Зарождение менеджмента и управленческие революции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

История менеджмента начинается с «предыстории» (от древних цивилизаций до новой истории) зарождения менеджмента как особого научного знания и вида деятельности.
Этапы менеджмента рождались под воздействиями:
- развития реального общественного и затем промышленного производства;

Содержание работы

Введение……………………………………………………….……..…...3
Зарождение менеджмента…………………………………………....4
Понятие «менеджмент» и его особенности………………………...5
Первая управленческая революция………………………………...13
Вторая управленческая революция………………………………...15
Третья управленческая революция……………………………..….16
Четвёртая управленческая революция………………………….….17
Пятая управленческая революция………………………………….20
Заключение……………………………………………………………...27
Список литературы………………………………………………..……29

Файлы: 1 файл

история менеджмента.docx

— 48.91 Кб (Скачать файл)

Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский  институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Калининграде.

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «История менеджмента»

 

на тему: «Зарождение менеджмента и управленческие революции»

 

 

 

Студентки    курса

Экономического факультета

Группы 59-МР

Исаковой Анны Андреевны 

Преподаватель

 

 

 

Калининград 2012

 

Содержание

     Введение……………………………………………………….……..…...3

  1. Зарождение менеджмента…………………………………………....4
  2. Понятие «менеджмент» и его особенности………………………...5
  3. Первая управленческая революция………………………………...13
  4. Вторая управленческая революция………………………………...15
  5. Третья управленческая революция……………………………..….16
  6. Четвёртая управленческая революция………………………….….17
  7. Пятая управленческая революция………………………………….20

Заключение……………………………………………………………...27

Список литературы………………………………………………..……29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

История менеджмента начинается с «предыстории» (от древних цивилизаций  до новой истории) зарождения менеджмента  как особого научного знания и  вида деятельности.

Этапы менеджмента рождались  под воздействиями:

- развития реального общественного  и затем промышленного производства;

- появления новаторов  и теоретиков-идеологов, обобщавших  опыт и прокладывавших новые  пути;

- развития внутренней (собственной)  логики менеджмента, приводящее  вкупе с двумя вышеназванными  причинами, к смене парадигмы  (системы принципов и подходов  в менеджменте как науке).

Управление зародилось примерно семь тысяч лет назад, но только с  конца XIX века и особенно в ХХ-м, с  развитием социального рыночного  хозяйства, менеджмент выделился в  самостоятельную область знаний, т.е. в науку. Западный менеджмент - это, прежде всего, особая субкультура со своими ценностями, нормами и законами. С другой стороны - это совокупность технических процедур и методов, сумма неких практических действий по планированию, организации, мотивации  и контролю, необходимых для достижения поставленных целей. В этой связи, объем  и содержание понятий управление и менеджмент несколько не совпадают, так как менеджмент можно трактовать как «успешное управление», как  достижение цели с учетом ресурсных  ограничений.

Цель контрольной работы - рассмотреть зарождение менеджмента и управленческие революции.

1. Зарождение менеджмента.

Еще в древности люди полагали, что причиной бедственного положения общества является, как  правило, отсутствие должного управления или нарушение старшинства между  людьми. Вопрос о природе и принципах  справедливого и эффективного управления составлял пред мет размышления  многих мыслителей. Платон, например, рассматривал управление как науку об общем  питании людей. Управление обществом, полагал он, род искусства и  поэтому целесообразно, когда власть принадлежит не законам, как таковым, а политику, владеющему искусством управления на основах разума, способного к правильной интерпретации и  применению этих законов.

При этом Платон различал два вида управления:

1) основанный на силе (вид тиранический)

2) мягкий (вид политический)

Другой великий мыслитель - Аристотель заложил основы учения о домохозяйстве, в рамках которого указывал на необходимость разработки "господской науки", обучающей  рабовладельцев навыкам обращения  с рабами, искусству управления ими.

В целом же эпоха рабовладения характеризовалась преобладанием  методов прямого принуждения  и страха наказания в качестве главного средства побуждения к труду.

 

2. Понятие «менеджмент» и его особенности

Современные руководители ощущают огромную потребность в  новых управленческих знаниях и, прежде всего знаниях менеджмента - теории и практики управления фирмой в условиях рыночной конкуренции.

Патриарх американского  менеджмента Питер Друкер считает, что успехи нации на 80 % определяются не природными ресурсами, не экономическим  базисом или технологиями и даже не талантом народа, а эффективностью управления. Альфред Маршалл, экономист  мирового масштаба, организацию и  управление производством выделил  как самостоятельный фактор производства (наряду с такими факторами, как труд, земля, капитал).

Менеджмент -- это самостоятельный  вид профессиональной деятельности, направленной на достижение намеченных целей путем рационального использования  материальных и трудовых ресурсов.

Термин "менеджмент", по сути, является аналогом термина "управление", его синонимом, однако не в полной мере. Термин "управление" намного  шире, поскольку применяется к  разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к  разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических  системах, управление государством); к  органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).

Термин "менеджмент" применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей  в рыночных условиях, хотя в последнее  время его стали применять  и в от ношении непредпринимательских  организаций .

Понятие "менеджмент" трактуется в мировой литературе по управлению весьма широко. Поэтому  любое его определение будет  не полным. В Оксфордском словаре  английского языка менеджмент определяется как способ обращения с людьми; власть и искусство управления; особого  рода умение и административные навыки; орган управления, административная единица. В одном из словарей иностранных  слов "менеджмент" переводится  на русский язык как: "управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения  эффективности производства и его прибыльности".

Наиболее часто в  характеристике менеджмента используются подходы, которые трактуют его как  науку управления, процесс управления, искусство управления, функцию управления, органы или аппарат управления, людей  управляющих организацией.

При определении сущности и содержания менеджмента подчеркивается, прежде всего, его процессный характер. Менеджмент характеризуется как  интегративный процесс, с помощью  которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации  и управляют ими посредством  постановки целей и разработки способов и методов их достижения. Менеджмент идентифицируется с менеджера ми, а также с органами или аппаратом  управления.

Во многих определениях менеджмента делается акцент на то, что управление -- это самостоятельная  область знаний, наука, имеющая свой предмет, свои специфические проблемы, методы и способы их решения.

Понимание менеджмента  как искусства базируется на том, что хозяйственные организации  представляют сложные системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы внешней  и внутренней среды. Поэтому умение управлять столь сложным механизмом требует более серьезной профессиональной подготовки .

Современный менеджмент не может быть представлен в виде чет ко сформулированных правил, рецептов деятельности. В нем находит отражение  понимание того, что мы живем в  очень сложном и быстро меняющемся мире, в котором подвержены изменениям даже сами закономерности, по которым  этот мир существует и развивается. Поэтому современный менеджмент это скорее система наиболее общих  представлений об организациях, новая "управленческая философия", нежели свод готовых рекомендаций.

Конечной целью менеджмента  является обеспечение прибыльности, доходности предприятия. Важнейшая  задача менеджмента - производство товаров  и услуг с учетом интересов  потребителей и обеспечение стабильного  положения фирмы на рынке. Это  предполагает разработку стратегии  фирмы, поиск ресурсов, способность  к инновациям и умение развивать  работоспособность персонала, его  потенциал и лояльность. Таким  образом, менеджмент - это профессиональная деятельность, предполагающая определенные знания и умение управлять людьми .

Главный элемент, лежащий  в основе менеджмента, профессиональный характер управленческой деятельности. Английский термин "manager" подразумевает  наемных профессиональных управляющих. Менеджер -- наемный управляющий, специалист по менеджменту.

Управленческий труд - это специфический вид человеческой деятельности, обособившийся в ходе разделения и кооперации труда. В  чем же специфика управления как  особого вида деятельности? Сущность управления составляет координирование  деятельности рабочей группы. На многих фирмах организацией и координацией труда занято в 4-5 раз больше людей, чем собственно в производстве. По сравнению с другими видами труда управленческий труд имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и при меняемых средствах. Специфика решаемых задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого тру да, в котором постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также организация и координация совместной деятельности составляют главный смысл и содержание труда людей, относимых к управленческому персоналу

Для менеджера информация, преобразуя которую он принимает  решения, необходимые для изменения  состояния управляемого объекта, представляет собой предмет труда. Поэтому  орудиями труда в менеджменте  являются, прежде всего, средства работы с информацией. Результат деятельности оценивается по достижению поставленных целей.

В целях повышения качества управленческого труда произошло  его разделение. Разделение управления труда ведет к специализации  управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности (функций), разграничении их полномочий, прав и сфер ответственности. Например, функциональное разделение управленческого труда, иерархическое разделение, технологическое, профессиональное, квалификационное и  должностное. Управленческих работников подразделяют на руководителей, специалистов и служащих. Руководитель - лицо, которое  возглавляет определенный коллектив  работников (менеджер). Специалист - лицо, выполняющее определенные функции  управления. Они готовят варианты решений для руководителя (экономисты, бухгалтера, юристы и т. п.). Служащие - лица, обслуживающие деятельность специалистов и руководителей.

В современном понимании  менеджер - это руководитель или  управляющий, занимающий постоянную должность  и наделенный полномочиями в области  принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях. Предполагается, что принимаемые менеджером решения являются обоснованными и вырабатываются на базе использования новейших методов управления.

Термин "менеджер" имеет  довольно широкое распространение  и употребляется применительно:

- к организатору конкретных  видов работ в рамках отдельных  подразделений или программно-целевых  групп;

- к руководителю предприятия  в целом или его подразделений;

- к руководителю по  отношению к подчиненным;

- к администратору любого  уровня управления, организующего  работу в соответствии с современными  методами.

Являясь субъектом осуществления  управленческой деятельности, менеджеры  играют в организации ряд разнообразных  ролей. Среди них можно выделить три группы ролей.

Во-первых, это роли по принятию решений, выражающиеся в том, что менеджер определяет направление  движение организации, решает вопросы  распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т. п. Право принятия управленческих решений  имеет только менеджер. Он должен решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый  им коллектив в определенном направлении.

Во-вторых, это информационные роли, состоящие в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и  внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и нормативных установок  и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации.

В-третьих, менеджер выступает  в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации  на достижение целей, координирующего  их усилия и, на конец, выступающего в  качестве представителя организации 

В зависимости от позиции  менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых  функций данные роли могут быть присущи  им в большей или меньшей мере. Однако каждый менеджер обязательно  принимает решения, работает с информацией  и выступает руководителем по отношению к определенной организации.

Содержание и набор  действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от типа организации, от размеров организации, от сферы ее деятельности, от уровня в управленческой иерархии и еще  от многих факторов. Однако, несмотря на все разнообразие, как на это обратил  внимание еще в 1916 г. А. Файоль, для  всех процессов управления в организации  характерно наличие, в общем-то, однородных видов деятельности. Можно сгруппировать  все виды управленческой деятельности в четыре основных функции управления:

Информация о работе Зарождение менеджмента и управленческие революции