Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 17:34, контрольная работа
Концепция управления персоналом основывается на представлении о месте человека в организации. Можно выделить 3 основных аспекта.
- Экономический – дал начало использованию трудовых ресурсов. Ведущее место осталось технологиям.
- Единство руководства
- Строгая иерархия
- Дисциплина
- Подчинение индивидуального общему
- Баланс между властью и её ответственностью
1.Задачи управления
Концепция управления персоналом основывается на представлении о месте человека в организации. Можно выделить 3 основных аспекта.
- Экономический – дал начало использованию трудовых ресурсов. Ведущее место осталось технологиям.
- Единство руководства
- Строгая иерархия
- Дисциплина
- Подчинение индивидуального общему
- Баланс между властью и её ответственностью
- Органический
- Состоит из двух концепций (управления персоналом предприятия и управление человеческими ресурсами) – потребности, мотивы, а также понимание, что предприятие – это собрание частей, соединенных линией управления в виде контроля.
- Гуманистический
- Предприятие, как – гуманистический центр с присущей ему организационной культурой.
Организационная культура – представление о цели и ценностях, присущих данному предприятию, специфики поведения персонала и администраторов, способов реагирования на окружающую нас жизнь.
Задачи управления персоналом
К числу основных задач
1. Помощь фирме в достижении цели.
2. Обеспечение фирмы квалифицированными и заинтересованными работниками.
3. Эффективное использование мастерства и способностей персонала.
4. Совершенствование систем мотивации.
5. Повышение уровня удовлетворенности трудом.
6. Развитие систем повышения квалификации и профессионального образования.
7. Сохранение благоприятного климата.
8. Планирование карьеры, то есть продвижение по службе, как вертикальное, так и горизонтальное.
9. Поднималась творческая активность персонала.
10. Совершенствование методов оценки деятельности персонала.
11. Обеспечение высокого уровня условий труда и качество жизни в целом.
Наиболее общие 3 задачи управления персоналом.
· Обеспечение кадрами
· Эффективное использование кадров
· Профессиональное и социальное развитие кадров.
Все службы управления персоналом формируются исходя именно из этих целей.
Изменение методов воздействия на людей
Особенностью управления персоналом при переходе к рынку – возрастающая роль личности работника. Ситуация которая сложилась в настоящее время в нашей стране несёт как большие возможности, так и большие угрозы для каждой личности в плане устойчивости её существования. То есть сейчас существует крайне высокая степень неопределенности в жизни каждого человека. Следовательно, необходимо разработать новый подход к управлению персоналом. Этот подход заключается в следующем:
1) создание философии управления персоналом.
2) создание совершенных служб управления персоналом.
3) применение новых технологий в управлении персоналом.
4) создание и выработка совместных ценностей, социальных норм, установки поведения, которая регламентирует поведение отдельной личности.
Философия управления персоналом – это формирование поведения отдельных работников по отношению к целям развития предприятия.
Подбор и расстановка кадров — одна из важнейших функций управленческого цикла, выполняемых руководящим составом организации. Подбором кадров занимаются все руководители от бригадира до директора, подбор кадров сопровождается их расстановкой в соответствии с деловыми качествами. От качества подбора и расстановки кадров как в производственной системе, так и в системе управления во многом зависит успешность работы организации.
Под подбором и расстановкой кадров понимается рациональное распределение работников организации по структурным подразделениям, участкам, рабочим местам в соответствии с принятой в организации системой разделения и кооперации труда, с одной стороны, и способностями, психофизиологическими и деловыми качествами работников, отвечающими требованиям содержания выполняемой работы — с другой. При этом преследуются две цели: формирование активно действующих трудовых коллективов в рамках структурных подразделений и создание условий для профессионального роста каждого работника. Подбор и расстановка кадров основывается на принципах соответствия, перспективности, сменяемости.
Принцип соответствия означает соответствие нравственных и деловых качеств претендентов требованиям замещаемых должностей.
Принцип перспективности основывается на учете следующих условий:
установление возрастного ценза для различных категорий должностей;
определение продолжительности периода работы в одной должности, на одном и том же участке работы;
возможность изменения профессии или специальности, организация систематического повышения квалификации;
состояние здоровья.
Принцип сменяемости заключается в том, что лучшему использованию персонала должны способствовать внутриорганизационные трудовые перемещения, под которыми понимаются процессы изменения места работников в системе разделения труда, а также смены места приложения труда в рамках организации, так как застой (старение) кадров, связанный с длительным пребыванием в одной и той же должности, имеет негативные последствия для деятельности организации.
Исходными данными для отбора и расстановки кадров являются:
модели служебной карьеры;
философия и кадровая политика организации;
Кодекс законов о труде;
материалы аттестационных комиссий;
контракт сотрудника;
штатное расписание;
должностные инструкции;
личные дела сотрудников;
Положение об оплате и стимулировании труда;
Положение о подборе и расстановке кадров.
В итоге все вакантные рабочие места на предприятии должны быть заняты с учетом личных пожеланий работников и их плановой карьеры.
Подбор и расстановка персонала подразумевает соблюдение определенных для данных условий пропорций по квалификации, социальной активности, возрасту, полу. В инструкциях по расстановке кадров должны быть зафиксированы также и социально-психологические аспекты совместимости сотрудников.
Основная задача подбора и расстановки персонала заключается в решении проблемы оптимального размещения персонала в зависимости от выполняемой работы. При решении этой задачи следует учитывать пригодность работника к выполнению определенных видов работ, а для определения такой пригодности необходимо, с одной стороны, установить требования, предъявляемые к конкретной работе, а с другой — принять во внимание личные качества работников.
Таким образом, целью рациональной расстановки кадров является распределение работников по рабочим местам, при котором несоответствие между личными качествами человека и предъявляемыми требованиями к выполняемой им работе является минимальным без чрезмерной или недостаточной загруженности.
Для решения проблемы подбора и расстановки работников в организации можно рекомендовать профильный метод, который успешно используется в странах с рыночной экономикой.
Применение профильного метода требует аналитического отбора предъявляемых требований и личных качеств работника, который позволяет непосредственно сравнивать их друг с другом.
Основу профильного метода составляет каталог характеристик — требований, предъявляемых к человеку в зависимости от выполняемой им работы, а также с учетом количественных характеристик рабочих мест. Характеристики (показатели) должны быть описаны и разделены на определенное количество категорий. Каждый уровень требований относится к какому-либо показателю и должен быть также охарактеризован. Каждому уровню требований соответствует определенный уровень качеств работника.
Каталог характеристик предоставляет возможность учесть требования, обусловленные особенностями работы на конкретном рабочем месте, а также качества работников и изобразить их графически.
Сравнение уровня требований, обусловленных конкретной работой, и уровня качеств работника, выполняющего эту работу, позволяет сделать вывод о пригодности того или иного человека к данной работе или о необходимости привести их в соответствие друг с другом.
В результате анализа данных отбираются основные показатели, влияющие на подбор и расстановку кадров. В таблице приведены показатели, влияющие на подбор и расстановку кадров на примере управленческого персонала.
Таблица 1. Каталог показателей, влияющих на подбор и расстановку кадров
№ п/п |
Наименование категорий показателей |
Наименование (шифр) показателей |
Оценка степени соответствия работника требованиям рабочего места | |
Показатели, по которым работник не соответствует занимаемой должности |
Показатели, по которым работник соответствует занимаемой должности | |||
1 |
Уровень квалификации |
1.1., 1.2., 1.3. |
1.1. |
2.3., 1.3. |
2 |
Деловые качества |
2.1.,2.2.,2.3., 2.4. |
2.1, 2.2. |
2.3., 2.4. |
3 |
Работоспособность |
3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. |
3.1. |
3.2., 3.3., 3.4., 3.5. |
4 |
Качество выполняемой работы |
4.1., 4.2., 4.3., 4.4. |
4.1. |
4.2., 4.3., 4.4. |
5 |
Стиль и методы работы |
5.1., 5.2, 5.3., 5.4., 5.5. |
5.1. |
5.2, 5.3., 5.4., 5.5. |
6 |
Аналитические способности |
6.1., 6.2., 6.3., 6.4. |
6.1., 6.2. |
6.3., 6.4. |
7 |
Участие в инновационной деятельности |
7.1., 7.2., 7.3, 7.4. |
7.1. |
7.2., 7.3, 7.4. |
8 |
Дисциплинированность |
8.1., 8.2., 8.3. |
8.1. |
8.2., 8.3. |
9 |
Психологическая совместимость |
9.1., 9.2., 9.3. |
9.1. |
9.2., 9.3. |
При заполнении таблицы необходимо использовать следующий перечень показателей.
1. Показатели уровня квалификации:
1.1. квалификация
работника не соответствует
1.2. квалификация работника не соответствует
требованиям занимаемой должности, но
работник имеет достаточный опыт работы
и постоянно работает над повышением уровня
знаний;
1.3. квалификация работника соответствует
требованиям занимаемой должности.
2. Показатели деловых качеств:
2.1. работник
не выполняет многие
2.2. работник не выполняет некоторые (отдельные)
должностные обязанности;
2.3. работник полностью выполняет предусмотренные
должностной инструкцией обязанности;
2.4. работник полностью выполняет предусмотренные
должностной инструкцией обязанности
и постоянно выполняет работы, входящие
в круг должностных обязанностей других
работников в период их временного отсутствия
на работе (отпуск, болезнь, по вакантной
должности).
3. Показатели работоспособности:
3 1. работник
недостаточно трудолюбив;
3.2. работник трудолюбив, но работает безынициативно;
3.3. работник трудолюбив, но недостаточно
инициативен;
3.4. работник достаточно трудолюбив и инициативен;
3.5. работник в труде проявляет самоотверженность,
высокую инициативу.
4. Показатели качества выполняемой работы:
4.1. исполняемые
работником документы
4.2. исполняемые работником документы
можно принять за основу, но они еще нуждаются
в доработке старшего по должности; допускает
незначительные дефекты и ошибки, обычно
не влекущие срыва сроков выполнения работ,
брака в работе;
4.3. исполняемые работником документы
в основном соответствуют требованиям,
в дополнительной доработке старшего
по должности, как правило, не нуждаются,
он хорошо выполняет предусмотренные
должностной инструкцией обязанности;
4.4. исполняемые работником документы
соответствуют требованиям, в дополнительной
доработке старшего по должности не нуждаются,
он четко выполняет предусмотренные должностной
инструкцией обязанности.
5. Показатели стиля и методов работы:
5.1. сотрудник
не работает над
5.2. сотрудник недостаточно работает над
совершенствованием стиля и методов в
работе, иногда не делает должных выводов
из критических замечаний в его адрес
или не устраняет свои недостатки в работе;
5.3. работник самокритичен, делает правильные
выводы из критики и активно работает
над устранением недостатков, удачно строит
взаимоотношения в работе;
5.4. работник самокритичен, делает правильно
выводы из критики и активно работает
над устранением недостатков в работе,
правильно строит взаимоотношения в работе,
непримирим к недостаткам, активно и принципиально
выступает с их критикой, вносит конкретные
предложения по их ликвидации;
5.5. работник делает правильные выводы
из критики и активно работает над устранением
недостатков в работе, правильно строит
взаимоотношения в работе, непримирим
к недостаткам, активно и принципиально
выступает с их критикой, вносит конкретные
предложения по их ликвидации, с высокой
ответственностью относится к порученной
работе, систематически проявляет деловитость
и желание выполнить работу наилучшим
образом, умеет генерировать идеи и добиваться
их претворения в жизнь, создает наиболее
благоприятные условия для творческой
и высокопроизводительной работы.
Информация о работе Задачи управления персоналом. Принципы подбора и расстановки кадров