Занятость населения в России и безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение основных причин безработицы, выявление социально-экономических последствий безработицы, исследовать деятельность государства в сфере занятости населения.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1. Провести анализ трудовой занятости населения.
2. Раскрыть сущность безработицы.
3. Исследовать ее особенности в России.
4. Рассмотреть государственную политику в решении вопросов, связанных с безработицей и трудовой занятостью.

Содержание работы

Введение--------------------------------------------------------------------------5
Глава 1. Трудовая занятость ------------------------------------------------7
1.1. Понятие и особенности занятости ---------------------------------7
1.2. Государственная политика в сфере занятости ------------------11
Глава 2. Основные особенности безработицы---------------------------14
2.1. Сущность и виды безработицы-------------------------------------14
2.2. Причины безработицы и ее социально-экономические последствия----18
Глава 3. Безработица в России----------------------------------------------22
3.1. Характерные черты безработицы в России ---------------------22
3.2. Пути решения проблемы безработицы---------------------------27
Заключение ---------------------------------------------------------------------30
ПРОЛОЖЕНИЕ 1--------------------------------------------------------------34
Список использованных источников -------------------------------------32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 3 КУРС.docx

— 54.72 Кб (Скачать файл)

- наличие  больших разрывов в уровнях  безработицы по регионам, отраслям  и сферам народного хозяйства,  обусловленное спецификой транзитивной  экономики России и особенностями рыночных форм.

Что можно  сказать о безработице в настоящее  время? Росстат опубликовал краткие  итоги обследования населения по проблемам занятости, и при сравнении  с результатами предыдущего исследования в сфере занятости обнаруживается несколько не очень приятных тенденций. Так, в ноябре 2006 года из 69,2 млн. занятых  россиян 5,0 млн. человек классифицировались как безработные с применением  критериев Международной организации  труда (МОТ). По сравнению с ноябрем 2005 года численность занятого населения  увеличилась на 0,7%, численность безработных  сократилась на 8,8%. Между тем показатели аналогичного августовского обследования Росстата были заметно лучше. За год, прошедший с августа 2005 года, в  России численность безработных  сократилась на 10,3% вместо ноябрьских 8,8%. Также в августе 2006 года по сравнению  с августом 2005 численность занятого населения увеличилась на 1,1%, что  выше ноябрьских 0,7%, а безработных  с применением критериев МОТ  было меньше – 4,5 млн. человек. Соответственно и уровень безработицы с августа  по ноябрь возрос с 6,1% до 6,7%. Но ситуация еще более ухудшается. Если в конце  октября 2006 года безработными, в соответствие с методологией МОТ, классифицировались 5,0 млн. человек, или 6,6% экономически активного  населения, то в январе 2007 года эти  показатели составляли уже 5,3 млн. человек  и 7,14% соответственно.

Между тем  официальная безработица за период с августа по январь не изменилась. По данным Федеральной службы по труду  и занятости, в конце января 2007 года на учете в органах гос.службы занятости в августе состояли 1,7 млн. безработных, то есть ровно столько  же, сколько и в конце августа 2006 года.

Еще тревожнее  стал возросший уровень первичной  безработицы. В ноябре в общей  численности безработных уже 1,6 млн. человек, или 31,8%, не имели опыта трудовой деятельности. Тремя месяцами ранее  их было 1,3 млн. и 28,3% соответственно. К  тому же в ноябре 2006 года по сравнению  с ноябрем 2005 года среди безработных доля лиц, не имеющих опыта работы, увеличилась на 3,3 процентного пункта, в то время как аналогичный августовский показатель был, наоборот, лучше на 0,9 процентного пункта. Требуемый опыт работы почти всегда обязателен, а обучать молодых берутся разве что в метрополитене, милиции или других, самых непрестижных производствах и специальностях.

Усиливаются и проблемы со служебным или карьерным  ростом. Среди безработных, имеющих  опыт трудовой деятельности, уже 1,1 млн. человек, или 31,9%, составляют лица, уволившиеся  по собственному желанию. В августе  таких было 1,0 млн. и 31,2% соответственно. С 0,9 до 1 млн. возросло количество лиц, которые оставили последнее место работы в связи с сокращением персонала. Если по сравнению с августом 2005 года доля уволившихся по собственному желанию среди безработных, имеющих опыт работы, уменьшилась на 1,1%, то в ноябре она, наоборот, возросла на 2,6%. Правда, доля безработных, оставивших место работы в связи с сокращением персонала, уменьшилась на 2,2 вместо августовских 3,0 процентных пункта. Это неплохо. Однако опять же не секрет, что за этими статьями Трудового кодекса слишком часто скрывается конфликт работника и работодателя.

Неудивительно, что российская безработица носит  застойный характер, который, кстати, усиливается. Среднее время поиска работы безработными в августе 2006 года составляло 8,5 месяца и по сравнению  с августом 2005 года осталось на том  же уровне. Но в ноябре показатель возрос уже до 8,9 месяца. Возрос «стаж» пребывания в состоянии безработицы –  один год и более. В ноябре 2006 года его имели 40,3% безработных (в ноябре 2005 года – 38,5%). Доля застойной безработицы среди сельских жителей существенно выше – составляет 48,0%, хотя и уменьшился за последний год на 0,2%. А вот среди безработных городских жителей доля застойной безработицы в ноябре увеличилась на 2,4% по сравнению с 1,5% в августе и составила 34,6%. То есть основная же масса рабочей силы по-прежнему малоподвижна, причем как на работе, так и в безработном состоянии.

 Тревожной  тенденцией является и уменьшение  среднего возраста безработных,  который всего за три месяца  снизился с 34,5 до 34,1 года, занятого  населения – 39,6 года. Среди безработных  возросла доля молодежи до 25 лет  – с 30,2% до 31,1%. Зато занятой  молодежи стало меньше – уже  не 12,2%, как в августе, а всего  11,2%.

3.2. Пути решения проблемы  безработицы

 

Правительственная программа содействия занятости  должна опираться на государственную  политику занятости. Согласно российскому  закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной  занятости путем обеспечения  профессиональной подготовки, повышения  квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности  государственной службы занятости  и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан  на рынке труда.

Формой  реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные  и местные (городские, районные) программы.

В современных  условиях исходным постулатом стратегии  занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства и ресурсообеспеченностью.

 Наличие  определенного числа граждан,  ищущих работу и официально  признанных безработными, следует  рассматривать как неизбежный  результат особенностей движения  рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально-допустимого  уровня безработицы зависит от  действенности организационно-экономического механизма регулирования рынка труда, а также его основных звеньев – рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места.

Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы  создания рабочих мест, сохранение кадрового потенциала в сочетании  с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

Можно выделить следующие государственные задачи в этой сфере:

- обеспечение  правовых, экономических и организационных  условий для создания и сохранения  рабочих мест, развития кадрового  потенциала в различных отраслях  экономики и регионах Российской  Федерации;

- регулирование  складывающегося национального  рынка труда и повышение конкурентоспособности  отечественной рабочей силы;

- формирование  эффективной структуры занятости  населения;

- повышение  качества создаваемых рабочих  мест;

- развитие  профессиональной и территориальной  мобильности рабочей силы;

- создание  благоприятных условий для повышения  уровня жизни за счет стимулирования  трудовой активности населения,  усиления роли и ответственности  участников социально-трудовых отношений  в сфере занятости населения;

- предотвращение  роста неполной занятости и  массовой безработицы.

 Реализуемая  политика занятости становится  активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организаций собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение и переподготовку.

Заключение

 

Исходя  из вышеизложенного, можно утверждать, что проблема безработицы является одним из ключевых вопросов в рыночной экономике, и, не решив ее, невозможно наладить эффективную экономическую  деятельность.

 Безработица  – явление, присущее всем странам  мира, Россия не является исключением.  В настоящее время уровень  безработицы в нашей стране 7%, но официальные данные, к сожалению,  не отражают истинного положения  в сфере занятости в России. В то же время масштабы безработицы  в стране не следует преувеличивать. Необходимо иметь в виду существование  значительной «теневой» занятости,  не учитываемой официальной статистикой  (люди, занятые мелкорозничной торговлей;  сотрудники незарегистрированных  охранных структур; лица, вовлеченные  в нелегальный бизнес (проституция,  наркотики и т.д.); криминальные  структуры). Также существует немало  видов деятельности (репетиторство,  ремонт жилья и автомобилей,  строительство дач и др.), которая нередко осуществляется без регистрации. Остро ощущается отсутствие информации по вопросам использования рабочей силы в негосударственных (коммерческих) предприятиях и организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда.

 Если  до недавнего времени правительство  России не обращало должного  внимания на проблему безработицы  и занятости населения, то в  настоящее время этот вопрос  стал одним из самых обсуждаемых. Государством разрабатываются различные программы социальных реформ, в которых делается упор на совершенствование рыночных механизмов регулирования занятости:

- программы  по стимулированию роста занятости  и увеличению числа рабочих мест;

- программы,  направленные на подготовку и  переподготовку рабочей силы;

- программы  содействия найму рабочей силы;

- программы  по социальному страхованию безработицы.

 Забота  государства о достижении в  стране наиболее полной и эффективной  занятости является важнейшим  аспектом государственного регулирования  рынка труда, механизм формирования  которого будет постоянно совершенствоваться  применительно к новым условиям  развития экономики, структурной  перестройки производства, эффективной  социальной политики.

Список использованных источников

 

1. «Российская бизнес-газета» – № 10, 20013.

2. «Российская газета» – № 60, с.5, 20013.

3. «Социально- политический журнал» – №1, с. 63, 20012.

4. «Человек и труд» – №1, с. 37-46, 2007.

5. Бестужев-Лада И.В. «Безработица? Не может быть!» – М.: Знание, 2010.

6. Бородянский Э., Кузьмин В. «Реальный путь противодействия безработице»– «Человек и труд» – №9, 2009.

7. Бузгалин А.В. «Переходная экономика» – М.: Таурус, 2009.

8. Булатов А.С. «Экономика» – М.: Экономист, 20010.

9. Ведяпин В.И. «Общая экономическая теория» – М., 2009.

10. Душанин Т.Н. «Экономика переходного периода» – М.: ИМПЭ, 2011.

11. Камаев В.Д. «Основы экономической теории» – М.: Владос, 2006.

12. Лившиц А.Я. «Введение в рыночную экономику» – М., 2005.

13. Макконелл К.Р., Брю С.Л. «Экономикс» – М.: «Туран», 2008. т.1.

14. Никифорова А.А. «Рынок труда: занятость и безработица» – М., 2007.

15. Носова С.С. «Основы экономики» – М.: Владос.

16. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория» – М., 2005.

17. Якушев С.С. «Экономика России» – М.: Прогресс, 2007.

18.  Семеко Г.В. «Экономика  образования»- 2011

19. Остапенко Ю.М. «Экономика  труда»-М.: ИФРА, 2009

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(справочное)

Регионы с самой высокой  безработицей.

 

Регион

% к экономически активному

населению

Москва

1,0

Республика  Ингушетия

41,9

Чеченская Республика

24,2

Санкт-Петербург

1,4

Кабардино-Балкарская

Республика 

7,4

Ленинградская область

3,1

Алтайский край

5,9

Республика  Тыва

24,2

Омская  Область 

9,0

Калмыкия 

15,2

Новосибирская область

7,3

Кировская область 

8,0


 

 


Информация о работе Занятость населения в России и безработица