Законы спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 01:07, доклад

Описание работы

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.
У экономики есть очень действенный инструмент для объяснения изменений в экономическом окружении. Он называется теорией спроса и предложения. Эта теория показывает, как потребительские предпочтения определяют потребительский спрос на товары, в то время как затраты предприятий являются основой предложения товаров.

Файлы: 1 файл

закон спроса.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)


 Введение

         Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.

          У экономики  есть очень действенный инструмент  для объяснения изменений в экономическом окружении. Он называется теорией спроса и предложения. Эта теория показывает, как потребительские предпочтения определяют потребительский спрос на товары, в то время как затраты предприятий являются основой предложения товаров.

          Понятие  предложения и спроса показывает, как они действуют на конкурентных рынках по отношению к отдельным благам (товарам и услугам).           

          Наиболее  эффективно рыночный механизм  действует в условиях свободной,  или совершенной конкуренции,  т.е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

          Для того, чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия:

 Спрос;

 И предложение.

          Спрос  и предложение - взаимозависимые  элементы рыночного механизма,  где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

 

 

        1.Спрос. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.

       Спрос является определяющим параметром рынка, так как в его основе лежат потребности людей. Отсутствие потребностей определяет отсутствие не только спроса, но и предложения, т.е. отсутствие рыночных отношений вообще.

Однако потребности  людей это еще не спрос. Чтобы  потребность превратилась в спрос, необходимо, чтобы производитель  мог ее реально удовлетворить, т.е. произвести определенное количество материальных благ, а у покупателя должно быть достаточное количество денежных средств, чтобы купить данный товар.

Спрос – это те потребности людей в предметах потребления и средствах производства, которые могут быть реально удовлетворены и обеспечены денежными средствами [2,56]. Он выражается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен.

 



 

     

    D

 

 

     0


 

       Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Другими словами, существует обратная связь между ценой и величиной спроса. Эту обратную связь экономисты назвали Законом спроса. В основе этого Закона лежат следующие обстоятельства:

А) здравый смысл и  элементарное наблюдение действительности. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Высокая цена отбивает охоту у потребителей покупать товары, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку;

Б) в любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности, от каждой последующей единицы продукта. Например, вторая съеденная шоколадка приносит меньше удовольствия, чем первая. Отсюда следует, что поскольку потребление подвержено действию принципа  убывающей предельной полезности – то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается;

В) эффект дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении других товаров.

Основным фактором, влияющим на величину спроса, является цена. Однако, кроме цены, есть и так называемые неценовые факторы, изменение которых сдвигает (параллельно) на некоторую величину вправо или влево кривую спроса [3,45]. К важнейшим из этих факторов можно отнести:

  • Потребительские вкусы.

Благоприятное для данного  продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, будет означать, что спрос возрастает. И наоборот, неблагоприятные перемены вызовут уменьшение спроса.

К изменению потребительского спроса могут привести и технологические

изменения  в виде появления нового продукта. Например, появление компакт-

дисков привело к уменьшению спроса на долгоиграющие пластинки.

  • Число покупателей.

Увеличение на рынке числа потребителей обусловливает повышение спроса и наоборот, уменьшение числа покупателей ведет к сокращению спроса.

  • Доход.

В отношении большинства товаров  повышение доходов приводит к  повышению спроса на них. Товары, спрос  на которые изменяется в прямой связи  с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами [1,89].

Но есть ряд товаров, спрос на которые изменяется в противоположном  направлении, то есть с повышением доходов  спрос на такие товары падает. Они  называются товарами низшей категории.

Другими словами, с повышением доходов  населения повышается спрос на более качественные товары, пусть и по несколько более высокой цене, а со снижением доходов возрастает спрос на товары менее качественные, но более дешевые.

  • Цены на сопряженные товары.

Изменение спроса в связи с изменением цен на сопряженные товары зависит от того, какие это товары, взаимозаменяемые или взаимодополняющие. Взаимозаменяемый товар – это товар, потребительская стоимость которого идентична потребительской стоимости другого товара. Например, сливочное масло является заменителем маргарина и наоборот. При повышении цены на один из них (масло), сразу же повышается спрос на товар-заменитель (маргарин).

Взаимодополняющие товары – это товары, это товары, комплект которых составляет единую потребительскую  стоимость. Например, часы и ремешок  к ним; магнитофон и кассета к нему. Увеличение цены и снижение спроса на один из взаимодополняющих товаров одновременно вызывает уменьшение спроса и на другой товар.

  • Ожидания.

Они, как правило, связаны с ориентацией  людей на повышение цен и доходов  в будущем. Так, например, в условиях нестабильного денежного обращения инфляционные ожидания ведут к ажиотажному спросу на товары и услуги. Ожидания снижения доходов могут заставить потребителей ограничивать свои расходы и предъявлять меньший спрос на товары и услуги в данный период.

Кроме этих факторов, состояние  спроса в той или иной стране определяется уровнем экономического, социального, культурного и политического  развития общества, структурой производимого  валового национального продукта, размерами  национального дохода и характером его распределения, уровнем жизни населения, политикой государства в конкретный период времени и другими факторами [3,96].

Обратная связь между ценой продукта и величиной спроса изображёна в виде двухмерного графика, на котором величина спроса отложена по горизонтальной оси, а цена – по вертикальной.

P



 

   5


   4


   3


   2


   1


  10 20 30 40 50 60 70 80         Q

      


 

 

 

Изображаемый процесс  заключается в размещении на графике  пяти вариантов «цена – количество», которые показаны в следующей таблице:

 

Цена товара (усл. ед.)

Величина спроса за неделю

5

10

4

20

3

35

2

55

1

80


 

На графике проведены перпендикуляры от соответствующих точек на двух осях. Каждая точка графика представляет конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель купит по этой цене. Полученная кривая спроса наклоняется вниз и вправо, так как изображаемая ею связь между ценой и величиной спроса обратная. В нисходящем направлении кривой спроса находит отражение закон спроса – люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем при высокой.

До сих пор  рассматривался вопрос о позиции одного потребителя. Но на рынке обычно выступает много потребителей. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса могут быть осуществлен посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. В следующей таблице отражен случай, когда на рынке выступают три покупателя.

 

 

 

 

 

Цена за единицу товара, Р,

усл. ед.

                        Величина индивидуального спроса

 

1-й 

покупатель            Q1

 

2-й покупатель            Q2

 

3-й покупатель            Q3

 

Общая величина спроса в  неделю (рыночный спрос)

Qобщ=Q1+Q2+Q3

5

10

12

8

30

4

20

23

17

60

3

35

39

26

100

2

55

60

39

154

1

80

87

54

221


 

На следующих рисунках показан процесс суммирования в  графическом изображении, причем для  этого используется лишь одна цена – 3 усл.  ед. Чтобы вывести кривую спроса, нужно совместить три кривые индивидуального спроса по горизонтали.

 

а)     б)      в)


    Р1      Р2         Р3


      


 

     3       3           3


 

 


                   35 Q1         39       Q2       26    Q3

 

 

 

г) P


 

     3


Кривая рыночного спроса – сумма кривых индивидуального  спроса

     35 + 39 + 26 = 100  Q

 

 

                                      2. Закон предложения

 

          Легко заметить,  что таблица 4-5  показывает  положительную,  или прямую,  связь между ценой и количеством предлагаемого продукта, С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением  цен  сокращается также и предложение.  Эта специфическая связь называется  законом  предложения.  Он  просто  показывает "что  производители  хотят  изготовить  и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене. Почему? Это в основном также диктуется здравым смыслом.

           Напомним, что цена,  с точки зрения  потребителя,  выступает  как сдерживающий фактор. Препятствие в виде высокой цены означает, что потребитель,  оказывающийся в роли плательщика, будет покупать по этой цене  относительно  небольшое  количество  продукта;  чем ниже ценовой барьер, тем больше потребитель станет покупать. С другой стороны, поставщик  выступает  в  роли получателя денег за продукт.  Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта,  а поэтому  она служит стимулом к тому,  чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке.

          Теперь представим  себе фермера,  ресурсы которого в определенных пределах поддаются переключению с производства одних продуктов на другие. По мере повышения цены (см. табл. 4-5) фермер сочтет выгодным изъять земли из производства пшеницы,  овса и соевых бобов и  переключить их на производство кукурузы.  К тому же более высокие цены на кукурузу предоставят фермеру возможность покрывать издержки,  обусловленные более  интенсивной  обработкой  земли и применением в большем количестве минеральных удобрений и пестицидов.  Все эти затраты приводят к увеличению объема производства кукурузы.

           Рассмотрим также предприятие  в обрабатывающей промышленности.  На каком-то  этапе промышленники обычно сталкиваются с увеличением издержек производства единицы продукции.  А поэтому для покрытия  возросших издержек  необходимо повысить цену на производимый продукт.  Но почему возрастают издержки?  Они возрастают потому,  что определенные  производственные ресурсы, в особенности производственные площади и машинный парк,  невозможно увеличить за короткое время.       Поэтому,  по мере того как  фирма  наращивает количество более мобильных ресурсов - например, рабочей силы, сырья и комплектующих изделий, - стационарные сооружения и оборудование в какой-то момент становятся перегруженными,  в результате чего эффективность производства снижается,  а издержки производства  каждой последующей единицы продукта возрастают.  Для производства этих требующих больших издержек единиц продукта  производители  должны получить более высокую цену[3,94].  Между ценой и величиной предложения существует прямая связь.

Информация о работе Законы спроса