Зарождение и развитие менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Этапы и концепции развития менеджмента подразумевает под собой единый сложных процесс формирование менеджмента, как составляющего экономических отношений, производства, торговли и жизни вообще.Идеи управления не всегда были такими, какими мы видим сегодня, хотя проблемы природы и принципов справедливого управления волновали мыслителей на протяжении многих веков.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1. Развитие и направления менеджмента…………………………….4
2.Современные тенденции развития менеджмента………………..15
3. Зарождение менеджмента в России и его развитие …………….17
4.Методологические принципы формирования российского
менеджмента………………………………………………………...21
Заключение ……………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………26

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

 

     Венцом  легитимизации  идей Тейлора в России следует  считать 1913г., когда появился первый  в мире тейлористский журнал  «Фабрично – заводское дело»,  где систематизировалась самая  разнообразная информация о создателе «научного менеджмента».

     Дискуссия вокруг  тейлоризма развернулась еще   острее после Октябрьской революции.  Она приобрела государственный  размах и политическую окраску.  До революции мнения о системе  Тейлора разделились на два  лагеря - ее сторонников и противников.

     Отношение Ленина  к Тейлору – беспрецедентный   случай в истории. До 1917г. он  оценивал его систему крайне  негативно. Но вот произошла  революция, большевики взяли власть. Главная их задача – доказать  преимущества социализма над капитализмом. Через четыре года после первой своей статьи в 1918г. Ленин на заседании Совнаркома во всеуслышание заявляет, что построить социализм без высокой культуры и производительности труда невозможно, а эти факторы, в свою очередь, невозможны без внедрения тейлоризма.

     Сторонники  технократической  ориентации, в их числе Поляков,  Сарровский, Железнов, Озеров видели  в этой системе символ научно  технического прогресса: тейлоризм  победит старую систему управления, и бескультурье как в свое  время паровая машина победила ремесленный традиционализм. Система Тейлора – проявление общемировых тенденций производства, и рост безработицы связан именно с ними, а не с тейлоризмом. Сторонники Тейлора указывали, что в его системе нет ничего, что способствовало бы ускоренному изнашиванию организма работника. Одновременно они предостерегали против механического переноса чужих идей: надо искать новые пути, учитывая исторический опыт нации и трудовую этику народа.

     Формирование  отечественной  науки управления и организации труда разворачивалось  в 20-е годы на фоне острой дискуссии  вокруг системы Тейлора и вопросов НОТ. «Тогда главные группировки, - П. М. Керженцев о I Всероссийской конференции по НОТ в 1921 году – складывались под углом зрения принятия или не принятия тейлоризма».

     Если  антитейлористы  умалчивали о достижениях   западной теории рационализации, то тейлористы, которых было много  среди инженеров технических  специалистов, напротив, превозносили  американские и европейские методы  НОТ.

     К «богдановщине», как называли антитейлоровское течение, примыкали тогда известные нотовцы Лавров, Есьманский, Кан, Ерманский. Распространенным течением был и «файолизм», в котором технико – экономические, организационные стороны производства заслонялись личным началом руководителя.

     Длительная  дискуссия  вокруг тейлоризма касалась так  же вопросов производительности  труда. Доказывая необоснованность  попыток планировать заведомо  низкие темпы роста экономики,  А. К. Гастев проявил себя  принципиальным защитником повышения интенсивности труда.

     Многие  в то время  считали возможным  достижение  высокой производительности труда  без его интенсификации, полагая,  что у классового врага следует  перенимать лишь теоретические  достижения, учиться же у буржуазии  дисциплине труда, его рациональной организации не только бесполезно, но и, якобы, вредно. Ленин назвал подобные утверждения предрассудками, облеченными в научную форму. Но тот же Ленин решительно критиковал тектологию Богданова за приверженность субъективному идеализму.

     Отсутствие  однозначного  отношения  к зарубежным теориям,  дискуссии вокруг системы   Тейлора - все это и многое  другое свидетельствует о переходности  данного периода.

     Перед II Всероссийской  конференцией НОТ (1924г.) четко  выявились две теоретические группы – «группа 17-ти» (Керженцев, Бурдянский и др.) и «цитовцы» (Гастев, Гольцман и др.), основные различия заключались в том, что первые в центр внимания ставили вовлечение масс в работу НОТ, а вторые, по мнению их противников, замыкались в узких лабораторных рамках, сводя всю практику НОТ к деятельности  сотрудников научных институтов труда.

     20-е  годы – это,  пожалуй, самый  интересный  и плодотворный период, когда  отечественная наука управления  создала теоретический концепции  и практический методы, сопоставимые с лучшими зарубежными образцами. Ни до, ни после этого она уже не знала столь высокого подъема. Короткий период в 10-15 лет дал нам подлинные образцы социологии эффективного управления, которые в последующие 50 лет  не только не были развиты, но фактически полностью утрачены. Теоретические основы науки управления, понимаемой широко – от управления всем народным хозяйством до руководства отдельным предприятием – развивали такие крупные ученые, как Чаянов, Кондратьев, Струмилин, Гастев, Богданов.

     Таким образом, можно  говорить о том, что  зарождение  науки управления приобрело   в 20-е годы широкий общественно   – политический резонанс.

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          4.Методологические принципы формирования российского

                                                менеджмента.

 

     Важнейшим фактором, влияющим на специфику менеджмента,  является менталитет нации. В  настоящее  время в выдвигаемых  основных концепциях формирования  российского  менеджмента ментальности  придается различное значение. Переход к рынку выдвинул задачу формирования российского менеджмента. Его становление зависит, во-первых, от уровня развития товарного производства. Менеджмент как форма управления имманентно присуща товарному производству. Наличие в Российской Федерации переходной к рынку экономики означает в то же время и процесс формирования менеджмента. Во-вторых, от уровня технического и технологического развития общества. Так, революция в системе управления, произошедшая в 19 - начале 20 века, была вызвана переходом от ремесленного к машинному производству. Изменилась система управления и при переходе к конвейерному производству. Меняется она и с переходом к новейшим автоматизированным и информационным технологиям.

     1.Концепция  копирования  западной теории менеджмента. Она не учитывает особенностей российского менталитета. России “надо брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой...”. Для овладения теорией надо будет лишь перевести западные учебники и монографии на русский язык. Затем, ничего не меняя, использовать данные положения на практике. Вероятность реализации этой концепции весьма высока в силу своей простоты и привычки бездумного копирования западного опыта. Но она несет и большую опасность. Достаточно вспомнить использование неадаптированной к условиям России теории “монетаризма”, концепций “шоковой терапии”, ваучеризации и т.д. Можно спрогнозировать новые потрясения, которые ждут Россию при осуществлении данной концепции.

     2.Концепция  адаптации западной теории менеджмента. Предполагает частичный учет особенностей русской ментальности, т.е. не слепое копирование, а приспособление западной теории к современным российским условиям. При этом возникает важная проблема, какую из западных теорий менеджмента мы будем адаптировать? Системы управления Японии, США, Западной Европы сильно отличаются между собой. Какой из данных вариантов принять за аналог? Но при любом выборе мы рискуем использовать теорию, учитывающую специфические особенности, условия функционирования экономики, уровень социально-экономического развития данных стран, ментальность их жителей. Здесь целесообразно вспомнить слова М.Вебера: “ Капитализм западного типа мог возникнуть только в западной цивилизации”. В России конца 80-х годов опоздание или уход с работы ранее установленного срока, мелкое воровство, низкое качество продукции – стали нормальным явлением и сохранились вплоть до сегодняшнего дня. Исходя из этого в систему национального менеджмента придется вносить поправки на борьбу с опозданиями, “несунами”, вводить новые методы повышения качества. В результате адаптированные теории, слабо учитывающие специфику российской действительности, не смогут дать российской экономике то, что от них ожидают.

     3.Концепция  создания  российской теории менеджмента. Исходит из полного учета особенностей российской ментальности с использованием аспектов мирового опыта управления. При этом невозможно ни слепое копирование западного и восточного опыта, ни полное отрицание достижений западной и восточной школы менеджмента. И первое, и второе одинаково неприменимо. Необходимо отметить, что еще А.Маршалл утверждал, что: “ Экономическая наука это не совокупность конкретной истины, а лишь орудие для открытия конкретной истины”. На наш взгляд это высказывание полностью можно перенести и на науку менеджмент. Поэтому, российский менеджмент должен иметь свое специфическое содержание, формы и методы управления, соответствующие специфике российского менталитета.

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Заключение.

 

        Как наука  менеджмент появилась 100 лет назад,  а в начале ХХ века Ф.Тейлор  сформулировал и опубликовал  принципы управления. Существовали  такие школы менеджмента как: 1) школа научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт, Гантт. Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда; 2) административная (поведенческая) школа - 1920-50 г.г. - А.Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея - существуют “универсальные” принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации; 3) школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мейо, Фоллетт, Маслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками; 4) поведенческая школа (1950-настоящее время), представители - Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегир, Блейк - “эффективность достижения целей организации требует максимального использования человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии; 5) количественная школа (1950-настоящее время) - Винер, Акофф, Берталанфи - оптимальные управленческие решения ищутся с помощью компьютеров на основе использования математических моделей ситуации.

     В науке современного  менеджмента  выделяются следующие  черты: 1) системный подход к управлению; 2) ситуационный принцип управления; 3) определяющая роль организационной  культуры; 4) механизация и автоматизация  управленческих процессов; 5) демократизация управления; 6) интернационализация менеджмента.

     Так сформировалась  современная наука, применение  принципов которой на практике  приносят повышение эффективности  производства. Символический ключ  менеджмента – “цели человек-эффективность”. Золотое правило менеджмента: “эффективный менеджмент, обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует ориентации на человека: во внешней среде - на потребителя, во внутренней - на персонал”. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Список использованной литературы

 

 

      1. Белоусов В.М. «История развития концепций менеджмента»: М.:ЗНАНИЕ, 2005 год.
      2. Картавый М. А., Нехашкин А. Н. Методологические принципы формирования российского менеджмента//Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 3
      3.           Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. /Пер. с англ. –М., дело 1998, -702с.
      4.           Кибанов А.Я., Захаров А.Я. Формирование системы управления персоналом: Учебное пособие. –М., ГАУ, 1993. –71с.
      5.           Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е издание. –М.: Гардарика, 1998
      6.           Уткин Э.А. Курс менеджмента. Учебник для ВУЗов: -М., Зеркало, 1998, -448с.
      7.           Боумен К. Основы стратегического менеджмента. /Пер. с англ. –М., ЮНИТИ, 1997, -175с.
      8. Смолкин А.М. «Менеджмент: основа организации»; Москва; ИНФРА-М, высшее образование, 2006 год.
      9. Диспут о Тейлоре//Юридический вестник. 1999. Кн. IX.



Информация о работе Зарождение и развитие менеджмента