Виды предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 21:04, реферат

Описание работы

Традиционно выделяют три основных вида предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая и финансовая. Каждый из них подразделяется на некоторые подвиды, исходя из их функционального назначения деловой направленности - производство товаров, предоставление услуг и т.д.
Производственное предпринимательство. Здесь осуществляется производство конкретной продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные интеллектуальные ценности. В зависимости от отрасли хозяйственной деятельности в сфере материального производства различают предпринимательство промышленное, строительное, сельскохозяйственное (фермерство) и др.

Файлы: 1 файл

менеджмент Microsoft Office Word (3).docx

— 36.63 Кб (Скачать файл)

Так, видный французский  ученый Анри Файоль говорил так: «Управлять – значит вести предприятие к  цели, пытаясь наилучшим образом  использовать имеющиеся ресурсы».

Можно сказать и так: «Управлять – значит решать любую задачу или  проблему "чужими" руками». Может  быть, это не совсем корректное определение, но в нем заложена очень важная мысль. Руководитель должен, прежде всего, уметь организовать процесс управления, в этом случае ему незачем самому решать какие-то задачи – за него все  сделает его команда.

Управление есть сознательное воздействие человека на объекты  и процессы и на участвующих в  них людей, осуществляемое с целью  предать определенную направленность экономической деятельности и получить желаемые результаты.

Управление можно представить  как синтез средств и способов подготовки управленческих решений, организацию  и контроль их исполнения. Управление следует рассматривать как процесс, так как оно представляет собой  не единовременное действие, а непрерывные  взаимосвязанные действия по формированию и использованию управленческих ресурсов организации для достижения ею своих целей. Таким образом, управление – это процесс, направленный на достижение определенной цели.

Элементами управления как  всеобщего вида человеческой деятельности являются миссия, цель управления и  методы ее достижения, объект и субъект  управления, взаимодействующие в  определенной окружающей среде.

Миссия предприятия является сравнительно новым для нас понятием, и поэтому в отечественной  литературе данный вопрос недостаточно проработан в теоретическом и  практическом плане. Поэтому в учебной  литературе можно встретить различные  трактовки этого понятия.

Некоторые зарубежные ученые (М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури) в  книге «Основы менеджмента» понятие  «миссия организации» трактуют следующим  образом: «Основная общая цель организации  – четко выраженная причина ее существования – обозначается как  миссия. Цели вырабатываются для осуществления  этой миссии».

Следовательно, если исходить из определения, что миссия организации  – это ее основная цель, то все  другие цели как бы являются второстепенными, и их реализация должна быть направлена на достижение основной цели (миссии организации).

В миссии, по мнению вышеупомянутых авторов, должно быть отражено: вид  предпринимательской деятельности (вид выпускаемой продукции и  оказываемых услуг), на удовлетворение потребностей какой категории потребителей направлена деятельность предприятия, а также культура производства.

Одной из приоритетных задач  управления является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается  организация как целостная система.

Целевая функция начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл  его существования. Центральным  моментом миссии считается ответ  на вопрос какова главная цель организации. На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей, причем ни только в настоящее время, но и перспективе.

Приведем формирование миссии некоторых компаний США.

Формирование миссии компании «Сан Бэнис». Миссий компании «Сан Бэнис» заключается в содействии экономическому развитию и благосостоянию сообществ, обслуживаемых компанией, путем  предоставления гражданам и предприятиям качественных банковских услуг таким  образом и в таком объеме, которые  соответствуют высоким профессиональным и этическим стандартам обеспечения  справедливой и соответствующей  прибыли акционерам компании и справедливого  отношения к сотрудникам компании.

Выдающийся предприниматель  и новатор Генри Форд, хорошо понимающий значение прибыли, определил миссию компании «Форд» как предоставление людям дешевого транспорта. Он правильно  отметил, что если кто-то это делает, то прибыль едва ли пройдет мимо.

Если бы отечественные  автомобильные фирмы, выпускающие  легковые автомобили, определили свою миссию как выпуск легковых машин, в  наибольшей степени удовлетворяющих  потребителей по качеству и цене, то, возможно, сейчас мы бы не имели то, что имеем.

Таким образом, миссия предприятия  должна отражать основные направления  деятельности с учетом интересов  своих потребителей, общества и государства  в целом и собственных интересов. Отсюда вытекает, что если предприятие  будет действовать только в личных интересах, игнорируя интересы, прежде всего, потребителей и всего общества, то у этого предприятия нет  хорошей перспективы.

Поэтому миссия организации  должна указываться в ее учредительных  документах. Цели и задачи управления организацией. Невозможно представить  управление без целевой деятельности управляющих субъектов.

Цель управления – это  относящееся к будущему желаемое состояние объекта управления. Вообще цель – мысленное предвосхищение результата деятельности. Значит, цель – это идеальное описание результата деятельности.

Можно сказать и так, что  цель – это такое состояние  объекта управления, к достижению которого стремится предприятие. Выбор  цели считается одним из наиболее ответственных моментов в процессе выработки и принятия управленческих решений. В соответствии с выбранной  целью формируются стратегия  развития предприятия, тактика, разрабатываются  прогнозы и планы действий, оцениваются  результаты принятых решений и предпринятых действий.

Цель управления служит исходным этапом процесса управления. Классификация  целей:

  • уровень – народно-хозяйственные, отраслевые, территориальные, предприятия и т.д.;
  • срок деятельности – перспективные и текущие;
  • охват проблемы и масштаб – стратегические и тактические.

Стратегически цели формируются  при определении долговременной политики развития предприятия, а тактические  – при решении оперативных  задач управления. Под задачами управления понимается круг вопросов, которые  необходимо решить для достижения конкретной цели.

Цели, стоящие перед предприятием, определяются системой ценностей ее высшего руководства, миссией организации  и реальными условиями, в которых  она функционирует.

Требования к целям:

  • согласование и совместимость целей;
  • реалистичность (достижимость);
  • понятность для исполнителя;
  • гибкость (обратная связь).

Управление в рыночной экономике характеризуется постоянной корректировкой или резкой сменой целей  организации в связи с меняющейся внешней средой. Для своевременного приспособления системы производства и управления необходимы постоянный прогноз меняющейся обстановки и  заблаговременное изменение целей, т.е. руководители должны быть стратегами и осуществлять стратегическое управление. Стратегия – это определенная на достаточно длительный период совокупность ориентиров и направлений, правил и  норм деятельности, обеспечивающих организации  стабильные экономические показатели и запланированный их рост на основе сохранения и роста конкурентных преимуществ и повышения эффективности  всех сторон деятельности.

Стратегическое управление использует различные средства достижения целей: управление по целям, гибкие организационные  структуры, менеджмент человеческих ресурсов и др. Обязательную процедуру целевого управления составляет построение дерева целей и задач. Метод дерева целей  предусматривает структуризацию целей  и выявление связей между целями и средствами достижения целей.

Главная цель разбивается  на несколько целей, выполнение которых  позволит достичь ее. Например, чтобы  получить увеличение прибыли, необходимо снизить издержки, увеличить объемы производства и продаж и др. Каждая из этих целей в свою очередь разбивается  на еще более мелкие цели, которые  легче выполнять, контролировать и  корректировать при необходимости. Такой ступенчатый подход делает более реальным достижение главной  цели (миссии).

Для целей и задач определяются сроки выполнения, ресурсы, прежде всего  капитальные вложения, и др., формируются  специальный орган, его структура, механизм и технология программно-целевого управления.

Недостаток дерева целей  – статичность иерархии целей, хотя на достаточно большом отрезке динамики процессов, применением ЭВМ и  др.

Использование на практике метода дерева целей позволяет лучше  представить круг решаемых целей  и задач, более оперативно и с  меньшими затратами управлять предприятием.

Информация играет исключительно  важную роль в процессе управления только в том случае, если она  отвечает следующим требованиям:

  • объективность;
  • своевременность представления;
  • достаточная полнота;
  • информация должна подаваться в удобной форме для ее обработки и использования.

Если информация не соответствует  предъявляемым требованиям, то на основе этой информации невозможно выработать научно обоснованное управленческое решение.

Управление, которое трактуется кибернетикой как воздействие на систему, ведущее к достижению поставленной цели, – это процесс информационный, поскольку взаимосвязь двух основных подсистем любой системы управления (управляющей и управляемой) осуществляется при помощи информации. Поэтому в  современных организациях крайне важным условием успешного управления стало  информационное обеспечение.

Известно изречение: «Кто владеет информацией, тот владеет  миром».

Информационное обеспечение  менеджмента заключается в создании эффективной системы сбора, обработки, хранения и передачи информации, необходимой  для принятия обоснованных решений. Сегодня к известным видам  ресурсов любой организации –  материальным, трудовым, энергетическим, финансовым – прибавился новый, ранее  не учитываемый, – информационный.

Небывалый рост объемов информационных потоков и развитие современной  микропроцессорной техники, интегрированных  сетей связи, новых информационных технологий привели к бурному  подъему индустрии переработки  информации и появлению новой  науки – информатики. Информатика  – это научно-практическое направление  исследований, занимающееся анализом информационных процессов. Информатика  охватывает как теоретический аспект проблемы – методологию информационной деятельности в условиях массовой компьютеризации, так и прикладной – технологию эффективного применения компьютерной техники для решения конкретных задач. Предметом информатики как  науки является информационная технология.

Информационная технология – это система методов и  средств получения, передачи, обработки, хранения и распространения информации. По сути, под информационной технологией  на практике понимается технологическое  применение компьютеров и других технических средств обработки  и передачи информации. Как и всякая технология, информационная технология включает в свой состав определенные комплексы материальных средств (носители информации, технические средства ее измерения, передачи, обработки и  т.п.), способы их взаимодействия, а  также определенные методы организации  работы с информацией.

При управлении предприятием используется самая разнообразная  информация: экономическая, техническая, юридическая, информация социального  характера и др. Всю информацию можно объединить в два потока – это внутренняя и внешняя. Внутренняя информация характеризует состояние предприятия, а внешняя – окружающую среду.

Сущность эффективности  управления. Различают два понятия: эффект и эффективность управления, которые тесно взаимосвязаны  между собой. Эффект – это достигнутый  результат от управленческой деятельности в абсолютном выражении. Эффективность  управления – это отношение результата (эффекта) от управленческой деятельности к затратам на управление.

Понятие эффективности управления во многом совпадает с понятием эффективности  деятельности организации. Это связано  с тем, что процесс управления затрагивает все факторы производства, а, следовательно, это отражается на эффективности деятельности всего  предприятия.

На наш взгляд, для определения  эффективности управления возможны следующие методические подходы.

Первый. Показатели эффективности  деятельности предприятия характеризуют  и эффективность его управления. По динамике этих показателей можно  судить и об эффективности управления. Если они имеют устойчивую тенденцию  повышения (улучшения), то это свидетельствует  о хорошем менеджменте на предприятии, и наоборот. Об эффективности управления свидетельствует конкурентоспособность  продукции и предприятия, а также  имидж предприятия.

Второй. Эффективность управления можно определить из выражения:

Эу=Р/Зу,

где Эу – эффективность  управления предприятием; Р – результаты работы предприятия за определенный период; Зу – затраты на управление.

В качестве результата работы предприятия за определенный период может выступать объем реализованной  продукции в натуральном или  стоимостном выражении, а также  балансовая или чистая прибыль.

В первом случае показатель эффективности характеризует объем  реализации продукции на один рубль  управленческих затрат, а во втором – рентабельность управленческой деятельности.

Информация о работе Виды предпринимательской деятельности