Влияние факторов характеристики региона, денежных доходов, образа жизни на формирование потребностей покупателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 09:13, шпаргалка

Описание работы

Принимая во внимание огромную территорию России, с ее разнообразием природных, экономических, социальных характеристик отдельных территорий формируются различные условия, влияющие на размер и структуру потребностей населения в материальных благах и услугах. Основными факторами, влияющими на размер и структуру потребностей населения, можно назвать следующие: уровень экономического развития и национального богатства страны или региона, доля конечного потребления населения в ВВП, социально-демографический состав населения, уровень имущественной обеспеченности, размеры собственности, природно-климатические условия, состояние социальной инфраструктуры.

Файлы: 1 файл

Вопрос 2 Влияние факторов характеристики региона.docx

— 19.12 Кб (Скачать файл)

Вопрос 2  Влияние факторов характеристики региона, денежных доходов, образа жизни на формирование потребностей покупателя

Принимая во внимание огромную территорию России, с ее разнообразием  природных, экономических, социальных характеристик отдельных территорий формируются различные условия, влияющие на размер и структуру потребностей населения в материальных благах и услугах. Этим самым предопределяется и существенная территориальная дифференциация стоимости жизни, прожиточного минимума и других объективных параметров потребления. Основными факторами, влияющими на размер и структуру потребностей населения, можно назвать следующие: уровень экономического развития и национального богатства страны или региона, доля конечного потребления населения в ВВП, социально-демографический состав населения, уровень имущественной обеспеченности, размеры собственности, природно-климатические условия, состояние социальной инфраструктуры.

Очень важным является процесс изучения уровня потребления населения, учет этого потребления и степень удовлетворения потребностей населения. Потребности людей в материальных и духовных благах постоянно изменяются и развиваются. В связи с этим различен набор потребностей каждого человека: один занимается спортом, другой – нет, один посвящает свой досуг чтению или посещению театров, другой проводит свободное время у телевизора или на дискотеках, и т.д. Одни имеют возможность покупать лишь отечественные автомашины, другие – приобретать иномарки [1]. Для определения степени удовлетворения потребностей фактическое потребление товаров и услуг соотносят с минимальными и рациональными стандартами их потребления. В большой степени потребности находятся в зависимости от возможностей человека, общественного строя, уровня образованности и культуры человека, политических, социально-экономических, экологических и ряда других факторов. В экономической литературе описывается теория потребностей, которая основана на аксиоме эффективного поведения потребителя: каждый человек поступает рационально, с меньшими затратами пытается получить  больше выгод для себя. 

Известна иерархия потребностей человека, предложенная основателем Американской ассоциации гуманистической психологии А. Маслоу. На основании этой иерархии, все потребности человека условно можно представить в виде определенной системы. В соответствии с этой системой наши потребности разделяются на четыре уровня. В основании лежат естественно-физиологические потребности, без которых невозможна жизнь любого живого существа (например, пища, вода, воздух, сон, одежда, жилище, продление рода, самозащита, удовлетворение естественных надобностей, курение, алкоголь, накопительство и т.д.). Над естественно-физиологическими потребностями находятся социально-экономические потребности (желания обладать благами). Все экономические блага обладают полезностью (свойство или способность удовлетворять потребности человека), которая лежит в основе определения величины стоимости.

Все эти потребности  также естественные, но не всегда необходимые. К ним можно отнести и потребности в труде, знаниях, свободе, социальной справедливости, опыте, общении, средствах существования, отдыхе, реализации интересов через объединение в профсоюзы, партии, соблюдении традиций, обычаев и т.д.

На более высоком  уровне находятся идеальные потребности, или духовные потребности, возникающие у мыслящего человека, способного к саморазвитию и самосовершенствованию (потребности в достижениях культуры, науки, информации, литературы, музыки и т.д.; развитие у людей духовных, интеллектуальных, идеологических, нравственных, этических и других потребностей). К самому верхнему уровню относятся ситуативные потребности, которые проявляются в самоутверждении личности, потребности власти над другими, создании авторитаризма, господстве, насилии, принуждении и т.д. 

Все эти потребности  существуют не изолированно друг от друга, все они взаимосвязаны. Из этого вытекает важный принцип системного подхода к анализу потребностей. Не менее важно и другое: в составе каждой группы потребностей существует определенная субординация. Человек, прежде всего, стремится удовлетворить первичные, самые необходимые для жизни потребности. После их достаточно полного удовлетворения переключается на другие, более высокого порядка.

К.К. Вальтух, определяя [2] потребление «как удовлетворение разнообразных потребностей, не изолированных друг от друга, а образующих определенную систему», сформулировал несколько закономерностей потребления от благосостояния:

– на каждом уровне потребления в определенной степени удовлетворяются разнообразные потребности;

– при переходе к высокому уровню потребления от низкого уровня растет удовлетворение всех потребностей, но разными темпами;

– ни одна из потребностей не удовлетворяется на уровне полного насыщения, если все потребности в целом не насыщены;

– существуют минимумы удовлетворения для каждого уровня потребления;

– степени насыщения  потребностей не одинаковы до тех  пор, пока не достигнуто их полное удовлетворение;

– направления изменения  структуры потребительских расходов при переходе к высоким уровням  потребления устойчивы;

– рост удовлетворения потребностей обратно пропорционален росту степени насыщения потребностей.

С ростом доходов  потребление привычно необходимых  благ абсолютно увеличивается, но медленнее, чем растут доходы. Это приводит к тому, что доля расходов на них в бюджете домохозяйства снижается. Потребление менее необходимых благ при повышении доходов растет более быстрыми темпами, чем доходы, а при достижении точки насыщения стабилизируется. Потребление третьей группы благ (предметы длительного пользования, предметы роскоши, затраты на отдых) растет с ростом доходов непрерывно. При этом следует помнить, что сами потребности изменяются во времени и зависят от общего уровня экономического благосостояния населения страны в целом. 

Существенное влияние  на формирование материальных и социальных потребностей населения оказывает  демографический фактор. Материальные потребности населения разного пола и возраста неодинаковы. Например, потребности взрослого населения в продуктах питания по количеству и по качеству отличаются от потребностей детей. В то же время неодинаково потребление пищи и в группе взрослого населения. На него влияют интенсивность и тяжесть труда. Возрастной состав населения также влияет на формирование потребностей в таких непродовольственных товарах, как одежда и обувь, на их количественный и ассортиментный состав. Значительно различаются потребности в зависимости от пола. Так, калорийность питания мужчин 1 группы интенсивности труда в возрасте 20–40 лет превышает калорийность питания женщин того же возраста, занятых тем же видом деятельности. Неодинакова и структура потребления  непродовольственных товаров мужчинами и женщинами.

На формирование потребностей населения в продуктах питания, непродовольственных товарах (одежде, обуви, предметах быта), а также в структуре и объеме потребляемых услуг значительное влияние оказывает природно-климатический фактор. Климатические условия в регионе, температурный режим и его перепады, повышенная влажность или сухость климата оказывают непосредственное влияние на состояние здоровья людей, обусловливают соответствующую потребность в расходах на одежду и питание, затраты на отдых, медицинское обслуживание. Например, в условиях холодного климата повышается потребность организма в калорийном питании, растут и расходы населения на приобретение теплой меховой одежды, обуви и т.д. 

Следующим значимым фактором являются различия в формировании потребностей, вызванных особенностями образа жизни населения в городской и сельской местности. Этот фактор, отражая совокупное влияние нескольких разнодействующих тенденций в рациональной организации потребления, в конечном итоге влияет на увеличение размера нормативного потребительского бюджета в регионах с повышенной долей городского населения.

Немалое влияние  на формирование потребностей населения  оказывает и особенности расселения. Это влияние связано с территориальной дифференциацией организации социально-культурного обслуживания; проявляется в доступности для населения районных и областных центров, основных мест отдыха и туризма; определение совокупных, необходимых транспортных затрат через оценку интенсивности и рациональной структуры поездок. 


Информация о работе Влияние факторов характеристики региона, денежных доходов, образа жизни на формирование потребностей покупателя