных кластеров.

14. Отсутствие глубокого  понимания сущности инновационного  развития

Макро-

Мотивация к развитию экономики страны невозможна без конкретных гарантий государства и бизнеса в дальнейшей востребованности специалистов, в их достойном заработке, хороших условий труда и социальной защищенности.


 

 

 

4. Проблема внедрения  результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство

Микро-

Неразвитость рынка инноваций, недостаток информации о потребности рынка в инновационной продукции Отсутствие эффективной системы управления финансами, недостатки в формировании службы маркетинга, обеспечении документооборота, позволяющего сформулировать правила работы предприятий инновационной направленности

5. Недостаточное финансирование  инновационного производства

Микро-

Связана с высокой стоимостью внедрения и освоения нововведений, а также долгосрочностью вложений  Недостаточность финансирования как фундаментальной, так и прикладной науки; дороговизна и сложность в получении финансовых ресурсов для компаний, осуществляющих инновационную деятельность Усугубляется недостаточным объемом собственных инвестиционных средств предприятий .




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

 

Таким образом, в условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах.

Успешность адаптации российских фирм к инновационной экономике во многом зависит от решения общих проблем по созданию благоприятных предпосылок для развития инновационной инфраструктуры на всех уровнях управления национальным инновационным развитием (микро, мезо- и макроуровень).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бовин А.А. и др. Управление инновациями в организациях. – М.: Омега-Л, 2011.
  2. Основы инновационного менеджмента. /Под ред. В.К. Коссова. – М.: Магистр, 2009. 
  3. Гершман М.А. Инновационный менеджмент. – М.: Маркет ДС, 2010.
  4. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2008.
  5. Управление знаниями в инновационной экономике. – М.: Экономика, 2009.  Управление инновационными проектами. /Под ред. В.Л. Попова. – М.: ИНФРА-М, 2009. 
  6. Инновационный менеджмент. /Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  7. Инновационный менеджмент. /Под ред. Л.Н. Оголевой. – М.: ИНФРА-М, 2009. 
  8. Науменко Я. Н., Ровенская В. В., Яковенко М. Н. Проблемы инновационного развития экономики. - Режим доступа: http: // www.be5.biz/ekonomika1/r2012/2300.htmБаранчеев В.П. и др. Управление инновациями. – М.: Юрайт, 2011.
  9. Дополнительная литература:  7 нот менеджмента. Лучшая практика инноваций. – М.: Эксперт РА, 2009. 
  10. Антонов И. Ю. Инновационное развитие экономики России: состояние, перспективы : монография. М.: Интеграция, 2012. 251 с.
  11. 144. - Режим доступа: http://www.centerinno.ru/materials/library/08-2

1 Ветров Н. П., Зыкова М. Е., Шманев С. В. Проблемы формирования инновационного развития экономики России // Вестник научно-исследовательского института развития профессионального образования. Серия «Экономика и управление». Вып. 1, 2009. С. 136-

2  Строева О. А. Исследование понятийного аппарата региональных экономических систем // Научные ведомости БЕЛГУ. 2010. №1. С. 23-32.

3 Науменко Я. Н., Ровенская В. В., Яковенко М. Н. Проблемы инновационного развития экономики. - Режим доступа: http: // www.be5.biz/ekonomika1/r2012/2300.htm

4  Кармышсв Ю. А. Инновационный тип развития как фактор динамизации социально-экономических процессов // Сборник научных трудов кафедры экономической теории ТГУ им. Г.Р. Державина. Вып. 1, 2002.


Информация о работе Управление ускорением инновационного процесса на макро и микроуровнях