Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 20:20, реферат
Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения внешней торговли является квота, или контингент. Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно решает нелицензированную торговлю.
1. КВОТИРОВАНИЕ
Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения внешней торговли является квота, или контингент. Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно решает нелицензированную торговлю.
Рассмотрим в качестве примера экономические последствия установления квот на импорт. Предположим, что страна является импортером зерна (рис. 1, где Dd — спрос на зерно данной стране, a Sd — внутреннее производство зерна). В условиях свободной торговли внутренняя цена на зерно не отличается от мировой цены и равна Pw. При такой цене отечественные производители не могут обеспечить всю потребность страны в зерне и объем импорта составляет D0 — S0. Если правительство хочет ограничить объем импорта и устанавливает квоту размером Q, то общее предложение зерна на внутреннем рынке с учетом импорта может быть представлено в виде кривой Sd + Q. Теперь при цене, равной мировой, возникает разрыв между спросом и предложением: в результате количественного ограничения импорта часть спроса на зерно оказывается неудовлетворенной и это приводит к росту внутренней цены до Рd. Более высокий уровень внутренней цены стимулирует рост отечественного производства зерна до S1, но одновременно спрос сокращается до D1.
Рис. 1
Мы можем теперь оценить последствия квотирования импорта для благосостояния. Потребители в результате роста цены несут потери (область a+b+c+d + e). Отечественным производителям введение квоты выгодно — они расширяют объемы производства и реализуют свою продукцию по более высокой цене. Размер их Дополнительного выигрыша составит область а. Область с + d представляет собой либо доход государства, если лицензии продаются (цена лицензии на импорт единицы продукции в условиях конкуренции должна будет примерно соответствовать ожидаемому приросту внутренней цены), либо дополнительный выигрыш импортеров, если они получают лицензии бесплатно. В любом случае этот выигрыш распределяется между теми, кто выдает лицензии, и теми, кто их получает.
Таким образом, в результате введения импортной квоты возникают чистые потери для страны в целом, равные области b + e, т.е. результаты воздействия квоты и тарифа на уровень благосостояния идентичны (конечно, это справедливо, если объем лицензированного импорта меньше, чем спрос на импорт на внутреннем рынке). Разница лишь в том, что при введении тарифа государство всегда получает дополнительный доход, а при установлении квоты этот доход полностью или частично может достаться импортерам.
Почему же в этом случае государство часто предпочитает использовать именно квоты как средство ограничения импорта? Во-первых, квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи на рынке путем снижения цен. Таможенный тариф такой гарантии не дает. Во-вторых, квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями. В-третьих, использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям.
Вместе с тем использование квот на импорт может приводить к дополнительным негативным эффектам. С одной стороны, ограничивая ценовую конкуренцию и гарантируя отечественным фирмам определенную долю национального рынка, квота может способствовать монополизации экономики. С другой стороны, само распределение лицензий редко происходит на открытых аукционах в условиях честной конкуренции импортеров и поэтому в лучшем случае приводит к произвольным и потому недостаточно эффективным административным решениям, а в худшем — к развитию коррупции.
В настоящее
время положения ГАТТ/ВТО
2. ДОБРОВОЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ЭКСПОРТА
С начала 70-х гг. широкое распространение получила особая форма количественного ограничения импорта — добровольные ограничения экспорта (ДОЭ), когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. За последние несколько десятилетий заключено несколько десятков подобных соглашений, ограничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстильных изделий и т.д. главным образом из Японии и новых индустриальных стран в США и страны ЕС. Конечно, на деле такие экспортные ограничения являются не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жесткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое расследование).
В принципе ДОЭ представляют собой ту же квоту, но вводимую не страной-импортером, а страной-экспортером. Однако последствия такой меры по ограничению внешней торговли для экономики страны-импортера носит еще более негативный характер, чем при использовании тарифа или импортной квоты. Если импорт в данную страну в результате соглашения с торговыми партнерами о ДОЭ составляет величину Q (рис. 2), то внутренняя цена растет, спрос сокращается, предложение со стороны отечественных производителей увеличивается и т.д. Однако вместо того, чтобы получить доход от таможенных пошлин или от продажи импортных лицензий на аукционе, государство теперь как бы отдает эту часть выигрыша зарубежным экспортерам (область с + d). Кроме того, даже после введения ДОЭ обычно сохраняется тариф, которым раньше облагался импорт данного товара (на рисунке 2 Pw — мировая цена, РТ — внутренняя цена с учетом тарифа, Pd — внутренняя цена после введения ДОЭ). Поскольку импорт сокращается, то сокращается и доход государства от импортного тарифа (область f + g).
Почему, несмотря на дополнительные потери, государства-импортеры часто настаивают, чтобы их торговые партнеры вводили
Рис.2
ДОЭ? Основная причина, очевидно, состоит в том, что, будучи достаточно действенным инструментом количественного ограничения импорта и защиты внутреннего рынка, ДОЭ раньше формально не запрещались положениями ГАТТ. В настоящее время в рамках ГАТТ/ВТО поставлена задача отмены ДОЭ.
3. ЭКСПОРТНЫЕ СУБСИДИИ
Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций производителю при его выходе на внешний рынок) и косвенными (путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.).
Последствия предоставления экспортной субсидии показаны на рисунке 3. Производителям, получающим субсидию, становится выгоднее экспортировать, чем продавать товар на внутреннем рынке. Но, чтобы расширить поставки на внешний рынок, они должны снизить экспортные цены. Субсидия покрывает убытки от снижения цен, и объемы экспорта растут. Вместе с тем, поскольку из-за роста экспорта меньше товара поступает на внутренний рынок, внутренняя цена на него увеличивается (с Pw до Рd). Рост цены обусловливает увеличение предложения с S0, дo S1 сокращение спроса с D0 до D1. В результате потребители несут потери (область а + b), а производители получают дополнительный выигрыш (область a+b+c+d + e). Но, чтобы оценить последствия субсидирования экспорта для страны в целом, надо учесть затраты на субсидию, которые будет нести государственный бюджет (т.е. налогоплательщики). Для этого надо размер субсидии на единицу экспортируемого товара умножить на новый объем экспорта (S1— D1). Даже если предположить, что внутренняя цена вырастет на всю величину субсидии (что возможно при бесконечно большой эластичности спроса на импорт на мировом рынке), затраты государства будут равны (b + с + d + е + f), а, значит, потери благосостояния страны в целом составят область (b +f). Однако в реальности эти потери будут еще больше. Эластичность спроса на импорт в странах-импортерах, очевидно, не бесконечно велика, поэтому внутренние цены в стране-экспортере увеличатся на меньшую величину, чем предоставляемая субсидия, и, следовательно, бюджетные затраты будут больше, чем площадь прямоугольника (Ь + с + d + e +f).
В соответствии
с правилами ГАТТ/ВТО
Рис.3
4. ДЕМПИНГ
Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг, когда экспортер продает свой товар на; зарубежном рынке по цене, ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера. Демпинг может являться, во-первых, следствием государственной внешнеторговой политики, когда экспортер получает субсидию (этот случай рассмотрен выше). Во- вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке, при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, т.е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.
Предположим, фирма занимает монопольное положение на внутреннем рынке (рис. 4, где МС — кривая предельных издержек фирмы, Dd — кривая внутреннего спроса на продукций фирмы, a MRd — кривая предельного дохода от продаж на внутреннем рынке). Пока фирма не поставляет товар на внешний рынок, она максимизирует свой доход при равенстве предельных издержек и предельного дохода. В этом случае цена на внутреннем рынке устанавливается на уровне Рm. Пусть на внешнем рынке спрос на данный товар более эластичен (для упрощения предполагаем, что он характеризуется совершенной эластичностью и, следовательно, кривая спроса и одновременно кривая предельного дохода представляют собой горизонтальную линию на уровне мировой цены Pw). В этом случае фирма может увеличивать выпуск продукции и экспортировать ее, увеличивая свой доход до тех пор, пока ее предельные издержки не сравняются с мировой ценой Pw , т.е. до уровня Qt. При таком объеме производства объем продаж на внутреннем рынке, максимизирующий доход, составит Qd, цена на внутреннем рынке поднимется до Pd, и объем экспорта составит (Qt — Qd). Таким образом, на внешнем рынке фирма будет реализовывать товар мо более низкой цене, чем на внутреннем, т.е. будет иметь место демпинг.
Рис.4
В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводить антидемпинговые пошлины, чему должно предшествовать специальное расследование с целью установления самого факта демпинга и ущерба от него. Однако часто фирмы, производящие импортозамещающую продукцию, инициируют антидемпинговые расследования, когда демпинга как такового нет, а низкие цены импортных товаров объясняются более низким уровнем издержек у иностранных конкурентов. В этом случае существует опасность злоупотребления антидемпинговым законодательством и превращения его в чисто протекционистский инструмент, что может увеличить цену импортных товаров и ограничить конкуренцию на внутреннем рынке.
Антдемпинговые пошлины, как и обычные таможенные пошлины, приводят к повышению внутренних цен и потерям в благосостоянии страны. Вместе с тем если введение антидемпинговой пошлины вынудит фирму, осуществляющую демпинг, еще более снизить экспортную цену, то страна-импортер может получить выигрыш, как в случае с оптимальным тарифом.
5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КАРТЕЛИ
Еще одной формой внешнеторговой политики, связанной с монополизацией рынков, являются международные картели — монополистические объединения экспортеров, которые путем обеспечения контроля за объемами производства ограничивают конкуренцию между продавцами с целью установлений выгодных цен. Такого рода картели создавались неоднократно на рынках сырьевых и сельскохозяйственных товаров (например, олова, кофе, сахара и др.), характеризующихся низкой эластичностью спроса по цене и ограниченным количеством продавцов. Но наиболее успешным из этих картелей стала ОПЕК — Организация стран—экспортеров нефти, созданная в 1960 С 1973 г. на протяжении по крайней мере 12 лет ОПЕК сумела поддерживать цену на нефть на уровне, значительно превышающем цену конкурентного рынка.
Международный
картель как монополистическое
объединен может получать большой
дополнительный выигрыш за счет покупателей (государств-импортеров).
В соответствии с общей теорией монополии
возможность картеля получать дополнительный
доход путем установления монопольно высоких
цен на мировом рынке зависит от эластичности
спроса на продукцию картеля: чем ниже частичность спроса, тем больше
надбавка к цене, которую может установить картель. В
свою очередь эластичность спроса на
продукцию картеля зависит от трех основных
параметров: эластичности мирового спроса
на данный продукт в целом (d), эластичности поставок продукта
из альтернативных картелю источников (s0) и доли продаж
картеля на мировом рынке (с). Оптимальная картельная надбавка
к цене (г*), выраженная как доля от этой цены, будет равна: