Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский
институт внешнеэкономических связей,
экономики и права» в г. Калининграде.
Контрольная работа
по дисциплине «История менеджмента»
на тему: «Зарождение менеджмента
и управленческие революции»
Студентки курса
Экономического факультета
Группы 59-МР
Исаковой Анны Андреевны
Преподаватель
Калининград 2012
Содержание
Введение……………………………………………………….……..…...3
- Зарождение менеджмента…………………………………………....4
- Понятие «менеджмент» и его особенности………………………...5
- Первая управленческая революция………………………………...13
- Вторая управленческая революция………………………………...15
- Третья управленческая революция……………………………..….16
- Четвёртая управленческая революция………………………….….17
- Пятая управленческая революция………………………………….20
Заключение……………………………………………………………...27
Список литературы………………………………………………..……29
Введение
История менеджмента начинается
с «предыстории» (от древних цивилизаций
до новой истории) зарождения менеджмента
как особого научного знания и
вида деятельности.
Этапы менеджмента рождались
под воздействиями:
- развития реального общественного
и затем промышленного производства;
- появления новаторов
и теоретиков-идеологов, обобщавших
опыт и прокладывавших новые
пути;
- развития внутренней (собственной)
логики менеджмента, приводящее
вкупе с двумя вышеназванными
причинами, к смене парадигмы
(системы принципов и подходов
в менеджменте как науке).
Управление зародилось примерно
семь тысяч лет назад, но только с
конца XIX века и особенно в ХХ-м, с
развитием социального рыночного
хозяйства, менеджмент выделился в
самостоятельную область знаний,
т.е. в науку. Западный менеджмент - это,
прежде всего, особая субкультура со
своими ценностями, нормами и законами.
С другой стороны - это совокупность
технических процедур и методов,
сумма неких практических действий
по планированию, организации, мотивации
и контролю, необходимых для достижения
поставленных целей. В этой связи, объем
и содержание понятий управление
и менеджмент несколько не совпадают,
так как менеджмент можно трактовать
как «успешное управление», как
достижение цели с учетом ресурсных
ограничений.
Цель контрольной работы
- рассмотреть зарождение менеджмента
и управленческие революции.
1. Зарождение менеджмента.
Еще в древности люди
полагали, что причиной бедственного
положения общества является, как
правило, отсутствие должного управления
или нарушение старшинства между
людьми. Вопрос о природе и принципах
справедливого и эффективного управления
составлял пред мет размышления
многих мыслителей. Платон, например, рассматривал
управление как науку об общем
питании людей. Управление обществом,
полагал он, род искусства и
поэтому целесообразно, когда власть
принадлежит не законам, как таковым,
а политику, владеющему искусством
управления на основах разума, способного
к правильной интерпретации и
применению этих законов.
При этом Платон различал
два вида управления:
1) основанный на силе
(вид тиранический)
2) мягкий (вид политический)
Другой великий мыслитель
- Аристотель заложил основы учения
о домохозяйстве, в рамках которого
указывал на необходимость разработки
"господской науки", обучающей
рабовладельцев навыкам обращения
с рабами, искусству управления ими.
В целом же эпоха рабовладения
характеризовалась преобладанием
методов прямого принуждения
и страха наказания в качестве
главного средства побуждения к труду.
2. Понятие «менеджмент» и его особенности
Современные руководители
ощущают огромную потребность в
новых управленческих знаниях и,
прежде всего знаниях менеджмента
- теории и практики управления фирмой
в условиях рыночной конкуренции.
Патриарх американского
менеджмента Питер Друкер считает,
что успехи нации на 80 % определяются
не природными ресурсами, не экономическим
базисом или технологиями и даже
не талантом народа, а эффективностью
управления. Альфред Маршалл, экономист
мирового масштаба, организацию и
управление производством выделил
как самостоятельный фактор производства
(наряду с такими факторами, как труд,
земля, капитал).
Менеджмент -- это самостоятельный
вид профессиональной деятельности,
направленной на достижение намеченных
целей путем рационального использования
материальных и трудовых ресурсов.
Термин "менеджмент",
по сути, является аналогом термина "управление",
его синонимом, однако не в полной
мере. Термин "управление" намного
шире, поскольку применяется к
разным видам человеческой деятельности
(например, управление автомобилем); к
разным сферам деятельности (управление
в неживой природе, в биологических
системах, управление государством); к
органам управления (подразделениям
в государственных и общественных
организациях, а также на предприятиях
и в объединениях).
Термин "менеджмент"
применяется лишь к управлению социально-экономическими
процессами на уровне фирмы, действующей
в рыночных условиях, хотя в последнее
время его стали применять
и в от ношении непредпринимательских
организаций .
Понятие "менеджмент"
трактуется в мировой литературе
по управлению весьма широко. Поэтому
любое его определение будет
не полным. В Оксфордском словаре
английского языка менеджмент определяется
как способ обращения с людьми;
власть и искусство управления; особого
рода умение и административные навыки;
орган управления, административная
единица. В одном из словарей иностранных
слов "менеджмент" переводится
на русский язык как: "управление
производством, совокупность принципов,
методов, средств и форм управления
производством с целью повышения
эффективности производства и его прибыльности".
Наиболее часто в
характеристике менеджмента используются
подходы, которые трактуют его как
науку управления, процесс управления,
искусство управления, функцию управления,
органы или аппарат управления, людей
управляющих организацией.
При определении сущности
и содержания менеджмента подчеркивается,
прежде всего, его процессный характер.
Менеджмент характеризуется как
интегративный процесс, с помощью
которого профессионально подготовленные
специалисты формируют организации
и управляют ими посредством
постановки целей и разработки способов
и методов их достижения. Менеджмент
идентифицируется с менеджера ми,
а также с органами или аппаратом
управления.
Во многих определениях
менеджмента делается акцент на то,
что управление -- это самостоятельная
область знаний, наука, имеющая свой
предмет, свои специфические проблемы,
методы и способы их решения.
Понимание менеджмента
как искусства базируется на том,
что хозяйственные организации
представляют сложные системы, на функционирование
которых воздействуют многочисленные
и разнообразные факторы внешней
и внутренней среды. Поэтому умение
управлять столь сложным механизмом
требует более серьезной профессиональной
подготовки .
Современный менеджмент не
может быть представлен в виде
чет ко сформулированных правил, рецептов
деятельности. В нем находит отражение
понимание того, что мы живем в
очень сложном и быстро меняющемся
мире, в котором подвержены изменениям
даже сами закономерности, по которым
этот мир существует и развивается.
Поэтому современный менеджмент
это скорее система наиболее общих
представлений об организациях, новая
"управленческая философия", нежели
свод готовых рекомендаций.
Конечной целью менеджмента
является обеспечение прибыльности,
доходности предприятия. Важнейшая
задача менеджмента - производство товаров
и услуг с учетом интересов
потребителей и обеспечение стабильного
положения фирмы на рынке. Это
предполагает разработку стратегии
фирмы, поиск ресурсов, способность
к инновациям и умение развивать
работоспособность персонала, его
потенциал и лояльность. Таким
образом, менеджмент - это профессиональная
деятельность, предполагающая определенные
знания и умение управлять людьми
.
Главный элемент, лежащий
в основе менеджмента, профессиональный
характер управленческой деятельности.
Английский термин "manager" подразумевает
наемных профессиональных управляющих.
Менеджер -- наемный управляющий, специалист
по менеджменту.
Управленческий труд -
это специфический вид человеческой
деятельности, обособившийся в ходе
разделения и кооперации труда. В
чем же специфика управления как
особого вида деятельности? Сущность
управления составляет координирование
деятельности рабочей группы. На многих
фирмах организацией и координацией
труда занято в 4-5 раз больше людей,
чем собственно в производстве. По сравнению
с другими видами труда управленческий
труд имеет ряд особенностей, выражающихся
в характере самого труда, его предмете,
результатах и при меняемых средствах.
Специфика решаемых задач предопределяет
преимущественно умственный, творческий
характер управленческого тру да, в котором
постановка целей, разработка способов
и приемов их достижения, а также организация
и координация совместной деятельности
составляют главный смысл и содержание
труда людей, относимых к управленческому
персоналу
Для менеджера информация,
преобразуя которую он принимает
решения, необходимые для изменения
состояния управляемого объекта, представляет
собой предмет труда. Поэтому
орудиями труда в менеджменте
являются, прежде всего, средства работы
с информацией. Результат деятельности
оценивается по достижению поставленных
целей.
В целях повышения качества
управленческого труда произошло
его разделение. Разделение управления
труда ведет к специализации
управленческих работников на выполнении
определенных видов деятельности (функций),
разграничении их полномочий, прав
и сфер ответственности. Например, функциональное
разделение управленческого труда,
иерархическое разделение, технологическое,
профессиональное, квалификационное и
должностное. Управленческих работников
подразделяют на руководителей, специалистов
и служащих. Руководитель - лицо, которое
возглавляет определенный коллектив
работников (менеджер). Специалист - лицо,
выполняющее определенные функции
управления. Они готовят варианты
решений для руководителя (экономисты,
бухгалтера, юристы и т. п.). Служащие
- лица, обслуживающие деятельность
специалистов и руководителей.
В современном понимании
менеджер - это руководитель или
управляющий, занимающий постоянную должность
и наделенный полномочиями в области
принятия решений по конкретным видам
деятельности фирмы, функционирующей
в рыночных условиях. Предполагается,
что принимаемые менеджером решения являются
обоснованными и вырабатываются на базе
использования новейших методов управления.
Термин "менеджер" имеет
довольно широкое распространение
и употребляется применительно:
- к организатору конкретных
видов работ в рамках отдельных
подразделений или программно-целевых
групп;
- к руководителю предприятия
в целом или его подразделений;
- к руководителю по
отношению к подчиненным;
- к администратору любого
уровня управления, организующего
работу в соответствии с современными
методами.
Являясь субъектом осуществления
управленческой деятельности, менеджеры
играют в организации ряд разнообразных
ролей. Среди них можно выделить
три группы ролей.
Во-первых, это роли по
принятию решений, выражающиеся в том,
что менеджер определяет направление
движение организации, решает вопросы
распределения ресурсов, осуществляет
текущие корректировки и т. п.
Право принятия управленческих решений
имеет только менеджер. Он должен решиться
на то, чтобы рискнуть повести руководимый
им коллектив в определенном направлении.
Во-вторых, это информационные
роли, состоящие в том, что менеджер
собирает информацию о внутренней и
внешней среде, распространяет информацию
в виде фактов и нормативных установок
и, наконец, разъясняет политику и основные
цели организации.
В-третьих, менеджер выступает
в качестве руководителя, формирующего
отношения внутри и вне организации,
мотивирующего членов организации
на достижение целей, координирующего
их усилия и, на конец, выступающего в
качестве представителя организации
В зависимости от позиции
менеджеров в организации, решаемых
ими задач, характера реализуемых
функций данные роли могут быть присущи
им в большей или меньшей мере.
Однако каждый менеджер обязательно
принимает решения, работает с информацией
и выступает руководителем по
отношению к определенной организации.
Содержание и набор
действий и функций, осуществляемых
в процессе управления, зависят от
типа организации, от размеров организации,
от сферы ее деятельности, от уровня
в управленческой иерархии и еще
от многих факторов. Однако, несмотря на
все разнообразие, как на это обратил
внимание еще в 1916 г. А. Файоль, для
всех процессов управления в организации
характерно наличие, в общем-то, однородных
видов деятельности. Можно сгруппировать
все виды управленческой деятельности
в четыре основных функции управления: