Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 22:43, контрольная работа
Контроллинг — это комплексная система управления организацией, направленная на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности. Контроллинг может обеспечивать информационно-аналитическую поддержку процессов принятия решений при управлении организацией (предприятием, корпорацией, органом государственной власти) и может быть частью прописывающей принятие определённых решений в рамках определённых систем менеджментаСовременный контроллинг включает в себя управление рисками (страховой деятельностью предприятий), обширную систему информационного снабжения предприятия, систему оповещения путём управления системой ключевых («финансовых») индикаторов, управление системой реализации стратегического, тактического и оперативного планирования и систему менеджмента качества.
Введение 3
Концепция контроллинга 4
Причины появления контроллинга на современных предприятиях 8
Определение контроллинга 9
Цель и задачи контроллинга 11
Функции контроллинга 12
Специфическая (комментирующая) функция контроллинга 14
Оперативный и стратегический контроллинг 16
Заключение 18
Список литературы
Цель системы контроллинга определяет основные ее функции. Среди специалистов, занимающихся проблемами контроллинга, нет четкого и единого мнения по данному вопросу. Так, например, Штрайт Б., Петрик Е. придерживаются той точки зрения, что контроллингу присущи функции планирования, контроля, регулирования и информационная функция. Профессор Ивашкевич В.Б. останавливается лишь на трех основных, по его мнению, функциях контроллинга: информационной, контрольной, функции управления.
Ни с одной, ни с другой точкой зрения, на наш взгляд, нельзя согласиться в полной мере, поскольку главным аргументом при выделении комплекса функций системы контроллинга является суть концепции и цель системы. Исходя из определения системы контроллинга, сутью которого является интеграция отдельных элементов функций управления (учета, анализа, контроля, планирования), следует, что данной системе присущи функции:
♦ информационная, которая проявляется в выработке контроллинговой информации для управления, посредством трансформации данных (информационных потоков), поступающих в отдел контроллинга;
♦ учетно-контрольная, которая используется при сопоставлении плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели, установления допустимых границ отклонений от заданных параметров, интерпретации причин отклонений и выработке предложений для их уменьшения;
Нельзя согласиться с тем, что отдельные специалисты наделяют систему контроллинга еще и управленческой функцией, аргументируя это тем, что управление предприятием является сферой задач менеджмента и без контроллинга говорить о реальном управлении предприятием невозможно. Следствием подобных утверждений является то, что понятие «менеджмент» и «контроллинг» равнозначны или близки к этому. Однако далее они приходят к утверждению, что контроллинг не принимает непосредственного участия в управлении предприятием. В связи с этим возникает вопрос: в чем же проявляется управленческая функция контроллинга?
Критический анализ различных точек зрения по этому поводу приводит нас к мысли о том, что контроллинг реализует не управленческую, а, скорее, комментирующую функцию менеджмента. Вырабатывая альтернативные варианты в принятии управленческих решений, контроллинг подготавливает широкий спектр возможных путей реализации намеченных целей с обоснованиями и комментариями каждого.
Он представляет важную информацию для:
При этом право выбора того или иного предлагаемого варианта остается все же за руководителем предприятия.
Следовательно, специфическая функция контроллинга проявляется именно в том, что, не участвуя в самом процессе управления, он оказывает большую помощь руководству в самом принятии эффективных управленческих решений. Выражаясь образно, управляет, не участвуя в управлении. Логика рассуждений привела к тому, что наряду с перечисленными функциями контроллингу еще присуща комментирующая функция, являющаяся специфической функцией данной системы.
Исходя из вышесказанного, необходимо признать, что контроллинг является одним из основных элементов, формирующих систему управления предприятием. При этом современный менеджмент разделяет цели предприятия на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). А значит, контроллинг как система включает в себя два основных аспекта (подсистемы): стратегический и оперативный. Сравнительная характеристика данных видов контроллинга представлена в таблице далее.
Сущность оперативного контроллинга заключается в формировании средств и методов эффективного управления текущими целями предприятия, которые могут быть определены как прибыльность и ликвидность.
Сущность стратегического контроллинга заключается в обеспечении выживаемости предприятия, его ориентации на потенциал успеха, который может быть охарактеризован как шансы и риски. На практике существует тесная взаимосвязь между оперативным и стратегическим контроллингом. При стратегической постановке вопроса всегда доминирует вопрос оперативной осуществимости и наоборот − оперативные проблемы доходности могут быть не идейными при пренебрежении стратегической постановкой вопроса. Эта взаимосвязь всегда носит фундаментальный характер. Итак, основное назначение контроллинга заключается в ориентации системы управления предприятием на достижение поставленных целей. Контроллинг при этом является сложной конструкцией, объединяющей в себе различные элементы функций управления и использующий их в решении задач оперативного и стратегического характера. Вследствие этого, контроллинг обеспечивает синтетический, целостный взгляд на деятельность предприятия в прошлом, настоящем и будущем, комплексный подход к выявлению и решению встающих перед предприятием проблем.
Таблица 1 Сравнительная характеристика оперативного и стратегического контроллинга
Признак |
Оперативный |
Стратегический |
Ориентация
Цель
Задачи |
В основном внутренняя среда предприятия Обеспечение прибыльности и ликвидности предприятия путем выявления причинно-следственных связей при сопоставлении выручки от реализации и затрат
|
Внешняя и внутренняя среда предприятия Обеспечение выживаемости. Проведение антикризисной политики, недопущение возникновения банкротства. Направленность на потенциал успеха
|
Заключение
Контроллинг – новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента. Контроллинг переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность различных служб и подразделений предприятия на достижение оперативных и стратегических целей.
Основной задачей курса является выработка у специалистов знаний, навыков и умений в системе контроллинга как одного из направлений экономической работы на предприятии, связанного с реализацией финансово-экономической функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.
Предметом изучения курса «контроллинг» является процесс управления предприятием, включающий в себя установление целей, формирование стратегии, разработку стратегических и оперативных планов и бюджетов, мониторинг текущих событий, контроль и анализ отклонений фактических результатов от намеченных целей.
Изначально под контроллингом понималась совокупность задач, решаемых в сфере учета и финансов, а контролером вы ступал главный бухгалтер.
В дальнейшем это понятие стало
трактоваться шире. К функциям контроллинга
стали относить финансовый контроль и
оп тимизацию использования финансовых
средств и источников для достижения конечных
целей и результатов деятельности предприятия
(в экономическом смысле контроллинг —
это система управления прибылью предприятия).
В немецком издании «Экономический словарь
предприятия» понятие контроллинга определено
как «концепция информации и управления».
Наиболее полно система контроллинга
была впервые описана и применена в США,
поэтому термин контролер-руководитель
службы контроллинга происходит от английского
«controlling».
В общем смысле слова, контроллинг — это система управления учетно-аналитическими специалистами.
Феномен контроллинга – шире, чем одна из концепций управления или совокупность практического инструментария, шире, чем самостоятельная научная дисциплина. Это – указание на реализацию нового этапа организации сложной коллективной деятельности, неизбежного на определенном этапе глобализации и сопутствующей ей интенсификации транзакций. Этот этап состоит в выделении и обособлении промежуточного слоя между управлением и исполнением. По широте и общности он сопоставим с такими принципами построения деятельности, как организация или иерархия. Открыв его единожды, мы не можем от него отказаться хотя бы в силу участия в конкурентном взаимодействии с другими обитателями геополитического плацдарма. На практике функция контроллинга востребуется в том или ином центре ответственности организационной структуры, когда исчерпывается информационно-управленческая «пропускная способность» курирующей эту точку единицы управленческого персонала. Предпочтительной формой организации контроллинговой службы является сетевая структура. В этом состоят основные идеи предлагаемой к разработке деятельностной концепции контроллинга, открывающей путь перехода от догоняющего развития контроллинга к инновационному.
Список литературы