Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 12:41, курсовая работа
Земля как место расположения любого предприятия предстает общим условием производства. Но земельный участок для сельского хозяйства, рудника, шахты, лесхоза, гидростанции уже является основным ресурсным фактором производства. Земля либо выступает как непосредственный фактор производства (в сельском хозяйстве и в добывающей промышленности), либо используется в качестве территории для размещения производственных, административных, жилых и других помещений, транспортных и иных коммуникаций. Почвенные, климатические, геологические, гидрологические характеристики земельных участков, их географическое местоположение – вся совокупность природных разностей в этих условиях приобретает первостепенное экономическое значение. Природные различия – основа разной производительности труда в отраслях, где природные ресурсы являются главным вещественным фактором производства.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
Глава 1 СУЩНОСТЬ И ВИДЫ РЕНТЫ................................................................5
1.1. Понятие ренты в различных экономических учениях..................................5
1.2. Виды ренты.......................................................................................................6
Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА ........................................12
2.1. Сущность земельного налога........................................................................12
2.2. Проблемы земельного налога и пути их решения.......................................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................22
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ....................................................................................25
Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ.
Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
Земельный налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налог и авансовые платежи уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. [8, ст.387]
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. [8, ст. 388]
2.2 Проблемы земельного налога и пути их решения.
Переход к кадастровому исчислению земельного налога выявил существенные проблемы, как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков и местных бюджетов. Обзор законодательства, судебно-арбитражной практики, юридической прессы, заявлений и жалоб налогоплательщиков позволяет нам обратить внимание на отдельные сложности, связанные с администрированием земельного налога.
Наиболее распространенным недостатком является определение налоговой базы, без которого невозможно уплатить налог. Многие муниципальные образования края так и не смогли предоставить в налоговые органы в полном объёме информацию об объектах налогообложения и правообладателях земельных участков.
Эта проблема актуальна для земельных участков сельскохозяйственного назначения. Внимательное изучение проблемы во всех муниципальных районах края позволяет нам сегодня утверждать, что неудовлетворительное положение дел по государственной регистрации прав и сделок с земельными участками, а также налогообложение правообладателей земельных долей по целому ряду районов края сложилось из-за того, что недостаточными темпами осуществляется межевание, кадастровый учет земель и подготовка соглашений и договоров аренды.
В сведениях о земельных участках и их правообладателях обнаруживается отсутствие зарегистрированных прав общей долевой собственности на земельные участки в регистрационной службе препятствует работе налоговых органов, что в конечном итоге приводит к недопоступлению денежных средств в местные бюджеты. На сегодняшний день данная проблема остаётся неурегулированной и налоговые органы практически ежегодно вынуждены перепроверять базу данных правообладателей земельных долей, актуальность которой, в свою очередь, зависит от полноты информации, передаваемой муниципальными органами и органами по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Другая немаловажная проблема – налогообложение земельных участков, занятых под объектами недвижимости, особенно под многоквартирными домами. Ситуация усугубляется, если объекты недвижимости расположены на земельных участках, в отношении которых не проводились межевание и кадастровый учет. Соответственно, у налогоплательщиков отсутствуют правоустанавливающие документы на землю. Естественно, сразу возникает вопрос о правомерности уплаты земельного налога.
На этот счёт Минфином России подготовил ряд официальных разъяснений, суть которых сводится к следующему:
1) Согласно статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
2) Согласно пункту 1 статьи
36 Жилищного кодекса
Учитывая изложенное, в том случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, а также имеются правоподтверждающие документы о государственной регистрации данного земельного участка (а при их отсутствии - документы, подтверждающие право собственности на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме), то налогоплательщиками земельного налога должны признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома.
Ещё одной из наиболее часто встречающихся проблем, является проблема получения налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) информации о кадастровой стоимости принадлежащих им земельных участков для целей самостоятельного исчисления земельного налога. Рассмотрим решение этой проблемы.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 №52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» определено, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости.
Кроме того, сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения должны размещаться на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет. [13]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особенность экономических отношений, связанных с использованием земли как невоспроизводимого, ограниченного природного фактора, является существование земельной ренты. Ведь экономические отношения между землевладельцем и предпринимателем, арендующим землю, именно земельной рентой и регулируются. Отдавая землю в аренду предпринимателям, землевладельцы получают за это определенную плату – ренту. Отсюда земельной рентой традиционно называют доход с земли. Причём она бывает нескольких видов. В курсовой работе были подробно рассмотрены следующие виды земельной ренты: дифференциальная, абсолютная, монопольная, строительная и лесная ренты. Самыми распространёнными видами считаются абсолютная и дифференциальная земельная рента.
Рента, которая возникает вследствие разности в издержках производства на различных земельных участках, или как результат монополии на землю как объекта хозяйствования, называется дифференциальной рентой. Также выделяют два вида дифференциальной ренты: дифференциальная рента I связана с различием в качестве земли, а дифференциальная рента II предполагает интенсивный метод земледелия и добавочное вложение капитала в те же земли.
Абсолютная рента является результатом монополии частной собственности на землю со стороны определенного класса общества. Источником образования такой ренты является прибавочный труд наемных сельскохозяйственных рабочих. Землевладельцы получают абсолютную ренту независимо от плодородия и месторасположения их земель.
Земельная рента тесно связана с ценой на землю: чем выше рента от услуг участка земли, тем выше цена земли. Однако цена земли жестко связана не только с рентой, но и с налогом на землю.
Все земельные участки, которыми владеют граждане, облагаются налогом. Назначение земли не имеет принципиального значения. Собственник земли, землепользователь и землевладелец обязаны за свой земельный участок уплачивать определенную сумму, которая и является земельным налогом. Налог должен быть внесен к определенному сроку уплаты налога, причем, только после того, как налоговая инспекция присылает налоговое уведомление. Основой для определения размера налога, или суммы, служит налоговая база, то есть характеристика объекта налогообложения.
Одной из задач курсовой работы был анализ проблем земельного налога. Первой проблемой является недостаточное количество информации об объектах налогообложения и правообладателях земельных участков. Всё это является следствием того, что недостаточными темпами осуществляется межевание, а также кадастровый учет земель и подготовка соглашений и договоров аренды. А это несет за собой препятствия в работе налоговых органов и недопоступлению денежных средств в местные бюджеты. К сожалению, сейчас данная проблема остается неурегулированной. Налоговые органы вынуждены практически ежегодно перепроверять базу данных о земельных участках и их правообладателей.
Вторая проблема заключается в налогооблажении земельных участков, занятых под объектами недвижимости. Особенно это касается многоквартирных домов. Еще больше усугубляется проблема, если у налогоплательщиков недостаточно или вообще отсутствуют правоустанавливающие документы на землю. Для решения это проблемы Минфином России подготовил ряд официальных разъяснений: во-первых, земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме; во-вторых, им принадлежит общее имущество, включающее данный земельный участок с элементами озеленения и благоустройства и иные объекты, расположенные на нем. Учитывая это и то, что имеются правоустанавливающие документы, налогоплательщиками земельного налога должны признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома.
Ещё одной из главных проблем является проблема предоставления налогоплательщикам информации о кадастровой стоимости принадлежащих им земельных участков. Решение данной проблемы заключается в бесплатном предоставлении этих сведений в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости, а также на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
В заключении стоит отметить, что земельный рынок, как рынок факторов производства, будет востребован всегда. Земля в силу своей ограниченности будет всегда приносить владельцу прибыль. Земля всегда будет стабильным источником дохода для владельца, уступая немного банковским вкладам, в случае, если деньги были вложены в банк, а не в землю.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Генри Джордж. Прогресс и бедность. М., Генри Джордж Фондейшн 1992
2. Добрынина А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. М.: 2011
3. Жариков Ю.Г., Люкаев В.Х. Земельное право. Москва, Былина, 2010
4. Инструкция МНС России «По применению закона РФ «О плате за землю»» от 21 февраля 2000 года № 56.
5. Камаев В.Д. Экономическая теория. Москва, ЮНИТИ, 2011
6. Маркс К. Капитал. Т. 3. Москва, Эксмо - 2011
7. Лапина А.А. Все налоги России. Москва Проспект, 2012
8.Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков».
10. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие.- Ростов н_Д: Изд. «Феникс», 2011.
11. Сумцева Н.В., Орлова Л.Г. Экономическая теория. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002