Вклад Акио Морита в науку менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 23:31, реферат

Описание работы

Актуальность моей работы состоит в том, что Акио Морита - выдающийся предприниматель своей эпохи и основатель столь знакомой и узнаваемой нами компании «Sony».

Краткие биографические сведения
— родился 26 января 1921 г. в городе Нагоя; был старшим сыном в состоятельной семье, занимавшейся производством саке; изучал физику в Императорском университете города Осака; во время войны служил в военно-морском флоте в качестве технического специалиста;
— в 1940 г.
— в 1946 г. поступил в Totyo Tsushin Kogyo (TTK) (Токийская телекоммуникационная инженерная компания), которую возглавлял Масару Ибука; впервые добился международного успеха в 1955 г., когда ТТК наладила массовое производство самого миниатюрного в мире транзисторного радиоприемника;

Файлы: 1 файл

менеджмент Акио Морита.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)


      Федеральное государственное бюджетное образовательное   учреждение высшего профессионального образования

«Уральский Государственный  Горный Университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По  дисциплине менеджмент

На тему: Вклад  Акио Морита в науку менеджмент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:студентка  гр.ЦЭМС-11

Чебыкина  А.О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013г.

 

 

 Введение  

Актуальность  моей работы состоит в том, что  Акио Морита - выдающийся предприниматель  своей эпохи и основатель столь знакомой и узнаваемой нами компании «Sony».

 
 Краткие биографические сведения

— родился 26 января 1921 г. в городе Нагоя; был старшим  сыном в состоятельной семье, занимавшейся производством саке; изучал физику в Императорском университете города Осака; во время войны служил в военно-морском флоте в качестве технического специалиста;

— в 1940 г.

— в 1946 г. поступил в Totyo Tsushin Kogyo (TTK) (Токийская телекоммуникационная инженерная компания), которую возглавлял Масару Ибука; впервые добился международного успеха в 1955 г., когда ТТК наладила массовое производство самого миниатюрного в мире транзисторного радиоприемника;

 

— в 1958 г. ТТК  была переименована в Sony Corporation;

 

— в 1971 г. стал президентом Sony Corporation, а в 1976 г. — председателем  ее совета директоров;

 

— в 1982 г. награжден  медалью Королевской академии искусств и ремесел Великобритании;

 

— в 1987 г. Sony приобрела  компанию CBS Records;

 

— в 1989 г. Sony приобрела Columbia Pictures Entertainment Group у компании Coca-Cola;

 

— в 1992 г. за заслуги  в развитии англо-японских отношений  посвящен в рыцарское звание;

 

— в 1994 г. в возрасте 74 лет оставил пост председателя совета директоров в связи с ухудшением состояния здоровья.

 

Основные работы

 

«Made in Japan: Akio Morita and Sony» (with E. M. Reingold and M. Shimomura) (1987)

Имя Акио Мориты в определенной мере стало синонимом Sony Corporation, одной из самых знаменитых торговых марок па рынке бытовой электроники. Компания получила всемирную известность благодаря множеству выпущенных ею инновационных товаров, включая транзисторные радиоприемники, телевизионные трубки «Trinitron», кассетные видеомагнитофоны «Betamax» и портативные кассетные аудиоплееры «Walkman». А. Морита вошел в историю бизнеса как «товарный чемпион» благодаря созданию кассетного плеера «Walkman». Успех его деятельности в послевоенной Японии как одного из основателей компании Sony и председателя ее совета директоров позволяет считать А. Морита одним из самых выдающихся бизнесменов своего поколения. М. Ибука и А. Морита смогли создать компанию, основывающую свою деятельность на внедрении инноваций. В то время как М. Ибука (инженер) уделял основное внимание технической стороне дела, А. Морита (физик) занимался проблемами маркетинга. Партнеры сумели обновить стиль руководства компанией и создать организационную структуру и культуру, поощряющие использование нововведений. Для определения подхода своей компании к операциям на зарубежных рынках А. Морита предложил термин «глобальная локализация». Помимо активного участия А. Мориты в деятельности представительских организациях деловых кругов, в частности в Keidanren, его отличный английский язык, его решительные манеры и его готовность выступать перед различными аудиториями и сотрудничать с любыми СМИ позволили ему сыграть важную роль в распространении философии бизнеса и стать ведущим представителем японской промышленности при осуществлении международных контактов.

 

Биография

 

Акио Морита родился в 1921 г. в богатой и  занимавшей привилегированное положение  в обществе семье, занимавшейся изготовлением  саке.

 

В 1940 г. Ц. Асада  возглавил исследование, проводившееся по заказу императорского ВМФ Японии, и молодой Морита помогал ему в осуществлении этой работы. Благодаря тесным отношениям с Ц. Асадой А. Морита получил должность военно-морского инженера. По окончании университета он пошел на флот, где начал заниматься разработкой морского оружия с тепловой системой наведения и приборов ночного видения для оружейных прицелов. Там он познакомился с блестящим специалистом по электронике Масару Ибукой, разработавшим усилитель, ставший одним из основных элементов системы обнаружения подводных лодок. А. Морита и М. Ибука, разница в возрасте которых составляла тринадцать лет, стали близкими друзьями, коллегами по работе, партнерами по бизнесу и основателями Sony Corporation.

 

В конце войны  М. Ибука с семью бывшими своими сотрудниками основал маленькую компанию Tokyo Tsushin Kenkyusho (Токийская лаборатория телекоммуникаций) для выпуска коротковолновых адаптеров, которая размещалась в здании сгоревшего универмага в одном из пригородов Токио. А. Морита работал в фирме М. Ибуки и одновременно преподавал в Токийском технологическом институте (ТТИ). Однако он воспользовался кампанией по отстранению от преподавания бывших военнослужащих, для того чтобы уйти из ТТИ, и одновременно начал вести переговоры со своими родственниками относительно снятия с него обязательств по ведению семейного бизнеса. В 1946 г. А. Морита получил полную свободу и поступил в новую компанию М. Ибуки — Tokyo TsushinKogyо (ТТК). То, что А. Морита получил на эту деятельность благословение семьи, подтверждается получением им нескольких ссуд, предназначенных на цели развития новой компании. А. Морита и М. Ибука изначально представляли свое инновационное предприятие в качестве «передовой компании, которая будет выпускать новые высокотехнологичные изделия с использованием оригинальных производственных процессов». Однако основу для выживания компании обеспечивал выпуск новых электродвигателей и магнитных звукоснимателей для удовлетворения растущего интереса к записям популярной музыки в послевоенной Японии. Возможность для разработки новых изделий возникла после того, как М. Ибука тщательно изучил конструкцию американского магнитофона (и исследовал возможность замены традиционной магнитной ленты лентой на бумажной основе). Несмотря на техническую виртуозность нового изделия, обескураживающие результаты его продаж привел А. Мориту к пониманию того, что им необходимо идентифицировать, обучать и даже создавать рынок новых для японских потребителей товаров. Демонстрируя в судах возможности решения проблем нехватки стенографистов за счет использования магнитофонов, а также проводя показы в школах, А. Морита успешно работал над развитием нового рынка.

 

На А. Мориту произвела  впечатление детальная и конструктивная критика студентами консерватории  качества звука магнитофонов компании. Поэтому он пригласил одного из них, Норио Ога, к работе над проектом нового магнитофона в качестве консультанта. Тем временем М. Ибука занимался изучением возможности создания портативного безлампового радиоприемника на основе использования полупроводникового транзистора, разработанного в США в Белловской лаборатории компании Western Electric. Выпуск новых радиоприемников был начат компанией ТТК в 1955 г. В том же году в ходе своей первой поезди в США А. Морита понял, что название их компании вряд ли привлечет внимание потенциально огромного рынка бытовой электроники. Поэтому компаньоны решили дать ТТК новое название Sony (от латинского слова sonus, означающего звук), которое лучше соответствовало имиджу компании, специализирующейся на выпуске аудиотехники.

 

Зная об обеспокоенности  М. Ибуки проблемой наушников  для магнитофонов, А. Морита сформулировал  техническое задание для инженеров Sony, выполнение которого обеспечило разработку плеера «Walkman». А. Морита поставил перед  подчиненными задачу создать новое изделие, предназначенное только для воспроизведения звука, обладающее малым весом, снабженное легкими наушниками и имеющее цену, доступную для подростков. Встретив скептическое отношение к своей идее со стороны инженеров и специалистов по сбыту, А. Морита проявил настойчивость и установил срок выполнения задания в шесть месяцев вместо первоначальных двенадцати. Появившийся на свет в 1979 г. плеер «Walkman» оказал огромное влияние на сбыт продукции компании и стиль жизни многих покупателей.

 

В 1989 г. книга А. Мориты «The Japan That Can Say „No“» («Япония, которая способна сказать „Нет“»), написанная в соавторстве  с правоцентристским политиком  Синтаро Исихарой, вызвала острые и противоречивые отклики. Вашингтонские  политики обращали особое внимание на резкие высказывания С. Исихары, например его утверждения о том, что Япония могла бы нарушить стратегическое равновесие в мире за счет продажи полупроводниковой техники в СССР. Несмотря на то что некоторые японцы считали, что их стране действительно следует пересмотреть свои национальные интересы в эпоху, наступившую после окончания холодной войны, А. Морита оказался в затруднительном положении и не дал разрешения на включение страниц, написанных им для этой книги, в ее американское издание. Дело было в том, что содержавшиеся в них критические замечания были направлены в адрес американского общества, которое, по мнению А. Мориты, обесценило значение промышленного производства, и американского менеджмента, который нередко бросал высокотехнологичное производство ради быстрого обогащения за счет операций на финансовых рынках. Однако некоторые намеки С. Исихары носили откровенно националистический характер и касались самого А. Мориты, который получил известность благодаря своему умению вести переговоры при разрешении торговых конфликтов, а также компании Sony, занявшей заметное положение на американском рынке.

 

А. Морита получил в США  еще большую известность после  того, как Sony приобрела ставшие символами  американской культуры компании CBS Records и Columbia Pictures, а его имя в 1990 г. было включено журналом «Fortune» в список «Двадцати пяти самых обаятельных людей года». Этому предшествовали и другие формы признание его заслуг, в частности награждение в 1982 г. медалью Королевской академией искусств и ремесел Великобритании «за выдающийся вклад в развитие технических инноваций и новых форм менеджмента, технического дизайна, трудовых отношений, в разработку видеосистем и укрепление международной торговли». В 1992 г. королева Елизавета II возвела А. Мориту в рыцарское звание в знак признания его заслуг в укреплении англо-японских отношений.

 

В период формирования кабинета министров Японии после июльских выборов 1993 г. А. Морита, несмотря на свою политическую неангажированность, рассматривался в качестве одного из кандидатов на пост министра промышленности и международной торговли. Однако возможности дальнейшего участия А. Мориты в общественной жизни Японии оказались существенно ограниченными после перенесенного им в 1993 г. инсульта. В ноябре 1994г. после затянувшегося частичного выздоровления А. Морита объявил о своем уходе с поста председателя совета директоров компании Sony.

 

Основной вклад

 

Некоторые комментаторы подчеркивают, что А. Морита не являлся  создателем новых технологий, а обладал  лишь даром видения технических  перспектив и умением адаптировать их к целям формирования новых  рынков. Однако те, кто высказывают  подобные суждения, не должны сбрасывать со счетов роль полученного им технического образования при оценке инноваций или мотивации инженеров компании к достижению технологических прорывов.

 

А. Морита создавал репутацию Sony как компании, использующей новейшие технологии, посредством активного управления сбытом продукции. Предшественница Sony фирма ТТК отказалась от услуг традиционных торговых компаний, несмотря на то что они хорошо знали американский рынок. Ее позиция основывалась на убеждении в том, что эти компании плохо знают продукцию поставщика и не всегда разделяют его философию бизнеса. В середине 1950-х гг. фирма Bulova сделала ТТК предложение о покупке большой партии радиоприемников с обязательным условием, чтобы они получили новое «имя», однако А. Морита отказался от этого предложения. В 1959 г. А. Морита решил, что первые транзисторные телевизоры Sony не будут продаваться со скидкой (в целях поддержания имиджа компании). Несмотря на то что стратегия жесткого контроля над технологиями оказалась успешной, она породила серьезные проблемы с созданием видеомагнитофонов и стала причиной рыночного «провала» стандарта видеозаписи Betamax. Если бы Sony проявила готовность поделиться новой технологией, то она смогла бы создать альянс, способный обеспечить ей гарантированную рыночную долю в условиях противоборства с компанией JVC и ее союзниками, создавшими систему VHS.

 

А. Морита отмечал, что он и его коллеги имели  незначительную образовательную подготовку в сфере ведения бизнеса и  в своей деятельности они в  основном руководствовались личным опытом. Работая в инновационной компании, они проводили сравнительно мало рыночных исследований, и концентрировали маркетинговые усилия на повышении качества продукции и последующем обучении потребителей и установлении с ними прочных коммуникативных контактов.

 

Немногие компании могли сравниться с Sony Corporation с точки  зрения использования нового типа звукозаписи  в своих инновационных изделиях. Sony сохраняла веру М. Ибуки и А. Мориты в перспективы компании, в  которой будут процветать креативность и командные принципы труда. Однако эта стратегия была скорее вынужденной. Sony тратила гораздо больше средств на исследования и разработки (ИИР), чем ее конкуренты. Например, отношение ее годового бюджета НИР к объему продаж в два раза превосходило аналогичный показатель компании Matsushita. Кроме того, Sony должна была продолжать заниматься разработкой инновационных изделий, в то время как конкуренты успешно шли по ее следам, используя свои огромные производственные мощности и выпуская более дешевые версии ее технических новинок. Сравнения данных о прибылях позволяют утверждать, что фирмы-последователи нередко обеспечивают своим акционерам более высокие доходы.

 

Под руководством А. Мориты Sony внедряла инновации не только в области технологий. Он пытался создать такие организационные структуры, которые мотивировали бы творческие усилия инженеров. При этом даже при наличии в компании в 1965 г. 6000 работников она не имела формальной организационной структуры. Однако в 1970 г. Sony внедрила у себя дивизиональную структуру, которая в 1970-х гг. была преобразована в структуру со штаб-квартирами подразделений. В 1970 г. Sony стала первой японской компанией, акции которой были выставлены на торги на Нью-Йоркской фондовой бирже; при этом она стала также первой японской компанией, получившей кредит американских банков. Sony была пионером в использовании новых методов руководства предприятиями и в разработке методов управления человеческими ресурсами. В первые годы своего существования вследствие быстрого роста и потребности в технологических новшествах компания решила нарушить традицию «пожизненной занятости» и привлечь опытных специалистов из других фирм (Копо, 1984: 31). Когда Sony превратилась в крупную компанию, ей стало сложнее оставаться «белой вороной» (с точки зрения набора специалистов среднего возраста). Однако даже в 1990-х гг. Sony рассматривалась как инновационная компания и лидер в разработке новых методов кадровой политики в Японии (например, приема на работу выпускников университетов).

Информация о работе Вклад Акио Морита в науку менеджмент