Влияние внешней среды на динамику целей организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении влияния внешней среды на деятельность организации, а именно: на цели организации в условиях нестабильной внешней среды.
Для реализации поставленной цели в дипломном проекте будут решены следующие задачи:
1) Дать понятие внешней среды организации;
2) Дать анализ факторов внешней среды;
3) Дать анализ неопределенности организационной среды;

Содержание работы

Введение…...............................................................................................................3
1. Анализ влияния внешней среды на организацию…………………………...5
1.1 Понятие «внешняя среда организации» …………………………………5
1.2. Влияние внешней среды на организацию ………………………………6

1.3 Влияние внешней среды прямого воздействия на организацию……...11
1.4 Влияние внешней среды косвенного воздействия на организацию….15
2. Методы анализа внешней среды организации……………...……………….20
2.1 SWOT- анализ………………………...…………………………………...20
2.2. SNW – анализ…………………………………………………...………...25
2.3 PEST – анализ……...……………………………………………………...26
2.4 Методика анализа угроз и возможностей макросреды ETOM…...……28
3. Влияние внешней среды на цели организации: практический аспект…....31
3.1 Характеристика компании ООО «Мега пул систем»…………………..31
3.2 Характеристика компании «Стройдепо»……………………………….33
3.3 Характеристика компании Nokia ………………………………………34
Заключение ………………………………………………………………………39
Список использованных источников и литературы…………………………...41

Файлы: 1 файл

Копия курс менед.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание 

Введение…...............................................................................................................3

1. Анализ влияния внешней среды на организацию…………………………...5

     1.1 Понятие «внешняя среда организации» …………………………………5

     1.2. Влияние внешней среды на организацию ………………………………6

   



1.3 Влияние внешней среды прямого воздействия на организацию……...11

1.4 Влияние внешней среды косвенного воздействия на организацию….15

  2. Методы анализа внешней среды организации……………...……………….20

    2.1 SWOT- анализ………………………...…………………………………...20

    2.2. SNW – анализ…………………………………………………...………...25

    2.3 PEST – анализ……...……………………………………………………...26

    2.4 Методика анализа угроз и возможностей макросреды ETOM…...……28

 

3. Влияние внешней среды на цели организации: практический аспект…....31

     3.1 Характеристика компании ООО «Мега пул систем»…………………..31

     3.2 Характеристика компании «Стройдепо»……………………………….33

     3.3 Характеристика компании Nokia  ………………………………………34

 

Заключение ………………………………………………………………………39

Список использованных источников и литературы…………………………...41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Любая организация существует и функционирует во взаимосвязи  со множеством факторов. Эти факторы по-разному воздействуют на организацию и оказывают очень существенное влияние на возможности организации, ее перспективы и стратегию. Совокупность факторов взаимодействия рассматривается в менеджменте как среда организации.

Проблема взаимоотношения  организации и среды в науке  стала рассматриваться впервые в работах А. Богданова и Л. фон Берталанфи в первой половине ХХ века. Однако в менеджменте значение внешней среды для организаций было осознано только в 50-е годы в условиях усиления динамизма ее факторов и нарастания кризисных явлений в экономике. Это послужило отправной точкой для интенсивного использования системного подхода в теории и практике управления, с позиций которого любая организация стала рассматриваться как целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, в свою очередь опутанных связями с внешним миром. Дальнейшее развитие данной концепции привело к возникновению ситуационного подхода, согласно которому, выбор метода управления зависит от конкретной ситуации, характеризуемой в значительной мере определенными внешними переменными.1

Актуальность темы обусловлена тем, что современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий.

Динамизм и высокая  степень неопределенности факторов внешней среды значительно осложняют процедуры разработки и принятия управленческих решений. Поэтому руководители как зарубежных, так и отечественных предприятий остро ощущают потребность в систематической, оперативной и всесторонней информации о состоянии и возможных изменениях, происходящих во внешней среде. Вместе с тем в реальной практике большинство российских предприятий не уделяет должного внимания факторам внешней среды, что в значительной мере обусловлено недостаточной разработанностью теоретических и методологических основ организации ее исследования с учетом национальной, региональной и отраслевой специфики.

Необходимо отметить, что значительное количество разработок в области исследования внешней  среды организации уделяет основное внимание изучению лишь отдельных ее факторов. В месте с тем, современная рыночная ситуация требует комплексного исследования внешней среды на основе интеграции разнообразных экономических, социально-политических, правовых и технологических аспектов.

Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение, наряду с внутренней средой, изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и задач, при их достижении, а также для более эффективного использования своего потенциала.

Цель данной работы состоит в рассмотрении влияния внешней среды на деятельность организации, а именно: на цели организации в условиях нестабильной внешней среды.

Для реализации поставленной цели в дипломном проекте будут  решены следующие задачи:

  1. Дать понятие внешней среды организации;
  2. Дать анализ факторов внешней среды;
  3. Дать анализ неопределенности организационной среды;
  4. Рассмотреть элементы внешней среды организации и степень их влияния на организацию;
  5. Рассмотреть примеры влияния внешней среды на цели организации.

Объект исследования является влияние внешней среды на деятельность организации.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением влияния внешней среды на деятельность организации.

Структура курсовой работы состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Анализ влияния внешней среды на организацию

 

1.1 Понятие «внешняя среда организации»

 

В теории менеджмента  существует такое понятие, как «предпринимательская среда», под которой понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование организации и требуют принятия или приспособления к ним. Среду любой организации принято рассматривать, как состоящую из двух сфер: внутреннюю и внешнюю.

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Внешняя среда обусловлена внешними факторами влияния. 2

Внешние факторы  влияния - условия, которые организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в своей работе: потребители, правительство, экономические условия и т.д.

Состояние внешней среды  имеет ключевое значение для бизнеса, так как внешняя среда по отношению  к организации является объективной  средой, т. е. существует независимо, что  приводит к необходимости учета  ее в своей деятельности. В связи с этим от правильности учета всех аспектов внешнего окружения зависит результативность и эффективность деятельности организации.

Под внешней средой понимают все условия и факторы, возникающие  в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

Однако набор этих факторов и оценка их воздействия  на хозяйственную деятельность различны у каждой фирмы. Обычно предприятие  в процессе управления само определяет, какие факторы, и в какой степени могут воздействовать на результаты его деятельности в настоящий период и в будущей перспективе. Выводы проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Причем, прежде всего, выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды фирмы.

Одним из способов определения  окружения и облегчения учета его влияния на организацию является разделение внешних факторов на две основные группы: микросреду (среду прямого воздействия) и макросреду (среду косвенного воздействия).

Среду прямого  воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формируют такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность определенной организации. К нам относят следующие субъекты, которые будут рассмотрены нами далее: поставщики, потребители, конкуренты, законы и государственные органы.

Факторы среды  косвенного воздействия или общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию так же заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако менеджеру необходимо постоянно вести их учет, так как среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Макроокружение создает общие условия существования организации во внешней среде. К основным факторам косвенного воздействия относятся: технологические, экономические, социокультурные и политико - правовые, а также международные изменения.3

 

   



1.2 Влияние внешней среды на организацию

Руководство фирмы обычно стремится ограничить учет действия внешнего окружения в первую очередь  теми факторами, от которых решающим образом зависит эффективность  деятельности фирмы на конкретном этапе. Принятие решений зависит от широты охвата информации о состоянии внешней среды и действии ее различных факторов. Классификация факторов и качеств внешней среды вследствие их многообразия довольно различна и в ее основу могут быть положены различные принципы. Придерживаясь в целом принятой в менеджменте классификации можно предложить следующий перечень характеристик внешней среды.

взаимосвязанность факторов;

сложность;

подвижность;

неопределенность.

Как и факторы внутренней среды, факторы внешнего окружения взаимосвязаны. Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.4 Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора внешнего окружения может обусловливать изменение других.

 Ярким примером  взаимосвязанного влияния факторов  на деятельность фирмы может  служить история Михаила Ходорковского  и его фирмы «Юкос». Либерализация  советской экономики в конце 80-х начале 90-х гг. прошлого века позволила Ходорковскому создать первоначальный капитал, в ходе приватизации получит в собственность нефтяные месторождения. Растущие цены на нефть на мировом рынке обеспечили быстрый рост компании и ее технологическое развитие. Кризис 1998 г. способствовал успешному выведению на отечественный рынок нового продукта – недорогих автомобильных масел, которые стали удачным заменителем «ушедших» или ставших не по карману западных масел. Дальше компания запустила новое направление бизнеса – заправочные комплексы. Они сразу завоевали значительную долю рынка, так как предлагали не просто бензин, а новый продукт для ставших более состоятельными и требовательными потребителей – автозаправочный сервис. Покупателю не нужно было стоять под дождем у окошка-амбразуры кассира. К его услугам было теплое помещение, быстрый расчет наличными или по карте для предприятий, услуги заправщика, автомойка. Новый продукт отвечал изменившимся требованиям рынка. Стабилизация экономической ситуации в стране стала привлекать западных инвесторов, и «Юкос» сделалась «прозрачной» публичной компанией, что позволило ей произвести первичное размещение IPO и увеличить капитализацию бизнеса. Сменившиеся политические настроения властей в один момент уничтожили эту успешную устойчивую бизнес структуру.5

Взаимосвязи и вектора  влияния факторов внешней среды  зачастую очень сложно предугадать. Положительные изменения для  фирмы иногда могут привести и  кажущиеся на первый взгляд негативными  изменения. Так, когда в 2003 году правительством было введено квотирование импорта курятины под влиянием лобби российских владельцев птицефабрик, для лидеров рынка – «Союзконтракта» и «Оптифуд» это не только не принесло убытков, но оказалось очень выгодным. В течение года конкуренция в отрасли снизилась, так как мелкие фирмы, до этого существовавшие за счет демпинговой политики, вынуждены были свернуть бизнес, а общая норма прибыли выросла с 5 до 15% 6

Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.7 Если на организацию давят государственные постановления, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, например, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, при отсутствии политических «лобби» и замедленном изменении технологии. Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будут находиться организации, использующие разные технологии, претерпевшие более быстрое развитие, чем организации, которых все это не касается.

Например, ОАО «Иркут», производящее сверхзвуковые военные  самолеты и гражданские малогабаритные самолеты, является градообразующим предприятием. В прошлом году оно стало публичной компанией после размещения IPO. ОАО «Иркут» будет испытывать влияние международных факторов, политических и экономических факторов внутри страны, будет подвержено давлению городских властей, влиянию со стороны нескольких тысяч своих работников, будет зависеть от многочисленных поставщиков, фирм, с которыми оно кооперируется, будет вынуждено постоянно отслеживать технологические изменения в отрасли и т.д. В то же время, находящаяся в том же районе города частная шиномонтажная мастерская будет зависеть только от смены сезона, трудолюбия нескольких рабочих и наличия рядом центральной дороги.8

Следующая характеристика внешней среды – подвижность.

Подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи указывают, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью.

Информация о работе Влияние внешней среды на динамику целей организации