МИНОБРНАУКИ
РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«Челябинский
Государственный университет»
(ФГБОУ ВПО
«ЧелГУ»)
Факультет управления
Кафедра экономико-правовых
основ управления
РЕФЕРАТ
По
дисциплине: Основы теории управления
"Задачи
менеджмента в XXI веке"
Выполнила: Ботова Ольга
Группа: УП-201
Руководитель: Иванова А.Э.
Челябинск 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...............3 |
- ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА В XXI ВЕКЕ……………...……………………5
|
- «Новая парадигма менеджмента»………………………………………....5
- «Новые реалии и стратегия бизнеса» и «Лидер перемен»……………..12
|
1.3«Задачи в сфере информации», «Производительность
работников умственного труда» и «Роль
менеджмента в карьере и жизни»…………….....15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…..18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..21
|
ВВЕДЕНИЕ |
В рамках
теории управления по целям деятельность
по формированию и установлению системы
целей и работы с ними рассматривается
как главная задача менеджера, а
система целей – как фактор,
влияющий на структуру организации
и обеспечивающий ее эффективное
функционирование и долгосрочное развитие.
П. Ф. Друкер
рассматривает управление по целям
как необходимый элемент деятельности
менеджеров в деловой организации
и считает, что их основными функциями
являются формирование целей и соотнесение
с общими целями. Основываясь на
представлении о деловой организации
как о системе, имеющей множество
потребностей, Друкер полагает, что
менеджеры должны обязательно учитывать
и отражать в формируемой на разных
уровнях организации системе
целей.
П. Ф. Друкер
связывает возникновение системы
целей с многообразием задач,
решаемых менеджерами в разных секторах,
а также с разнообразием потребностей
различных социальных групп как
внутри, так и вне организации,
заинтересованных в ее деятельности.
В самом
начале книги "Задачи менеджмента
в XXI веке" Друкер перечисляет читателю
ряд важнейших современных организационно-управленческих
проблем: стратегии, коллективный труд,
новые технологии и т. п.; но при этом он
подчеркивает, что все перечисленные вопросы
являются сегодняшними проблемами,
тогда как пора поговорить и обсудить
проблемы завтрашние [Задачи, 11]. Таким
образом, с одной стороны, Друкер заявляет
о неком пророческом (или утопическом)
характере своей книги, но с другой стороны,
собственно прогнозированием и, тем более,
гаданием он заниматься не собирается.
"Задачи
менеджмента в XXI веке" – это книга
о менеджменте вообще, а не о менеджменте
бизнеса. Друкер подчеркивает важность
эффективного управления на основе предвидения
не только в частных, но и государственных,
некоммерческих организациях и учреждениях.
Это мнение должно внести ясность и большую
определенность в вопросе о сущности менеджмента,
а также исключить противоречия из современного
"теоретического рынка менеджмента"
в России.
Цель
исследования: Изучить задачи менеджмента
в XXI века.
Задачи:
1. Определить
задачи менеджмента.
2. Изучить принципы
менеджмента.
3. Рассмотреть
особенности менеджмента в XXI веке.
Объект
исследования: менеджмент.
Предмет
исследования: Задачи менеджмента в XXI
веке.
Структура реферата состоит из введения,
1 главы, заключения, списка использованных
источников (1 наименование).
1. ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
В XXI ВЕКЕ
1.1 «Новая парадигма
менеджмента»
Первая
глава книги "Задачи менеджмента
в XXI веке", названная автором "Новой
парадигмой менеджмента", представляет
собой историко-критический очерк о развитии
организационно-управленческой теории
и практики (в основном, в двадцатом веке,
а также в конце девятнадцатого). Поставив
себе задачу определить, какова нынешняя,
современная парадигма менеджмента, Друкер
несколько абстрактно подходит к вопросу
о самой сущности парадигмы, а затем, более
конкретно – к ее содержанию.
Интересно,
что первое имя, упоминаемое автором
в основной части книги, принадлежит
М. П. Фоллет – представительнице
столь нелюбимой Друкером школы
человеческих отношений. Однако автор
называет М. П. Фоллет одним из наиболее
неординарных специалистов по менеджменту,
утверждая, что многие ее взгляды
на общество, человека и менеджмент
были ближе к действительности, нежели
те, что стали популярными в
начале XX века и сформировали тогда своеобразную
парадигму [Задачи, 16].
В общественных
(социальных) дисциплинах, к каковым
Друкер причисляет и менеджмент, самым
важным следует считать систему
общих представлений, а также
изменения в этих представлениях.
Представления, которые были справедливы
вчера, могут буквально в один
момент стать несостоятельными и, более
того, ложными.
С тех
пор, как началось серьезное изучение
теории менеджмента (это событие
Друкер остроумно относит к студенческому
периоду своей жизни, т. е. к началу
30-х годов, тогда как известно,
что первые труды Ф. У. Тейлора
и А. Файоля были изданы в 1903 и 1911 гг.,
а сами исследования и знаменитые
эксперименты осуществлялись гораздо
ранее этого), большинство ученых,
писателей и практиков придерживались
двух систем представлений о реалиях
менеджмента.
Первая
система основывается на науке менеджмента
и опирается на следующие представления:
- Менеджмент – это менеджмент бизнеса. Большинство тех, кто занимаются менеджментом, и тех, кто знакомы с ним только понаслышке, считают это утверждение само собой разумеющимся. Однако начало теории менеджмента было положено отнюдь не в коммерческих, а в общественных и государственных организациях. Из данного представления следует, что, к примеру, управление частной турфирмой – менеджмент, а управление государственной поликлиникой – не менеджмент. Но ведь единственным фактором, который способен отличить сущность этих организаций, является специфичность цели (у первой она заключается в извлечении выгод, а у второй – нет), тогда как достижение результатов и удовлетворение потребностей для второй организации не менее, а может быть, и даже более важны, нежели для первой. Поэтому Друкер считает, что важно заявить, причем как можно громче, что менеджмент не есть управление бизнесом – так же, как, к примеру, вся медицина не есть акушерство. Следовательно, управление бизнесом – одно из разновидностей менеджмента, а сам менеджмент, в свою очередь, - один из видов общего управления.
- Существует – или должна существовать – одна правильная организационная структура. Представления о "единственно правильной организационной структуре" неоднократно менялось (в первую очередь, в рамках административной школы менеджмента, в идеях таких ее представителей, как А. Файоль, Г. Эмерсон, М. Вебер и мн. др.), но ее поиски продолжаются по сей день. Сегодня, отмечает Друкер [Задачи, 25], наконец стало ясно, что такого явления, как единственно правильная организационная структура не существует. Есть просто разные виды структур, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны. Стало очевидным, что организационная структура – не самоцель. Это инструмент, утверждает Друкер, с помощью которого можно повысить производительность совместного труда работников. Здесь следует заметить, что Друкер не уделяет внимание тому факту, что без четкой структуры производительность будет отсутствовать вообще, поскольку это всегда есть результат хаотичного распределения прав, обязанностей и полномочий. При этом Друкер формирует несколько принципов построения организационной структуры. Принцип первый: организация должна быть прозрачной. Он означает буквально следующее: служащие должны знать и понимать структуру учреждения, в котором работают. Второй принцип: в организации должно быть лицо, принимающее конечное решение в сфере своей компетенции. Третий принцип: каждый работающий должен иметь только одного менеджера. Четвертый принцип: количество уровней должно быть минимальным (т. е. организационная структура должна быть максимально растянута горизонтально, а не вертикально, поскольку, согласно теории информации, "каждое дополнительное звено удваивает помехи и вдвое снижает ценность сообщения"). Но как тогда быть с горизонтальными коммуникациями (которых в организации не меньше, чем вертикальных), Друкер не сообщает. Итогом критики рассматриваемого допущения у Друкера становится следующее утверждение: вместо поисков единственно правильного типа организации менеджменту следует поставить перед собой другую задачу: научиться выявлять, выстраивать и проверять на практике организационные структуры, которые соответствуют поставленным задачам [Задачи, 33].
- Существует – или должен существовать – один правильный способ управления персоналом. Одним из "виновников" этого допущения Друкер считает Дугласа Мак-Грегора, автора пресловутых теории "Х" и теории "У", которые сводятся к тому, что руководству приходится выбирать один из двух – поскольку их всего два! – способов управления персоналом, которым соответствуют указанные концепции, причем правильной является только вторая. Заметим здесь, что сам Мак-Грегор1 отмечал утопичность теории "У", считая ее не более чем достойным соперником теории "Х", поскольку последняя преобладает в практике менеджмента. Более того, ни теория "Х", ни теория "У" не есть способы управления или даже рекомендации по поводу того, как лучше воздействовать на персонал. Эти теории представляют собой "всего-навсего" совокупность взглядов человека управляющего на природу человека подчиненного, на отношение последнего к труду, ответственности и т. п. И получается (согласно Мак-Грегору) так, что всю совокупность этих представлений можно подразделить на две противоположные группы, одна из которых (теория "Х") предполагает более жесткое управление, основанное на принуждении и контроле, а другая (теория "У") – более мягкое, базирующееся на создании соответствующих условий, при которых подчиненные проявили бы свои лучшие качества. Далее, опираясь на мнение Абрахама Маслоу, Друкер признает, что "разные люди требуют разного стиля управления"
[Задачи, 34]. Такая фраза формирует представление о том, что Маслоу рекомендует индивидуальный, ситуационный подход к управлению, хотя он же разрабатывает довольно жесткую2, иерархию потребностей, на пять ступеней которых помещает всех без исключения людей, отмечая, что именно потребности есть то, посредством чего можно управлять людьми. Следовательно, существует пять способов управления? Отнюдь нет, поскольку, согласно мнению Д. МакКлелланда, мы, исследуя потребности, говорим о цивилизованном обществе, члены которого вряд ли настолько обеспокоены "проблемой удовлетворения физиологических потребностей"3, что посредством "пряников" ими можно было бы управлять. Более же поздний исследователь, Клейтон Альдерфер4, подразделил те же самые потребности не на пять, как у А. Маслоу, а на три группы (существования, связи и роста), что повлекло за собой предположение о, соответственно, трех методах менеджмента. Критикуя рассматриваемое допущение, Друкер приходит к определенным выводам, которые, думается, носят несколько риторический характер: Людьми не надо управлять. Задача – направлять людей. Цель – сделать максимально производительными специфические навыки и знания каждого отдельного работника. Да не покажется наш взгляд слишком критическим, но все же следует отметить, что Друкер не объясняет, чем отличается "управление" от "направления".
Вторая
система основывается на практике менеджмента,
и в ее основе лежат следующие
представления:
- Технологии, рынки и конечное использование заданы.
- Область деятельности менеджмента ограничена юридически [т. е. формально].
- Экономика, существующая в пределах государственных границ, составляет "естественную экологическую среду" предпринимательства и менеджмента.
- Менеджмент сфокусирован на внутренней сфере организации.
Этим
допущениям П. Ф. Друкер противопоставляет
следующие утверждения:
- Современный менеджмент должен осознать, что его политика не может и дальше строиться на заданных технологиях и формах конечного использования продукции. Технология и конечное использование превратились в фактор ограничения. Фундаментом деятельности менеджмента должны стать воспринимаемая потребителем ценность и решение потребителя относительно распределения его располагаемого дохода. Именно с такого представления и должны начинаться сегодня как политика, так и стратегия менеджмента. Несмотря на обширное количество приводимых для доказательства правоты сего утверждения примеров, данный пункт представляется одним из наиболее неясных в книге Друкера. Что он имеет в виду? То, что в современных условиях организации не должны довольствоваться тем, что имеют? Или же речь идет о все возрастающей роли маркетинга в организации? Или здесь подразумевается инновационный аспект? Или, все-таки, обращая пристальное внимание на такие подразумевающиеся термины, как "(другие) технологии" и "(другие) формы конечного потребления", здесь имеется некая возвышенная (утопическая или даже фантастическая) мысль? Но ведь Друкер – не утопист (в отличие, к примеру, от Томаса Мора или даже такого более близкого к менеджменту мыслителя как Норберта Винера), а напротив – прагматик, поэтому любое его слово можно и должно воспринимать как руководство к действию. Следовательно, менеджменту в первую очередь необходимо обращать внимание на процесс принятия решения потребителем о покупке. Но и тут возникает проблема: ведь потребитель принимает решение о покупке тогда и только тогда, если набор продуктов уже задан.
- Новое представление, на котором в будущем будет основываться менеджмент – как в теории, так и на практике, - заключается в том, что сфера деятельности менеджмента не должна быть ограничена юридически. Менеджмент должен быть оперативным. Он должен охватывать весь процесс целиком. Он должен ориентироваться на результат и эффективность на всех этапах экономической цепочки. Дабы рассмотреть возможные последствия подобной либерализации, следует оставить в стороне производственный аспект с тем, чтобы взглянуть на социальный и задаться вопросом: "А не является ли утверждение, что "любой руководитель всегда стремится к установлению деспотии", если на то нет каких-либо серьезных ограничений или препятствий, будь они внутренние (осознание ответственности, совесть и т. п.) или внешние (например, в лице более высокопоставленного начальника или законов), если не аксиомой, то, по крайней мере, довольно правдоподобным мнением?" Действительно, в условиях рабовладельческого строя управление было более эффективным и более оперативным в том числе и потому, что деятельность "древнего менеджмента" почти не была ограничена юридически.
- Значение национальных границ определяется, в первую очередь, их функцией ограничения. Практика менеджмента, причем не только в коммерческой сфере, будет все в большей степени определяться интересами компаний, а не политическими интересами государств. Таким образом, П. Ф. Друкер прогнозирует дальнейшее развитие глобализации мировой экономики.
- Менеджмент существует ради результатов, которых учреждение достигает во внешней среде. Менеджмент должен определять, каких результатов необходимо достичь. Менеджмент должен мобилизовать ресурсы организации для достижения этих результатов. Менеджмент предназначен для того, чтобы любая организация имела возможность достичь запланированного результата.
В итоге
П. Ф. Друкер формулирует новую парадигму
менеджмента: "В сферу внимания
и ответственности менеджмента
входит все, что каким-либо образом
оказывает влияние на производительность
организации результативность ее деятельности
– внутри организации или за ее
пределами, в подконтрольных организации
сферах или в сферах, ею не контролируемых".
1.2 «Новые реалии и стратегия
бизнеса» и «Лидер перемен»
Вторая
глава носит религиозно-пророческий
характер, поскольку многие будущие
состояния, которые пытается прогнозировать
П. Ф. Друкер, подвергаются поверхностному
анализу. Тем не менее, П. Ф. Друкер формулирует
(в дополнение к разработанной
в предыдущей главе новой парадигме
менеджмента) новые реалии бизнеса,
которые выглядят следующим образом:
- Резкое снижение рождаемости в развитых странах.
- Изменения в распределении располагаемого дохода.
- Изменение определения эффективности.
- Глобализация конкуренции.
- Растущее несоответствие между экономической глобализацией и политической разобщенностью.
Так, рассматривая
процесс резкого снижения рождаемости,
существующий сегодня в экономически
развитых странах, П. Ф. Друкер переносит
его на XXI век в целом, не учитывая при
этом ряд важнейших факторов, которые
всегда влияли и будут влиять на состояние
человечества:
- Во-первых, это войны, которые, начиная с XX века приобрели особенно разрушительный характер, а в ближайшем будущем, возможно, еще более усугубят свое влияние.
- Во-вторых, это природные, техногенные и другие катастрофы, т. е. почти такие же по силе и мощи регуляторы населения, как войны.
- В-третьих, это дальнейшее развитие научно-технического прогресса (вряд ли кто-нибудь способен себе сегодня представить, какими будут вновь изобретенные технические средства (коммуникации и т. п.) лет этак через двадцать-тридцать, также впрочем, как и люди, жившие несколько десятков лет назад, и подумать не могли о том, что когда-то будут пользоваться, к примеру, мобильными телефонами). Каждая инновация, несомненно, влечет за собой определенные социальные последствия и вносит, порой, значительные изменения в жизнь каждого человека.
- В-четвертых, демографические факторы не настолько легко подвергаются прогнозированию, как себе это представляет П. Ф. Друкер, и не только ввиду вышеуказанных причин, но и потому, что они сами по себе склонны значительно изменяться, что влечет за собой утверждение о более тщательном, т. е. профессиональном взгляде (это упрек Друкеру, поскольку он все же не демограф и даже не социолог) на данную проблему.
- В-пятых, это экономические процессы (т. е. экономический рост, кризисы, изменения в хозяйственной жизни стран, оптимизация производительных сил и т. п.), которые влияют как на демографическое и политическое состояние общества, так и на его доходы.
- В-шестых, это политические процессы (интеграции и дезинтеграции, союзы и конфликты и т. п.), которые способны кардинально изменить политическую карту мира в считанные годы и даже дни и часы (достаточно вспомнить для примера состояние мира в первой половине XX века).