Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 02:04, лекция
Турагентство осуществляет посреднические функции по розничной продаже туристского продукта туроператора. Взаимоотношения между туроператором и турагентом в общем случае включает в себя:публичную оферту туроператора;заключение договора между туроператором и турагентом;рассылку туроператором предложений в виде прайс-листов и рекламных материалов;заявку турагента о бронировании турпродукта;подтверждение заявки туроператором и выставление счета;оплату счета турагентом и передачу туроператору заграничных документов туриста.Туры продаются турагентствам по ценам, устанавливаемым туроператорами и указанным в их проспектах.
Взаимоотношения
между туроператором и
Турагентство осуществляет
посреднические функции по розничной
продаже туристского продукта туроператора.
Взаимоотношения между
нужно обратить внимание при заключении договора между туроператором и турагентом - вид обязательств по нему. В зависимости от вида сделки с туроператором турагент должен потом выбрать вид сделки с туристом.
Законодательством предусмотрено только два профессиональных участника рынка туризма: туроператор и турагент. Другие участники (турист и иной заказчик) не могут считаться профессиональными. Чтобы стать туроператором, необходимо, как было сказано выше, иметь соответствующее финобеспечение. Чтобы стать турагентом, необходимо иметь агентскийдоговор с туроператором. Это установлено законодательно2. Если Вы являетесь туроператором или турагентом, то Ваши обязанности, права и мера ответственности перед туристом в значительной степени прописаны в одном законодательном акте: Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Даже добавив к нему некоторые положения ГК РФ и Закон РФ «О защите прав потребителей», получим не такой уж большой список. Но как только Вы перестаёте быть турагентом (в силу выбранного Вами вида сделки) - добро пожаловать на просторы гражданского права в полной его мере. Разумеется, это не катастрофа. Но задайте себе вопрос: в состоянии ли Вы сами разобраться в хитросплетениях этой правовой сферы? И, если нет, то следующий вопрос: есть ли у Вас юрист, способный качественно представить Ваши интересы в суде против недовольного туриста?
Итак, какие же виды сделок обычно предлагают туроператоры своим дилерам? Попробуем разобрать их:
- агентский договор. Это стандартный вариант, предусмотренный Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В рамках этого вида сделкитурагент обязуется за вознаграждение совершать по поручению туроператора юридические и иные действия (продвижение и реализацию туристского продукта) от своего имени, но за счет туроператора либо от имени и за счет туроператора2. На этом виде отношений мы остановимся более подробно ниже.
- договор возмездного оказания
услуг. Некоторые до сих пор ошибочно называют
его договором купли-продажи. В этой связи
нужно иметь ввиду, что купле-продаже (за
некоторыми исключениями) может быть подвергнут
либо товар, либо имущественное право6.
В то время как туристский продукт чётко
определён законодательством, как комплекс услуг7.
Но поскольку термин «купля-продажа» прочно
закрепился в туризме со времён первой
редакции Федерального закона «Об основах
туристской деятельности в Российской
Федерации», можно считать его жаргонным,
не забывая при этом, что суд работает
на языке закона, а не жаргона. По договору
возмездного оказания услуг исполнитель
обязуется по заданию заказчика оказать
услуги, а заказчик обязуется оплатить
эти услуги8. Подобные договоры часто предлагают
своим дилерам туроператоры, обладающие
значительной долей рынка и, как следствие,
имеющие возможность навязать дилерам
любые, даже самые невыгодные, условия
сотрудничества. Обратите внимание, что
по этому договору туроператор является
исполнителем, а его дилер - заказчиком,
а не турагентом. Т.е. дилер перестаёт быть профессиональным
У турфирмы-дилера при работе
по договору оказания услуг возникают
гораздо более серьёзные
Помимо сказанного, следует учитывать, что многие турфирмы-дилеры применяют упрощённую систему налогообложения. Чтобы не потерять право на её применение, их доходы не должны превышать установленного законодательством лимита10. В случае работы таких дилеров по турагентским договорам, их доходом в целях налогообложения считается только агентское вознаграждение и дополнительная выгода (если она есть)11. А вот в случае работы и с туроператором, и с туристом по договору возмездного оказания услуг, доходом дилера будет вся сумма, полученная им от туриста в оплату тура. А ведь это на порядок большее число!
Понятно, что туроператор в данном случае работает вполне в русле закона: он не обязан иметь турагентов. И вряд ли ущемлением прав турфирм-дилеров заинтересуется Федеральная антимонопольная служба - не тот размах отрасли. Повлиять на решение туроператора не иметь агентов (например, путём бойкота его услуг) теоретически могли бы, конечно, общественные объединения турагентов (различные союзы, ассоциации), но на практике встречаться с этим не приходилось. Каков же выход из ситуации для дилера?
Он есть, хоть и не свободен от недостатков. Дилер должен стать агентом не у туроператора, а у самого туриста. Для этого договор с туристом должен предусматривать, что дилер по поручению туриста за вознаграждение, уплачиваемое этим туристом, приобретает для него турпродукт у туроператора. Время от времени приходится встречать разновидность этих отношений: договор оказания дилером туристу услуг по бронированию тура. По сути, это - то же самое. Недостатком такого вида отношений является то, что дилер по-прежнему не является профессиональным участником рынка туризма. Кроме того, дилеру придётся либо иметь два типовых договора с туристами (отдельно для случая агентского договора с туроператором и отдельно для случая договора «купли-продажи»), либо заключать договоры услуг со всеми туроператорами, вообще переставая быть турагентом. Это связано с невозможностью быть агентом одновременно у обеих сторон сделки12 (туроператора и туриста). В случае нарушения этого запрета, обе сделки (и с туроператором, и с туристом) могут быть признаны недействительными13. Если через дилера в день проходит только пара-тройка туристов, то можно завести и два типовых договора с ними, не опасаясь путаницы в их оформлении. Но если дилер имеет большой поток туристов, а система заключения договоров налажена не очень хорошо, риск ошибки возрастает многократно. Из собственного опыта хотелось бы добавить к недостаткам таких отношений с туристом и то, что при рассмотрении споров суды не одобряют работы дилеров туризма в каком-либо ином качестве, чем турагентов.
Как уже было сказано выше, работа с туроператором по договору возмездного оказания услуг выводит на широкие просторы гражданского права, поэтому воздержусь от дальнейшего описания её многочисленных особенностей и далее буду рассматривать только «классику жанра» - договор между туроператором и турагентом.
Однако в завершении следует отметить, что вид сделки определяется не терминами, используемыми в договоре, а сутью отношений14. Даже если Вы назовёте в договоре дилера турагентом, а не заказчиком, это ещё совсем не значит, что у Вас - агентский договор. Подобная игра терминами (то ли от плохого знания законодательства, то ли, наоборот - от очень хорошего знания психологии турагентов) достаточно часто встречается. Как правило, суть отношений между туроператором и дилером можно понять из предмета договора. Если из этого раздела документа суть отношений всё же не ясна, Вам придётся тщательно изучить весь договор. Надеюсь, ясно, что игра стоит свеч. Постарайтесь определить, что от Вас хочет туроператор: чтобы Вы реализовали его турпродукт (за вознаграждение) или чтобы Вы приобрели турпродуктв свою собственность (пусть даже и для дальнейшей реализации кому-либо).
Третьим важным моментом при заключении агентского договора между туроператором и турагентом является размер и условия выплаты агентского вознаграждения. Некоторые ошибочно считают, что агентское вознаграждение может быть выражено только как процент от стоимости реализованного турпродукта. Это не так. Кроме указанного способа можно определить вознаграждение, как фиксированную сумму за один реализованный тур или, например, за месяц. Можно определить его и как разницу между ценой турпродукта, установленной туроператором, и той ценой, за которую его продал туристу турагент (разумеется, если последняя выше первой).
При этом нельзя путать вознаграждение
агента с компенсацией его затрат,
связанных с исполнением
Если турагент реализовал турпродукт по цене, превышающей цену, назначенную туроператором, то возникает дополнительная выгода. Если иное не установлено договором, она должна распределяться поровну между туроператором и турагентом17. Обычно туроператор в договоре предусматривает условие, согласно которому дополнительная выгода остаётся в распоряжении турагента в полном объёме. Однако турагент должен убедиться в этом, найдя соответствующий пункт договора. Более того, ряд туроператоров, назначая минимальное фиксированное вознаграждение за реализацию их туров (например, в сумме 30 руб.), снижают их цену, подразумевая, что основной доход турагент получит не в качестве агентского вознаграждения, а как раз в качестве дополнительной выгоды (цена, установленная туроператором агенту, ниже рыночной цены тура). При таком размере вознаграждения турагенту ещё более важно удостовериться, что вся дополнительная выгода остаётся у него. Кроме того, в этом случае агенту просто жизненно необходимо убедиться, что договор не запрещает ему реализовывать тур по цене, превышающей цену, установленную туроператором (в противном случае работа с этим туроператором не имеет для агента никакого экономического смысла).
Порядок расчетов туроператора и турагента по вознаграждению и дополнительной выгоде тоже имеет большое значение. Есть несколько вариантов осуществления расчетов:
- агент перечисляет туроператору сразу всю сумму, полученную за тур от туриста, а после того, как агент пришлёт отчёт об исполнении поручения, туроператор возвращает ему вознаграждение и дополнительную выгоду. Этот вариант гарантирует добросовестность агента в документарных вопросах: отчёт и счёт-фактура на вознаграждение будут присланы и точно в срок. В противном случае турагент просто не получит вознаграждения. Одновременно такой вариант расчетов отвлекает оборотные средства агента: некоторое время (до полутора месяцев) его средства в размере вознаграждения и дополнительной выгоды находятся на счетах туроператора. Для последнего это, разумеется, более выгодно.
- агент перечисляет туроператору не всю сумму, полученную от туриста за тур, а за вычетом своего вознаграждения и дополнительной выгоды. По опыту, добрая половина агентов при таком варианте расчетов просто забывают прислать отчёт и счёт-фактуру на вознаграждение, что неприемлемо для туроператора: без этих документов ему невозможно принять в состав затрат для целей налогообложения агентское вознаграждение и зачесть «входящий» НДС с него.
Каков же выход? Некоторые туроператоры, заботящиеся о привлечении агентов, включают в договор условие, по которому в случае отсутствия документов в определённый срок считают турпродукт реализованным непосредственно турагенту, а не туристу. При чём - по цене «нетто», т.е. по цене, равной сумме, полученной от агента. Указанный способ не представляется верным: агентский договор совсем не эквивалентен договору о реализации турпродукта. Поэтому такое условие вполне может быть признано ничтожным.
Информация о работе Взаимоотношения между туроператором и турагентом