Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 13:56, реферат
История практического применения средних насчитывает десятки столетий. Основная цель расчета средней состояла в изучении пропорций между величинами. Значимость расчетов средних величин возросла в связи с развитием теории вероятностей и математической статистики. Решение многих теоретических и практических задач было бы невозможно без расчетов средней и оценки колеблемой индивидуальных значений признака.
Ученые разных направлений стремились дать определение средней. Например, выдающийся французский математик О.Л.Коши (1789 - 1857) считал, что средней нескольких величин является новая величина, заключающаяся между наименьшей и наибольшей из рассматриваемых величин.
Введение 3
1. Сущность средних величин, общие принципы применения 5
2. Виды средних величин и сфера их применения 8
2.1 Степенные средние величины 13
2.1.1 Средняя арифметическая величина 13
Заключение 31
Использованная литература 32
Содержание
Введение 3
1. Сущность
средних величин, общие
2. Виды средних величин и сфера их применения 8
2.1 Степенные средние величины 13
2.1.1
Средняя арифметическая
Заключение 31
Использованная литература 32
История практического применения
средних насчитывает десятки
столетий. Основная цель расчета средней
состояла в изучении пропорций между
величинами. Значимость расчетов средних
величин возросла в связи с
развитием теории вероятностей и
математической статистики. Решение
многих теоретических и практических
задач было бы невозможно без расчетов
средней и оценки колеблемой индивидуальных
значений признака.
Ученые разных направлений стремились
дать определение средней. Например, выдающийся
французский математик О.Л.Коши (1789 - 1857)
считал, что средней нескольких величин
является новая величина, заключающаяся
между наименьшей и наибольшей из рассматриваемых
величин.
Однако создателем теории средних следует
считать бельгийского статистика А. Кетле
(1796 - 1874). Им предпринята попытка определить
природу средних величин и закономерностей,
в них проявляющихся. Согласно Кетле, постоянные
причины действуют одинаково (постоянно)
на каждое изучаемое явление. Именно они
делают эти явления похожими друг на друга,
создают общее для всех их закономерности.
Следствием учения А. Кетле об общих и
индивидуальных причинах явилось выделения
средних величин в качестве основного
приема статистического анализа. Он подчеркивал,
что статистические средние представляют
собой не просто меру математического
измерения, а категорию объективной действительности.
Типическую, реально существующую среднюю
он отождествлял с истинной величиной,
отклонения от которой могут быть только
случайными.
Ярким выражением изложенного взгляда
на среднюю является его теория «среднего
человека», т.е. человека среднего роста,
веса, силы, среднего объема грудной клетки,
емкости легких, средней остроты зрения
и обычным цветом лица. Средние характеризуют
«истинный» тип человека, все отклонения
от этого типа указывают на уродливость
или болезнь.
Взгляды А.Кетле получили дальнейшее развитие
в работах немецкого статистика В.Лексиса
(1837 - 1914).
Другая разновидность идеалистической
теории средних основана на философии
махизма. Ее основатель английский статистик
А. Боули (1869 - 1957). В средних он видел способ
наиболее простого описания количественных
характеристик явления. Определяя значение
средних или, как он выражается, «их функцию»,
Боули на первый план выдвигает махистский
принцип мышлений. Так, он писал, что функция
средних ясна: она заключается в том, чтобы
выражать сложную группу при помощи немногих
простых чисел. Ум не в состоянии сразу
охватить величины миллионов статистических
данных, они должны быть сгруппированы,
упрощены, приведены к средним.
Последователем А.Кетле
был и итальянский статистик
К.Джини (1884-1965), автор крупной монографии
«Средние величины». К.Джини подверг
критике определение средней, данное
советским статистиком А.Я.
В данной курсовой работе мы подробно
рассмотрим основные проблемы теории
средних величин. В первой главе выявим
сущность средних величин и общие принципы
применения. Во второй главе рассмотрим
виды средних величин и сферу их применения
на конкретных примерах. В третьей главе
будут рассмотрены основные методологические
требования расчета средних величин.
Средние величины являются одними из наиболее
распространенных обобщающих статистических
показателей. Они имеют своей целью одним
числом охарактеризовать статистическую
совокупность состоящую из меньшинства
единиц. Средние величины тесно связаны
с законом больших чисел. Сущность этой
зависимости заключается в том, что при
большом числе наблюдений случайные отклонения
от общей статистики взаимопогашаются
и в среднем более отчетливо проявляется
статистическая закономерность.
Средняя величина — это
обобщающий показатель, характеризующий
типический уровень явления в
конкретных условиях места и времени.
Он выражает уровень признака, типический
для каждой единицы совокупности.
Средняя является объективной характеристикой
только для однородных явлений. Средние
для неоднородных совокупностей называются
огульными и могут применяться только
в сочетании с частными средними однородных
совокупностей.
Средняя применяется в статистических
исследованиях для оценки сложившегося
уровня явления, для сравнения между собой
нескольких совокупностей по одному и
тому же признаку, для исследования динамики
развития изучаемого явления во времени,
для изучения взаимосвязей явлений.
Средние широко применяются в различных
плановых, прогнозных, финансовых расчетах.
Главное значение средних величин состоит
в их обобщающей функции, т.е. замене множества
различных индивидуальных значений признака
средней величиной, характеризующей всю
совокупность явлений. Всем известны особенности
развития современных людей, проявляющиеся
в том числе и в более высоком росте сыновей
по сравнению с отцами, дочерей в сравнении
с матерями в том же возрасте. Но как измерить
это явление?
В разных семьях наблюдаются самые различные
соотношения роста старшего и младшего
поколения. Далеко не всякий сын выше отца
и не каждая дочь выше матери. Но если измерить
средний рост многих тысяч лиц, то по среднему
росту сыновей и отцов, дочерей и матерей
можно точно установить и сам факт акселерации,
и типичную среднюю величину увеличения
роста за одно поколение.
На производство одного и того же количества
товара определенного вида и качества
разные производители (заводы, фирмы) затрачивают
неодинаковое количество труда и материальных
ресурсов. Но рынок усредняет эти затраты,
и стоимость товара определяется средним
расходом ресурсов на производство.
Погода в определенном пункте земного
шара в один и тот же день в разные годы
может быть очень различной. Например,
в Санкт-Петербурге 31 марта температура
воздуха за сто с лишним лет наблюдений
колебалась от -20,1° в 1883 г. до +12,24° в 1920
г. Примерно такие же колебания и в другие
дни года. По таким индивидуальным данным
о погоде в какой-то произвольно взятый
год нельзя составить представление о
климате Санкт-Петербурга. Характеристики
климата - это средние за длительный период
характеристики погоды - температуры воздуха,
его влажность, скорость ветра, сумма осадков,
число часов солнечного сияния за неделю,
месяц и весь год и т.д.
Если средняя величина обобщает качественно
однородные значения признака, то она
является типической характеристикой
признака в данной совокупности. Так, можно
говорить об измерении типичного роста
русских девушек рождения 1973 г. по достижении
ими 20-летнего возраста. Типичной характеристикой
будет средняя величина надоя молока от
коров черно-пестрой породы на первом
году лактации при норме кормления 12,5
кормовой единицы в сутки.
Однако неправильно сводить роль средних
величин только характеристике типичных
значений признаков в однородных по данному
признаку совокупностях. На практике значительно
чаще современная статистика использует
средние величины, обобщающие явно неоднородные
явления, как, например, урожайность всех
зерновых культур по территории всей России.
Или рассмотрим такую среднюю, как среднее
потребление мяса на душу населения: ведь
среди этого населения и дети до одного
года, вовсе не потребляющие мяса, и вегетарианцы,
и северяне, и южане, шахтеры, спортсмены
и пенсионеры. Еще более ясна нетипичность
такого среднего показателя, как произведенный
национальный доход в среднем на душу
населения.
Средняя величина национального дохода
на душу, средняя урожайность зерновых
по всей стране, среднее потребление разных
продуктов питания — это характеристики
государства, как единой народнохозяйственной
системы, это так называемые системные
средние.
Системные средние могут характеризовать
как пространственные или объектные системы,
существующие одномоментно (государство,
отрасль, регион, планета Земля и т.п.),
так и динамические системы, протяженные
во времени (год, десятилетие, сезон и т.п.).
Примером системной средней, характеризующей
период времени, может служить средняя
температура воздуха в Санкт-Петербурге
за 1992 г., равная +6,3°. Эта средняя обобщает
крайне разнородные температуры зимних
морозных дней и ночей, летних жарких дней,
весны и осени. 1992 г. был теплым годом, его
средняя температура не является типичной
для Санкт-Петербурга. В качестве типической
среднегодовой температуры воздуха в
городе следует использовать многолетнюю
среднюю, скажем, за 30 лет с 1963 по 1992 г.,
которая равна +5,05°. Эта средняя является
типической средней, так как обобщает
однородные величины; средние годовые
температуры одного и того же географического
пункта, варьирующие за 30 лет от +2,90° в
1976 г. до +7,44° в 1989 г.
Итак, типическая средняя
может обобщать системные средние
для однородной совокупности, или
системная средняя может
Так, многолетняя средняя температура
в Санкт-Петербурге в первые десятилетия
и столетие существования города была
значительно ниже; она возрастает медленно,
но с ускорением за последнее столетие
вследствие как роста самого города и
энергопотребления в нем, что повышает
температуру воздуха, так и начавшегося
и ускоряющегося общего потепления на
Земле. Поэтому "типичность" любой
средней величины - понятие относительное,
ограниченное как в пространстве, так
и во времени.
Общие принципы применения средних величин:
необходим обоснованный выбор единицы
совокупности, для которой рассчитывается
среднее значение;
при расчете средней величины в каждом
конкретном случае нужно исходить из качественного
содержания осредняемого признака, учитывать
взаимосвязь изучаемых признаков, а также
имеющиеся для расчета данные;
средние величины должны рассчитываться,
прежде всего, по однородным совокупностям.
Качественно однородные совокупности
позволяют получить метод группировок,
который предполагает расчет не только
среднего значения, но и системы обобщающих
показателей;
общие средние (средние для всей совокупности)
должны подкрепляться групповыми средними.
Например, анализ динамики урожайности
отдельной сельскохозяйственной культуры
показывает общее по республике снижение
урожайности. Однако известно, что урожайность
этой культуры зависит от почвенных, климатических,
территориальных, экономических и других
условий конкретного сельскохозяйственного
года и различна в отдельных регионах.
Сгруппировав регионы по уровню урожайности
каждого года и проанализировав динамику
групповых средних, можно обнаружить,
что в отдельных группах регионов средняя
урожайность либо не изменилась, либо
даже возросла, но одновременно возросли
удельный вес или число районов с более
низкой урожайностью этой сельскохозяйственной
культуры. Очевидно, что анализ факторов
динамики средних групповых позволяет
более полно отразить закономерности
изменения урожайности по сравнению с
динамикой общего среднего результата.
Виды средних величин
различаются, прежде всего, тем, какое
свойство, какой параметр исходной
варьирующей массы
В практике статистической обработки
материала возникают различные задачи,
имеются особенности изучаемых явлений,
и поэтому для их решения требуются различные
сведения.
Средняя, рассчитанная по совокупности
в целом называется общей средней, средние,
исчисленные для каждой группы — групповыми
средними. Общая средняя отражает общие
черты изучаемого явления, групповая средняя
дает характеристику размера явления,
складывающуюся в конкретных условиях
данной группы.
Например, статистическое изучение рождаемости
и среднего количества детей в семье на
территории бывшего СССР проводилось
в региональном аспекте (по союзным республикам).
Традиционно более высокая рождаемость
была в Средней Азии и Закавказье по сравнению
с Центральными районами России. Среднее
количество детей в семье, исчисленное
по каждому региону — это групповые средние,
а соответственно исчисленное по всей
территории СССР — общая средняя.
Сравнительный анализ групповых и общих
средних используется для характеристики
социально-экономических типов изучаемого
общественного явления. В частности, при
изучении рождаемости большое значение
имеет характеристика этого процесса
по общественным группам населения региона.
Групповые средние используются для изучения
закономерности развития общественных
явлений. Так, в аналитических группировках
анализ групповых средних позволяет сделать
вывод о наличии и направлении взаимосвязи
между группированным (факторным) признаком
и результативном показателем.
Групповые средние широко применяются
также при определении имеющихся использованных
резервов производства, когда на ряду
со средними величинами рассматриваются
и индивидуальные значение признака.
Все средние величины делятся на два больших
класса:
степенные средние; к ним относятся такие
известные и часто применяемые виды, как
средняя арифметическая величина, средняя
квадратическая и средняя геометрическая;структурные
средние величины, в качестве которых
рассматриваются мода и медиана.
Степенные средние величины исчисляются
в двух формах — простой и взвешенной.
Простая средняя величина считается по несгруппированным данным и имеет следующие общий вид:
,
где Xi – варианта (значение) усредняемого признака;
m – показатель степени средней;
n – число вариант (наблюдений).
Взвешенная средняя величина считается по сгруппированным данным, представленным в виде дискретных или интервальных рядов распределения:
,
где Xi – варианта (значение) осредняемого признака или серединное значение интервала, в котором измеряется варианта;
m – показатель степени
средней;
fi – частота, показывающая, сколько раз
встречается i-e значение осредняемого
признака.
Приведем в качестве примера расчет среднего возраста студентов в группе из 20 человек.
Таблица 2.1
№ п/п |
Возраст (лет) |
№ п/п |
Возраст (лет) |
№ п/п |
Возраст (лет) |
№ п/п |
Возраст (лет) |
1 |
18 |
6 |
20 |
11 |
22 |
16 |
21 |
2 |
18 |
7 |
19 |
12 |
19 |
17 |
19 |
3 |
19 |
8 |
19 |
13 |
19 |
18 |
19 |
4 |
20 |
9 |
19 |
14 |
20 |
19 |
19 |
5 |
19 |
10 |
20 |
15 |
20 |
20 |
19 |
Средний возраст рассчитаем по формуле простой средней:
Сгруппируем исходные данные.
Получим следующий ряд
Таблица 2.2
Возраст, X лет |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
Всего |
Число студентов |
2 |
11 |
5 |
1 |
1 |
20 |
В результате группировки получаем новый показатель — частоту, указывающую число студентов в возрасте X лет. Следовательно, средний возраст студентов группы будет рассчитываться по формуле взвешенной средней:
Общие формулы расчета степенных
средних имеют показатель степени
(m). В зависимости от того, какое
значение он принимает, различают следующие
виды степенных средних:
средняя гармоническая, если m = - 1;
средняя геометрическая, если m → 0;
средняя арифметическая, если m = 1;
средняя квадратическая, если m = 2;
средняя кубическая, если m = 3.
Если рассчитать все виды
средних для одних и тех
же исходных данных, то значения их окажутся
неодинаковыми. Здесь действует
правило мажорантности: с увеличением
показателя степени т увеличивается
и соответствующая средняя величина:
Xгарм ≤ Xгеом ≤ Xарифм ≤ Xквадр ≤ Xкуб.
Пользуясь этим правилом, статистика может
в зависимости от настроения и желания
ее "знатока" либо "утопить",
либо "выручить" студента, получившего
на сессии оценки 2 и 5. Каков его средний
балл?
Если судить по средней арифметической, то средний балл равен 3,5. Но если декан желает "утопить" несчастного и вычислит среднюю гармоническую
,
то студент остается и в среднем двоечником, не дотянувшим до тройки. Однако студенческий комитет может возразить декану и представить среднюю кубическую величину:
.
Студент уже выглядит "хорошистом"
и даже претендует на стипендию! И
только в том случае, если лентяй
провалил оба экзамена, статистика
помочь не в состоянии: увы, все средние
из двух двоек равны все той же двойке!Формулы
степенных средних величин приведены
в табл. 2.3
В формулах средних значений п — это число
единиц совокупности (число индивидуальных
значений осредняемого признака X); х —
индивидуальное значение признака у каждой
единицы. Если совокупность объектов распределена
по группам разной численности, то х —
это значение признака, общее для всей
группы; f — численность группы (частота
повторения данного значения признака).
Таблица 2.3 Формулы средних величин
Вид степенной средней |
Показатель степени(m) |
Формулы расчета средней | |
простой |
взвешенной | ||
Гармоническая |
-1 |
|
m=xf |
Геометрическая |
→ 0 |
|
|
Арифметическая |
1 |
|
|
Квадратическая |
2 |
|
|
Кубическая |
3 |
|
|
Средней арифметической величиной
называется такое среднее значение
признака, при вычислении которого
общий объем признака в совокупности
сохраняется неизменным.
Иначе можно сказать, что средняя арифметическая
величина - среднее слагаемое. При ее вычислении
общий объем признака мысленно распределяется
поровну между всеми единицами совокупности.
Средняя арифметическая – наиболее распространенный
на практике вид средних. Различают 2 вида
арифметических средних:
Невзвешенную (простую);
Взвешенную.
Средняя арифметическая невзвешенная
рассчитывается для несгруппированных
данных по формуле:
.
Для массовых статистических совокупностей
рассчитывается взвешенная средняя арифметическая
по формуле:
.
Если при группировке значения осредняемого
признака заданы интервалами, то при расчете
средней арифметической величины в качестве
значения признака в группах принимают
середины этих интервалов, т.е. исходят
из гипотезы о равномерном распределении
единиц совокупности по интервалу значений
признака. Для открытых интервалов в первой
и последней группе, если таковые есть,
значения признака надо определить экспертным
путем исходя из сущности, свойств признака
и совокупности. Например, по табл.2.1.1 можно
минимальный возраст рабочих считать
17 лет. Тогда первый интервал будет от
17 до 20 лет, а максимальный возраст — 65
лет, тогда последний интервал — 50-65 лет.
Информация о работе Виды средних величин и сфера их применения