Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 22:48, курсовая работа
Целью работы является изучение понятий власть и влияние, а также рассмотрение этих понятий в конкретной организации.
Достижение поставленной цели требует решение определенных задач:
Изучение общей характеристика власти и влияния;
сравнение различных видов, форм и источников власти;
рассмотрение изученных понятий в рамках конкретной организации.
Аннотация………………………………………………………………………....3
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Теоретические основы власти и влияния в организации…………………….5
1.1 Понятие, сущность, значение и элементы власти…………………………..5
1.1.1 Понятие и сущность власти………………………………………………..5
1.1.2 Властные отношения как элемент власти…………………………………6
1.1.3 Значение власти для организации………………………………………..7
1.2 Виды, формы и источники власти…………………………………………..8
1.2.1 Источники власти………………………………………………………….8
1.2.2 Влияние, стратегии влияния……………………………………………….9
1.2.3 Формы власти……………………………………………………………..10
1.2.4 Виды властных отношений………………………………………………15
2.Анализ системы власти в филиале
ООО СК «ЦЮРИХ. РИТЕЙЛ» ………………………………………………18
2.1 Общая характеристика ООО СК «Цюрих. Ритейл»……………………..18
2.2 Линейно-функциональная структура в филиале ООО СК «Цюрих. Ритейл» ………………….……………………………………………………….21
2.3 Повышение эффективности власти………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………………25
Список используемой литературы…………………………
Аннотация………………………………………………………
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы
власти и влияния в
1.1 Понятие, сущность, значение и элементы власти…………………………..5
1.1.1 Понятие и сущность власти………………………………………………..5
1.1.2 Властные отношения
как элемент власти………………………………
1.1.3 Значение власти для организации………………………………………..7
1.2 Виды, формы и источники власти…………………………………………..8
1.2.1 Источники власти……………………………………
1.2.2 Влияние, стратегии влияния……………………………………………….9
1.2.3 Формы власти………………………………………………
1.2.4 Виды властных отношений…………………
2.Анализ системы власти в филиале
ООО СК «ЦЮРИХ. РИТЕЙЛ» ………………………………………………18
2.1 Общая характеристика ООО СК «Цюрих. Ритейл»……………………..18
2.2 Линейно-функциональная
структура в филиале ООО СК
«Цюрих. Ритейл» ………………….……………………………………
2.3 Повышение эффективности власти………………………………………...22
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………….26
Аннотация
Тема «Власть и влияние в организации.»
Курсовая работа – г. Ижевск, МФПУ «Синергия», 2013. 26 стр.
Список литературы - 8 наименований.
Организация - сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Трудно переоценить значение научного обоснования всех сторон функционирования организаций. Именно поэтому представляется важным разобраться в такой важной составляющей любой организации, как власть и влияние.
В теоретической части данной курсовой работы, рассматривается общая характеристика власти и влияния в организации, рассматриваются основные виды, формы и источники власти, стратегии влияния.
В практической части рассмотрена власть и влияние в организации ООО СК «Цюрих Ритейл», приводится её линейно-функциональная структура, выявлены некоторые проблемы, связанные с властью и влиянием в данной организации.
Власть — способность и возможность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению. Суть власти не зависит от её основы. Способность и возможность достигать свои цели может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.
Тема данной курсовой работы – «Власть и влияние в организации». Грамотная власть в каждой организации необходима для эффективного осуществления функций планирования, организации, мотивации, контроля.
Целью работы является изучение понятий власть и влияние, а также рассмотрение этих понятий в конкретной организации.
Достижение поставленной цели требует решение определенных задач:
Предметом исследования курсовой работы является власть и влияние в организации.
Объектом – ООО СК «Цюрих. Ритейл».
В исследовании были использованы работы специалистов в области менеджмента и теории организации, таких как Мильнер Б.З., Рогожин С.В., Виханский О.С., Мескон М.
В работе также были использован лекционный курс по менеджменту и по теории организации.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы.
1 Теоретические основы власти и влияния в организации
Власть – это способность или возможность индивидуума (группы) влиять на других людей. Власть – это очень сложное понятие, включающее в себя множество элементов:
В обиходе власть отождествляют соответственно с вертикальными отношениями в организации. Психологическая основа власти (и подчинения) состоит в способности индивидов концентрировать волевые усилия ради целенаправленного влияния на себя либо на других людей, преодолевая возможное сопротивление. Властные отношения и действия хорошо поддаются формализации и фиксируются в правилах, полномочиях, обязанностях, санкциях и статусах. [1]
Одним из элементов власти являются властные полномочия. Это объём прав, которыми располагает руководитель при принятии решений по финансовым, кадровым и материально-техническим вопросам без согласования с высшим руководством. [4]
В периоды стабильного роста власти появляется необходимость осуществления быстрых всеобъемлющих изменений. Тогда в центре внимания оказывается второй элемент власти – властные отношения, которые всегда возникают между людьми или общественными группами в организации. Властные отношения возникают также при борьбе за власть. Это отношения, когда один из участников (субъект власти) реализует свою волю в отношении других (объектов власти) в какой-то определённой сфере (властном пространстве). Властные отношения многолики и разнообразны: в большинстве случаев они носят в какой-то мере двусторонний характер, так как и объекты власти способны оказать влияние на её субъекта. Властные отношения становятся возможны благодаря наличию у субъекта власти ресурсов власти: свойств, атрибутов, благ, позволяющих ему влиять на принимаемые объектом власти решения и дающих преимущество в борьбе за власть. Ресурсами власти могут являться финансовый капитал, информация, связи.
При всём этом существует множество различных, порой противоречивых толкований явлений и процессов, связанных с властью.
Методологически можно выделить два аспекта власти, в реальности неразрывно связанных между собой: власть как специфическое благо и власть как особого рода отношение. Как и всякое благо, власть способна удовлетворить потребности индивидов, т.е. власть позволяет своему обладателю получить доступ к важным для него ресурсам. [3]
Внутри организации существует сложная сеть властных отношений. Во-первых, речь идёт о формальной иерархии, вокруг которой строится любая организация. Во-вторых, важную роль играют неформальные коалиции и группы влияния, преследующие собственные интересы. Чем большей является организация, тем более сложной становится структура формальных и неформальных отношений власти. Между формальными и неформальными центрами влияния также идёт конкуренция за власть (её принято называть микрополитическими процессами). Властными отношениями и конкуренцией определяется процедура принятия организационных решений, которые, в свою очередь, определяют развитие организации. Властные отношения охватывают не только руководство организации, но и всех её членов.
С точки зрения формальной иерархической структуры реальная концентрация властных отношений в организации может произойти либо «внизу» ( у формальных «подчинённых»), либо «вверху» (у формальных «руководителей»). Если формальная и неформальная пирамиды власти оказываются «перевёрнутыми» относительно друг друга, это ведёт к негативным последствиям с точки зрения мотивации и обострения внутриорганизационных конфликтов.
Структура властных отношений обуславливается как внеорганизаионными, так и внутриорганизационными факторами. Первые включают в себя формальные институты (положения законодательства), а также неформальные традиции и нормы.
Помимо институтов своё давление на внутриорганизационные властные отношения оказывает и конкурентная среда. Она ограничивает возможности для чрезмерного ужесточения внутренней конкуренции в ущерб интересам организации в целом, а также чрезмерной формализации механизмов принятия решений. [3]
С помощью влияния на поведение подчинённых, то есть власти над ними, руководители не просто ведут их к решению проблем организации, но и побуждают их к фактическому труду, необходимому для достижения целей организации. Власть применяется для того, чтобы сделать влияние руководителя более эффективным.
Власть руководителю требуется потому, что он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне ее. В различных подразделениях организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчинённых и коллег. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руководителя среды. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Для распределения обязанностей и направления деятельности всех этих людей руководитель должен опять же эффективно властвовать над ними.
Из всего вышесказанного можно сделать общий вывод, что власть позволяет руководителю распоряжаться действиями и поведением подчинённых, направлять их в русло интересов организации, например, побуждать более эффективно работать, предотвращать или подавлять возникающие между ними конфликты.
1.2 Виды, формы и источники власти
В современном управлении организациями выделяют несколько источников власти:
Самыми лучшими руководителями являются те люди, которые получили право управлять из таких источников власти, как власть личности и власть эксперта.
Влияние – это процесс воздействия на мысли и поведение других людей.
Существует несколько видов стратегий влияния:
Власть бывает формальной и реальной. Формальная власть – это власть должности; она связана с официальным местом лица в системе управления организацией и измеряется либо числом подчинённых, которые прямо или косвенно обязаны выполнять его распоряжения, либо объёмом материальных ресурсов, которые данное лицо может по своему усмотрению без согласования с другими использовать. Реальная власть – это власть влияния, власть авторитета; она обусловлена местом человека в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые готовы данному лицу добровольно подчиняться, либо степенью зависимости его самого от окружающих. [4]
Власть проявляется в определённых формах. Американские учёные выделили следующие пять форм власти: