Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 19:59, реферат
Внутренняя среда организации - совокупность встроенных элементов, которые определяют способность и степень интеграции организации во внешнюю среду. Внутреннюю среду можно рассматривать как в статичном состоянии, выделяя состав элементов и культуру, так и в динамике, изучая процессы, протекающие под действием ряда факторов.
К элементам внутренней среды можно отнести цели и задачи организации, самих работников и применяемые в производстве технологии, финансовый и информационный ресурсы, а также организационную культуру.
Особое место во внутренней среде занимают люди.
1.Внутренняя среда предприятия
Внутренняя среда организации - совокупность встроенных элементов, которые определяют способность и степень интеграции организации во внешнюю среду. Внутреннюю среду можно рассматривать как в статичном состоянии, выделяя состав элементов и культуру, так и в динамике, изучая процессы, протекающие под действием ряда факторов.
К элементам внутренней среды можно отнести цели и задачи организации, самих работников и применяемые в производстве технологии, финансовый и информационный ресурсы, а также организационную культуру.
Особое место во внутренней среде занимают люди. Их способности, уровень образования и квалификации опыт работы, образ мышления, мотивация и преданность определяют конечный результат работы организации.
Как известно, основным фактором производства и ресурсом в организации является труд сам по себе.
Рабочая сила, т. е. работники, осуществляющие трудовую деятельность, являются основой деятельности всей организации. Персонал и его отношения определяют социальную подсистему организации.
Производственно-техническая
- используемые технологии;
- производительность труда;
- издержки производства;
- качество продукции;
- объем запасов на предприятии.
Финансовая подсистема внутренней среды представляет собой движение и использование денежных средств в организации (например, создание инвестиционных возможностей, поддержание рентабельности и обеспечение прибыльности). Маркетинговая подсистема получила свое развитие в рыночной экономике (от англ. market – «рынок»). Данная подсистема призвана устанавливать связи организации с рынком: удовлетворение потребностей клиентов, создание системы сбыта и эффективной рекламы.
Таким образом, внутренняя среда организации - это совокупность подсистем, которые, функционируя как единое целое, обеспечивают конкурентоспособность организации.
2. Целеполагание в планировании. Политическое планирование.
Целеполагание – установка целей, основа планирования.
Существует 3 типа целевых установок: миссия, видение и, собственно, цель.
Миссия определяет то, для чего создана и существует организация, придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие осознавать не только что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия. Миссия – это заявление, отражающее интересы общества, владельцев и персонала предприятия, дающее общее представление о сфере деятельности, общих принципах работы и т.п.
Миссия – смысл существования организации.
Потребность в определении миссии организации появилась в 70-х годах, когда нужно было кратко охарактеризовать организацию и ее основные отличия от других, когда нужно было найти исходную точку стратегии организации.
Видение – картина развития на 10-20 лет.
Это видение может быть совершенно не связано с сегодняшним состоянием организации. Для того чтобы сформулировать видение нужно задать себе следующие вопросы:
Цели – это основные задачи.
Цели – это результаты, к которым стремиться индивидуум, группа лиц или организация в целом.
Цели – это конкретизация миссии и видения организации в форме, доступной для управления процессом их реализации.
Правильно поставленная цель – половина сделанной работы. При, казалось бы, относительной простоте постановки целей, здесь существует много проблем.
Дерево целей – это древовидный граф, позволяющий упорядочить цели организации в непротиворечивую систему. Он используется также как метод декомпозиции целей.
Как видно из понятия цели, ее характеристик и видов, это очень непростая задача. Для правильной декомпозиции целей помимо требований к постановке целей, о которых говорилось
Управление по целям представляет из себя конкретный метод управления, основанный на постановке целей и контроле за их выполнением. Разработанный известным американским ученым П.Ф. Друкером, этот метод получил большое распространение в практике управления.
Этапы управления по целям во многом традиционны для процесса управления, помимо уточнения обязанностей и полномочий на первом этапе, это: разработка и согласование системы целей; согласование реальных планов по их достижению; измерение, оценка и контроль достигнутых каждым руководителем результатов.
Заслуга метода управления по целям, состоит не столько в организации стадий процесса управления, сколько в расширении «спектра целей» и последовательном и целенаправленном улучшении основных и вспомогательных процессов за счет эффективного использования обратной связи. Немалую роль играет также и мотивация работников посредством их участия в процессе целеполагания.
Политическое планирование.
Политическое планирование — специализированная деятельность по определению целей и задач внутренней или внешней политики, оптимизации и регламентации политического процесса. Эти функции выполняют сами политические деятели, а также аналитические структуры и отдельные лица, специализирующиеся в сфере организационного обеспечения и информационного обслуживания политических институтов, организаций или публичных политиков.
В последние
годы в политической жизни все
большую роль играют центры политического
планирования, функционирующие при
органах исполнительной и законодательной
власти или при международных
организациях. Примером могут служить
соответствующие подразделения
в Администрации Президента России
и Министерстве иностранных дел
РФ, а также аналитические центры
политического планирования во многих
странах мира. Деятельность ряда подобных
центров сконцентрирована по преимуществу
на проблемах геополитического планирования
и прогнозирования с целью
установления нового мирового порядка
(отдел политического
Политическое планирование (в отличие от прогнозирования) редко становится предметом беспристрастного изучения со стороны политологов и контроля со стороны общественности.
Это объясняется рядом причин:
- необходимостью сохранять государственные и коммерческие тайны;
- особенностями подготовки и принятия политических решений,
эффективность которых во многом зависит от фактора неожиданности;
- логикой информационного сопровождения политических событий и
- кампаний (создание информационных поводов, пошаговое программирование при осуществлении политических акций и т.п.).
Политическое планирование также является недостаточно «прозрачным», т.к. в условиях глобализации резко сужается роль национального суверенитета, а стратегические решения все чаще принимаются в закрытых «политических клубах» и влиятельных организациях, неподотчетных национальным парламентам и не связанных международными договорами. Среди таких структур исключительную роль в геополитическом планировании играет «Большая восьмерка», объединяющая глав государств и правительств ряда промышленно развитых стран (Великобритании, Германии, Канады, Италии, России, Соединенных Штатов, Франции и Японии), но не являющаяся юридическим лицом и не имеющая статуса международной организации.
С одной стороны, закрытый характер политического и геополитического планирования обеспечивает оперативность согласования задач стратегического характера в условиях нестабильности и существенно снижает риски, возникающие из-за взаимного недоверия между лидерами стран или просто из-за потери времени. С другой стороны, эффективное политическое планирование должно быть максимально открытым, поскольку предполагает уважение к демократическим нормам и персонализирует ответственность на всех уровнях законодательной и исполнительной власти за ближайшие и отдаленные социальные последствия принимаемых решений.
Политическое планирование включает в себя поиск альтернативных вариантов осуществления политики, для чего в недрах государственных структур и оппозиции создаются особые группы и бюро альтернативного планирования. Целенаправленный поиск альтернатив в процессе планирования и основанное на этом принципе сценарное прогнозирование позволяют устранять или минимизировать социальные, экологические, финансовые и собственно политические риски. Если вслед за И. Пригожиным признать, что время конструируется в каждый данный момент, а «человечество может принять участие в процессе этого конструирования», то политическое планирование в самом широком понимании термина – это участие в конструировании исторического времени политическими средствами, которые доступны политикам и специалистам, обеспечивающим научное, информационное и организационное обеспечение политики.
Под политическим планированием в функционально-технологическом значении этого понятия понимается выполнение функций, обеспечивающих целенаправленную координацию и синхронизацию деятельности политических институтов, органов управления и контроля, разделение функций между органами и «ветвями» власти на всех ее уровнях, а также открытость властных структур для взаимодействия с институтами гражданского общества. Все это можно назвать «настройкой» политических механизмов в интересах сохранения устойчивости режима и политической системы или, напротив, в интересах ее дестабилизации (подобное политическое планирование может входить в число задач политической оппозиции).
К политическому планированию относят организацию политических акций, разработку политических кратко-, средне- и долгосрочных стратегий, проектов и программ (например, партийных), подготовку, проведение и организационно-информационное сопровождение выборных кампаний, включая сюда и так называемое «планирование избирателей», то есть изучение и формирование их политических предпочтений. Особого внимания заслуживает политическое планирование, понимаемое как механизм политического воздействия на процесс комплексного развития территорий (городов, регионов, межгосударственных образований и союзов). Так, политическим аспектам регионального (пространственного) планирования уделяется первостепенное внимание в процессе строительства Европейского Союза, примером чему могут служить материалы конференций министров пространственного планирования (СЕМАТ).
Политическое планирование в узком значении этого выражения сводится к планированию рабочего времени (составлению временного графика и событийного плана) политиков и высших должностных лиц, правительственных и межправительственных органов, национальных и международных неправительственных организаций, являющихся акторами политики. Самое примитивное, но и самое распространенное толкование политического планирования низводит его к оказанию услуг по позиционированию заказчика информационной кампании — какой-либо политической партии, движения или действующего политика.
Чрезмерно узкое понимание задач политического планирования превращает его разновидность бизнеса, в инструмент политического лоббирования или позиционирования отдельных личностей и групп влияния, что ведет к подмене политического процесса производством «информационных поводов», отвлекающих внимание общественности от сути реальных событий. Политическое планирование может рассматриваться и как область знания, а также образовательная стратегия при подготовке политологов.
3. Мотивация, факторы мотивации.
Мотивация — это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей, с затратой определенных усилий.
Добросовестность, означающая ответственное выполнение работы, т.е. с учетом всех необходимых требований и регулирующих норм, для многих видов работ является важнейшим условием их успешного выполнения.
Направленность как характеристика деятельности человека указывает на то, к чему он стремится, осуществляя определенные действия. Для управления очень важно знать направленность действий человека.
Мотивация как процесс состоит из шести следующих одна за другой стадий. Такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, т.к. в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации.
Первая стадия — возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Условно это физиологические, психологические и социальные группы.
Вторая стадия — поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять. Потребность побуждает мотивы к действию.