Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 22:47, реферат
Менеджмент, как социально-экономическое учение появился в конце прошлого века в США (XIXв). В это время с расцветом экономики вступлением Америки в стадию империализма начинает развиваться демократия в обществе. Предприниматели не могли ограничить управление такими функциями как приказ и контроль. Предпосылки возникновения науки менеджмента: 1) развитие крупного сельского хозяйства на базе фермерских хозяйств, отсутствие собственников на землю в виде помещиков и феодалов, 2) зарождение и появление городов, 4) дефицит в рабочей силе, 5) приток высококвалифицированных специалистов (в первую очередь рабочих), 6) высокая производительность труда и высокая ЗП.
Введение 2
1. Становление менеджмента 3
1. Основные принципы менеджмента 14
Заключение 17
Список использованной литературы 19
Рис. 3. Модель управления предприятием
После этого осуществляется внедрение мероприятий для реализации принятых решений. Как правило, оперативные решения, принимаемые руководством, направляются на устранение и предупреждение отклонений от технологии и требуемых характеристик продукции при управлении производством, а также на улучшение продукции и производственного процесса. Но кроме этого принимаемые меры могут быть направлены на корректировку ранее принятых оперативных планов, а также на сферу ответственности высшего руководства, например, на изменение организации работ, на повышение квалификации и мотивации персонала, а также на выбор более квалифицированных поставщиков материалов и комплектующих изделий.
После завершения процесса производства продукция поставляется заказчику или на рынки сбыта, и поставщик получает от них реакцию на поставленную продукцию (обратная связь). Таким образом, цикл управления заканчивается выполнением той же функции, с которой он и начинался — взаимодействием с внешней средой.
Для завершения
создания системы управления необходимо
разработать нормативные
3. Текущее управление предприятием
Конечно, модель управления, представленная на рис.3, всего лишь концептуальная схема, принцип управления предприятием.
В реальной жизни от принятия заказа и до его выполнения реализуется не один подобный цикл (процесс) управления. Если вдуматься, похожие циклы многократно осуществляются на каждом этапе создания продукции: в процессе разработки, производства, испытаний, монтажа и ввода в эксплуатацию. При этом последовательно выполняются управленческие функции, которые необходимы для управления работой на данном конкретном этапе. Но это уже другие уровни управления.
Особенность представленного на рис. 3 процесса управления заключается в том, что он включает в себя два аспекта управления предприятием: общее руководство и оперативное управление.
Общее руководство
осуществляется высшими руководителями
предприятия и включает в себя
взаимодействие с внешней средой,
определение стратегии и
Оперативное управление осуществляется руководителями среднего и низшего звеньев управления и включает в себя планирование, подготовку и управление производством, контроль, информационное обеспечение, разработку мероприятий, принятие оперативных решений и внедрение мероприятий.
Рассмотрим принципы управления, сформулированные Анри Файолем:
1. Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.
2. Полномочия
и ответственность. Полномочия
есть право отдавать приказ, а
ответственность есть ее
3. Дисциплина. Дисциплина
предполагает послушание и
4. Единоначалие.
Работник должен получать
5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом, иметь одного руководителя.
6. Подчиненность
личных интересов общим.
Интересы одного работника или группы
работников не должны превалировать над
интересами компании или организации
большего масштаба.
7. Вознаграждение персонала. Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.
8. Централизация.
Как и разделение труда,
9. Скалярная цепь. Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, — вниз, до руководителя низового звена6. Выло бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.
10. Порядок. Место — для всего и все на своем месте.
11. Справедливость. Справедливость—это сочетание доброты и правосудия.
12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно, предпочтительнее, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.
13. Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.
14. Корпоративный дух. Союз — это сила, а она является результатом гармонии персонала.
Позднее первые четыре принципа управления классификации Анри Файоля стали считать основными принципами менеджмента.
Подводя итог о становлении менеджмента как науки, стоит выделить его основные принципы. Принципы менеджмента отражают прогрессивную практику и теорию, первые попытки создания которой были предприняты еще в начале XX века. Речь идет о классификации принципов, сформулированной такими признанными специалистами в области организации управления, как Ф. Тейлор, Г. Эмерсон и др. Обобщенно эти принципы можно сформулировать таким образом:
Суммируя мнения специалистов в области управления, английский теоретик менеджмента Р. Фелк называет следующие основные принципы рациональной организации:
Список использованной литературы:
1 Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Т.Д. «Элит-2000», 2001. С. 63.
2 Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М. Максимцов, А.В. Игнатьева, М.А. Комаров и др.; Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. – М.: банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. С. 47.
3 Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. – М.: МНИИПУ, 1998. С. 45.
4 Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. – М.: Русская Деловая Литература, 1999. С. 52.
5 Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М., 1998. С. 73.
6 Фомичев А.Н. Основы административного менеджмента: учебное пособие для вузов. – Калуга: ИД «Эйдос», 2002. С. 154.