Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 15:34, курсовая работа
С тех пор был принят ряд государственных Концепций регулирования и стимулирования инновационной деятельности, объявлено о создании национальной инновационной системы, создан ряд механизмов государственного финансирования инноваций, включая создание инфраструктуры инновационной деятельности. Главной проблемой пока остается разорванность связей между основными участниками инновационного процесса (разработчиками и потребителями нововведений), информационная непрозрачность и поэтому низкая мотивация как к разработке, так и финансированию инноваций.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Инновации, их экономическая сущность и значение…………….......5
2. Инновационный процесс как объект управления……………….........8
3. Структура инновационного процесса…………………………………9
4. Классификация инноваций.…………………………………….……...10
5. Роль инноваций в развитии предприятия.…………………………....16
Заключение………………………………………………………………..19
Список использованной литературы…………………………………….20
Стратегическая формирует перспективные преимущества в конкурентной борьбе.
По предмету и сфере приложения инноваций происходит деление нововведений на продуктовые (новые продукты и материалы), рыночные (новые сферы использования товара, возможность реализации инноваций на новых ранках), процессные (технологии, новые методы организации и управления производством).
По степени новизны инноваций выделяют:
-нестандартные группы
инноваций, включающие новый
-улучшающие - новые товары или технологические процессы, разработанные на основе использования достижений научно-технического процесса и обеспечивающие совершенные технико-эксплуатационные характеристики в сравнении с действующими аналогами;
-модификационные - нововведения, расширяющие эксплуатационные возможности товара или технологического процесса.
По характеру удовлетворения потребностей инновационные группы определяются нововведениями, которые удовлетворяют сложившиеся на рынке новые потребности.
По масштабам распространения инновации могут быть базовыми для молодых отраслей, производящих однородный продукт, или используемыми во всех отраслях промышленного производства.
Несмотря на общность предмета инноваций, каждое их внедрение является весьма индивидуальным и даже уникальным. Вместе с тем существует множество классификаций инноваций и, соответственно, субъектов инновационного предпринимательства. Рассмотрим некоторые из них.
Г. Менш выделил три крупные группы инноваций: базисные, улучшающие и псевдоинновации. Базисные инновации, в свою очередь, подразделяются на технологические (образующие новые отрасли и новые рынки) и нетехнологические (изменения в культуре, управлении, общественных услугах). Движение от одного технологического пата к другому происходит, по мнению Менша, посредством перехода от базисных инноваций к улучшающим и далее - к псевдоинновациям.
Детальная и оригинальная типология инноваций дана А.И. Пригожиным. Он классифицировал инновации в зависимости от типа новшеств (материально-технические и социальные нововведения), механизма осуществления, особенностей инновационного процесса. А.И. Пригожин ввел в научный оборот замещающие, отменяющие, открывающие нововведения, ретронововведения, единичные, диффузные, внутриорганизационные, межорганизационные и др. Он разделил понятия "инновация" и "новшество". Новшество, по мнению А.И. Пригожина, - это предмет инновации; новшество и инновация имеют различные жизненные циклы; новшество - это разработка, проектирование, изготовление, использование, устаревание. Инновация же - это зарождение, диффузия, рутинизация (стадия, когда инновация "реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов").
- крупнейшие (базисные) инновации
- реализуют крупнейшие
- крупные инновации
(на базе аналогичного ранга
изобретений) - формируют новые поколения
техники в рамках данного
- средние инновации
реализуют такого же уровня
изобретения и служат базой
для создания новых моделей
и модификаций данного
- мелкие инновации
- улучшают отдельные
М. Уолкер выделяет семь типов инноваций в зависимости от степени использования в них научных знаний и широкого применения:
1) основанные на использовании фундаментальных научных знаний и широко применяющиеся в различных сферах общественной деятельности (например, ЭВМ и др.);
2) также использующие
научные исследования, но имеющие
ограниченную область
3) разработанные с
использованием уже
4) входящие в комбинации
различных типов знаний в
5) использующие один продукт в различных областях;
6) технически сложные
новшества, появившиеся как
7) использующие уже известную технику или методы в новой области.
Обобщенная классификация инноваций по признакам приведена в табл.
Таблица 1.1.
Обобщенная классификация инноваций по признакам.
Признак классификации |
Виды инноваций |
С точки зрения цикличного развития |
- Крупнейшие - Крупные - Средние - Мелкие |
В зависимости от степени использования научных знаний |
Основанные на: - фундаментальных научных знаниях - научных исследованиях
с ограниченной областью - существующих технических знаниях - комбинации различных типов знаний - использовании одного продукта в различных областях - побочных результатах крупных программ - уже известной технологии |
С точки зрения структурной характеристики |
- На входе - На выходе - Нововведения структуры предпри |
С точки зрения увязки с отдельными сферами деятельности |
- Технологические - Производственные - Экономические - Торговые - Социальные |
В области управления |
- Инновации продукции - Инновации процессов (технологических) - Инновации рабочей силы - Инновации управленческой деятельности |
С точки зрения назначения |
- Для потребления в
качестве товара массового - Для промышленного
потребления в гражданских - Для потребления в оборонном комплексе |
По способу |
- Экспериментальные - Прямые |
По стадии жизненного цикла |
Инновации, внедряемые на стадии: - стратегического маркетинга - НИОКР - организационно- - производства - сбыта - сервиса |
1 |
2 |
В зависимости от размера экономического эффекта |
- Обнаружение новых областей применения (повышает эффективность в 10-100 и более раз) - Использование новых принципов функционирования (повышает эффективность в 2-10 раз) - Создание новых конструктивных
решений (повышает - Расчет и оптимизации параметров (повышает эффективность на 2-10%) |
По уровню управления |
- Федеральные - Отраслевые - Территориальные - Первичного звена управления |
По срокам управления |
- 20 и более лет - 10-15 лет - 5-10 лет - до 5 лет |
По степени охвата жизненного цикла |
- НИОКР - Освоение и применение НИОКР |
По объему |
- Точечные - Системные - Стратегические |
По отношению к предыдущему состоянию процесса (системы) |
- Заменяющие - Отменяющие - Открывающие - Ретронововведения |
По назначению |
Направленные на: - эффективность - улучшение условий труда - повышение качества продукции |
По источнику планирования |
- Централизованные - Локальные - Спонтанные |
По результативности |
- Внедренные и полностью используемые - Внедренные и слабо используемые |
По уровню новизны |
- Радикальные и изменяющие или создающие вновь целые отрасли - Системные - Модифицирующие |
Безусловно, данная
классификация не является
Классификация
дает специалистам базу для
выявления максимального
5. Роль инноваций в развитии предприятия
Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг).
Конкурентоспособность - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.
Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:
Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.
Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.
По существу, основа современной "философии успеха" заключается в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Руководители компаний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности.
Для анализа положения изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция "жизненного цикла товара.
Одновременная рабата с товарами, находящимися на различных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Небольшие фирмы вынуждены идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих "амплуа":
• фирма-новатор, занимающаяся прежде всего вопросами нововведений;
• инжиниринговая : фирма, разрабатывающая оригинальные модификации товара и епго дизайн;
• узкоспециализированный изготовитель - чаще всего субпоставщик относительно н несложных изделий массового выпуска;
• производитель традиционных изделий (услуг) высокого качества.
Как показывает опыт, небольшие фирмы особенно активно действуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся фирмы.
Обеспечение конкурентоспособности товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.
В этой связи интересно отметить, что один из классиков экономической теории А. Маршалл считал именно предпринимательство коренным свойством, главной чертой рыночной экономики.
Главной предпосылкой инновационной стратегии является моральное старение выпускаемой продукции и технологии. В связи с этим каждые три года на предприятиях следует проводить аттестацию выпускаемых изделий, технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения товаров. Иными словами, должна проводиться рентгенограмма бизнеса.
Заключение
Таким образом, написав работу, можно сделать выводы, что инновация означает изменения в экономике, промышленности, обществе, в поведении покупателей, производителей, работников. Поэтому она всегда должна ориентироваться на рынок, руководствоваться его потребностями.
Для осуществления предприятием инновационной деятельности оно должно иметь такую структуру и такой настрой, которые способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства, атмосферы восприятия новых благоприятных возможностей.
Инновационная деятельность очень важна на предприятии, так как в современных условиях успешная деятельность предприятий невозможна без инноваций.
Список использованной литературы
1. Инновационный менеджмент: Учебник / Медынский В.Г.-М.: ИНФРА-М,2005.Стр. 5-53
2. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / Морозов Ю.П.. М.: ЮНИТИ, 2000. Стр. 15-27
3. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / О.М. Хотяшева.-Спб.: Питер, 2005. Стр. 201-211
4. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильинова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; Под ред. проф. С.Д. Ильенковой.-2-е изд., перераб и доп.- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003.Стр. 3-8