Внутренние проблемы информационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 12:16, контрольная работа

Описание работы

Информационное пространство представляет собой совокупность объектов, вступающих друг с другом в информационное взаимодействие, а также сами технологии, обеспечивающие это взаимодействие. Информационное пространство образуется информационными ресурсами, средствами информационного взаимодействия и информационной инфраструктурой. Информационное пространство имеет своим центром субъект, который в процессе своей деятельности создает информацию, присваивает ее, накапливает и передает. Таким субъектом может выступать человек, либо социальная группа, а также компании, органы государственного управления – все, кто в ходе осуществления деятельности использует возможности современных информационных технологий, но в любом случае информационное пространство не может существовать без деятельности человека.

Содержание работы

1.Информационное пространство………………………………………………….2
1.1Свойства информационного пространства…………………………………….5
1.2Структура информационного пространства…………………………………...8
1.3Роль и функции информационного пространства в современном мире……10
2.Внутренние проблемы информационных систем……………………………..11
Список литературы………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

информационный менеджмент.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

1.Информационное пространство………………………………………………….2

1.1Свойства информационного пространства…………………………………….5

1.2Структура информационного пространства…………………………………...8

1.3Роль и функции информационного пространства в современном мире……10

2.Внутренние проблемы информационных систем……………………………..11

Список литературы………………………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Информационное пространство.

Информационное пространство представляет собой совокупность объектов, вступающих друг с другом в информационное взаимодействие, а также сами технологии, обеспечивающие это взаимодействие. Информационное пространство образуется информационными ресурсами, средствами информационного взаимодействия и  информационной инфраструктурой. Информационное пространство имеет своим центром  субъект, который в процессе своей  деятельности создает информацию, присваивает  ее, накапливает и передает. Таким  субъектом может выступать человек, либо социальная группа, а также  компании, органы государственного управления – все, кто в ходе осуществления деятельности использует возможности современных информационных технологий, но в любом случае информационное пространство не может существовать без деятельности человека.

В современном мире, в  его информационном аспекте, информационное пространство в связи с развитием  технических каналов коммуникации стало практически безграничным, так как в нем неэффективны практически все традиционные ограничения  физического пространства – океаны, государственные границы, горы, географическая удаленность. Информационное пространство стирает границы, что является одним  из стимулов, и в то же время результатов  процессов глобализации. Однако все  же информационное пространство имеет  свои рамки, обусловленные официальными ограничениями. Эти ограничения  бывают конвенциональными - обязывающими соблюдать коммерческую тайну, обеспечивающими  право человека на неприкосновенность частной жизни, и институциональными, связанными с государственной и  военной тайной. 

Структура информационного  пространства обусловлена наличием связи между субъектами и объектами, которыми эти субъекты оперируют. Субъекты и объекты с течением времени изменяются, переходят из одних множеств в другие, образуя новые связи и разрушая старые – это обусловливает динамику информационного пространства. Основная проблема заключается в том, что в информационном пространстве структуры фрагментарны, а связи локальны, поэтому субъект информационного пространства иногда может даже не подозревать о существовании другого субъекта, информационно удаленного от него. Эта проблема решается транзитивным  замыканием информационного пространства путем добавления к существующему информационному пространству информационной системы, которая содержит глобальную информацию и делает ее доступной всем субъектам информационного пространства. 

В информационном пространстве нет привычных границ и территории. Расстояния, география, границы могут быть отнесены к отвлеченным искусственным категориям, почти не влияющим на отношения между отдельными людьми и целыми организациями. Значимость в информационном пространстве для информационной политики имеют те его компоненты и процессы, воздействие на которые средствами и методами информационной политики позволяет влиять на перспективы, воздействовать на лиц, принимающих решения, контролировать системы сбора, обработки, хранения и передачи информации, преумножать ресурсы. Информационное пространство является сферой деятельности отдельных людей, профессиональных групп, субъектов государственного управления, экономических и политических отношений и т.п. – т.е. фактически любого субъекта деятельности, осуществляющего таковую целиком или частично с использованием возможностей современных информационных технологий.

Уровень развития информационного  пространства решающим образом влияет на основные сферы общества – социально-политическую, экономическую. От этого уровня сильно зависят поведение людей, формирование общественно-политических движений, социальная безопасность. Связав и интегрировав (в различной степени) практически  все страны мира, имеющие достаточно развитую инфраструктуру систем связи  и телекоммуникаций, информационное пространство фактически стерло границы  между странами, что является одним  из главных стимулов глобализации и  одновременно результатом этого  процесса. С развитием технических каналов связи и телекоммуникаций информационное пространство приобретает в информационном обществе глобализующегося мира качество трансграничности (а возможно, и фактической безграничности) в силу отсутствия или неэффективности в информационном пространстве большинства традиционных ограничений, налагаемых разнесенностью различных субъектов этого пространства в реальном пространстве земного шара и существованием природных и институциональных преград (океанов, гор, государственных границ и т.п.). В результате информационное пространство социальных систем, включая и компоненты, напрямую не отраженные в киберпространстве, также становится трансграничным, что вводит в информационные процессы ранее относительно замкнутых систем новых субъектов, которые могут оказывать через информационное пространство влияние на "внутренние" процессы этих систем, сравнимое с влиянием традиционных "игроков".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Свойства информационного пространства. 

 

Основные свойства информационного  пространства следующие.

1.        Информационное  пространство является базовым  для понятий информационной войны  и информационного оружия. Информационную  войну можно определять как  несанкционированную деятельность  в чужом информационном пространстве.

2.        Информационное  пространство динамично. В нем  не бывает завершенного состояния.  Физические объекты, как правило,  имеют строго определенные физические  пределы. Отсюда возможно следующее  следствие: достаточно трудно  достичь постоянного информационного  доминирования, хотя возможно  достижение временного информационного  превосходства.

3.        Информационное  пространство структурировано. Оно  неоднородно, в нем есть аттракторы, привлекающие внимание, и барьеры,  отталкивающие внимание потребителя  от данной точки информационного  пространства.

4.        Информационное  пространство всегда защищено, в  нем есть места, сознательно  защищаемые от чужого вхождения.  Защита одновременно предполагает  наличие слабых мест, служит их  детектором.

5.        Информационное  пространство универсально: любая  область человеческой деятельности  опирается на него. Отсюда и  возникают уникальные возможности  для воздействия в любой профессиональной  области.

6.        Информационное  пространство не связано напрямую  с реальным пространством из-за  его частично нематериальной  природы, а также возможности  использовать гражданские информационные  инфраструктуры, которые достигают  любой точки земного шара, тогда  как привычные военные методы  требуют своих собственных средств.

7.        Информационное  пространство обладает национально-специфичными  способами построения, обработки  и распространения информации.

Для информационного пространства характерно четкое различение таких  понятий, как "информация" и "знание", которые в обыденном сознании являются, по сути, синонимами. В практической деятельности в информационном пространстве информация начинает рассматриваться как ресурс – некое "сырье" для "производства знаний".

Информационному пространству присущ особый тип знаний, обеспечивающий оформление информации в тех или  иных мозаичных конфигурациях. В  отличие от классической естественнонаучной парадигмы знание в информационном пространстве не рассматривается как  нечто незыблемое и постоянное (не зависящее от изменяющейся ситуации и являющееся истинным вне зависимости  от диапазона возможных интерпретаций). Основным признаком такого знания является контекстуальность, т.е. зависимость от многих факторов, в том числе не всегда постигаемых рационально. Это знание субъектно, т.е. зависит от способа анализа, типа мышления, рефлексии, а также индивидуальной интуиции, опыта и т.д. своего создателя. В этих условиях участником коммуникации (например – политической) в информационном пространстве с реальными возможностями оказывать наиболее существенное (а иногда и определяющее) влияние на протекающие процессы и других субъектов становится тот, кто производит знания-решения в конкретных ситуациях на основе поиска и анализа информации. Это знание также ситуативно – т.е. изначально и специально создается (и применимо) только к определенному спектру ситуаций. Тем самым создатель знания в информационном пространстве становится "конструктором" знаний. Конструируемое знание всегда целесообразно, и поэтому в информационном пространстве (не только в Internet, но и во всех современных СМИ) участники коммуникации по-своему и прежде всего в зависимости от своих интересов и целей интерпретируют и направляют информационный поток, используя его в качестве своего постоянного ресурса (сырья), а также в качестве ресурса влияния. Создание знаний-решений основано на том, что результатом обработки информации, полученной в результате как целенаправленного поиска в информационном пространстве, так и анализа информации, поступающей в псевдослучайном (не зависящем непосредственно от данного субъекта) порядке, появляется (генерируется) некое знание о способах решения поставленной задачи или возникшей проблемы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2Структура информационного пространства.

 

Структура – это совокупность устойчивых отношений и связей между  элементами системы. В структуру  входит общая организация системы (предмета, процесса, явления), пространственное и временное расположение составных  частей системы и т.д. Структуру  образуют не любые связи и отношения, а прежде всего закономерные, сущностные. Наиболее важные связи и отношения (среди сущностных) называются интегрирующими; они воздействуют на другие закономерные связи, обусловливая общую специфичность  структур в пределах системы.

Основными структурными составляющими  информационного пространства в  его синергетическом представлении  являются информационные поля и информационные потоки.

Информационное поле –  это совокупность всей сосредоточенной  в данном объеме пространства-времени  информации, безотносительно к ее форме и состоянию, находящейся  в отрыве как от объекта отражения, так и от субъекта восприятия. Информационное поле образуется объективной, генетической и идеализированной информацией. Движение информации в информационном поле осуществляется посредством физической связи между реципиентом и источником информации, материализованной в информационном потоке.

Информационный поток  представляет собой в общем случае совокупность информации, перемещающейся в информационном пространстве по каналу коммуникации. Информационные потоки могут протекать как внутри отдельных  инфосфер, так и между ними, в зависимости от наличия каналов коммуникации. При этом содержательный характер информационного потока находится в зависимости от характеристик канала коммуникации, так для передачи информационного потока о графическом объекте необходимо использовать канал коммуникации, обеспечивающий передачу зрительных образов (изображений), в противном случае неизбежны неточности и искажения содержания передаваемой в информационном потоке информации и ее восприятия реципиентом.

В организационно-техническом  аспекте структуру информационного  пространства составляет совокупность баз и банков данных, технологий их ведения использования, информационно-телекоммуникационных систем, сетей, приложений и организационных структур, функционирующих на основе определенных принципов и по установленным правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие пользователей, а также удовлетворение их информационных потребностей.

Информационная система  представляет собой организационно упорядоченную совокупность специалистов, информационных ресурсов (массивов документов) и информационных технологий, в том  числе с использованием средств  вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы – получение входных данных; обработку  этих данных и/или изменение собственного внутреннего состояния (внутренних связей/отношений), выдачу результата либо изменение своего внешнего состояния (внешних связей/отношений).

Информационные системы  условно подразделяют на простые и сложные.

Простая информационная система  – система, элементы которой функционируют  в соответствии с правилами, порожденными одним и тем же взаимонепротиворечивым множеством аксиом.

Сложная информационная система  – система, которая содержит элементы, функционирующие в соответствии с правилами, порожденными отличными  друг от друга множествами аксиом. При этом допускается, что среди  правил функционирования различных  элементов могут быть взаимопротиворечивые правила и цели. Нарушение защитных барьеров во взаимодействии элементов сложной системы друг с другом приводит к перепрограммированию этих элементов и/или их уничтожению.

1.3Роль и функции информационного пространства в современном мире.

Информационное пространство благодаря своей трансграничности и виртуальному характеру выступает в современном мире как одна из основных сфер интеграции человеческого сообщества в планетарных масштабах.

Основные функции, которые  выполняет информационное пространство.

1.        Интегрирующая.  В рамках данной функции информационное  пространство объединяет в единую  пространственно-коммуникативную и  социокультурную среду различные  виды человеческой деятельности  и занимающихся ими субъектов,  в том числе как отдельных людей, так и целые государства, народы и международные коалиции и транснациональные корпорации.

2.        Коммуникативная.  Информационное пространство создает  особую среду трансграничной, интерактивной  и мобильной коммуникации различных  субъектов деятельности, в рамках  которой они осуществляют информационный  обмен.

3.        Актуализирующая.  Именно в информационном пространстве  осуществляется актуализация интересов  различных субъектов деятельности  посредством реализации ими информационной  политики.

4.        Геополитическая.  Информационное пространство формирует  собственные ресурсы и изменяет  значимость традиционных ресурсов, создавая новую среду геополитических  отношений и конкуренции.

5.        Социальная. Информационное пространство трансформирует  состав общества и изменяет  характер и содержание социально-политических (общественных) отношений во всех  сферах – политике, культуре, науке,  религии и других.



 

 

 

2.Внутренние проблемы информационных систем.

 
Внутренние проблемы ИС обусловлены особенностями согласования ее технических (Hardware) и программных (Software) составляющих. На основании представленных выше соображений ИС - это по сути своей всегда тот или иной программно-аппаратный комплекс (ПАК) или совокупность таких комплексов, т.е. некое неповторимо индивидуальное единство, которое выполняет возложенные на него функции как целое, и его не следует в таком подходе разделять на составляющие.

Конечно, в каких-то стадиях работы с ИС вполне правомерно рассматриваются отдельно технические и программные средства системы. Но создаваться и тем более совершенствоваться они должны все равно как единый комплекс, ибо только в таком целостном представлении ИС может проявить полностью заложенные в ней возможности. 
В связи с этим следует отметить важную роль, которую играют специалисты по компонентам Software системы, т.е. по всем программным средствам, базам данных, каталогам, нормативам, технологическим процессам и т.д., которые далее будут фигурировать как «программисты» в таком широком смысле. 
Если место технических средств в ИС определено: они унифицированы, этапы жизненного цикла обозначены, авторское право и права собственности на эти изделия сформулированы, то с программными средствами в ИС до сих пор еще не все ясно.

В связи с этим декомпозиция ИС на компоненты и последующее агрегирование наталкиваются на вопрос о необходимости и возможности представления программ в качестве изделий, что определяет роль и место соответствующих специалистов.

Программисты всего мира вели ожесточенную борьбу и потратили много сил и времени на то, чтобы доказать наличие у программ всех признаков изделия, самостоятельную ценность программ как изделий и необходимость создания индустрии программных средств. При этом в отношении сначала программ, а теперь и информационных, и других средств возникают и понятие «жизненного цикла», а также понятия качества, надежности и т.д. 
Однако в результате этой борьбы, как это часто бывает, как бы по инерции акцент в системах сместился в сторону программных средств: программы приобрели самоценность, как по мнению программистов, так и на взгляд многих руководителей (менеджеров) и в чем-то даже подменили собой систему в целом. Как следствие этого - определенное забвение того, что ПАК - это всегда неразрывное целое, о чем нужно помнить также и при создании программ. Программы создаются для того или иного ПАК и переносимы, как правило, лишь в известной степени, условно. 
 
Совместимость программ и технических средств также условна и должна подвергаться проверке на специальных испытаниях. Однако в документации на программы нередко приводится настолько поверхностное описание технических средств, на которых реализуется создаваемая программа, что при этом вообще упускается из виду (и из документации, естественно) необходимость совместной отработки ПАК как единого изделия. Кроме того, часто технические и программные средства модернизируются независимо друг от друга, поскольку ничто этому не препятствует. Сопровождение же их разработчикам неинтересно и невыгодно, в связи с чем они активно от этой деятельности уклоняются. Пользователи и покупатели, ранее получившие эти средства, об изменениях обычно не уведомляются. 
 
При этом всегда неявно или даже явно подразумевается, в конце концов, что программист, как минимум, энциклопедически образован. Он принимает все решения по архитектуре и конфигурации системы, выполняет рабочее проектирование, создает документацию, определяет требования к персоналу, обучает всех работников поведению в среде системы и принимает решения по всем другим вопросам. Основа такого положения в том, что при создании систем в настоящее время основное внимание уделяется все-таки созданию программной среды, поскольку многие отечественные системы проходят еще стадию создания первой очереди.

Поэтому в процессе формирования программных средств и 
программирования оказываются фактически скрытыми вопросы создания собственно системы, которые и ставятся в таких случаях как вопросы создания соответствующих программ. И решать эти вопросы берутся, как правило, программисты. Так и происходят на практике указанное выше смешение акцента и очевидная гипертрофия роли программистов. 
 
Из-за этого страдают системотехническая разработка, постановка задач, учет пользовательского интерфейса не только к программным средствам, но к системе в целом, не прорабатывается эргономический диалог «человек - система». Эти проблемы имеют собственную природу, методы решения и даже вполне хрестоматийные стандартные результаты. Поэтому существует опасность в таких условиях не получить ничего, кроме интуитивных решений, основанных на здравом смысле программиста. 
 
Хочется в связи с этим отметить, что если при создании «крупных» систем на больших предприятиях это отчетливо осознается, то при создании ИС на малых предприятиях все эти опасности и заблуждения могут сыграть свою коварную роль. Это в значительной мере будет определяться уровнем квалификации руководства предприятия в стандартных методах менеджмента, а также подбором кадров специалистов по информатике. 
 
Здесь можно также подчеркнуть, что программист может создавать систему «под себя», т.е. в той или иной степени его решения по системе основываются на личных пристрастиях, часто вообще ни с кем не согласуются в деталях и концепции ИС в целом могут не следовать. Выявленные в процессе отладки дефекты и неучтенные ранее требования ликвидируются и разрешаются «по ходу дела», т.е. имеют вид «заплат» - сиюминутных решений, не всегда согласуемых с общей структурой изделия и не документируемых надлежащим образом. Аналогично могут проводиться модификации отдельных программ, комплексов программ или системы в целом. В связи с этим можно с полным основанием утверждать, что такие программы и системы всецело привязаны к их авторам. Это означает, что уход из организации их создателя будет подобен катастрофе, поскольку станут непонятными не только программы, но и модули системы, и система в целом. 
 
На этом основании вполне правомерен сделанный вывод об имеющей место гипертрофии роли программистов в современной практике информатизации. Правда, программирование как профессия способствует системности мышления, поэтому не следует исключать, что программисты могут строить системы вполне системно. Тем не менее все-таки лучше, если такой специалист будет сертифицирован, и называть его тогда следует не программистом, а системным аналитиком.

Необходимо подчеркнуть, что и в других странах, которые вроде бы должны были уже преодолеть перечисленные проблемы, положение немногим лучше. Хотя надежность и качество зарубежных средств информатики выше, насыщенность рынка тоже выше, обязательства перед покупателями соблюдаются лучше, приспособленность к решаемым задачам тоже лучше, однако в прессе появляются все более острые вопросы и напряженные размышления по поводу того, что информатизация не дает желаемого эффекта, что имеются специфические проблемы внутренней организации автоматизированных систем. Такие материалы имеются и по Японии, и по США, и по Германии. Существо этих проблем, как оказывается, в значительной мере совпадает с теми, что были выше обозначены.

 

 

 

Список литературы.

  1. Дзялошинский И. Информационное пространство России: структура, особенности функционирования, перспективы эволюции. – М.: Московский центр Карнеги, 2001.
  2. Попов В.Д. Информациология и информационная политика. – М.: РАГС, 2005.
  3. Ячков А.В. Информационно-коммуникативные технологии в политической системе / Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. - М., 2006. 
  4. Журнал «Менеджмент сегодня» 2006’4, статья Ярных В.И. «Проблема внутренних коммуникаций»
  5. Основы менеджмента: Мескон М.Х., Альберт М., Хедоцриф: Пер. с англ. – М.: Дело, 2005.
  6. Менеджмент: учебник/ под ред. проф. В.И. Королева. – М.: ЭкономистЪ, 2005.

 


 



Информация о работе Внутренние проблемы информационных систем