Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 19:18, контрольная работа

Описание работы

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет органы местного самоуправления в качестве самостоятельных (негосударственных) органов, наделенных властными полномочиями на решение вопросов местного значения. Это органы местных саморегулируемых территориальных сообществ, муниципальных образований, которыми они формируются и перед которыми несут ответственность за надлежащее исполнение своих полномочий.

Файлы: 1 файл

Курсовая ТИСГУ Халиков.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

с) принцип обеспеченности ресурсами при реализации собственных функций и отдельных переданных государственных полномочий.

Данные принципы при  применении их в совокупности призваны способствовать эффективной реализации государственной политики в области  местного самоуправления и развитию демократических основ государства.

Федеральным законом  от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной  власти Российской Федерации и субъектов  РФ наделены полномочиями в сфере  местного самоуправления. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся:

1) определение общих  принципов организации местного  самоуправления в Российской  Федерации;

2) правовое регулирование  по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления;

3) правовое регулирование  прав, обязанностей и ответственности  граждан, органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления по решению вопросов местного значения;

4) правовое регулирование  прав, обязанностей и ответственности  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления при осуществлении  отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами.

Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в  отношении муниципальных образований  и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Полномочия органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации в области  местного самоуправления в целом аналогичны полномочиям федеральных органов государственной власти, в частности, к ним относятся:

а) правовое регулирование  вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации  в случаях и порядке, установленных  федеральным законом;

б) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

в) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

г) правовое регулирование  прав, обязанностей и ответственности  органов местного самоуправления и  должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации[51].

Кроме указанных основных полномочий органов государственной  власти в области местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил за органами государственной власти субъекта РФ целый комплекс функций:

1) установление границ  территорий муниципальных образований  (ст. 10);

2) наделение городских поселений статусом городского округа (ст. 11);

3) изменение границ  муниципальных образований (ст. 12);

4) преобразование муниципальных  образований (ст. 13);

5) изменение статуса  городского поселения в связи  с наделением его статусом  городского округа либо лишением его статуса городского округа (ст. 13);

6) упразднение муниципального  образования (ст. 13.1);

7) наделение органов  местного самоуправления отдельными  государственными полномочиями  и контроль за их исполнением  (ст. 19–21);

8) определение порядка проведения местного референдума (ст. 22);

9) определение порядка  проведения муниципальных выборов  (ст. 23);

10) определение порядка  проведения голосования по отзыву  депутата, выборного должностного  лица местного самоуправления (ст. 24);

11) порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления (ст. 32);

12) определение наименований представительного  органа местного самоуправления, главы муниципального образования,  местной администрации (ст. 34);

13) иные полномочия представительных органов муниципальных образований (ст. 35);

14) установление дополнительных  требований к кандидатам на  должность главы местной администрации  муниципального района и городского  округа (ст. 37);

15) утверждение условий контракта  для главы местной администрации муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 37);

16) установление персонального состава конкурсной комиссии муниципального района (городского округа) (ст. 37);

17) инициирование расторжения контракта  с главой местной администрации  (ст. 37);

18) правовое регулирование муниципальной  службы, включая требования к  муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы (ст. 42);

19) требования по формированию, утверждению, исполнению местного  бюджета и контролю за его  исполнением (ст. 52);

20) установление нормативов  отчислений от региональных налогов  и сборов, подлежащих зачислению  в бюджет субъекта Российской  Федерации, в бюджеты муниципальных  образований (ст. 58);

21) распределение дотаций  из регионального фонда финансовой  поддержки поселений и (или) заменяющие данные дотации дополнительные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты поселений (ст. 60);

22) порядок образования  районных и региональных фондов  финансовой поддержки поселений и предоставления из них дотаций (ст. 60, 61);

23) порядок расчета  уровня бюджетной обеспеченности  поселений в отчетном финансовом  году, определения размеров указанных  субвенций, централизации части  доходов от местных налогов  и сборов и (или) снижения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов (ст. 60, 61);

24) определение общего  размера субвенций, предоставляемых  из бюджета субъекта Российской  Федерации местным бюджетам на  осуществление органами местного  самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (ст. 63);

25) временное осуществление  полномочий органов местного  самоуправления (ст. 75) и т. п.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» временное осуществление органами государственной власти субъекта РФ полномочий органов местного самоуправления возможно в трех случаях:

1) когда в связи  со стихийным бедствием, катастрофой,  иной чрезвычайной ситуацией  органы местного самоуправления отсутствуют и (или) не могут быть сформированы;

2) если долги муниципального  образования превысили на 30 % собственные  доходы («банкротство муниципального  образования»);

3) если допущено нецелевое  расходование субвенций.

В реальности взаимодействие между государством и местным самоуправлением осуществляется одновременно по многим направлениям. Поэтому структурно-функциональные связи между органами государственной власти и местного самоуправления носят многосторонний характер. В частности, взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления осуществляется в следующих основных формах:

• во-первых, государственная поддержка местного самоуправления;

• во-вторых, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;

• в-третьих, создание в субъекте Российской Федерации совета муниципальных образований;

• в-четвертых, реализация представительными органами муниципальных образований права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта РФ;

• в-пятых, создание совместных координационных, консультационных, совещательных и других рабочих органов (как временных, так и постоянно действующих);

• в-шестых, контроль и надзор органов государственной власти за деятельностью органов местного самоуправления.

Без постоянной поддержки  со стороны государства органы местного самоуправления не могут эффективно участвовать в проведении реформ, в укреплении российской государственности. Кроме того, государственная поддержка  развития местного самоуправления является законодательно закрепленной обязанностью органов государственной власти. Государственная поддержка местного самоуправления – это система мер, обеспечивающих укрепление и стимулирование развития местного самоуправления федеральными и региональными органами государственной власти. Государственная поддержка местного самоуправления, как правило, осуществляется в следующих формах:

а) издание правовых актов  по вопросам организации и деятельности местного самоуправления;

б) контроль за соблюдением конституционных основ местного самоуправления;

в) информационное обеспечение  органов местного самоуправления (в  том числе ознакомление с проектами  нормативно-правовых актов органов  государственной власти, затрагивающих  интересы местного сообщества);

г) оказание методической поддержки;

д) рассмотрение обращений  органов и должностных лиц  местного самоуправления в органы и  к должностным лицам государственной  власти, принятие мер по их удовлетворению;

е) участие в формировании органов местного самоуправления в случаях, установленных законом (например, в муниципальных районах и городских округах представители органов государственной власти субъекта РФ входят в состав конкурсной комиссии на замещение должности главы местной администрации, назначаемой по контракту);

ж) принятие и реализация целевых программ государственной  поддержки местного самоуправления;

з) подготовка кадров муниципальных  служащих;

и) оказание материальной и финансовой помощи органам местного самоуправления;

к) предоставление в пользование государственного и муниципального имущества на безвозмездной основе;

л) временное осуществление  полномочий местного самоуправления органами государственной власти и другие меры.

3 Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями – это исключение какого-либо полномочия из компетенции государственного органа и включение его в компетенцию органа местного самоуправления.

В современной теории муниципального управления предусматривается  две основные формы наделения  органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: передача полномочий и делегирование полномочий. Под передачей полномочий понимается способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие органа государственной власти исключается из его компетенции и включается в компетенцию органов местного самоуправления. При этом срок такой передачи, как правило, не оговаривается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, как правило, происходит в форме передачи полномочий.

Делегирование полномочий – это предоставление органом государственной власти принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно. Исходя из этого, следует обратить внимание на различия в содержании понятия «передача полномочий», которая происходит на постоянной и безусловной основе, расширяя перечень вопросов ведения муниципального образования, и «делегирование полномочий», которое осуществляется на временной основе с соблюдением определенных требований, расширяя лишь компетенцию отдельных муниципальных органов.

Информация о работе Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления