Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 12:33, реферат
Территория Японии бедна природными ресурсами, особенно такими, как нефть и железная руда. Дефицит сырья заставляет японцев закупать его за рубежом. Для того, чтобы получить денежные средства на закупку сырья, японцы вынуждены развивать свои производственные мощности, изобретать новые технологии и совершенствовать качество своей продукции. Современная японская экономика движется по схеме: импорт сырья – переработка – производство продукции – экспорт конечного продукта высокого качества. В послевоенной Японии национальным героем стал бизнесмен-экспортер вместо самурая-солдата.
Содержание
Практика японского менеджмента ………………………...……………………3
Уроки японского бизнеса ……………………………………………………….10
Список литературы………………………………………………………………16
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Волгоградский Государственный Технический Университет
( ВолгГТУ)
Кафедра Менеджмент, маркетинг и организация производства
Семестровая работа по дисциплине менеджмент
Японский менеджмент в XXI веке
Выполнил: студент
Волгоград, 2013
Содержание
Практика японского менеджмента ………………………...……………………3
Уроки японского бизнеса ……………………………………………………….10
Список литературы……………………………………………………
Практика японского менеджмента
Психология людей связана
с их культурой. Система японского
менеджмента основана на социальных
ценностях и культурных традициях,
принятых в этой стране. Японские менеджеры
учитывают и развивают
Территория Японии бедна природными ресурсами, особенно такими, как нефть и железная руда. Дефицит сырья заставляет японцев закупать его за рубежом. Для того, чтобы получить денежные средства на закупку сырья, японцы вынуждены развивать свои производственные мощности, изобретать новые технологии и совершенствовать качество своей продукции. Современная японская экономика движется по схеме: импорт сырья – переработка – производство продукции – экспорт конечного продукта высокого качества. В послевоенной Японии национальным героем стал бизнесмен-экспортер вместо самурая-солдата.
Японские менеджеры создали
собственную модель управления производством
и обществом, заимствовав все
самое ценное из общемировой теории
и практики, прежде всего – американской.
Однако специфика японского
Первый принцип: рабочий достаточно разумен,
чтобы состоятельно увеличивать производительность
и качество своего труда. Иными словами,
этот принцип подчеркивает то, что рабочий
не глуп. По мнению японских менеджеров,
рабочие – это наделенные способностями
люди, которые могут вносить предложения
по повышению производительности и качества
труда. Менеджеры считают, что рабочие
обладают определенной профессиональной
подготовкой не только для того, чтобы
выполнять конкретную работу, но и для
того, чтобы усовершенствовать отдельные
операции. Любое нововведение на японском
заводе начинается с выяснения предложений
рабочих по технологическим и организационным
новациям. Японцы полагают что любой, даже
самый опытный, инженер знает меньше о
данном технологическом процессе, чем
тот, кто его непосредственно выполняет.
Поэтому японские менеджеры не стесняются
обращаться к своим подчиненным за советом.
Они разработали три административных метода, которые помогают претворить этот принцип в жизнь.
1. Кружки качества, участвуя в которых рабочие вносят свои новаторские предложения. Эти кружки состоят из восьми человек и одного старшего и собираются раз в месяц с целью разработки программы повышения производительности труда. Членов кружков качества учат теории и практике управления, решению проблемных ситуаций, при которых возникает низкая производительность труда. На многих японских заводах число членов кружков качества достигает 90% всего количества рабочих. Они не только обучаются и повышают свою квалификацию, но и вносят новые предложения и способствуют развитию производства.
2. Практика стимулирования всех работников к совершенствованию профессиональных умений и навыков. Большинство молодых рабочих учатся на специальных вечерних курсах, а также перенимают опыт у своих старших коллег. Трудовые навыки передаются путем наблюдения и копирования. В Японии существует традиция, которая называется «минарай» и означает наблюдение за опытными рабочими с целью освоения их навыков. В историческом прошлом в Японии было принято чтобы ремесленник иногда работал замедленно и подмастерье мог перенять его приемы. В современной Японии к опытному рабочему прикрепляют новичка для обучения и помощи. Квалифицированный рабочий и ученик устанавливают прочную связь на всю жизнь. Ученик оказывается в долгу у наставника за то, что тот обучил его специальности. Учитель же пользуется почетом и уважением в обмен за обучение. Все рабочие обучались друг у друга, и поэтому им легко соблюдать традицию минарай. Многие японцы не доверяют официальному обучению в вузах или средних специальных учебных заведениях, поскольку оно построено по западным образцам. Они считают, что официальное обучение дает только основы специальности и развивает общие способности, но научиться тому, что им действительно нужно, можно только в процессе работы и через индивидуальное обучение.
3. Практика перевода рабочих с одного рабочего места на другое. Ни один работник фирмы не остается на одном и том же рабочем месте до выхода на пенсию. Он повышает квалификацию, меняет специализацию и продвигается по служебной лестнице и получает, соответственно, большую зарплату, так как набирается больше опыта, совершенствует свои способности и приносит фирме больше пользы.
Второй принцип: рабочий стремится сделать свою работу лучше. Любой рабочий, доказавший, что он способен сделать больше и качественнее, получает самостоятельность в работе, премию и большую заработную плату. Таким образом японские менеджеры стимулируют непрерывное повышение квалификации своей рабочей силы. Если рабочий владеет несколькими техническими специальностями, то он способен работать и в других бригадах и подменять своих товарищей. Для реализации второго принципа японские менеджеры разработали два административных метода.
1. Пожизненный найм работников. Получив пожизненный найм, работники имеют возможность не беспокоиться о наличии работы и научиться многому из того, что будет способствовать увеличению прибылей их фирмы. Японские рабочие приветствуют изменения в технологии и не испытывают страха перед безработицей. Они не боятся быть замененными машиной, так как знают, что будут переучены для другой работы.
2. Премирование рабочих в случае повышения прибылей фирмы. В период спада, когда прибыли фирмы уменьшаются, все работники получают меньше. Однако в неблагоприятной экономической ситуации руководящий состав получает более урезанный процент оплаты, чем рабочие. Считается, что рабочие всегда делают со своей стороны максимум возможного и не следует их наказывать при снижении прибыли. За это прежде всего должны отвечать непосредственные руководители и администрация в целом. Именно на них должна возлагаться вина за просчеты и ошибки в экономической политике.
Третий принцип: рабочие образуют «семью». Японцы придерживаются идеи о том, что наниматели и наемные рабочие составляют единое социальное целое. Все члены фирмы имеют взаимные обязательства и выполняют свой общий долг перед обществом. Зарплата – это только один из видов вознаграждения. Другим видом является удовлетворение потребности эмэ, т. е. потребности в поддержке и принадлежности к группе. Японцы разработали три административных метода для реализации этого принципа.
1. Работники фирмы оказывают
новичку помощь, сочувствие, поддержку,
ожидая от него в дальнейшем
проявления такого же
2.Свободное время работники
фирмы проводят вместе. В Японии
мир мужчин резко отделен от
мира женщин, и время, затрачиваемое
на неформальное общение между
представителями разного пола, невелико.
Супруги, например, очень мало
времени проводят вместе, каждый
из них отдыхает
3. Взаимные обязательства фирмы и рабочих. Рабочие платят фирме своей лояльностью, а руководство должно заботиться о рабочих, их благосостоянии и удовлетворении личных потребностей. Если менеджер фирмы вступает в брак, то он получает денежную прибавку, поскольку его финансовые расходы, как женатого человека, возросли. Он также получит прибавку к зарплате после рождения каждого ребенка, хотя объем его работы не меняется.
Японцы считают, что взаимоотношения
в процессе работы должны быть согреты
эмоциональным теплом, все члены
трудовой «семьи» должны чувствовать
общее единство и любовь. Руководство,
прежде чем издать приказ, стремится
получить доброе согласие от всех членов
фирмы. Рабочие имеют право очень
вежливо указать руководству
на его ошибку. Все члены большой
семьи стараются заботиться друг
о друге, проявлять эмоциональную
поддержку и оказывать
Четвертый принцип: группа важнее отдельной личности. Этот принцип основан на традиционной японской ценности: никто не должен быть эгоистичным и думать только о себе. Этот принцип сформировался под влиянием идеи китайского философа Конфуция о том, что человек всегда в долгу перед старшими и должен быть им благодарен; свой долг он никогда не сможет полностью возвратить. За счет фирмы человек обучился ценной специальности, ему дали работу, оказали уважение, обеспечили средствами к существованию. Перейти в другую фирму, предложившую более высокую зарплату, – это признак неблагодарности. Японцы изобрели два административных метода для реализации данного принципа.
1. Продвижение по службе и начисление зарплаты зависят от стажа работы, а не от способностей, успехов и индивидуальной производительности работника. Каждый японец твердо знает, что с годами его заработная плата будет неуклонно возрастать. Такая практика снижает вероятность личной зависти и соперничества.
2. Успех фирмы рассматривается как результат усилия группы, а не отдельного человека. По японским понятиям каждый человек выигрывает, если стремится сделать свою группу более успешной и производительной. Для этого он должен трудиться на благо всей группы в целом. В понимании японца группа не подавляет отдельную личность. Верен обратный постулат: группа помогает и поддерживает личность.
Пятый принцип: партнерство и сотрудничество в производственных отношениях. Японские менеджеры считают рабочих своими активными партнерами в стремлении к экономическому успеху, достижению высокого качества и росту производительности. Они уверены, что каждый рабочий лоялен к фирме и ее целям. Необходимость партнерства между рабочими и руководством объясняется тем, что производство, особенно направленное на экспорт, приносит успех не только фирме, но и нации в целом.
Направленность на сотрудничество
японцы обозначают термином «учива». Этот
термин предполагает, что люди стремятся
к совместным действиям и групповому
успеху в большей степени, чем
к индивидуальным действиям и
личному успеху. По мнению японцев,
прежде всего должна процветать нация,
только тогда отдельные люди могут
стать состоятельными. Сотрудничество
рассматривается как
Сплочению японской нации и развитию
сотрудничества в обществе сопутствуют
три субъективных фактора. Во-первых, японцы
чувствуют себя на островах изолированными
от других наций, обделенными по площади,
сырьевым ресурсам. Во-вторых, после второй
мировой войны у них сложился определенный
«комплекс неполноценности», они считали
себя слабее других в техническом, военном,
экономическом и прочих отношениях. В-третьих,
у японцев возникло ощущение, что существованию
страны угрожают внешние экономические
и политические силы. Поэтому они пытаются
принять целенаправленные меры для выживания
своей культуры и нации. Рост патриотизма
в японском обществе способствует его
объединению и экономическим успехам.