Власть.Типы власти.Факторы, влияющие на подверженность объекта власти управлению.Ситуационный подход к власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:24, реферат

Описание работы

Парадокс власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей. Аристотель и Шекспир, Гете, Ницше и Достоевский, Фуко и Кафка в философских категориях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека. Поэтому мы попробуем разобраться в этом парадоксе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………... 3
1. Власть. Типы власти, ее источники и формы. Основные приемы использования власти………………………………………..
2. Ситуационный подход к власти……………….………………………….. 13
Заключение………………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………….......

Файлы: 1 файл

Мой реферат Власть.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

     Господство неразрывно связано с властью, является формой ее общественной организации. Господство выражается в экономическом, политическом и идеологическом видах.

     Экономическое господство выступает как контроль над средствами производства, самим процессом труда и распределением продукта трудовой деятельности.

     Политическое  господство состоит в контроле над применением государственной власти во имя господствующих экономических интересов.

     Идеологическое  господство представляет собой монополию идеологической системы взглядов, оправдывающих справедливость существующего экономического и политического порядков.

     Руководство — это способность личности, партии, класса, группы осуществлять свою политическую линию путем воздействия различными методами и средствами власти на сферы, объекты, коллективы, отдельных людей. Руководство осуществляется на основе вертикальных связей, отношений субординации и требует безусловного подчинения исполнителя руководителю. Основа руководства — административная система, строжайшая дисциплина и самодисциплина. Смысл и назначение руководства — осуществлять соблюдение функционирования всей системы для реализации целей организатора.

     Через управление и организацию осуществляется реализация политических, экономических и иных программ.

     Управление — это использование полномочий власти по формированию целенаправленного поведения объектов. Управление должно обеспечивать оптимальное взаимодействие между трудовыми коллективами, партиями, населением области, района и т. п.

     Контроль — это способность властных органов и институтов постоянно следить за тем, как реализуются законы, указы и распоряжения власти.

     Процесс осуществления власти упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти — системы организаций и норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному организму как общество (народ) механизмом власти выступают государственные органы, право, политическая система в целом. В рамках этой системы разрабатываются и принимаются решения по всем вопросам внутренней жизни страны и внешней политики. Каждый из субъектов этой системы присущими ему средствами в соответствующих формах участвуют в осуществлении политической власти, играет определенную роль в ее осуществлении.

     Особенности различных элементов власти —  субъекта, объекта, ресурсов, могут служить основанием разделения ее на отдельные виды.

     Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которые она опирается, а именно, на экономическую, социальную, политическую, духовно-информационную.

     Экономическая власть — это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.

     Социальная  власть — это распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей и привилегий.

     Политическая  властьвсякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляет подчинение во имя общих целей.

     Есть  классификация власти по функциям ее органов; законодательная, исполнительская  и судебная. По способам взаимодействия субъекта и объекта власти существуют демократическая, авторитарная и т. п. власти.

               Наиболее полная классификация источников и форм власти предложена Х. Хекхаузеном .

  1. Власть вознаграждения. Ее сила определяется ожиданием объекта власти того, в какой мере субъект в состоянии удовлетворить один из его (объекта) мотивов, и насколько субъект поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения объекта власти. Власть вознаграждения является одним из самых эффективных в управлении поведением человека.
  2. Власть принуждения. Определяется ожиданием со стороны объекта той меры, в какой субъект способен наказать его за нежелательные для него действия, фрустрацией того или иного мотива и того, насколько субъект сделает неудовлетворение мотива зависящим от нежелательного поведения объекта власти. Принуждение заключается в том, что пространство возможных действий объекта власти в результате угрозы наказания суживается. Это самый часто применяемый источник власти.
  3. Нормативная власть. Субъект власти имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них. Нахождение в иерархии властных отношений подразумевается должностным положением самого носителя власти и обязательном подчинении установленным правилам и нормам объекта власти.
  4. Власть эталона. Основана на идентификации объекта с субъектом и желанием объекта быть похожим на субъект власти по различным параметрам и характеристикам (основания могут быть различными - личностными и психологическими, профессиональными и моральными и т.д.).
  5. Власть знатока. Ее сила зависит от величины приписываемых субъекту власти со стороны объекта особых знаний, умений, навыков, относящихся к сфере того поведения, о котором идет речь.
  6. Информационная власть. О ее наличии можно говорить в том случае, когда субъект владеет информацией, способной заставить объект власти увидеть последствия своего поведения в новом свете.

     Основной  постулат власти - зависимость. Зависимость увеличивается, когда ресурсы, которые вы контролируете, являются важными, ограниченными и незаменимыми.  
          Для того, чтобы другие зависели от вас, вы должны располагать ресурсами и возможностями, которые представляют для них интерес. Зависимость создает обладание только теми ресурсами и возможностями, которые другими воспринимаются как дефицитные. Чем меньше возможности найти замены имеющимся у вас ресурсам, и ценностям, тем большую власть над другими людьми дает обладание ими.  
            При этом можно выделить три основных источника получения власти:

  1. получение формальной власти, предусмотренной структурой организации (начальник отдела, руководитель проекта);
  2. власть, которую дают определенные личностные качества (например, харизматические качества);
  3. власть, которую дают знания (например, овладение искусством презентаций позволяет значительно усилить позитивное влияние оратора на аудиторию).
 
     
  1. Ситуационный  подход к власти
 

     Этот  подход уделяет основное внимание оценке и учету ситуации, и выделяет три  фактора, которые влияют на поведение  руководителя:

     а) отношения между руководителем  и коллективом; 
          б) структура задачи; 
          в) должностные полномочия руководителя.

     Стиль руководства должен выбираться в  зависимости от конкретной ситуации.

     Выделяют  четыре стиля руководства: стиль поддержки (ориентирован на человека); инструментальный стиль (ориентирован на задачу); стиль, поощряющий участие людей в принятии решений; стиль, ориентированный на эффективное достижение целей.

     Для того, чтобы работать наиболее эффективно, руководитель должен применять различные  стили, методы и типы влияния. Современный, адаптивный стиль руководства, ориентирован на учет реальности, и потому зависит от конкретной ситуации

     Личностные  качества руководителя являются существенными  компонентами его руководства. Но очевидно, что эффективность стиля руководства  зависит от особенностей конкретной управленческой ситуации.

     Когда ситуация меняется, то меняется и выбранный  стиль руководства. Выбор стиля  и поведение руководителя должны быть гибкими.

     Современная теория руководства большое внимание уделяет ситуационному походу. Суть ситуационного подхода заключается в том, что выделяются какие-то базовые, общие для многих конкретных случаев управления факторы (ситуационные переменные), приоритеты которых определяются для каждого случая в зависимости от конкретных обстоятельств в данный момент.

     Ученые  пытаются определить, какие особенности поведения и личные качества руководителя более всего соответствуют определенным ситуациям. В зависимости от особенностей конкретной ситуации должны выбираться различные стили руководства. В общем случае руководитель должен стремиться к выработке такого стиля, который должен привести к высокой производительности труда и к достаточной удовлетворенности от него работающих .

     Для оценки эффективности стилей руководства  исследователи стали обращать внимание не только на руководителя и подчиненных, а на всю ситуацию в целом. Исследования показали, что в эффективном руководстве решающую роль могут сыграть так называемые ситуационные факторы, которые определяют условия и обстоятельства (ситуацию) управления.

           В качестве ситуационных факторов могут представляться:

     - потребности и личные качества подчиненных;

     - характер выполняемой работы (задания);

     - требования и воздействия внешней среды;

     - информация, которую имеют руководитель и подчиненные;

     - важность качества выполняемой работы;

     - степень структуризации работы;

     - степень мотивации подчиненных;

     - возможности руководителя использовать вознаграждения за работу и другие факторы.

     Анализ  работы руководителя, связанный с  использованием различных стилей руководства, позволил выделить два основных стиля (подхода), на которые ориентируется руководитель в процессе управления.

     Руководитель  сосредоточивает внимание на выполняемой  подчиненными работе (задаче). Он прежде всего заботится о выполнении работы (решении задачи) и исходя из этого воздействует на подчиненных, используя все свои возможности.

     Такой стиль руководства, называемый "ориентация на задачу", во многом схож с автократичным  стилем руководства. Потенциальные  преимущества такого стиля - это единство целей, быстрота действия при принятии решений и строгий контроль за выполнением работы.

     Руководитель  сосредоточивает внимание на человеческих отношениях. Он добивается повышения  результативности труда путем совершенствования  отношений с коллективом в  процессе работы (при решении задачи).

     Такой стиль руководства, называемый "ориентация на человека", во многом схож с демократическим стилем руководства. Проявление заботы о благополучии подчиненных особенно улучшает качество работы, когда подчиненные мотивированы потребностями высокого уровня. Использование такого стиля позволяет заинтересовать подчиненных работой, усилить самоуправление и уменьшить необходимость в плотном контроле.

     Этот  стиль наиболее эффективен в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной  власти, чтобы обеспечить полное сотрудничество подчиненных.

     Стили "ориентация на задачу" и "ориентация на человека" рассматриваются как  границы, в пределах которых находятся  различные стили руководства. Выбор  конкретного стиля зависит от ситуационных факторов, то есть от условий, в которых выполняется управление.

     Были  разработаны несколько ситуационных моделей, которые помогли разобраться  в сложностях процесса руководства  и позволили более полно ответить на вопрос: как достичь эффективного выполнения поставленной задачи и удовлетворенности исполнителей? 

    

  Заключение

   В своей работе я попыталась раскрыть феномен власти в 
некоторых ее основных проявлениях. Власть и есть та основа, которая 
определяет политику; власть существует везде, где есть совместная 
деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в любом деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Эта инициатива либо принимается, либо оспаривается.                  Такова абстрактная модель функционирования власти: господства, доминирования и согласия и подчинения. В реализации же действительного властного акта дело обстоит гораздо сложнее.   Подчинение и сопротивление оказываются переплетенными 
между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим образом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Власть.Типы власти.Факторы, влияющие на подверженность объекта власти управлению.Ситуационный подход к власти