Жизненный цикл организиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:57, реферат

Описание работы

Организация – объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. У организаций есть свой облик, культура, жизненный цикл, традиции и репутация. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности.
Данный реферат содержит четыре основных разделов, в первом из которых раскрывается понятие жизненного цикла организации, во втором подробно рассматриваются этапы цикла. Третий раздел повествует о том, как правильно провести анализ ситуации на стадии создания той или иной организации.

Содержание работы

Введение
1. Понятия жизненного цикла организации
2. Этапы жизненного цикла организации
3. Типы управления организацией определяющиеся этапом жизненного цикла
4. Стадии жизненного цикла (детальный анализ)
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по ТМ мой.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО «Тверской  институт экологии и права»

Факультет экономики  и менеджмента

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: «Теория  менеджмента»

На тему: «Жизненный цикл организации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Выполнила:

                                                                                                студентка 2 курса

заочного отделения

    

                                                                                                                                                                                        

 

 

 

Тверь

2012

СОДЕРЖАНИЕ 
Введение 

1. Понятия жизненного цикла организации

2. Этапы жизненного цикла организации 
3. Типы управления организацией определяющиеся этапом жизненного цикла 
4. Стадии жизненного цикла (детальный анализ) 
Заключение 
Список использованной литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 
Организация – объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. У организаций есть свой облик, культура, жизненный цикл, традиции и репутация. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности. 
 
Данный реферат содержит четыре основных разделов, в первом из которых раскрывается понятие жизненного цикла организации, во втором подробно рассматриваются этапы цикла. Третий раздел повествует о том, как правильно провести анализ ситуации на стадии создания той или иной организации. Анализируются основные направления и этапы, определяются соответствующие им цели и методы, а также значения достигаемых результатов. В четвертом, заключительном разделе, детально анализируются стадии цикла: рождение организации, её детство, отрочество, ранняя зрелость, расцвет сил, полная зрелость, старение и обновление.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ 
Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают своё существование. Немногие их них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться – процветают, негибкие – исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организации как предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными. 
 
Жизненный цикл организации непосредственно и теснейшим образом связан с жизненным циклом продукции - временным интервалом, включающим в себя несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения объема производства во времени. Следует различать:

  • Полный жизненный цикл продукции
  • Жизненный цикл продукции в сфере производства
  • Жизненный цикл продукции в сфере потребления

Полный жизненный цикл продукции включает: 

    • Время создания
    • Продолжительность выпуска
    • Время эксплуатации изделий потребителями

 
Понятие времени эксплуатации изделий  потребителями используется для:

      • Планирования маркетинга
      • Планирования снабженческо-сбытовой деятельности
      • Организации послепродажного обслуживания изделий
      • Выбора адекватных форм управления
      • Создания необходимых структурных звеньев

Концепции жизненного цикла  уделяется большое внимание в  литературе по изучению рынков. Жизненный  цикл используется для объяснения того, как продукт проходит через этапы  рождения или формирования, роста, зрелости и упадка. 
 
2. ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ 
Организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла.  
 
Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки предусматривает следующие этапы:

  1. Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели являются нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.

 

  1. Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации в рамках организации и ее структура остаются, в сущности, неформальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие механических контактов и демонстрируют высокие обязательства. 
  2. Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает для нее серьезной опасности. 
  3. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован. 
  4. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на ее продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно наиболее ценных специальностей. Число конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки сдержать тенденцию к упадку. Механизм выработки и принятия решений централизован.

Этап предпринимательства:

  • Нечеткие цели;
  • Высокие творческие возможности

Этап коллективности:

  • Неформальное общение и структура;
  • Высокие обязательства

Этап формализации и управления:

  • Формализация правил;
  • Стабильная структура;
  • Упор на эффективность

Этап выработки  структуры:

  • Усложнение структуры;
  • Децентрализация;
  • Диверсифицированные рынки

Этап упадка:

  • Высокая текучесть кадров;
  • Возрастающие конфликты

Другой вариант деления  жизненного цикла предприятия на соответствующие временные отрезки предусматривает следующие стадии:

    • Создание;
    • Реформирование;
    • Реорганизация;
    • Реструктуризация;
    • Санация;
    • Банкротство;
    • Ликвидация.

Создание – становление предприятия, его регистрация. Выделяют следующие основные этапы создания предприятия:

      • Разработка стратегии деятельности;
      • Поиск и выбор партнеров;
      • Разработка технико-экономического обоснования;
      • Подготовка учредительных документов (учредительного договора и устава);
      • Регистрация. 

Реформирование – это совершенствование экономических отношений внутри предприятия без изменения организационной структуры.  
 
Предприятие, закрепившееся в своей рыночной нише, в процессе развития постоянно реорганизуется: создаются новые производственные и функциональные подразделения, происходит слияние или ликвидация снизивших свою эффективность цехов. 
 
Реорганизация как изменение организационной структуры управления может происходить в рамках действующего субъекта хозяйствования или с ликвидацией старого и последующей регистрацией нового предприятия. Особой формой реорганизации является реструктуризация с выделением самостоятельных субъектов хозяйствования, таких как дочерние предприятия, филиалы, центры финансовой ответственности. 
 
Существуют несколько точек зрения на реструктуризацию. Наиболее распространенной в рыночной экономике является следующая: 
 
Реструктуризация – это выделение структурных подразделений предприятия с самостоятельным балансом и расчетным счетом, но без образования юридического лица. Цель подобной управленческой процедуры – повышение эффективности производства путем перевода подразделения на коммерческий расчет с наделением имуществом и учетом прибыли и убытков. 
 
Санация – это финансовое оздоровление предприятия, необходимость которого возникает при угрозе экономической несостоятельности. Санация проводится по инициативе собственника или кредиторов. 
Если санация не принесла ожидаемых результатов, проводится процедура банкротства. 
 
Банкротство – это удостоверенная судом полная неспособность субъекта хозяйствования оплатить свои финансовые обязательства. Банкротство рассматривается как экономическая и юридическая процедура ликвидации должника, продажи его имущества и расчета с кредиторами. Последовательность погашения долгов устанавливается национальным законодательством. Полнота удовлетворения финансовых обязательств зависит от суммы средств, вырученных при продаже имущества банкрота. В большинстве случаев денежных средств оказывается недостаточно для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом по налогам, перед банками по кредитам, перед персоналом по заработной плате, перед поставщиками за товары, перед акционерами по дивидендам. Поэтому в рыночной экономике необходимо предвидеть подобные финансовые затруднения и принимать предупредительные меры. 
 
Выделяют случаи ложного и злостного банкротства. Ложное банкротство – это предоставление заведомо ложных документов об объявлении субъекта хозяйствования неплатежеспособным (банкротом).  
Злостное банкротство – это умышленное утаивание своей несостоятельности. Ложное и злостное банкротство – разновидности мошенничества, которое должно распознаваться с помощью внутренних и внешних аудиторов, а также правоохранительными органами государства. 
 
Ликвидация предприятия означает прекращение его деятельности и исключения из реестра государственной регистрации. Ликвидация происходит по причине банкротства или экономической несостоятельности по решению собственника имущества либо суда. 
 
3. ТИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕСЯ ЭТАПОМ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА. 
Переходя к созданию условий для экономического роста, к обеспечению высокого качества товаров и услуг, организация должна выбрать тип управления, отвечающий особенностям и задачам этого этапа.  

 
Характеристики

 
Тип управления

 
Оперативный

 
Стратегический

 
Основное назначение

 
Максимизация прибыли

 
Максимизация прибыли с учетом интересов социума

 
Основной способ достижения цели

 
Оптимизация использования внутренних ресурсов

 
Установление динамического баланса  с неопределенным и нестабильным окружением

 
Важность фактора времени

 
Не самый важный фактор в конкуренции

 
Важнейший фактор в конкуренции

 
Краткосрочная оценка эффективности

 
Прибыльность

 
Точность предвидения изменений  во внутренней среде и время адаптации  к изменениям к внешней среде, качество товаров и услуг

 
Отношение к персоналу

 
Работники – один из ресурсов организации

 
Работники – важнейший ресурс организации


 
 
Стратегическое планирование в первую очередь имеет дело с долгосрочным планированием стратегий для определенных комбинаций продукции и рынка (коммерческая сфера), а также связано с планами, которые занимаются созданием и сохранением составляющих успеха и определяют долгосрочное планирование производственной программы. Следовательно, предметом стратегического планирования является также анализ имеющихся потенциалов успехов предприятия (преимущества и недостатки). На основе этого происходит составление прогнозов относительно привлекательности определенных частных рынков. На этом уровне планирования следует учесть также эффекты синергии и замены, которые проявляются через задачу или содействие определенным комбинациям продукции и рынка. 
 
Оперативное планирование. Задача оперативного планирования состоит в том, чтобы исходя из результатов стратегического планирования (как правило, долгосрочных) составлять планы для кратко- и среднесрочных производственных программ и разрабатывать на их основе перечни мероприятий для воплощения планов в отдельных функциональных областях. При этом учитывается проблема согласованности частных планов различных функциональных областей. 
 
Главные критерии при выборе типа управления:

  • Поддержание стабильного баланса между постоянством и новшествами
  • Осуществление эффективной деятельности в настоящем с одновременным планированием будущего 

Зрелость организации  проявляется в том, что упор делается на эффективность инноваций и стабильность, увеличивается выпуск продукции и расширяется рынок оказания услуг, руководители выявляют новые возможности организационного развития. Все это нацеливается на обеспечение стратегической дееспособности организации, сохранение и упрочение устойчивого положения на рынке.  
 
На стадии зрелости особенно важно:

  • периодически и своевременно корректировать структуру управления организации; 
  • упразднять органы, выполнившие свою задачу; 
  • своевременно вводить в структуру новые подразделения; 
  • идти на создание временных целевых структурных единиц для решения определенных проблем; 
  • выделять специалистов для проведения анализа состояния дел и разработки перспектив развития

Концепция жизненного цикла  указывает на наиболее характерные симптомы развала организации, проявляющиеся на стадии упадка. К ним, в частности, относятся:

    • Снижение спроса, ужесточающее конкуренцию и усложняющее ее формы;
    • Увеличение конкурентной силы поставщиков;
    • Повышение роли цены и качества в конкурентной борьбе;
    • Возрастание сложности управления приростом производственных мощностей;
    • Усложнение процесса создания товарных инноваций;

 
4. СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА (ДЕТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ) 
Организация как субъект хозяйствования в процессе функционирования проходит следующие стадии своего существования:

  • рождение;
  • детство;
  • отрочество;
  • ранняя зрелость;
  • расцвет сил;
  • поздняя зрелость;
  • старение;
  • обновление.

Разберем стадии жизненного цикла организации более детально. 
Рождение 
Рождение – это стадия образования организации, ее становление. О возникновении субъекта хозяйствования свидетельствует факт его регистрации в соответствующих органах исполнительной власти. Существуют два способа регистрации – разрешительный и уведомительный. В национальном законодательстве указывается тот или иной подход, а также требования к учредительным и регистрационным документам. 
 
Из опыта рыночной экономики известно, что из числа зарегистрированных предприятий в первый год своего существования выдерживают конкуренцию около 40 %, остальные становятся банкротами. По этой причине государство поддерживает малые и совместные предприятия в соответствии с существующими национальными приоритетами и финансовыми возможностями. Основные льготы – уменьшение ставки налогообложения и налоговые каникулы. 

Информация о работе Жизненный цикл организиции