Вклад М.П. Фоллет в развитие теории управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в изучении вклада в теорию управления М.П. Фоллет . Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать основной вклад М. Фоллет .
2. Изучить теорию управления М.П. Фоллет.
3. Изучить Концепции организвции М.П. Фолет.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Жизненный путь и теория управления М.П.Фоллет…………………...5
1.1 Краткая биография М.П.Фоллет…..………………………………………....5
1.2 Теория управления М.П.Фоллет ………………………………………….…9
Глава 2 Научная деятельность М.П. Фоллет……...… ………………………..12
2.1 Учения М.П.Фоллет……………...…………………………………………12
2.2 Исследования М.П.Фоллет …..…………………………………………….17
Глава 3 Концепции организации и управления М.П.Фоллет……………….20
3.1 Концепции организации М.П.Фоллет..……………………………………..20
3.2 Делегирование полномочий М.П.Фоллет...……………………………….24
Заключение ………………………………………………………………………26
Список использованной литературы …………………………………………...28

Файлы: 1 файл

курсовик сделанный.docx

— 55.12 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

 

 

КАФЕДРА «Менеджмент»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «История управленческой мысли»

на тему: «Вклад М.П. Фоллет в развитие теории управления»

 

 

 

 

Выполнила студентка

группы ЭМБ-201-О

Лупушор Александра Дмитриевна

(подпись студентки)

 

Научный руководитель:

Попович Ирина Павловна, к.п.н.

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Жизненный путь и теория управления М.П.Фоллет…………………...5

    1. Краткая биография  М.П.Фоллет…..………………………………………....5
    2. Теория управления М.П.Фоллет ………………………………………….…9

Глава 2  Научная деятельность М.П. Фоллет……...… ………………………..12

2.1 Учения М.П.Фоллет……………...…………………………………………12

2.2 Исследования М.П.Фоллет …..…………………………………………….17

Глава 3 Концепции организации и управления М.П.Фоллет……………….20

3.1 Концепции организации М.П.Фоллет..……………………………………..20

3.2 Делегирование полномочий М.П.Фоллет...……………………………….24

Заключение ………………………………………………………………………26

Список использованной литературы …………………………………………...28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

История менеджмента знает огромное количество великих людей, которые поучаствовали в создании менеджмента, как науки. Не все они имели высшее образование, да и не все из них имели хоть какое-то образование. Все они были из разных стран и континентов, но мыслили в одном направлении: как управлять людьми, как или чем мотивировать работников, как сделать их работу эффективнее и повысить производительность труда и все в том же духе.

Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на данных этапах развития науки.

Для расширенного рассмотрения избранной темы были изучены современные публикации по теории управления, управлению персоналом, психологии, менеджменту.

Классическая теория управления не может оставаться без изменений, так как меняются объекты управления и среда их функционирования. Возникает необходимость перехода от применения общих функций управления в их классическом варианте к управлению как системе, базирующейся на функционировании и развитии многонационального общества.

Цель данной курсовой работы заключается  в изучении  вклада в теорию управления М.П. Фоллет . Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1. Проанализировать основной  вклад М. Фоллет .

2. Изучить терию управления М.П. Фоллет.

3. Изучить Концепции организвции  М.П. Фолет.

Определим объект и предмет исследования работы.

Объект работы – научные объекты М.П.Фоллет.

    Предметом данной курсовой работы  является  определение вклада М.П. Фоллет в развитие теории управления.

Методы исследования:  выбор подходящей литературы; подробное ее изучение; анализ материалов; составление соответствующих выводов; сбор данных в единый связный текст.

Получение современных знаний об управлении заключается в том, чтобы не только иметь классическое представление о нем, но и понять его глубинные философские начала.

В ходе развития мирового сообщества происходят кардинальные системные изменения среды обитания человека, иногда полная ее трансформация, касающаяся всех элементов общественной системы. Эти изменения характеризуются масштабным преобразованием и дифференциацией пространства, и поэтому затрагивают национальные интересы.

Наука управления в этом отношении ничем не отличается от других наук. Как и любая наука, она опирается на прошлое, существует в настоящем и делает шаги в будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Жизненный путь и теория управления М.П. Фоллет

1.1 Биография М.П. Фолеет.

Мэри Паркер Фоллет родилась в сентябре 1868 г. в городе Куинси, расположенном в штате Массачусетс недалеко от Бостона. Родители Мэри происходили из семей, давно проживавших в этом городе. Ее мать была инвалидом, а отец скончался, когда дочь еще была подростком. Мэри, рано начавшая заведовать домашним хозяйством, занималась также и финансовыми делами семьи. Деньги, оставшиеся у матери, сделали семью финансово независимой.

М.П. Фоллет была блестящей ученицей. Сначала он училась в Тайеровской академии в Брэнтри, затем в Обществе подготовки женщин к обучению в высших учебных заведениях (в настоящее время Рэдклиффский колледж), далее провела один год в Ньюхемском колледже в Кембридже в Англии и вновь вернулась в Рэдклиффский колледж, который закончила в 1898 г. с отличием, получив дипломы по экономике, государственному управлению, правоведению и философии. М.П. Фоллет свободно владела французским и немецким языками и постоянно была в курсе того, что происходило в сфере ее профессиональных интересов по обе стороны Атлантики.

Еще до окончания колледжа М. П. Фоллет приобрела репутацию оригинального и серьезного историка благодаря своей книге The Speaker of the House of Representatives (“Председатель палаты представителей”), увидевшей свет в 1896 г. В ней автор подробно рассматривал сложное развитие процесса принятия законов и впервые опробовал параллельный подход, который затем применялся М.П. Фоллет во всех своих работах: тщательное изучение записей и одновременное интервьюирование вовлеченных в данный процесс людей с тем, чтобы выяснить их взгляды и реакции.

Формально М.П. Фоллет завершила учебу, когда ей было 32 года. В 1891 г. она встретила мисс Изобел Бриггс, англичанку, которая была старше ее на двадцать лет, и с 1896 г. они стали проживать в одном доме. Один из их знакомых писал, что их жизнь была примером самой тесной, благородной и плодотворной дружбы, которую он когда-либо видел. Благодаря мисс И. Бриггс и своим связям и интересам М. П. Фоллет стала активной участницей интеллектуальной и общественной жизни Бостона и Гарварда.

После окончания учебы М. П. Фоллет окунулась в общественную работу. Она развернула активную деятельность в рабочем клубе, расположенном в одном из самых неблагополучных районов Бостона. Учитывая ее образ мыслей, можно считать что ее новаторство было чем-то предопределенным. Познакомившись с обстановкой в районе, М.П. Фоллет очень скоро поняла, что здание местной школы, при условии его использования по вечерам в качестве клуба, будет более подходящим для ее целей, чем любое другое. Под ее общим руководством и при ее внимательном отношении ко всем деталям возникающих проблем во многих городских школах были открыты и успешно функционировали аналогичные вечерние центры. Как и всякому человеку ей был необходим отдых, но еще больше она испытывала потребность в активной работе. “Почему бы не использовать учебные центры еще и в качестве бюро по трудоустройству?” — однажды задала себе вопрос М.П. Фоллет. И бостонские центры стали заведениями, опыт работы стал копироваться многими городами США. В 1917 г. они были официально включены в систему городского образования Бостона и благодаря организационному таланту М.П. Фоллет продолжали действовать в течение многих лет.

В эти отданные общественной работе годы М.П. Фоллет, непосредственно наблюдала развитие групповых процессов и оценивала их возможности (как совместно действующие люди могут намечать, разрабатывать и осуществлять свои собственные планы?). Она видела в локальной группе политическую основу для развития самоуправления. Всегда действуя как настоящий ученый, она записала сделанные наблюдения и, осмыслив их, изложила свои взгляды в книге The New State-Group Organization: The Solution for Popular Government (Новая государственно-групповая организация: решение для народного правления”) (1918).

Книга получила благоприятные отзывы как в США, так и в других странах и сделала ее автора известной по обе стороны Атлантики общественной фигурой. Дома, в Массачусетсе, М.П. Фоллет стала выступать представителем населения в третейских судах, комитетах по установлению минимальной зарплаты, общественных судах, в качестве члена которых она получила непосредственный опыт решения проблем в сфере трудовых отношений. Многие из примеров следующей книги ученого Creative Experience (“Творческий опыт”) (1924) были связаны с ее новой деятельностью и участием в рассмотрении конкретных ситуаций.

Выход Creative Experience ознаменовал новый этап карьеры М.П. Фоллет и ее знакомство с новой аудиторией — бизнесменами, многие из которых просили ее помочь в решении проблем управления предприятиями. М.П. Фоллет исследовала ситуации на фабриках, изучала их организацию и предлагала варианты исправления сложных ситуаций. Нью-Йоркское Бюро администрирования кадрами, проводившее ежегодные конференции для руководителей фирм и приглашавшее для выступления на них известных специалистов, признало М.П. Фоллет в качестве одного из ведущих теоретиков менеджмента. Директор этого бюро, Генри Меткалф, работавший с М.П. Фоллет в начале 1900-х гг. и знавший о широте ее интересов, пригласил ее прочитать цикл лекций по “психологическим основам управления бизнесом” на конференции 1925 г. и затем еще в течение многих лет привлекал М.П. Фоллет к участию в этих ежегодных форумах.

Известные английский бизнесмен и новатор в области менеджмента Сибом Роунтри неоднократно, начиная с 1926 г., приглашал ее участвовать в ежегодных конференциях по проблемам управления в оксфордском Баллиольском колледже. Именно там М.П. Фоллет встретила Линдала Урвика (см. УРВИК, Л.), который стал горячим приверженцем ее идей и начал активно заниматься их распространением. Со времени обучения в Ньюхемском колледже у М.П. Фоллет установились прочные отношения с Англией. Ее книги и практическая деятельность прочно связали ее с ведущими английскими учеными, политиками и предпринимателями. После смерти мисс И. Бриггс М.П. Фоллет переехала в 1928 г. в Англию и жила в одном доме с Кэтрин Ферс в лондонском пригороде Челси.

В начале 1933 г. М.П. Фоллет удостоилась высокой чести прочитать цикл лекций при открытии факультета управления бизнесом (позднее факультета трудовых отношений) в Лондонской школе экономики. Позднее Линдал Урвик собрал и опубликовал тексты этих лекций под общим названием Freedom and Coordination (“Свобода и согласование”). В декабре 1933 г. М.П. Фоллет отправилась в США для улаживания своих финансовых проблем. В Бостоне она заболела и скончалась 18 декабря 1933 г.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Теория управления М.П. Фоллет

Хотя коллективистские императивы Фоллет, если их рассматривать в самом общем политическом, экономическом и социальном смысле представляются достаточно зловещими, в ограниченных пределах предприятия или государственной корпорации они таковыми уже не кажутся. Рен пишет:

Если рассматривать менеджмент в качестве универсального феномена, принципы политического администрирования будут иметь отношение и к деловой активности. Здесь возникают те же проблемы достижения единства действий, определения властных полномочий и ответственности, а также развития системы эффективного руководства. Мэри Паркер Фоллет обращает внимание на эту параллель не случайно... Она убеждена, что в прошлом между управляющими и теми, кем управляют, существовала искусственно созданная граница. На деле же никакой границы не существовало, ибо все ответственные члены организации вне зависимости от занимаемого ими уровня участвовали в одном общем деле.[7]

Это заявление имеет много общего с тейлоровской идеей «ментальной революции» и отражает давние амбиции теоретиков менеджмента, стремившихся к преодолению групповщины, ради достижения гармонии, повышения эффективности производства и коммерческого успеха. Фоллет небезразлично отношение рабочих к выполняемой ими работе, она хочет, чтобы они сохраняли свою самобытность и духовно росли, оставаясь в рамках рабочей группы, что ставит ее теорию в один ряд с несколько упрощенной психологией Тейлора и с учением, учитывающим человеческий фактор, основы которого были заложены Джилбретами и развиты Мэйо.

Тем не менее, основной целью Фоллет считала интегративное единство, средством достижения которого являлся, по ее мысли, конструктивный конфликт. Она настаивала на том, что рабочие должны играть активную роль в управлении производством, подобную той роли, которую играют в обществе активные граждане. Вот что она пишет в этой связи:

Активное участие в управлении производством или вклад со стороны различных работников имеют сейчас куда большее значение, чем прежде, ибо соединять теперь приходится куда больше познаний и опыта разного рода... По этой причине я считаю, что участие в социальном процессе должно быть не самопожертвованием, а сотрудничеством.[12]

Благодаря столкновению идей, члены группы, предприятия или, по аналогии, всего общества должны будут понять, что их собственные интересы совпадают с общими интересами, а не ограничиваются узкими границами их самости. Разумеется, здесь нет ничего нового, именно с этой идеей был связан основной пафос работы Руссо «Социальный контракт» (1762). Хотя Фоллет приводит множество практических примеров преодоления самостного интереса логикой коллективного действия, тем не менее, она не дает сколько-нибудь общего способа примирения интересов различных групп, если последние не воспринимают приводимых в пользу него аргументов. Разумеется, всегда можно вернуться к практике принуждения. Конечно же, в сфере политических действий, где для обеспечения легитимности власти требуется достижение максимального уровня согласия, использование принуждения в интересах большинства или, напротив, для защиты меньшинства, оправдано. Фоллет не хочет прибегать к принуждению. Для того чтобы перейти от атомистического индивидуализма к холистическому взаимопониманию, она предлагает воспользоваться некоторыми положениями, почерпнутыми ею из гештальтпсихологии.

Информация о работе Вклад М.П. Фоллет в развитие теории управления