- обеспечение доступности финансовых инвестиционных средств,
- оказание технического содействия,
- совершенствование регулирования в области ценных бумаг,
- упрощение процедур регистрации и лицензирования,
- реформирование схем регулирования предпринимательства,
- создание интеллектуального капитала в университетах штатов,
- формирование промышленных кластеров,
- создание благоприятной налоговой среды,
- совершенствование системы обучения предпринимателей,
- информационное обеспечение предпринимателей,
- обеспечение общественного признания заслуг предпринимателей.
В настоящее время вопросы
повышения конкурентоспособности
промышленности США входят в круг
ведения многих федеральных органов
управления НТП. Не вдаваясь в исследование
организации федерального управления
развитием науки и технологий
в США, отметим, что одним из главных
органов в структуре федеральных
органов США, прямо занимающихся
вопросами промышленной конкурентоспособности
и формированием инновационной
системы США, кроме Совета по конкурентоспособности
США, является Управление по технологической
политике (УТП) министерства торговли
США. Этот орган служит форумом для
обсуждения ключевых вопросов в этой
области на общенациональном уровне.
Здесь вырабатываются предложения
по разработке соответствующей государственной
политике и законодательства, направленные
на улучшение предпринимательского
климата и развитие инновационной
деятельности.
В частности, УТП рассматривало
и подготавливало рекомендации по решению
проблемы увеличивающейся потребности
США в квалифицированных специалистах
в области информационных технологий;
проводило всестороннюю оценку конкурентоспособности
различных отраслей промышленности
США, что послужило для различных
федеральных исполнительных органов
и Конгресса США основой для
разработки политики стимулирования конкурентоспособности
в этих отраслях. УТП подготовило,
в частности, доклады, оценивающие
уровень конкурентоспособности
широкого круга промышленных отраслей
США: химической и биотехнологической
отраслей, производства автомобилей, стали,
а также в области обеспечения
защиты окружающей среды. В вопросах
оценки эффективности государственной
экономической, нормативно-правовой, торговой
и иной политики, направленной на стимулирование
инновационной деятельности и устранение
барьеров на пути технологического развития
и коммерциализации результатов
исследований и разработок, УТП работает
в тесной кооперации с промышленностью.
В 90-х гг. в промышленности США
были разработаны направления политики
в области ценных бумаг, задолженностей
предприятий, антитрестовского регулирования
и финансирования создания и освоения
(коммерциализации) технологий и влияния
этих вопросов на инновационный процесс.
Одним из механизмов, которые
УТП использует для формирования
политики в области конкурентоспособности
промышленности, является программа
Инновационного партнерства США (US
Innovation Partnership Initiative). Эта программа
нацелена на мобилизацию всех ресурсов
промышленности США, академической общины,
федеральных, штатных и местных органов
власти для согласования различных дополняющих
друг друга программ в области инновационного
развития.
УТП осуществляет мониторинг
научной и технологической политики
зарубежных стран с целью определения
интересов и позиций промышленности
США на мировом научно-технологическом
рынке, уровня и путей повышения
ее конкурентоспособности.
Налоговые
кредиты и амортизационная политика
Члены Совета по конкурентоспособности
США считают, что целью государственной
политики США в области создания
благоприятного инновационного и предпринимательского
климата должно быть поощрение самостоятельного
финансирования НИОКР частным сектором.
Государственное регулирование
должно поощрять, а не мешать проведению
НИОКР частным сектором США. При
этом необходимо проводить оценку стоимости
мер государственного регулирования
и получаемых от его использования
эффектов. Примером нерациональной политики
может служить использование
Администраций по продовольствию и
лекарственным средствам нормативов,
резко увеличивающих стоимость
клинических испытаний лекарственных
препаратов и медицинского оборудования.
Американские экономисты также отмечают
как нерациональное требование казначейства
к ТНК, выдвигаемое для поощрения
НИОКР за рубежом, рассматривать
часть расходов на НИОКР, проводимых
в стране, как расходы на НИОКР,
проводимые за рубежом.
В связи с этим важную
роль помимо прямых методов — капиталовложений
федерального бюджета в науку
и технику — должны играть и
косвенные.
Отдельного рассмотрения
заслуживает всеобъемлющая система
государственной поддержки малого
бизнеса в США, координируемая федеральным
органом — Администрацией малого
бизнеса. Малый бизнес в США, особенно
инновационный, выступает одним
из важнейших факторов динамизма
и стабильности американской рыночной
модели. В 1994 г. почти 4 млн. частных предприятий
имели число занятых от одного
до четырех человек, а на предприятиях
с персоналом до 20 человек было занято
свыше 25 млн. работников.
Список литературы
- Весенин В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2007. - 512 с.
- Гринев В.ф. Инновационный менеджмент. - К.: МАУП, 2001. - 152 с.
- Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2007.– 238 с.
- Васильев Ю.П.Развитие инновационной деятельности в США, или как удвоить ВВП. Серия: Мировая экономика. Зарубежные страны и Россия. 2005.
- Инновационный процесс в странах развитого капитализма (Формы, методы, механизмы) / Под. ред. И.Е. Рудаковой. М.: МГУ, 1999.
- Современные Соединенные Штаты Америки. - М.: Политиздат. - 1988.
Размещено на Allbest.ru