Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 07:15, контрольная работа
Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов. В организации конфликт — всегда выливается в определенное поведение, действия, нарушающие интересы других.
Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов. В организации конфликт — всегда выливается в определенное поведение, действия, нарушающие интересы других.
Для
конфликтов часто характерна неопределенность
исхода. Это обусловлено большим
разнообразием возможных
По
масштабу конфликты бывают общими,
охватывающими всю организацию,
и парциальными, касающиеся ее отдельной
части; по стадиям развития — зарождающими,
зрелыми или угасающими; по целям
— слепыми или рациональными;
по формам протекания — мирными
или немирными; по продолжительности
— кратковременными или затяжными,
долгое время лихорадящими всю организацию.
Обширный и острый конфликт способен
вызвать кризис и в конечном итоге
привести к ее разрушению или существенному
изменению. Человек вступает в конфликт
в значимой для его ситуации и
только, когда не видит возможности
ее изменить, но обычно старается не
осложнять отношений и
Современная точка зрения состоит в том, что многие конфликты не только допустимы, но и желательны, ибо позволяют выявить проблемы, скрытые от глаз процессы, разнообразные точки зрения на те или иные события и пр.
Позитивными
следствиями конфликта
Конфликты
ведут к перестройке
Наконец,
конфликты повышают активность людей,
их стремление к росту квалификации,
стимулируют споры и
Все
это облегчает процесс
В то же время конфликты могут иметь и дисфункциональные (негативные) последствия: вызывать неудовлетворенность, ухудшение морально-психологического климата в коллективе, сворачивание сотрудничества, рост текучести кадров, снижение производительности, активности в будущем, нарастание враждебности и формирование образа врага и стремление к победам, а не решению проблем.
Причины конфликта не всегда поддаются логической реконструкции, ибо могут включать иррациональную составляющую, а внешние проявления часто не дают представления об их истинном характере.
Конфликты бывают внутренними и внешними. К первым относятся внутриличностные; ко вторым: межличностные; между личностью и группой; межгрупповые.
Возникновение
внутриличностных конфликтов обусловлено
противоречием человека с самим собой.
Оно может порождаться такими обстоятельствами
как необходимость выбора между приемлемым
и приемлемым, когда желательно то и
другое, а нужно выбрать одно; неприемлемым
и неприемлемым (из двух зол); приемлемым
и неприемлемым (выбор альтернатив, имеющих
как позитивные, так и негативные последствия
— отрицательные у приемлемого и положительные
у неприемлемого).
Стремление к приемлемому тем сильнее, чем ближе цель; тенденция избежать неприемлемого тем сильнее, чем ближе опасность. При этом градиент избежания опасности растет быстрее градиента стремления к цели. При конфликте между приемлемыми, но несовместимыми стремлениями побеждает более сильное.
Внутриличностный конфликт может быть также обусловлен несовпадением внешних требований и внутренних позиций; неоднозначностью восприятия ситуации, целей и средств их достижения; потребностей и возможностей их удовлетворить; влечениями и обязанностями; различного рода интересами и т.п.
В общем же случае чаще всего речь идет о «выборе в условиях изобилия» (мотивационный конфликт) или «выборе наименьшего зла» (ролевой конфликт).
Межличностные конфликты, как считается, на 75—80% порождаются столкновением материальных интересов субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Реагируя на ситуацию, человек действует в соответствии со своими взглядами и особенностями характера, и разные люди в одинаковых ситуациях ведут себя по-разному.
Конфликты между личностью и группой в основном обусловлены несовпадением индивидуальных и коллективных норм поведения, а межгрупповые порождаются различиями во взглядах или в интересах.
В первом случае каждый стремится доказать свою правоту; во втором — захватить необходимые ресурсы, ограничив других, что при эскалации грозит большими потерями. Конфликт взглядов приводит лишь к опровержению точки зрения, к логическому тупику.
Реализация
интересов людей всегда осуществляется
посредством власти, поэтому во внутриорганизационном
конфликте принимают участие
борющиеся за нее политические силы
— неформальные группы и коалиции,
появление которых является своего
рода его индикатором.X. Уилмер утверждает,
что конфликты порождаются стремлением
к доминированию, борьбой за первенство
в иерархии (то есть за власть — В.В.), которые
присущи всем людям и являются одними
из ключевых их свойств. Столкновения
возникают между формальной и неформальной
организаций, бюрократическими ограничениями
и творческим подходом к делу и пр.
Возможность конфликта всегда существует и там, где один человек, или группа, зависят от других, что бывает, прежде всего, при углублении разделения труда. На психологическом уровне это приводит к расколу организации на группировки по принципу «мы — они», появлению лидеров, идеологов и пр., обеспечивающих их консолидацию и отстаивание интересов.
Для многих людей участие в конфликтах может быть обусловлено не обязательно каким-то личным недовольством, но чувством солидарности
Одни, преследуя свои цели, становятся деятельными субъектами конфликта; другие, имея интерес в том или ином исходе, не проявляют активности, но морально, материально или организационно поддерживают одну из сторон либо просто занимают выжидательную позицию; третьи заинтересованы в завершении противостояния и делают для этого все возможное.
С точки зрения организационных уровней, к которым принадлежат стороны, конфликты можно разделить на горизонтальные и вертикальные. К первому виду относится, например, конфликт между отдельными направлениями деятельности организации; ко второму — между различными уровнями иерархии. Практика показывает, что вертикальных конфликтов большинство — до 70—80%.
Переплетение
внутриорганизационных
По
сфере возникновения и развития
конфликты можно разделить на
деловые, связанные с выполнением
человеком должностных
По распределению между сторонами потерь и выигрышей конфликты можно разделить на симметричные и асимметричные. В первом случае они делятся примерно поровну; во втором одни выигрывают или теряют существенно больше, чем другие.
Если
участники конфликта прячут его
от посторонних глаз, или конфликт
еще не «созрел», что, понятно, затрудняет
процесс управления им, или его
разрешения, он является скрытым, латентным;
в противном случае конфликт считается
открытым. Поскольку последний находится
под контролем руководства,
он менее опасен; скрытый же может незаметно
подтачивать основы коллектива, хотя внешне
будет казаться, что все идет нормально.
По
своим последствиям конфликты бывают
конструктивными и
Нужно иметь в виду, что любой конструктивный конфликт, если его своевременно не преодолеть, превращается в деструктивный. Люди начинают демонстрировать друг другу личную антипатию, придираться, унижать окружающих, навязывать им свою точку зрения, отказываться к обоюдной выгоде решать назревшие проблемы.
Во многом превращение конструктивного конфликта в деструктивный связано с особенностями личности самих его участников. Новосибирские ученые Ф. Бородкин и Н. Коряк выделяют шесть типов «конфликтных» личностей, которые вольно или невольно провоцируют дополнительные столкновения с окружающими.
К ним относятся демонстративные, стремящиеся быть в центре внимания, становящиеся инициаторами споров, в которых проявляют излишние эмоции; ригидные, обладающие завышенной самооценкой, не считающиеся с мнением других, некритически относящиеся к своим поступкам, болезненно обидчивые, склонные вымещать зло на окружающих; неуправляемые, отличающиеся импульсивностью, агрессивностью, непредсказуемостью поведения, слабым самоконтролем; сверхточные характеризующиеся излишней требовательностью, мнительностью, подозрительностью, мелочностью; целенаправленно конфликтные, рассматривающие столкновение как средство достижения собственных целей, склонные манипулировать окружающими в своих интересах; бесконфликтные, которые своим стремлением всем угодить только создают новые конфликты. В то же время, конфликтные личности, попав в благоприятную ситуацию, часто не проявляют себя таковыми.