Виды управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2015 в 09:28, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в раскрытии понятия «управление» и краткой характеристике основных видов управления.
Для достижения указанной цели в курсовой работе решаются следующие исследовательские задачи:
1. Определить историю возникновения понятия, сферы использования, проблемы дифференциации понятий «менеджмент» и «управление»
2. рассмотреть понятие управления как структуры и как процесса
3. обосновать использование определенных видов управления.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...……3
1. Понятие «управление»……………………………..…….……..….4
1.1. Возникновение понятия и его использование……………….……..…..4
1.2. Управление как структура и процесс……………………..…………...15
1.3. Менеджмент и управление…………………………………….……….17
2. Виды управления……………………………………..….………....19
2.1.Различные виды управления…………………………………………....19
2.2.Применение определенных видов управления и их использование....21
Заключение………………………………………………………….…27
список использованных Источников….….…………….29

Файлы: 1 файл

Курсовая КИЭ контрольная на печать.docx

— 61.22 Кб (Скачать файл)

 

2. Виды управления

 

2.1. Различные виды управления

В современном мире типология управления зависит от множества факторов, значение которых раньше были не нужны. С появлением корпораций и их сателлитов процесс управления и его принципы сводятся к следующему:

  • Необходимость реформирования социальной подсистемы в направлении реализации главного его принципа «Кадры решают все»
  • Создание внутренних рынков корпораций
  • Интеграция процессов управления
  • Развитие и поддержка малых предприятий
  • Новые измерители эффективности управления
  • Разделение права собственности и функции управления
  • Утверждение контрактных отношений
  • Усиление регулирующей роли государства
  • Управление нововведениями

Выделяют следующие виды управления:

    1. механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами);
    2. естественное управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов);
    3. социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями).

Каждый из данных типов управления отличается назначением, качественным своеобразием, специфическими особенностями, интенсивностью совершаемых управленческих функций и операций.

«Управлять» — значит «направлять, руководить» (следовательно, подразумевается и наличие особенностей данного толкования: о чем-то заботиться, выполнять что-то по поручению, исполнять и распоряжаться). В 60-х гг. XX в. Кибернетика), предметом которой стали процессы управления в различных областях, сформировалась как новое научное направление. Используя математический аппарат, математическую логику и теорию функций, кибернетика объединила важнейшие достижения теории автоматического регулирования, информатики и многих других сфер научного знания. Эта наука изучает вопросы управления, связи, контроля, регулирования, приема, хранения и обработки информации в любых сложных динамических системах. При этом управление рассматривается на высоком уровне абстракции, а особое значение придается процедурам управления, его принципам, закономерностям и связям многочисленных элементов, образующих единую систему. Это и есть механическое управление.

Понятие управления определялось представителями кибернетики как «целенаправленное воздействие субъекта управления — управляющей системы — на объект управления — сложную динамическую систему». Термин «система» означает организованные определенным образом взаимозависимые структурные соединения (элементы), имеющие специальные управленческие функции. Система управления включает в качестве самых крупных структурных соединений (элементов) субъект и объект управления. Однако превращение многочисленных разнообразных и разрозненных элементов в систему достигается только тогда, когда между ними устанавливаются взаимозависимые связи и непрерывные отношения, а также достигается такой уровень саморегуляции и организованности, который позволяет решать поставленные задачи и цели, качественно осуществлять управленческие функции. В «системе», являющейся цельным и законченным образованием, каждый ее структурный элемент, имеющий относительную самостоятельность и независимость, решает отдельную задачу, осуществляет конкретную функцию. Этот процесс направлен на обеспечение функционирования системы в целом.

Итак, понятие «система», раскрывающее сущность управления, характеризуется наличием следующих признаков: задачи и цели; субъекты и объекты управления; функции; организационная структура; единство, самостоятельность и взаимозависимость элементов системы; определенные формы и методы деятельности.

Наличие в системе управления информационных отношений (так называемых прямых и обратных связей) обусловлено ее формальной иерархичностью, сложностью построения, особыми отношениями между структурными элементами, между субъектами и объектами управления. «Прямые и обратные связи» характеризуют непосредственное воздействие субъекта управления, использующего соответствующие полномочия, на объекты управления, которые не являются пассивной стороной в управленческом процессе и информируют управляющий орган о процессах управления, проблемах, результатах деятельности. Исходя из этого под управлением в самом общем смысле можно понимать целенаправленное воздействие субъекта управления на объекты управления с целью создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений. Весьма точное определение управления дал Г. В. Атаманчук: управление — это целеполагающее, т. е. созидательное, продуманное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную жизнедеятельность, которое может быть осуществлено как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные органы и структуры (государственные органы, политические партии, общественные объединения, предприятия, общества, союзы и пр.).

Определяя понятие управления, классик менеджмента А. Файоль приводит шесть следующих функций (по А. Файолю, операций):

  • технические операции (производство, выделка и обработка);
  • коммерческие операции (покупка, продажа и обмен);
  • финансовые операции (привлечение средств и распоряжение ими);
  • страховые операции (страхование и охрана имущества и лиц);
  • учетные операции (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т. д.);
  • административные операции (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Раскрывая смысл административной операции, ученый поясняет: «Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать:

  • предвидеть (учитывать грядущее и вырабатывать программу действия);
  • организовывать, т. е. строить двойной — материальный и социальный организм предприятия;
  • распоряжаться, т. е. заставлять персонал надлежаще работать;
  • координировать, т. е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;
  • контролировать, т. е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям».

Итак, система управления и виды управления разнообразны, помогают выбрать оптимальный стиль и структуру управления и организации труда.

 

2.2. Применение определенных  видов управления и их использование

На практике выбор форм управления зависит от многих обстоятельств. Например, многое зависит от характера компетенции конкретного исполнительного органа (должностного лица), от особенностей объекта управляющего воздействия (гражданин или подведомственный объект), от целей совершаемых управленческих действий (управляющее воздействие или организация собственных дел), от характера последствий, на достижение которых нацелено данное действие, от степени юридической регламентации этих действий и т.п.

Естественно, что в максимальной степени регламентируются действия, являющиеся формами реализации самой исполнительной власти. Например, это действия по изданию правовых актов управления, которые во всех случаях влекут четко выраженные юридические последствия. В меньшей степени регламентированы формы, не влекущие прямых юридических последствий. В рамках общих требований законности исполнительные органы (должностные лица) вправе самостоятельно выбирать соответствующие формы своей деятельности. Единственное условие при этом: нельзя выходить за рамки требований законности и пределов своей компетенции.

Формы управления (государственно-управленческой деятельности) регламентируются административно-правовыми нормами различного юридического значения. Некоторые из них регламентированы конституционно (например, относительно Правительства РФ), другие – подзаконными правовыми актами (например, положениями о конкретных органах исполнительной власти, должностными инструкциями). Внутриорганизационная деятельность также подлежит регламентации, но она замкнута рамками внутриорганизационной работы тех или иных исполнительных органов (например, инструкции по делопроизводству).

В наибольшей степени нуждаются в правовой регламентации формы деятельности исполнительных органов (должностных лиц), связанные с реализацией правоприменительных, правоустановительных и правоохранительных функций.

Соответственно выделяются правовые и неправовые формы управления.

Правовые формы всегда вызывают внешние и четко выраженные юридические последствия. Это любые действия субъектов исполнительной власти, совершение которых непременно влечет за собой наступление правовых последствий. В них непосредственно получают свое практическое выражение юридически властные полномочия, являющиеся спецификой субъектов исполнительной власти. Наиболее показательно эти качества данной группы форм проявляются в правовых актах управления.

Неправовые формы прямых юридических последствий не влекут, так как их совершение не связано с изданием правовых актов управления. В частности, они не порождают административно-правовых отношений, что характерно для правовых форм (издание индивидуальных актов). Это совершение различного рода организационных действий, способствующих применению правовых форм или их последующей реализации.

Однако приведенной классификацией, имеющей самое общее значение, не исчерпывается видовое разнообразие форм управления. Так, очевидно, что практически невозможно все управленческие действия сводить исключительно к изданию правовых актов управления, как к наиболее показательной форме таких действий. Органами исполнительной власти совершается немало действий иного юридического характера.

Существует множество классификаций управления. Рассмотрим одну из них, использующую в качестве критерия степень участия человека в реализации управленческих воздействий. В соответствии с ней выделяют 3 вида управления: • техническими; • эргастическими; • организационными системами.

Технические системы функционируют без участия человека. К ним относят автоматические комплексы устройств. Особенность управления техническими системами заключается в их предсказуемости, программируемости, и, следовательно, - заданной степени точности и уровня качества. Учесть влияние внешней среды в таких системах можно с помощью заданной вероятности влияния ее факторов или с помощью встраиваемого механизма адаптации (самонастраивающиеся, обучаемые системы, например вездеход).

В эргастических (человеко-машинных) системах наряду с машинами участвуют люди (оператор или группа операторов). Они принимают управленческие решения и координируют, контролируют работу автоматизированных систем. Управление эргастическими системами должно учитывать «человеческий фактор» - психоэмоциональные, физиологические особенности сотрудников.

Организационные системы - это социальные системы, группы, коллективы, общество в целом. Для организационных систем характерно применение механизма открытого управления, предполагающего: • объективность информации; • действие правила искажения, сокрытия подчиненными информации в личных целях или по другим причинам; • отсутствие обеспечения безусловного выполнения подчиненными поставленных перед ними задач. Выделяют следующие виды управления организационными системами: • прямое управление - директивное (приказное) управление. Данный вид эффективен, если известно, что: - возможности подчиненных позволяют выполнить задание; - имеются условия для применения в отношении подчиненных метода «кнута и пряника»; • координацию. Она обеспечивает согласованность действий различных самостоятельных, автономных элементов организационной системы.

Фасета - классообразующее понятие, которое отражает одну из обязательных особенностей управления. Рассмотрим альтернативную классификацию видов управления, состоящую из 12 фасет по следующим классообразуюшим признакам: • степень сосредоточения власти; • характер взаимодействия системы с окружающей средой; • объект управления, • значимость системы возмущающих воздействий или последствий решения проблем; • характер причинно-следственных отношений; • способ воздействия на ситуацию; • соотношение скорости решений и скорости появления новых воздействий внешней среды; • уровень использования организационно-распорядительных методов; • отношение к использованию целей как инструмента управления; • требуемая кратность управленческих воздействий; • частота появления проблемных ситуаций; • характер проблемной ситуации.

Исходя из вышеперечисленных 12 признаков, выделяют следующие виды управления:

• по степени сосредоточения власти: - централизованное; - частично централизованное; - децентрализованное;

• по характеру взаимодействия системы с окружающей средой: - в конфликтной ситуации; - в неконфликтной;

• в зависимости от объектов управления: - внутреннее; - внешнее;

• по значимости системы возмущающих воздействий или последствий решения проблем: - стратегическое; - тактическое (оперативное);

• характеру причинно-следственных отношений: - стохастическое; - детерминированное;

Информация о работе Виды управления