Вербальное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Человек получает информацию по всем имеющимся у него каналам. Но часть из них носят особый характер для общения. Это, в первую очередь, визуальная и вербальная коммуникации. Еще Ницше в своих афоризмах написал: «Люди свободно лгут ртом, но рожа, которую они при этом корчат, все-таки говорит правду». Эти слова достаточно точно передают как автономный характер передачи информации по визуальному каналу, так и то, что мы не умеем в равной степени контролировать визуальный канал, как это делается с каналом вербальным.

Файлы: 1 файл

вербальное общение.docx

— 18.85 Кб (Скачать файл)

 

Человек получает информацию по всем имеющимся у него каналам. Но часть  из них носят особый характер для  общения. Это, в первую очередь, визуальная и вербальная коммуникации. Еще Ницше  в своих афоризмах написал: «Люди  свободно лгут ртом, но рожа, которую  они при этом корчат, все-таки говорит  правду». Эти слова достаточно точно  передают как автономный характер передачи информации по визуальному каналу, так и то, что мы не умеем в  равной степени контролировать визуальный канал, как это делается с каналом  вербальным. Вербальная коммуникация носит главенствующий характер в  любой области человеческой деятельности. Профессиональное владение речью становится важной составляющей успеха во множестве  профессий.

 

Общение — это прежде всего коммуникация, т. е специфический обмен информацией  эмоционального и интеллектуального  содержания, значимой для участников общения1.

Субъектами общения являются живые  существа, люди. В принципе общение  характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс  общения становиться осознанным, связанным  вербальными и невербальными  актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд  аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

 

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт  общения?».  Здесь имеет место  тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У  животных цели общения не выходят  обычно за рамки актуальных для них  биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и  весьма разнообразными я являть собой  средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы  кодирования, передачи, переработки  и расшифровки информации, которая  передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование  информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и  хранения информации2.

 

Вербальное общение - использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

 

Говоря о видах общения, многие исследователи выделяют деловое  и личностное общение. Эти термины  довольно часто встречаются как  в педагогической литературе, так  и в обиходе.

Деловое общение (его также называют ролевым или функционально-ролевым  общением) направлено на организацию  какой-либо совместной деятельности, того или иного дела. В центре такого общения – интересы дела, функциональные обязанности партнеров, вклад каждого  из них в достижение результата, а личностные особенности партнеров: их симпатии или антипатии, чувства, настроение, психическое или физическое состояние как бы отодвигаются на задний план

В центре личностного (или межличностного) общения , напротив, находятся психологические, физиологические, нравственные и иные личные проблемы партнеров: их интересы , склонности, настроение, отношения  с окружающими, самочувствие и т.п. Деловые проблемы в таком общении  не столь значимы для партнеров, дело может подождать, его можно  завершить и после решения  личных вопросов.

 

Вербальная  коммуникация представляет собой словесное  взаимодействие сторон и осуществляется с помощью знаковых систем, главной  среди которых является язык. Язык как знаковая система является оптимальным  средством выражения человеческого  мышления и средством общения. Система  языка находит свою реализацию в  речи, т.е. язык присутствует в нас  постоянно в со-стоянии возможности. Термин «речь» используется в двух значениях. Во-первых, речью называется один из видов коммуникативной деятельности чело-века: использование языка для общения с другими людьми. В этом смысле речь - это конкретная деятельность человека, выражающаяся либо в устной, либо в письменной форме. Во-вторых, речью называется результат деятельности в за-висимости от условий и целей коммуникации (деловая речь, официальная речь и т.д.)3.

Отличия речи от языка состоят в следующем. Во-первых, речь конкретна, неповторима, актуальна, развертывается во времени, реализуется в пространстве. Во-вторых, речь активна, в отличие от языка  менее консервативна, более динамична, подвижна. В-третьих, речь отражает опыт говорящего человека, обусловлена контекстом и ситуацией, вариативна, может быть спонтанна и неупорядочена.  
 Каждое высказывание в процессе коммуникации выполняет ту или иную функцию (установление контакта, привлечение внимания, передача информа-ции и др.). Частные функции конкретных высказываний могут быть объединены в более общие, которые и называются функциями речи.  Обычно выделяют следующие функции речи:

1) Коммуникативную,  или репрезентативную (репрезентация  - представление, изображение), которая  является доминирующей;

2) Аппелятивная (аппеляция - призыв, обращение, т. е. воздействие), кото-рая грамматически выражается в основном в повелительном наклонении и зва-тельной форме;

3) Экспрессивная  - выражение выразительности речи;

4) Фатическая, т.е. контактоустанавливающая. Затрагивает область речевого этикета и осуществляется посредством обмена ритуальными формулами;

5) Метаязыковая, т.е. функция толкования, когда  говорящему или слушающему необходимо  проверить, пользуются ли они  при общении одним и тем  же кодом; 

6) Волюнтативная, т. е. функция волеизъявления4.

 

 

Познакомьтесь с основными «правилами»  слушания собеседника. Они изложены Иствудом Атватером в книге «Я вас слушаю...» (М., 1989г.)

1. Не принимайте молчание за  внимание.

Если собеседник молчит, то это  не значит, что он слушает. Он может  быть погружен в собственные мысли.

2. Будьте физически внимательны. 

Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт, убедитесь в том, что  ваша поза и жесты говорят о  том, что вы слушаете.

3. Не притворяйтесь, что слушаете.

Это бесполезно: как бы вы не притворялись, отсутствие интереса и скука неминуемо  проявятся в выражении лица и  жестах.

4. Дайте собеседнику время высказаться. 

Сосредоточьтесь на том, что он говорит. Старайтесь понять не только смысл  слов, но и выводы собеседника.

5. Не перебивайте без надобности.

Большинство из нас в социальном общении перебивают друг друга, делая  это подчас неосознанно. Руководители чаще перебивают подчиненных, старшие - младших, чем наоборот. Мужчины  перебивают чаще, чем женщины. Если вам необходимо перебить кого-нибудь в честной беседе, помогите затем  восстановить прерванный вами ход мыслей собеседника.

6. Не делайте поспешных выводов. 

Это один из главных барьеров эффективного общения. Воздерживайтесь от оценок и постарайтесь понять точку зрения собеседника или ход его мыслей до конца.

7. Не будьте излишне чувствительны  к эмоциональным словам5.

Слушая сильно взволнованного собеседника, будьте осторожны и не поддавайтесь воздействию его чувств, иначе  можно пропустить смысл общения.

8.Убедитесь, что нет неясностей  и недопониманий.

Если собеседник уже высказался, повторите главные пункты его  монолога своими словами и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду.

Не заостряйте внимание на разговорных  особенностях собеседника.

 

 

 

 

.

2 

3  Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения.- М., 1993 – С.158.

4   Ковалёв А.Г. Психология личности. изд 3 переработ. и доп. М.; «Просвеще-ние», 1969, 391с.


Информация о работе Вербальное общение