Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:03, контрольная работа
Современная теория и практика менеджмента приобретают особое значение для российских предпринимателей. Во-первых, переход российской экономики на рыночные отношения требует изучения форм и методов управления на уровне основного хозяйственного звена – организации, производственного отделения. Практическое использование такого опыта в отечественных компаниях является одной из первоочерёдных задач совершенствования управления. Во-вторых, выход российских фирм на мировые рынки обуславливает необходимость изучения и знания практики менеджмента.
1.Введение…………………………………………………………………….. 3
2. Понятие внешнеэкономической деятельности предприятия
2.1 Основные положения внешнеэкономической деятельности………….. 4
2.2 Способы проникновения на зарубежные рынки……………………….. 4
3. Методы управления ВЭД…………………………………………………. 7
3.1 Организационные методы……………………………………………...... 7
3.2 Экономические методы……………………………………………….... 10
4.Заключение………………………………………………………………... 27
5.Список использованной литературы……………
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Новосибирский государственный аграрный университет
Экономический факультет
Кафедра менеджмента
Контрольная работа на тему:
«Управление внешнеэкономической деятельностью»
Выполнила студентка 2 курса Группа 4208 Сысоева Кристина Проверила: Ожогова О.В.
Новосибирск-2012 Содержание
1.Введение…………………………………………………… 2. Понятие внешнеэкономической деятельности предприятия 2.1 Основные положения внешнеэкономической деятельности………….. 4 2.2 Способы проникновения на зарубежные рынки……………………….. 4 3. Методы управления ВЭД…………………………………………………. 7 3.1 Организационные методы……………………………………………...... 7 3.2 Экономические методы……………………………………………….... 10 4.Заключение……………………………………………… 5.Список использованной литературы…………………………………..... 28
Введение
Одним из важнейших конкурентных преимуществ современных компаний является менеджмент. Рационально организованное управление бизнесом, быстрота инновационных процессов позволяет многим компаниям динамично развиваться и занимать лидирующие позиции. В современном мире это одно из основных условий успешного развития бизнеса. Современный этап развития мировой экономики и бизнеса характеризуется процессами глобализации. На мировом рынке господствуют международные компании. Всё это требует новых подходов к управлению бизнесом. Теперь полем деятельности компании являются не отдельно взятые страна или регион, а практически весь мир. Совершенно очевидно, что изменяются и принципы управления. Менеджмент становится международным. Современная теория и практика менеджмента приобретают особое значение для российских предпринимателей. Во-первых, переход российской экономики на рыночные отношения требует изучения форм и методов управления на уровне основного хозяйственного звена – организации, производственного отделения. Практическое использование такого опыта в отечественных компаниях является одной из первоочерёдных задач совершенствования управления. Во-вторых, выход российских фирм на мировые рынки обуславливает необходимость изучения и знания практики менеджмента.
Понятие внешнеэкономической деятельности предприятия
Основные положения внешнеэкономической деятельности:
В современных условиях демонополизации внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предприятие – основное звено внешнеэкономического комплекса страны. В соответствии с действующим законодательством предприятия – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в определенном порядке для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. [2]Согласно действующему законодательству предприятия имеет право самостоятельно определять формы, методы и объемы работы на внешнем рынке. ВЭД предприятий - это сфера
хозяйственной деятельности, связанная
с международной ВЭД вправе осуществлять объединения,
предприятия и организации Для осуществления 1) государственная регистрация
предприятия по месту 2) встать на учет в налоговом управлении по месту регистрации; 3) получить в установленном порядке печать, штамп; 4) зарегистрироваться в государственном реестре; 5) рублевый и валютный счета в любом акционерном коммерческом банке. Вновь созданному предприятию не следует начинать свою деятельность с внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами; необходимо накопить определенный опыт, работая на внутреннем рынке, а также со станами СНГ.
Способы проникновения на зарубежные рынки:
В современных условиях можно выделить три основных способа проникновения на зарубежные рынки:[2] 1. Создание собственной сбытовой сети - при выборе этого способа проникновения на зарубежные рынки необходимо хорошо знать рынок, возможно, иметь там постоянных представителей, которые являются сотрудниками данной фирмы-экспортера, хорошо знают ее продукцию, защищают интересы своего предприятия и т.д. Такой способ работы на зарубежных рынках оправдывает себя, если объемы реализации продукции достаточно велики, что позволяет окупать те затраты, которые необходимы на создание собственной сети сбыта. Преимущество такого способа работы состоит в том, что предприятие-экспортер имеет достаточно детальную информацию о рынке и может оперативно контролировать и управлять реализацией товара на этом рынке. 2. Использование независимых торговых, сбытовых посредников - целесообразность этого способа несомненна при внедрении на новые рынки, когда собственная система сбыта еще не создана, а, может быть, создание ее неэффективно или требует больших затрат. Особое значение имеет использование независимых посредников в случае, когда предприятие заинтересовано в обеспечении потребителя сопутствующими услугами, которые оно не в состоянии оказывать самостоятельно, тогда как сбытовые фирмы занимаются оказанием таких услуг. Работа через торговых посредников требует от предприятия тщательной проработки вопросов передачи полномочий по экспорту товара, а также способов вознаграждения и ответственности за реализацию товара и других вопросов. Все это оговаривается в контрактах на оказание торгово-посреднических услуг. Всех торговых посредников, на долю которых приходится от половины до двух третей международного товарооборота, можно условно разделить на две группы: с переходом права собственности на продаваемый товар и без перехода права собственности. Часто крупные компании с целью проникновения на зарубежные рынки используют сбытовые сети, основанные на договорах с независимыми посредниками, лишь на первых этапах освоения рынка. На следующих этапах они зачастую стремятся превратить независимую систему сбыта в систему сбыта через зависимых, управляемых посредников, формируя вертикальные маркетинговые системы. Это имеет особое значение для рынков, которые играют первостепенную роль для предприятия-экспортера. 3. Создание товара полностью или частично в стране, на рынок которой стремится предприятие - такой способ целесообразен, очевидно, если данный рынок для фирмы чрезвычайно перспективен и, кроме того, производство товара на месте может дать ощутимые экономические выгоды, в том числе экономию на транспортных издержках, таможенных пошлинах, обхода нетарифных ограничений, а также экономию производственных затрат (стоимости сырья, энергии, заработной платы, отчислений на социальное страхование и др.). Производя товар в стране потребления, предприятие в значительной степени повышает эффект от внешнеэкономической деятельности. Такой способ работы на внешних рынках позволяет в наибольшей мере получить выгоды от международного разделения труда. Однако необходимо хорошо знать законы страны, непременное условие — социально-экономическая стабильность. Для правильного определения стратегии работы фирме следует проанализировать, какова же реальная цена товара для потребителя и в чем состоит ее основное отличие от стоимости и ценности. Полная цена товара, с точки зрения покупателя, делится на две части. Первая представляет собой денежный эквивалент товара определенного качества, или ту самую сумму, которую покупатель уплачивает продавцу за товар. Вторая часть цены — это сопутствующие покупке затраты, которые несет покупатель (затраты по эксплуатации), за вычетом внешних эффектов (экономии), которые покупатель получает.
Методы управления ВЭД
Методы управления – это способы, приемы воздействия субъекта на объект управления (не исключая обратного воздействия объекта на субъект), руководителя на коллектив и коллектива на руководителя. Методы управления классифицируются по многочисленным признакам.[14] Так, выделяют методы прямого и косвенного воздействия. При использовании первых предполагается непосредственный результат воздействия, вторые же направлены на создание определенных условий для достижения конкретных результатов. Можно выделить методы формального и неформального воздействия. Их соотношение отражает характерные черты стиля управления. Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных законов, присущих системе управления, а также потребностей и интересов лица или лиц, на кого направлено воздействие. По этому признаку выделяют следующие методы управления.
Организационные методы:
Это методы управления, которые базируются на организационных законах и на организационных отношениях между людьми. В этой группе методов управления выделяют: [14]
Во всех странах внешнеэкономическая деятельность рассматривается как часть внешней политики государства, а также национальной экономической политики, поэтому подлежит регулированию со стороны государства. Государственное регулирование ВЭД осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Все разнообразие применяемых государством инструментов влияния на внешние экономические связи может быть определенным образом систематизировано. Во-первых, все меры могут быть разделены в зависимости от направленности действия на: защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и либерализационные (снижение ограничений во внешней торговле). Во-вторых, все меры в зависимости от характера воздействия могут быть разделены на административные (методы прямого ограничения экспорта и/или импорта – установление квот, лицензий и др.) и экономические (политика установления таможенных пошлин, сборов; система налогообложения, банковская процентная ставка, курс валют и др.). В третьих, в зависимости от характера и разновидности применяемых приемов регулирования ВЭД и согласно Закону РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» все меры могут быть разделены на:
К числу мер государственного регулирования ВЭД следует отнести различные формы стимулирования, поддержки экспорта. Для эффективного управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия нужна адекватная условиям его работы структура управления. Организационная структура управления внешнеэкономической деятельностью предприятия определяется, прежде всего, теми целями и задачами, которые она призвана решать. Наибольший опыт управления внешнеэкономической деятельностью накоплен в специализированных внешнеторговых организациях (ВТО). Ведущей структурной единицей ВТО является фирма, работа которой специализируется на торговле определенными товарами либо с группой стран. Возглавляет фирму директор и в зависимости от объема работы — несколько его заместителей. Функциональные отделы и службы, содействующие работе специализированных фирм и ВТО, можно условно разделить на три группы: 1. Группа отделов и
служб, осуществляющих
2. Группа отделов, занимающихся непосредственно маркетингом:
3. Группа отделов,
Иногда юридический и протокольный отделы, а также бухгалтерия и отдел кадров подчиняются непосредственно генеральному директору ВТО, выполняя те же функции. Создание такой разветвленной структуры управления ВЭД характерно для предприятий (организаций) независимо от их организационно-правовой формы, когда их деятельность целиком и полностью сосредоточена на внешних рынках. Однако количество таких предприятий, естественно, меньше, чем количество предприятий, занимающихся производством. На промышленных предприятиях, активно участвующих во внешнеэкономической деятельности, внешнеторговый аппарат существует в основном в двух формах: как часть внутрипроизводственной структуры в виде внешнеэкономического отдела (отдела внешнеэкономических связей) и как относительно самостоятельное подразделение в виде внешнеторговой фирмы. Организация коммерческих сделок в рамках ВЭД фирмы должна вестись с соблюдением нормативно-правовых актов (международных, СНГ; законов, указов, постановлений соответствующих органов; двусторонних государственных соглашений). Обязательным условием любой сделки должно быть полное знание системы налогообложения, системы конвертации валюты, уровня мировых и внутренних цен, а также наличие определенного опыта совершения внешнеэкономических операций.
Экономические методы:
Группа методов управления, основанных на сознательном использовании объективных экономических законов и категорий.[4] Включают методы: 1) экономического стимулирования, основанный на использовании принципов и способов оценки и стимулирования эффективности производства и труда, распределения (использования) прибыли и др.; 2) самоокупаемости, означающий, что предприятие (фирма и т.п.) должно покрыть свои расходы доходами, работать рентабельно; 3) ценообразования, включающий разработку и установление цен, которые должны выступать одновременно измерителями эффективности затрат и результатов хозяйственной деятельности, спроса и предложения; 4) финансирования, предполагающий организацию расчетов с поставщиками и потребителями, финансовыми и банковскими органами; 5) кредитования, предусматривающий создание условий, побуждающих предприятия рационально использовать кредиты, своевременно и полностью производить расчеты с банком, бюджетом и поставщиками. Суть экономических методов состоит в использовании экономических стимулов для активизации деятельности компании в нужном направлении и наращивания экономического потенциала предприятия в целом. [4] Определение экономической целесообразности намечаемой коммерческой сделки предполагает соблюдение следующих основных положений:
При разработке экономически целесообразного образа управления, например, при выборе стратегии выхода на внешний рынок фирма должна обязательно учесть ряд факторов, значительно влияющих на рынок того или иного товара. В первую очередь при внешнеторговом обороте необходимо учитывать макроэкономические показатели и характеристики страны, такие, как денежно-кредитная политика государства, налогообложение и таможенное регулирование, внешнеторговая политика, уровень инфляции, объем платежеспособного спроса. При выходе на внешний рынок важно также учитывать деятельность различных международных организаций, действие межгосударственных соглашений, в первую очередь деятельность ГАТТ (генеральное соглашение по тарифам и торговле), ВТО (Всемирная торговая организация). Важно также учитывать характеристики конкретного рынка, его структуру и тип конкуренции, особенности продаваемого товара (предмет роскоши, товар длительного пользования и т.п.). Особое место при изучении конкретного рынка необходимо уделить вопросу эластичности спроса. В соответствии с тем, в какой зависимости рассматривается эластичность, различают следующие ее показатели:
Эластичность на тот или иной товар зависит, прежде всего, от следующих факторов[10]: 1) группы товаров (предметы
первой необходимости, 2) степени насыщения рынка данным товаром; 3) возможности использования
товара (чем разнообразнее способы
использования товара, тем выше
прямые коэффициенты 4) срока изменения спроса
(спрос более эластичен в 5) сравнительной доступности аналогичных товаров; 6) частоты покупок (чем
чаще покупатель приобретает
товар, тем выше его Особое место при выборе стратегии занимает учет затрат на производство и реализацию продукции фирмы на рынке. При проведении любой стратегии на любом рынке фирма в конечном итоге должна получить прибыль, поэтому построение стратегии невозможно без рассмотрения величины и структуры затрат на производство. Основа учета затрат — калькуляция себестоимости продукции — является и его основной проблемой. Если прямые затраты (изменение которых пропорционально изменению объема производства) на товар рассчитать достаточно просто и обоснованность их отнесения на конкретную продукцию не вызывает сомнения, то рассчитать размер косвенных затрат (иначе называемых условно постоянными затратами, которые при изменении объема производства не изменяются или изменяются на незначительную величину), относящихся к данному конкретному товару, достаточно сложно, особенно при многономенклатурном производстве. Ключевой вопрос анализа затрат — построение системы их учета. Система учета должна прежде всего предоставлять точную информацию по всем видам затрат, позволяющую провести калькуляцию себестоимости товара и ее анализ. Принципиально выделяют четыре основных метода учета и калькуляции затрат: 1. Простое отражение затрат - производственные затраты отражаются по принципу бухгалтерского учета — затраты учитываются по статьям бухгалтерского учета или местам их возникновения. Метод очень прост в реализации, но с точки зрения управленческого учета не предоставляет необходимой информации, на его основе сложно проводить какой бы, то, ни было анализ. 2. Метод стандарт-кост - учет и калькуляция затрат производятся по уточненным, детализированным статьям калькуляции. По каждой статье устанавливается определенный норматив, далее учет производится по отклонениям реальных затрат от нормативных. При использовании данного метода сразу можно проанализировать затраты, разработать меры по снижению себестоимости и оперативно проконтролировать их эффективность. 3. Метод сокращенных затрат, или маржинал-кост — учет только переменных затрат. При использовании этого метода исходят из предположения, что невозможно точно определить объем косвенных расходов, которые должны быть отнесены на тот или иной вид продукции. Кроме того, при смене номенклатуры выпускаемой продукции на существующих основных фондах постоянные издержки не меняются, следовательно, поиск оптимальной структуры выпуска необходимо проводить на основании только прямых расходов. При условии, что в краткосрочном плане цена товара постоянна, такой метод оправдан. 4. Стандарт-маржинал-кост представляет собой объединение двух предыдущих методов — управление сокращенными (прямыми) затратами с учетом нормативов. Каждый товар или группа товаров может иметь свой особенный жизненный цикл. Он может быть короче обычного, как, например, в случае возникновения моды на тот или иной товар, или, наоборот, вследствие активных маркетинговых мероприятий, улучшения дизайна или эксплуатационных свойств товара жизненный цикл может быть продлен, или за стадией небольшого спада снова следует стадия роста. Теория жизненного цикла товара имеет и ряд исключений. Так, например, предметы роскоши практически не подвержены ее влиянию. Тем не менее, при разработке и реализации стратегии выхода на рынок конечных потребителей продукции рекомендуется учитывать, на какой стадии жизненного цикла товар находится в этот момент. На этапе внедрения рекомендуется придерживаться следующих основных принципов:
На этапе зрелости возрастает роль таких элементов маркетинга, как реклама, стимулирование продаж с помощью скидок и неценовых методов конкуренции. На этапе упадка в зависимости от свойств конкретного товара и других рыночных факторов фирма может выбрать один из следующих вариантов действий:
Существует теория, согласно которой реализация товара по этапам жизненного цикла относительно мирового рынка происходит следующим образом: на этапе внедрения товар реализуется преимущественно в стране его создания, на этапе роста география реализации товара охватывает все промышленно развитые страны, на этапе зрелости товар широко распространен по рынкам всего мира и на этапе спада реализуется и производится преимущественно в развивающихся странах.[5] Часто в процессе реализации товара необходимо изменить стратегию или какой-то ее элемент. Если изменения, которые планируется провести, значительны, необходимо разработать специальный план реализации этих изменений с соответствующей информационной поддержкой. Изменения, касающиеся старого товара, такие, как изменения позиционирования, целевого сегмента, каналов сбыта, чаще всего проводят постепенно, так как резкие изменения привычных потребителю стандартов негативно сказываются на отношении к данному товару или к фирме. Если необходимо провести изменения достаточно резко, можно прибегнуть к такому способу, как вывод нового товара, который фактически является небольшой модификацией уже существующего, при этом изменения могут касаться, например, упаковки или послепродажного обслуживания, и новая стратегия реализуется уже в отношении этого нового товара. Для прогнозирования реакции конкурентов можно проанализировать их текущее положение и интересы, финансовые и производственные возможности. Вероятность, что конкуренты вообще не среагируют на изменения, проводимые фирмой, тем выше, чем большее количество фирм оперирует на данном рынке, меньше информированность покупателей о товаре, больше товаров-заменителей. При этом конкуренты скорее последуют за снижением цен, чем за их повышением. Реакция покупателей, как на снижение, так и на повышение цен может быть неоднозначной. В случае повышения цен потребители могут связать его с высоким спросом на товар, хорошим качеством товара, повышенной ценностной значимостью и решить, что вскоре цена еще больше возрастет. Однако в отношении товаров производственного назначения повышение цены может быть рассмотрено, как желание продавца получить дополнительную прибыль, что не является с точки зрения покупателя справедливым. В случае снижения цен покупатели могут решить, что товар плохо продается, качество товара снизилось, у продавца возникли финансовые проблемы. При изменении цен можно использовать скрытые и явные скидки. Скидки позволяют проводить более гибкую ценовую политику, не меняя стратегии в целом. При изменении ценовой политики и в целом стратегии реализации товара рекомендуется отдавать предпочтение скрытым изменениям, если существует достаточно высокая вероятность негативного отношения покупателей к данным изменениям.
Заключение
Предприятием является хозяйствующий субъект, который на основе использования экономических ресурсов производит и реализует товары, выполняет работы, оказывает услуги. Внешнеэкономическая деятельность предприятия - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной интеграцией и кооперацией, экспортом и импортом товаров и услуг, выходом на внешний рынок. Основными формами внешнеэкономической деятельности предприятий является внешнеторговая деятельность и международная кооперация производства. Современный этап развития мировой экономики и бизнеса характеризуется процессами глобализации. На мировом рынке господствуют международные компании. Всё это требует новых подходов к управлению бизнесом. Теперь полем деятельности компании являются не отдельно взятые страна или регион, а практически весь мир. Совершенно очевидно, что изменяются и принципы управления. Менеджмент становится международным.
Список использованной литературы 1. Белорусов А.С. Международный менеджмент: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 224 с. 2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов / Л. Е. Стровский, С. К. Казанцев, Е. А. Паршина и др.; Под ред. проф. Л. Е. Стровского. – 3 е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 847 с. 3. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник для вузов. – 4-е изд., Перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 511 с. 4. Золотогоров В.Г. Энциклопедический словарь по экономике.-Минск, 1997 5. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1990. 6. Кузьмина Т. И. Международный менеджмент. Управление в международных компаниях: Учебник.–М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004.–240 с. 7. Логистика и имидж фирмы: Учеб. Пособие /Под ред. Л. Е. Стровского, О. Н. Дунаева. – Екатеринбург,1998 8. Международный менеджмент. Учебник для вузов. / Под ред. С. Э. Пивоварова. – СПб.: Питер, 2000. 9. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф, Основы менеджмента. / Пер. с анг. – М.: Дело, 2005. – 720 с. 11. Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело: Учебник /Под ред. С. И. Долгова, И. И. Кретова. – М.: БЕК, 1997. 10. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: учеб. Для вузов / Р.М. Нуреев. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2007. – 576 с. 11. Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб.-практич. Пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998. 12. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Экономика и управление.-М., 2005 13. Уилсон Дж. Международная торговля в малом бизнесе /Пер. с анг. Под. ред. Л. Е. Стровского. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. 14. Управление организацией: Энцикл. слов.-М., 2001 15. Шагалов Г., Пресняков В., Фаминский И. Регулирование внешнеэкономических связей. – М.: ИНФРА-М, 1997. |
Информация о работе Управление внешнеэкономической деятельностью