Внутрифирменное образование как основа эффективности деятельности ОАО «Газпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 09:44, доклад

Описание работы

В настоящее время во всем мире наблюдается, и неуклонно растет, дефицит квалифицированной рабочей силы. В условиях быстрого развития производительных сил, сопровождаемого массовым применением новых технологий, изменилось само понятие квалификации работников, как их способности выполнять ту или иную работу. Таким образом, все предприятия столкнулись, или в скором времени столкнутся с проблемой нехватки квалифицированных специалистов.

Файлы: 1 файл

Доклад.doc

— 53.00 Кб (Скачать файл)

Внутрифирменное образование как основа эффективности деятельности ОАО «Газпром»

 

В настоящее время во всем мире наблюдается, и неуклонно растет, дефицит квалифицированной рабочей  силы. В условиях быстрого развития производительных сил, сопровождаемого массовым применением новых технологий, изменилось само понятие квалификации работников, как их способности выполнять ту или иную работу. Таким образом, все предприятия столкнулись, или в скором времени столкнутся с проблемой нехватки квалифицированных специалистов.

И им придется решать данную проблему, но встает другой вопрос каким образом  это делать? Конечно же, совершенствуя  и развивая свою кадровую политику. Так ОАО «Газпром» умело и  достаточно эффективно, развивает и  совершенствует политику в области  управления человеческими ресурсами. Основой данной политики является создание эффективного механизма управления персоналом на основе социального партнерства в рамках обеспечения основной деятельности ОАО «Газпром».

Поставив главной задачей стать  лидером среди глобальных энергетических компаний ОАО «Газпром» развивает следующие ключевые преимущества:

  • масштаб и стабильность деятельности Компании
  • профессионализм работников и традиции Компании
  • социальная и экологическая ответственность

В  данный момент в ОАО «Газпром»  изменилась  роль  персонала в производственной деятельности  общества. Работники рассматриваются в качестве  одного  из главных стратегических  ресурсов  Общества, обеспечивающих  её конкурентоспособность и способствующих  успеху  Компании  в достижении поставленных целей.

Основной  целью  политики управления персонала является – обеспечение  максимальной  отдачи  от инвестиций в персонал на основе:

    • обеспечения  стабильного  статуса «предпочтительного работодателя»;
    • комплексной  мотивации  каждого  работника  на  достижение  целей Общества;
    • создания и  развития объективной и  эффективной системы оценки личного вклада каждого работника Общества.

Основными  взаимосвязанными составляющими  Политики управления человеческими  ресурсами являются следующее:

    • подбор, оценка и использование персонала;
    • обучение и развитие;
    • мотивация и вознаграждение;
    • социальная политика;
    • корпоративные коммуникации.

Обучение  и  развитие  деловых  и  личностных  качеств  персонала  направлено  на  поддержание  и  повышение  профессионального  уровня работников ОАО «Газпром».

Обучение происходит по системе  непрерывного внутрифирменного образования, способствующей как подготовке кадров с «нуля», так и повышению квалификации действующих работников, на основе системы профессиональных стандартов. Стоит отметить, что ОАО «Газпром», одна из первых компаний России применившая данную систему обучения. У истоков формирования данной системы стоит такая крупная зарубежная компания, как Ford, также данную систему в настоящее время активно используют многие крупнейшие зарубежные компании, например Coca-Cola и др., из российских компаний системы внутрифирменного образования внедряют или планируют внедрять «Росинтер Ресторанс», «Ингосстрах», «Евросиб» и др.

Благодаря этой системе общество полностью обеспечено кадрами всех уровней и квалификаций, начиная от рабочих и заканчивая высшими управленческими кадрами, как на предприятиях «Газпрома», так и в центральном офисе компании (Члены правления, Комитетов, Совета Директоров).

Рассмотрим издержки на подбор персонала. Первоначальные издержки персонала включают затраты на поиск, приобретение и предварительное обучение работников. Издержки набора и отбора это все затраты, отнесенные на одного успешного кандидата. Так, если из десяти прошедших собеседование кандидатов, приняты только двое, то издержки отбора будут результатом деления всех затрат на десять бесед на число принятых на работу. Затраты на предоставление рабочего места - затраты на подготовку и организацию рабочего места для нового сотрудника. Таким образом, становится очевидным, что это не только дорогостоящий, но и трудоемкий процесс, требующий также колоссальных временных затрат. Внутрифирменное же образование лишено таких проблем, а более того обладает следующими преимуществами:

Во-первых, корпоративные программы разрабатываются и реализуются, исходя из стратегических задач организации. А потому при их создании учитывается необходимая динамика развития персонала компании, возможные темпы развития, имеющиеся и необходимые ресурсы для организации данной работы. Такие программы всегда создаются с учетом множественных интересов: интересов бизнеса в целом, интересов отдельных подразделений компании и, безусловно, интересов непосредственно самих сотрудников.

Во-вторых, такие программы как напрямую, так и опосредованно могут решать задачи командообразования в коллективе, согласования множественных интересов, повышения качества взаимодействия между подразделениями компании.

В-третьих, с помощью программ внутрифирменного обучения решаются вопросы создания в организации «единого поля» - понятийного, информационного, ценностного. Корпоративная образовательная программа - это всегда значимый элемент в развитии корпоративной культуры.

И наконец, только такого рода программы  позволяют выступать в роли «преподавателей» ведущим специалистам самой компании.

Большинство современных руководителей  понимает, что персонал компании - богатейший ресурс. Развитие человеческого ресурса возможно различными способами, один из которых - образование. Так в компании Motorola подсчитали, что каждый доллар, вложенный в образование, приносит 33 долл. прибыли. Сегодня уже трудно представить себе образование, ограниченное рамками традиционной аудитории. Производственные процессы, люди, работающие рядом, лидеры и наставники - все это составляющие единого процесса интеллектуального развития.

Таким образом, очевидно, что подготовить свой персонал выгоднее, чем искать его на стороне, затрачивая большое количество сил и времени.

 

Профессиональное  развитие персонала Группы «Газпром» в 2008 г.

 

Количество  человек

Всего рабочих, получивших профессиональное образование

97 222

в т.ч. повышение квалификации

83 146

в т.ч. переподготовка

4 956

в т.ч. обучение вторым (смежным) профессиям

9 120

Всего руководителей  и специалистов, получивших профессиональное развитие

57 872

в т.ч. повышение квалификации

56 917

в т.ч. профессиональная переподготовка

955

Всего

 

Для обеспечения внутрифирменной  системы непрерывного образования  в «Газпроме» функционирует один институт (НОУ "Корпоративный институт ОАО "Газпром"), два его филиала (в Санкт Петербурге и Московской области), один Отраслевой научно-исследовательский учебно-тренажеpный центр ОАО "Газпром" (НОУ "ОНУТЦ ОАО "Газпром"), и один его филиал (в Москве), а также 13 учебных центров подготовки кадров, 3 учебно-производственных центров, 7 учебно-курсовых комбинатов, 2 ПТУ. 1 колледж (НОУ СПО «Волгоградский колледж газа и нефти «ОАО Газпром»), 1 техникум ("Новоуренгойский техникум газовой промышленности" ОАО "Газпром")

Руководство этой деятельностью осуществляет Учебно-методический совет по профессиональному обучению кадров ОАО «Газпром». Учебные центы, учебно-курсовые комбинаты призваны обеспечить подготовку кадров рабочей квалификации. Таким образом, потребность в рабочих кадрах по «Газпрому» в целом удовлетворяется в полной мере. Хуже обстоит дело с подготовкой управленцев, экономистов (управление персоналом, бухгалтерский учет, финансы и кредит и т.д.).

НОУ СПО «Волгоградский колледж  газа и  нефти» ОАО «Газпром» помимо подготовки специалистов осуществляет и переподготовку экономистов, руководителей предприятий «Газпрома».

Курсы повышения квалификации проходят бухгалтеры, работники отдела кадров, инженеры-сметчики, экономисты по финансам, по труду, руководители предприятий, отделов кадров, структурных подразделений, и охватывает 25 предприятий «Газпрома». То есть не только предприятия Нижнего Поволжья, но и другие регионы России. Курсы функционируют с 1994 года.

Для этого на базе учебного заведения  создано специальное структурное подразделение «Отдел по взаимодействию с организациями ОАО «Газпром».

Данный отдел организует курсы  повышения квалификации в трех направлениях: механическом; экономическом; автоматизированных систем управления, что соответствует  трем факультетам колледжа.

Семинары по данным направлениям различны и соответствуют своей тематикой  требованиям предъявляемым компанией  ОАО «Газпром», которая и формирует  темы обучающих семинаров на весь учебный год.

Международное сотрудничество в области  непрерывного внутрифирменного образования в ОАО «Газпром».

На базе НОУ СПО «Волгоградский колледж  газа и нефти ОАО «Газпром»  проводится Менеджмент академия, которая  является международным образовательным  семинаром. Ответственными за ее проведения являются Отдел по взаимодействию с  организациями ОАО «Газпром» и экономический факультет колледжа.

Традиционно она состоит из 2х частей так  называемой русской – проводится преподавателями колледжа и приглашенными  преподавателями и немецкой, которую  ведут представители компаний «Винтерсхалл Холдинг ГмбХ» г-н Бернотат, из «КВ ТИМ» г-н Кляйне-Вильде и г-жа Сукул.

В этом году тема менеджмент академии звучала так  Повышение эффективности управления предприятием. Корпоративный менеджмент. Данный семинар проводится только для  руководителей структурных подразделений и резерва кадров, т.е. высоких эшелонов руководителей.


Информация о работе Внутрифирменное образование как основа эффективности деятельности ОАО «Газпром»