Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 15:23, курсовая работа
Основная цель работы состоит в раскрытии содержания предпринимательского риска.
Задачи курсовой работы:
Раскрыть сущность предпринимательского риска и провести его классификацию.
Рассмотреть факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска на примере конкретного предприятия.
Указать пути снижения предпринимательского риска.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ И ИХ ВИДЫ…………………6
Сущность и функции предпринимательского риска………………………...6
Классификация предпринимательских рисков………………......................12
Анализ предпринимательских рисков……………………………………….18
Показатели риска и методы его оценки………………………..………...…..21
ГЛАВА 2. ЗАЩИТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ……………...…..30
2.1. Диверсификация………………………………………………………..……..30
2.2. Распределение риска между участниками проекта………………………...33
2.3. Страхование……………………………………………………….......………34
2.4 Хеджирование………………………………………………………….......…36
2.5 Резервирование средств……………………………………………………...39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Распределение риска происходит
при разработке финансового плана
проекта и контрактных
2.3. Страхование
Страхование риска есть по существу передача определенных рисков страховой компании.
Виды страхования
Первая (денежная) стадия кругооборота
средств связана с
Страховая защита предпринимателя на второй (производственной) стадии кругооборота средств осуществляется путём проведения страхования на случай перерывов в хозяйственной деятельности в связи с пожарами, авариями и другими неблагоприятными событиями, которое обеспечивает защиту от косвенных потерь, связанных с прекращением выпуска продукции, дополнительными затратами по возобновлению производства и др.
На третьей (товарной) стадии кругооборота денежных средств, где происходит реализация готовой продукции и её оплата, осуществляется страхование риска неплатежа по политическим и коммерческим причинам.
Объектами страхования
Могут быть применены два основных способа страхования: имущественное страхование и страхование от несчастных случаев. Имущественное страхование может иметь следующие формы:
2.4. Хеджирование
Для осуществления разных методов страхования валютного и процентного рисков в банковской, биржевой и коммерческой практике используется хеджирование (от англ. hedge - ограждать). Хеджирование - это процесс страхования риска от возможных потерь путем переноса риска изменения цены с одного лица на другое. Сделки, предметом которых является поставка актива, в будущем называются срочными. Сделки, имеющие своей целью немедленную поставку актива, называются слоговыми (кассовыми).
Первое лицо называют хеджером,
второе - спекулянтом. На срочном рынке
присутствует и третий участник - арбитражер.
Арбитражер - это лицо, извлекающее
прибыль за счет одновременной купли-продажи
одного и того же актива на разных рынках,
если на них наблюдаются разные цены.
Контракт, который служит для страховки
от рисков изменения курсов (цен), называется
"хедж". Хеджирование способно оградить
хеджера от потерь, но в то же время
лишает его возможности
Как правило, в результате хеджирования возникает базисный риск, представляющий собой риск различий в изменениях цен хеджируемого и хеджирующего инструмента. Например, при хеджировании вложений в акции отдельного эмитента фьючерсами на фондовый индекс существует риск того, что цена на акции и значения индекса изменятся не пропорционально.
Помимо базисного риска, который с определённых позиций представляет собой некий остаток изначально устраняемого риска, хеджирование часто подразумевает принятие кредитных рисков и рисков ликвидности.
Кредитные риски принимаются при хеджировании внебиржевыми инструментами, когда контрагенты по сделке фактически принимают обязательства пор покрытию возможных убытков организации.
Риск ликвидности возникает в ситуациях, когда поддержание хеджирующих позиций требует внесения обеспечения, объем которого зависит от цены базового инструмента. Это риск сопровождает хеджирование с использованием фьючерсных контрактов и сделок, подразумевающих выплату маржи контрагенту.
Хеджирование осуществляется с помощью заключения срочных контрактов: форвардных, фьючерсных и опционных.
Форвардный контракт - это соглашение между двумя сторонами о будущей поставке предмета контракта, которое заключается вне биржи и обязательно для исполнения.
Фьючерсный контракт - это соглашение между двумя сторонами о будущей поставке предмета контракта, которое заключается на бирже, а его исполнение гарантируется расчетной палатой биржи. К хеджированию продажей фьючерсного контракта инвестор прибегает, если в будущем планирует продать некоторый актив, которым он владеет в настоящее время или собирается его вскоре получить и хеджирование защищает от возможного падения цены актива. Если инвестор собирается в будущем приобрести какой-либо актив, он использует хеджирование покупкой фьючерсного контракта и хеджирование защищает от роста цены актива.
Опционный контракт - это
соглашение между двумя сторонами
о будущей поставке предмета контракта,
которое заключается как на бирже,
так и вне биржи и
Предметом соглашения могут выступать различные активы - валюта, товары, акции, облигации, индексы и другое.
2.5. Резервирование средств
Создание резерва средств на покрытие непредвиденных расходов предусматривает установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и расходами, необходимыми для преодоления сбоев в выполнении проекта. При резервировании средств на покрытие непредвиденных расходов учитывается точность первоначальной оценки стоимости проекта и его элементов. Оценка непредвиденных расходов позволяет свести к минимуму перерасход средств.
Структура резерва на покрытие непредвиденных расходов определяется двумя методами:
1. Резерв делится на общий и специальный.
2. Определение непредвиденных расходов по видам затрат (заработная плата, материалы и др.).
Общий резерв покрывает изменения в смете и др. Специальный резерв включает надбавки на покрытие роста цен, увеличение расходов по позициям, оплату исков по контрактам. Это особенно важно в условиях инфляции.
Дифференциация резерва по видам затрат позволяет определить степень риска, связанного с каждым видом затрат, которые можно в дальнейшем распространить на отдельные этапы проекта.
Для дальнейшего уточнения размеров непредвиденных расходов устанавливается взаимосвязь с элементами структуры разделения работ на разных уровнях этого деления, в том числе, на уровне комплексов (пакетов) работ. Такое детальное разделение работ помогает приобрести опыт и создать базу данных корректировки непредвиденных расходов. Резерв на непредвиденные расходы определяется только по тем видам затрат, которые вошли в первоначальную смету и не должен использоваться для компенсации затрат, являющихся следствием неудовлетворительной работы.
План финансирования проекта должен учитывать:
Инвесторы должны быть уверены,
что возможные доходы от проекта
будут достаточны для покрытия затрат,
выплаты задолженности
Резервные денежные фонды создаются, прежде всего, на случай покрытия непредвиденных расходов, кредиторской задолженности, расходов по ликвидации хозяйствующего субъекта.
Создание их является обязательным
для акционерных обществ. Акционерные
общества и предприятия с участием
иностранного капитала обязаны в
законодательном порядке
Для уменьшения последствий
проявления риска применяется
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, предпринимательский риск – это вероятность потери предпринимателем прибыли, дохода или имущества в результате предпринимательской деятельности.
Любое предприятие
несет риски, связанные с его
производственной, коммерческой и другой
деятельностью, а руководство предприятия
отвечает за последствия принимаемых
управленческих решений. Фактор риска
в предпринимательской
Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти.
В зависимости от основной причины возникновения рисков можно выделить разные виды предпринимательских рисков:
производственный риск – потери предпринимателя, обусловленные сокращением объемов производства продукции, ухудшением ее качества, ростом материальных и трудовых затрат;
коммерческий риск – потери, возникающие в процессе реализации товаров и услуг;
финансовый риск – потери, связанные с изменениями условий кредита, колебаниями валютных курсов и стоимости ценных бумаг, с неплатежеспособностью должников, непредвиденными затратами (из-за инфляции), ростом налогов, ростом цен на поставляемые материалы;
природно-естественные риски, экологические – финансовые потери, вызванные стихийными бедствиями, экологическими катастрофами, вероятность нанесения вреда окружающей среде;
политические риски связаны с возможными изменениями курса правительства, сменой приоритетов в его деятельности.
Избежать риска в предпринимательской деятельности практически невозможно, но можно уменьшить степень риска. Управление риском состоит в прогнозировании неблагоприятных событий и принятии мер, до некоторой степени предупреждающих негативные последствия этих событий.
Процесс
управления риском: установления риска
– выявление источников опасности,
оценка риска – оценка вероятности
возникновения опасности, прогнозирование
вероятных потерь, уменьшения степени
риска – реализация комплекса
специальных мер в целях
Способы уменьшения степени риска могут быть следующие.
Глубокая предпроектная проработка планируемых мероприятий с использованием специалистов. Провести анализ ССВО (сильных и слабых сторон, возможностей и опасностей).
Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов предполагает установление соотношения между потенциальными рисками и размерами расходов, необходимых для преодоления последствий этих рисков.