Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 21:04, реферат
Традиционно выделяют три основных вида предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая и финансовая. Каждый из них подразделяется на некоторые подвиды, исходя из их функционального назначения деловой направленности - производство товаров, предоставление услуг и т.д.
Производственное предпринимательство. Здесь осуществляется производство конкретной продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные интеллектуальные ценности. В зависимости от отрасли хозяйственной деятельности в сфере материального производства различают предпринимательство промышленное, строительное, сельскохозяйственное (фермерство) и др.
Так, видный французский ученый Анри Файоль говорил так: «Управлять – значит вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать имеющиеся ресурсы».
Можно сказать и так: «Управлять – значит решать любую задачу или проблему "чужими" руками». Может быть, это не совсем корректное определение, но в нем заложена очень важная мысль. Руководитель должен, прежде всего, уметь организовать процесс управления, в этом случае ему незачем самому решать какие-то задачи – за него все сделает его команда.
Управление есть сознательное воздействие человека на объекты и процессы и на участвующих в них людей, осуществляемое с целью предать определенную направленность экономической деятельности и получить желаемые результаты.
Управление можно представить
как синтез средств и способов
подготовки управленческих решений, организацию
и контроль их исполнения. Управление
следует рассматривать как
Элементами управления как всеобщего вида человеческой деятельности являются миссия, цель управления и методы ее достижения, объект и субъект управления, взаимодействующие в определенной окружающей среде.
Миссия предприятия является сравнительно новым для нас понятием, и поэтому в отечественной литературе данный вопрос недостаточно проработан в теоретическом и практическом плане. Поэтому в учебной литературе можно встретить различные трактовки этого понятия.
Некоторые зарубежные ученые (М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури) в книге «Основы менеджмента» понятие «миссия организации» трактуют следующим образом: «Основная общая цель организации – четко выраженная причина ее существования – обозначается как миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии».
Следовательно, если исходить из определения, что миссия организации – это ее основная цель, то все другие цели как бы являются второстепенными, и их реализация должна быть направлена на достижение основной цели (миссии организации).
В миссии, по мнению вышеупомянутых
авторов, должно быть отражено: вид
предпринимательской
Одной из приоритетных задач
управления является установление целей,
ради достижения которых формируется,
функционирует и развивается
организация как целостная
Целевая функция начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования. Центральным моментом миссии считается ответ на вопрос какова главная цель организации. На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей, причем ни только в настоящее время, но и перспективе.
Приведем формирование миссии некоторых компаний США.
Формирование миссии компании
«Сан Бэнис». Миссий компании «Сан Бэнис»
заключается в содействии экономическому
развитию и благосостоянию сообществ,
обслуживаемых компанией, путем
предоставления гражданам и предприятиям
качественных банковских услуг таким
образом и в таком объеме, которые
соответствуют высоким
Выдающийся предприниматель и новатор Генри Форд, хорошо понимающий значение прибыли, определил миссию компании «Форд» как предоставление людям дешевого транспорта. Он правильно отметил, что если кто-то это делает, то прибыль едва ли пройдет мимо.
Если бы отечественные автомобильные фирмы, выпускающие легковые автомобили, определили свою миссию как выпуск легковых машин, в наибольшей степени удовлетворяющих потребителей по качеству и цене, то, возможно, сейчас мы бы не имели то, что имеем.
Таким образом, миссия предприятия
должна отражать основные направления
деятельности с учетом интересов
своих потребителей, общества и государства
в целом и собственных
Поэтому миссия организации должна указываться в ее учредительных документах. Цели и задачи управления организацией. Невозможно представить управление без целевой деятельности управляющих субъектов.
Цель управления – это относящееся к будущему желаемое состояние объекта управления. Вообще цель – мысленное предвосхищение результата деятельности. Значит, цель – это идеальное описание результата деятельности.
Можно сказать и так, что цель – это такое состояние объекта управления, к достижению которого стремится предприятие. Выбор цели считается одним из наиболее ответственных моментов в процессе выработки и принятия управленческих решений. В соответствии с выбранной целью формируются стратегия развития предприятия, тактика, разрабатываются прогнозы и планы действий, оцениваются результаты принятых решений и предпринятых действий.
Цель управления служит исходным этапом процесса управления. Классификация целей:
Стратегически цели формируются при определении долговременной политики развития предприятия, а тактические – при решении оперативных задач управления. Под задачами управления понимается круг вопросов, которые необходимо решить для достижения конкретной цели.
Цели, стоящие перед предприятием, определяются системой ценностей ее высшего руководства, миссией организации и реальными условиями, в которых она функционирует.
Требования к целям:
Управление в рыночной
экономике характеризуется
Стратегическое управление использует различные средства достижения целей: управление по целям, гибкие организационные структуры, менеджмент человеческих ресурсов и др. Обязательную процедуру целевого управления составляет построение дерева целей и задач. Метод дерева целей предусматривает структуризацию целей и выявление связей между целями и средствами достижения целей.
Главная цель разбивается на несколько целей, выполнение которых позволит достичь ее. Например, чтобы получить увеличение прибыли, необходимо снизить издержки, увеличить объемы производства и продаж и др. Каждая из этих целей в свою очередь разбивается на еще более мелкие цели, которые легче выполнять, контролировать и корректировать при необходимости. Такой ступенчатый подход делает более реальным достижение главной цели (миссии).
Для целей и задач определяются сроки выполнения, ресурсы, прежде всего капитальные вложения, и др., формируются специальный орган, его структура, механизм и технология программно-целевого управления.
Недостаток дерева целей – статичность иерархии целей, хотя на достаточно большом отрезке динамики процессов, применением ЭВМ и др.
Использование на практике
метода дерева целей позволяет лучше
представить круг решаемых целей
и задач, более оперативно и с
меньшими затратами управлять
Информация играет исключительно важную роль в процессе управления только в том случае, если она отвечает следующим требованиям:
Если информация не соответствует предъявляемым требованиям, то на основе этой информации невозможно выработать научно обоснованное управленческое решение.
Управление, которое трактуется
кибернетикой как воздействие на
систему, ведущее к достижению поставленной
цели, – это процесс информационный,
поскольку взаимосвязь двух основных
подсистем любой системы
Известно изречение: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».
Информационное обеспечение
менеджмента заключается в
Небывалый рост объемов информационных потоков и развитие современной микропроцессорной техники, интегрированных сетей связи, новых информационных технологий привели к бурному подъему индустрии переработки информации и появлению новой науки – информатики. Информатика – это научно-практическое направление исследований, занимающееся анализом информационных процессов. Информатика охватывает как теоретический аспект проблемы – методологию информационной деятельности в условиях массовой компьютеризации, так и прикладной – технологию эффективного применения компьютерной техники для решения конкретных задач. Предметом информатики как науки является информационная технология.
Информационная технология – это система методов и средств получения, передачи, обработки, хранения и распространения информации. По сути, под информационной технологией на практике понимается технологическое применение компьютеров и других технических средств обработки и передачи информации. Как и всякая технология, информационная технология включает в свой состав определенные комплексы материальных средств (носители информации, технические средства ее измерения, передачи, обработки и т.п.), способы их взаимодействия, а также определенные методы организации работы с информацией.
При управлении предприятием используется самая разнообразная информация: экономическая, техническая, юридическая, информация социального характера и др. Всю информацию можно объединить в два потока – это внутренняя и внешняя. Внутренняя информация характеризует состояние предприятия, а внешняя – окружающую среду.
Сущность эффективности управления. Различают два понятия: эффект и эффективность управления, которые тесно взаимосвязаны между собой. Эффект – это достигнутый результат от управленческой деятельности в абсолютном выражении. Эффективность управления – это отношение результата (эффекта) от управленческой деятельности к затратам на управление.
Понятие эффективности управления
во многом совпадает с понятием эффективности
деятельности организации. Это связано
с тем, что процесс управления
затрагивает все факторы
На наш взгляд, для определения эффективности управления возможны следующие методические подходы.
Первый. Показатели эффективности
деятельности предприятия характеризуют
и эффективность его
Второй. Эффективность управления можно определить из выражения:
Эу=Р/Зу,
где Эу – эффективность управления предприятием; Р – результаты работы предприятия за определенный период; Зу – затраты на управление.
В качестве результата работы
предприятия за определенный период
может выступать объем
В первом случае показатель
эффективности характеризует