Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 12:23, реферат
В Японии уделяется значительное внимание развитию всех направлений подготовки и переподготовки кадров.
Отдельные учебные заведения по подготовке управляющих появились в Японии еще в 20-е годы, но в широких масштабах деятельности по созданию системы подготовки и повышения квалификации начала осуществляться лишь в конце 40-х начале 50-х годов.
Создание этой системы в послевоенный период определялось в значительной степени двумя моментами – с одной стороны, влиянием США, которые интенсивно экспортировали в Японию как методы управления промышленными предприятиям, так и формы и методы обучения управляющих, а с другой стороны, участием в этой деятельности не только предпринимательских организаций, но и центральных государственных органов.
Министерство Образования Российской Федерации.
Экзамен по дисциплине:
управление персоналом
на тему: “В чём особенности подготовки менеджеров в Японии и США? Что общего между японской и американской моделями менеджмента”.
Выполнила:
Щеколкова Оксана Анатольевна
Воспитатель МБОУ ЦО «Каразей» детский сад «Земляничка»
Проверила: Устюгова Ольга Борисовна
Куйтун 2014год
Подготовка кадров в Японии
В Японии
уделяется значительное внимание развитию
всех направлений подготовки и переподготовки
кадров.
Отдельные учебные заведения по подготовке управляющих появились в Японии еще в 20-е годы, но в широких масштабах деятельности по созданию системы подготовки и повышения квалификации начала осуществляться лишь в конце 40-х начале 50-х годов.
Создание этой системы в послевоенный период определялось в значительной степени двумя моментами – с одной стороны, влиянием США, которые интенсивно экспортировали в Японию как методы управления промышленными предприятиям, так и формы и методы обучения управляющих, а с другой стороны, участием в этой деятельности не только предпринимательских организаций, но и центральных государственных органов.
Отдельные учебные заведения по подготовке управляющих появились в Японии еще в 20-е годы, но в широких масштабах деятельности по созданию системы подготовки и повышения квалификации начала осуществляться лишь в конце 40-х начале 50-х годов.
Создание этой системы в послевоенный период определялось в значительной степени двумя моментами – с одной стороны, влиянием США, которые интенсивно экспортировали в Японию как методы управления промышленными предприятиям, так и формы и методы обучения управляющих, а с другой стороны, участием в этой деятельности не только предпринимательских организаций, но и центральных государственных органов.
Более того, японские учебные заведения не редко заключают соглашения с американскими университетами, консультативными фирмами, отдельными профессорами о проведении ими самостоятельных циклов подготовки слушателей в Японии
В значительной степени под американским влиянием сформировался и крупнейший в области подготовки управляющих учебный центр, функционирующий при Японском центре производительности.
Как и в других
развитых капиталистических странах,
подготовка производственного персонала
и повышение квалификации всех категорий
работников в Японии осуществляются в
рамках двух базовых систем подготовки.
Одна система включает в себя различные межотраслевые программы
как общеобразовательные, так и специализированные,
ориентированные на те или иные группы
работников. Эти программы обычно осуществляются
в государственных или частных центрах — университетах, школах бизнеса — и финансируются как из государственных
фондов, так и из источников частных фирм.
Другая система подготовки является более
специализированной и включает в себя
различные внутрифирменные курсы,
которые, как правило, функционируют независимо
друг от друга.
Анализ показывает, что большинство крупных
японских компаний предпочитает брать
на себя практически все расходы по подготовке
всех категорий работников от производственных
рабочих до менеджеров. Эти программы,
как правило, весьма насыщенны и ориентированы
преимущественно на специфику работы
данной фирмы.
Программы внутрифирменной
подготовки играют, пожалуй, центральную
роль в формировании технической и
управленческой прослойки японских компаний,
воспитании квалифицированных и в максимальной
степени преданных фирме работников, готовых,
не жалея сил, служить крупному капиталу
в лице «компании-семьи» и готовых полностью
подчинить свои текущие интересы долгосрочным
целям ее процветания.
Устойчивая
ориентация японских фирм на внутренние
системы развития кадрового потенциала
приводит к тому, что подготовка и переподготовка
всех работников фирмы, включая управляющих
различных уровней, производится не эпизодически,
а постоянно. Следует также отметить, что
вопросы подготовки кадров и управления
персоналом рассматриваются в качестве
одной из важнейших функций аппарата управления
фирмой.
Существенным
элементом повышения квалификации управляющих
в японских корпорациях является так называемая
ротация персонала. Смысл ее заключается
в регулярной (один раз в несколько лет)
смене рядовыми и руководящими работниками
своего места работы внутри фирмы (меняется
не только должность, но и подразделение,
в котором служащий работает). Эта форма повышения квалификации
одновременно включает и планирование
карьеры управляющего. Ротации
персонала уделяется большое внимание,
поскольку, по мнению японских специалистов,
длительное пребывание работника на одной
и той же должности вызывает потерю интереса к работе,
снижение уровня ответственности и исполнительской
дисциплины.
Японское общество однородно и пронизано духом коллективизма. Японцы всегда мыслят от имени групп. Американцам же присущ индивидуализм и личная свобода.
Японская философия управления персоналом основывается: на традициях коллективизма и уважения к старшим; всеобщего согласия; вежливости и патернализма ( система отношений, основанная на покровительстве, опеке и контроле старшими младших (подопечных), а также подчинении младших старшим) ; а также характеризуется высоким уровнем преданности сотрудников организации; высокими социальными гарантиями, такими как пожизненный найм. Основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. «Работодатели не используют только труд человека, они используют его всего», краткая формула, которая объясняет взаимоотношения работодателей и наемных рабочих в Японии.
Проблемы, с которыми приходится сталкиваться менеджеру в Японии, настолько многочисленны и разнохарактерны, что наряду со специальными знаниями требуют недюжинной интуиции, сообразительности, умения рискнуть и т.п. Об этом, в частности, свидетельствует исповедь одного из менеджеров: “У себя в фирме я обязан правильно решать самые разнообразные и очень сложные проблемы, связанные с персоналом, с производством, с реализацией готовой продукции. Я не имею права на ошибку. Нет никого, кто помог бы мне или взял на себя вину в случае моего неправильно шага”.
На особо высоком уровне подготовка менеджеров, способных руководить людьми, деятельность организаций разного размера, ведется в Школе государственного управления им. Коноскэ Мацусита. Ее деятельность зарубежные исследователи окрестили “поточным производством менеджеров 21 в.”
Школа расположена не далеко от Токио, в приморском городе Тигасаки. Ее создал Коноскэ Мацусита на личный капитал и ассигнования своего концерна. В основу деятельности школы положена философия воспитания, принятая в форме “Мацусита дэнки” и базирующаяся на семи духовных ценностях. Весь процесс обучения в школе сводится преимущественно к самостоятельной работе. Главными объектами изучения являются политика, прикладная экономика, идеология, человеческий фактор.
Школа расположена не далеко от Токио, в приморском городе Тигасаки. Ее создал Коноскэ Мацусита на личный капитал и ассигнования своего концерна. В основу деятельности школы положена философия воспитания, принятая в форме “Мацусита дэнки” и базирующаяся на семи духовных ценностях. Весь процесс обучения в школе сводится преимущественно к самостоятельной работе. Главными объектами изучения являются политика, прикладная экономика, идеология, человеческий фактор.
Физическому воспитанию ежедневно отводится 90 минут. Кроме того, каждый слушатель занимается по индивидуальной программе. Лидер 21 века, по мнению руководства школы, будь то премьер-министр или глава корпорации, должен быть крепким, здоровым, обладать выносливостью.
В школу зачисляются молодые люди в возрасте до 25 лет. Обязательным условием для поступления является диплом об университетском образовании. Все претендующие на поступление в школу проходят тщательный отбор, направленный на выявление идеологических, деловых и психологических качеств.
Большое место в учебной программе школы занимает изучение английского языка Общенаучная подготовка – это только одна часть обучения в школе. Другую ее часть составляет цикл личностной тренировки, которая вмонтирована в распорядок дня.
У каждого слушателя есть свой кабинет, в котором предусмотрены все удобства для самостоятельной работы. В таких кабинетах рождаются менеджеры 21 века. Здесь они познают премудрости управления, премудрости бизнеса. Слушатели школы непреложно усваивают тот факт, что лидеру грядущих времен нужно прежде всего овладеть искусством обращения с людьми.
Подобную цель ставят перед собой и организаторы курсов повышения квалификации менеджеров. Основу любой программы курсов составляют проблемы управления персоналом. Посмотрим, как реализуется это программа в тренировочном центре “Канрися ёсэй гакко”, который расположен у подножья Фудзи. Этот центр прославился в Японии жесткой системой тренировки.
Каждое утро 200 рекрутов (так называют слушателей школы) в половине пятого по сигналу “подъем” начинают свой тернистый путь к высотам искусства управления. Одеты они в форму флота его императорского величества.
После подъема рекруты проводят интенсивную разминку, потом идет на завтрак, состоящий из пары сырых яиц и горстки риса. Не будучи отягощенными такой трапезой, они выбегают на тренировочное поле. Там рекруты преодолевают изнурительные марш броски, состязаются в ловкости. Физическим упражнениям в структуре программы отводится львиная доля времени. Впрочем, главное – не в тренировке выносливости. Основа основ – это закаливание характера.
Закаливают его в процессе острой критики и самокритики во время специальных учебных “сессий”. Критикуют друг друга и сами критикуют себя. Процедура довольно необычна. Назначенный инструктором критик, выбрав объект воздействия, приступает к делу. Сначала он “вскрывает” общие недостатки поведения объекта, затем доходит до конкретных фактов. Критик касается нравственных изъянов критикуемого, причем и реальные подтверждения таких изъянов, и даже предположения о наличии таковых выкладываются без всяких церемоний. Присутствующие помогают критику. Объект защищается. В пылу полемики выворачиваются наружу все человеческие слабости объекта.
Основа основ – это закаливание характера.
Закаливают его в процессе острой критики и самокритики во время специальных учебных “сессий”. Критикуют друг друга и сами критикуют себя..
Каждый год в учебном центре “Канрися ёсэй гакко” проходит подготовку 5 тыс. менеджеров среднего звена. За 13 дней, отводимых на обучение, преподаватели центра заметно преуспевают в превращении рекрутов в подлинных лидеров производства, - уверенных в себе, дисциплинированных, инициативных, способных самоотверженно сражаться в “джунглях” бизнеса.
Рекрутам, не сумевшим в установленные сроки овладеть учебной программой, дают 2 –3 дня для дополнительной тренировки. Если и после этого кто-то окажется не способным преодолеть барьеры зачетов, его отправляют в фирму без диплома. Там ему грозят большие неприятности. Говорят, что некоторых даже увольняют.
Занятия в школе выглядят на первый взгляд довольно странно. Так, при отработке упражнения по развитию “управленческого голоса” рекруты выстраиваются в шеренгу и по команде во всю глотку выводят гаммы. Инструктор требует, чтобы обучаемые использовали всю мощь лёгких. Другая шеренга в это время выкрикивает выдержки из катехизов поведения. третья горланит один из гимнов. главным критерием оценки служит громкость пения.
С целью избавления рекрутов от застенчивости в школе практикуют не менее “изобретательные приемы”: сменив форму на деловые костюмы, рекруты идут на близлежащую железнодорожную станцию, где среди снующей толпы пассажиров, прямо на вокзальной площади, во весь голос поют школьный гимн.
Далеко не всем рекрутам нравится система обучения в школе. Но большинство, несмотря на жестокую муштру, считают ее несомненно стоящей, остаются довольны обучением и пребывание в школе рассматривают как полезное и нужное дело.
Наряду с описываемыми формами в Японии широко практикуется подготовка менеджеров непосредственно в производственных условиях.
Богатый опыт практической работы – одно из главных условий выдвижения в административный аппарат японской компании. Однако практический опыт – это только один из трамплинов для занятия менеджерской деятельности. Другой такой трамплин – занятия в системе формально образования. Совершенствование молодого менеджера может проводиться и на фирменных курсах и семинарах, где поставлено изучение основ человеческих отношений, психологии, социологии и т.п.
Совершенствоваться ему поможет специфическая японского форма шефства – опека со стороны умудренных опытом управляющих. Суть шефства в японской фирме состоит в том, что к каждому молодому менеджеру приставляется опекун. Он обычно выбирается из авторитетных руководителей, находящихся в пенсионом возрасте, но продолжающих трудовую деятельность. Опекуном не может быть непосредственный начальник или кто-либо из менеджеров, работающих в подразделении вместе с опекаемым. Опекун – фигура объективная, действующая как бы из вне. Он знакомит опекаемого с тонкостями функционирования фирмы, помогает ему ориентироваться в управленческой иерархии, подсказывает, какую линию избирать в межличностных отношениях. Сфера деятельности опекуна беспредельна: она охватывает и производственное и внепроизводственное существование подопечного.
Подготовка менеджеров в США.
США - одна из немногих стран, где высшее образование, рассматривается как область «индустрии», рыночной экономики. Оно составляет 2,7 процента валового национального продукта. В США более 150 университетов, около 2000 колледжей с четырехгодичным сроком обучения, 1400 двухгодичных колледжей и технических училищ. Часть университетов и колледжей считаются частными (хотя почти все в той или иной форме получают финансовую помощь от штатов или Федерального правительства
Современная американская модель подготовки менеджеров базируется на создании школ бизнеса как многофункциональных образовательных, исследовательских, профессиональных центров в области менеджмента. В США работают около 800 бизнес-школ и факультетов, обучающих будущих менеджеров. Из них примерно 600 имеют аккредитацию Американской ассоциации школ бизнеса. Эти школы можно разделить на два уровня на основании условий приема и присваиваемых степеней: университетский уровень и послеуниверситетский уровень
Большинство специалистов в области менеджмента, государственных и политических деятелей ставили и ставят американскую деловитость на первое место.
Характерным проявлением амери
Данная черта американского стиля управления находит выражение в системе подготовки и повышения квалификации персонала, развитии обучающих технологий. В эту систему входят четыре вида организаций – школы управления (школы бизнеса); факультеты и отделения в высших учебных заведениях; профессиональные общества; консультативные фирмы.
Главная задача всех форм и видов подготовки и повышения квалификации – это, говоря словами американского теоретика в области менеджмента Питера Друкера, «сделать знания производительными».
Школы управления (школы бизнеса) занимаются вопросами подготовки и повышения квалификации специалистов и менеджеров по различным направлениям. В настоящее время насчитывается свыше 300 школ бизнеса, школ администрации и экономики, школ промышленного управления, в которых используется двух- и четырехгодичное обучение, имеются докторантура и краткосрочные курсы совершенствования.
Старейшей школой управления в США является Школа Уортона при Пенсильванском университете, основанная в 1881 году Джозефом Уортоном, финансистом и промышленником из Филадельфии. Школа начала подготовку специалистов в области финансов и коммерции. С 1921 года выпускникам этой школы присваивается степень МВА (магистра делового администрирования). В настоящее время на факультетах финансов, маркетинга, менеджмента, бухгалтерского учета и отчетности, многонациональных корпораций, наук о решениях и других обучается около 5 тысяч человек.