Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 11:59, курсовая работа
Кредитная деятельность - эта та деятельность, ради которой банк и создается как кредитная организация. И хотя с течением времени банки, безусловно, расширяют комплекс оказываемых услуг, именно доходы от кредитных операций остаются для них основным источником получения прибыли. Любое кредитование связано с определенным риском, тем более в условиях развивающейся рыночной экономики.
оценка регулятивного и
проведение хеджирующих
постоянный внутренний контроль за
соблюдением подразделениями
Управление принимаемым Банком кредитным
риском предусматривает:
использование системного подхода
к управлению рисками как кредитного
портфеля Банка в целом, так и
отдельных операций с конкретными
заемщиками/контрагентами (группой
связанных заемщиков/
применение в Банке
взвешенное сочетание
Основным инструментом ограничения
и контроля за принимаемым Банком
кредитным риском является система
кредитных лимитов. Устанавливаются
следующие виды лимитов кредитного
риска:
лимиты на контрагентов;
лимиты, ограничивающие кредитный
риск по страновому/отраслевому/
Наряду с внутренними лимитами
кредитного риска, Банк соблюдает обязательные
нормативы, установленные в соответствии
с требованиями АФН в отношении
величины риска на заемщика/группу
связанных заемщиков, объема крупных кредитов.
Важнейшим инструментом минимизации
принимаемого Банком кредитного риска
является формирование обеспечения
по операциям кредитного характера.
Политика Банка в данной области
строится на принципе формирования
надежного и ликвидного портфеля обеспечения,
достаточного для покрытия принимаемых
Банком кредитных рисков. В то же время
это не снимает требования о проведении
комплексного анализа финансово-хозяйственной
деятельности заемщика и не компенсирует
недостаточность платеже- и кредитоспособности
контрагента, а также отсутствие информации
о его деятельности.
Рыночный риск
Рыночный риск – риск возникновения
у Банка убытков вследствие неблагоприятного
изменения рыночных цен на финансовые
активы (прежде всего, ценные бумаги), валютных
курсов, процентных ставок.
К рыночным рискам относятся:
фондовый риск (риск потерь в результате изменения стоимости активов, обращающихся на фондовом рынке);
валютный риск (риск потерь в результате изменения валютных курсов);
процентный риск (риск потерь в результате изменения размера процентных ставок).
Комитет по управлению активами и пассивами
определяет политику ВТБ в отношении
рыночных рисков с целью ограничения
и снижения размера возможных
убытков в результате негативных
изменений валютных курсов, процентных
ставок и котировок ценных бумаг (то есть
валютного, процентного и ценового рисков,
соответственно).
При управлении рыночными рисками ДО АО
Банк ВТБ (Казахстан) руководствуется
требованиями, установленными нормативными
актами АФН, а также использует внутренние
модели, соответствующие рекомендациям
Базельского комитета по банковскому
надзору.
Риск ликвидности
Риск ликвидности – риск, потенциально влияющий на способность Банка своевременно и в полном объеме исполнять свои обязательства, возникающий при несбалансированности по срокам активов и пассивов Банка.
Поддержание соответствия структуры
баланса всем требованиям и нормативам
ликвидности (внутренним и пруденциальным)
при наличии постоянного контро
Операционный риск
Операционный риск – риск потерь в результате нарушений или ошибок в действиях работников, нарушений нормального функционирования систем Банка и его внутренних бизнес-процессов, а также вследствие находящихся вне контроля Банка внешних событий (прежде всего стихийного характера).
В целях реализации внутрибанковской стратегии управления операционным риском в банке ВТБ осуществляются регулярные процедуры, обеспечивающие идентификацию риска, его оценку, контроль и принятие мер по его ограничению. В практике организации процесса управления операционным риском ВТБ руководствуется принципами, установленными нормативными актами АФН, в том числе Инструкцией о требованиях к наличию систем управления рисками и внутреннего контроля в банках второго уровня (утверждена постановлением Правлением АФН №359 от 30 сентября 2005 года), а также рекомендациями, изложенными в документах Базельского комитета по банковскому надзору.
Основными мерами, применяемыми в
банке ВТБ в целях минимизации
регламентирование порядка совершения всех основных операций в рамках внутренних нормативно-методологических документов;
учет и документирование совершаемых банковских операций и сделок, регулярные выверки первичных документов и счетов по операциям;
применение принципов
реализация процедур административного
и финансового внутреннего
автоматизация проведения банковских операций, использование внутрибанковских информационных систем;
обеспечение информационной безопасности, контроль за доступом к информации, применение многоуровневой защиты информации;
обеспечение физической безопасности помещений и ценностей Банка и контроля доступа;
страхование операционных рисков, обеспечивающее покрытие убытков в случае их возникновения за счет страхового возмещения;
создание необходимых организационных и технических условий для обеспечения непрерывности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций (на случай аварий, пожаров, терактов и других непредвиденных ситуаций);
снижение операционных рисков Банка, связанных с отдельными бизнес-процессами, за счет их проведения сторонними организациями (аутсорсинг);
снижение рисков, связанных с персоналом, путем установления критериев по его отбору и проведения предварительной проверки, реализации мероприятий по подготовке и обучению персонала, повышению его квалификации.
2.2 Оценка уровня банковских рисков в ВТБ 24
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ БАНКОВСКИХ РИСКОВ
Основными проблемами управления кредитными рисками являются отсутствие системы всестороннего и глубокого анализа кредитного процесса, солидной методологической базы и принятие неправильных управленческих решений в условиях неполной информации. Из-за потенциально опасных для кредитной организации последствий кредитного риска важно регулярно осуществлять всесторонний анализ процессов оценки, администрирования, наблюдения, контроля, возврата кредитов, авансов, гарантий и прочих инструментов, особенно это касается инвестиционного кредитования. Основное содержание процесса управления совокупными кредитными рисками включает в себя оценку и анализ политики и практики работы кредитной организации, и принятия ею необходимых мер по следующим направлениям:
К основным недостаткам и внутренним
рискам процесса кредитования на современном
этапе развития банковского дела
и кредитной системы в России
можно отнести
Совершенствование систем управления
рисками должно быть нацелено на существенное
повышение привлекательности
При этом важнейшей задачей стратегии банка в области управления рисками является создание условий для более агрессивной коммерческой политики за счет повышения прозрачности принимаемых решений в области кредитных рисков и повышения роли и полномочий функции управления рисками как партнера и «конструктивного противовеса» бизнес - подразделениям банка. Перед банком также остро стоит задача предотвращения внутреннего и внешнего мошенничества и коррупции при получении кредитов. Решение этих задач, в свою очередь, потребует внедрения шести существенных изменений в системах и процессах, связанных с кредитным риском:
Построение систем формализованной оценки кредитного риска. Для каждого клиента (как физического, так и юридического лица) банк должен иметь возможность корректно и в явном виде оценить ожидаемый уровень кредитного риска (т.е. ожидаемые потери), который, в свою очередь, складывается из оценки риска клиента (вероятность дефолта) и риска транзакции (потери в случае дефолта). При этом используемые с этой целью методики и инструменты будут отличаться для различных продуктов и категорий клиентов и будут развиваться со временем, по мере того, как банк успешно накапливает информацию о своих клиентах и совершенствует инструменты ее анализа. Более того, многие элементы данного подхода, например, методика рейтингования клиентов - юридических лиц, уже существуют в банках и способны послужить хорошей основой для дальнейшей работы.
Увязка ценообразования и
Усиление роли функции управления в процессе подготовки и принятия кредитного решения. Наиболее принципиальными изменениями являются разделение независимой оценки кредитного риска и клиентской работы (принцип «4-х глаз») и «право вето» подразделения, отвечающего за риски, на принятие кредитного риска, преодоление которого требует выхода на следующий уровень принятия решения. В ряде случаев следствием такого разделения может стать географическая консолидация функции рисков, что повышает ее независимость и, в ряде случаев, улучшает управляемость и качество анализа (за счет концентрации информации о большом количестве кредитных заявок).
Информация о работе Анализ банковских рисков на примере ВТБ 24