Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 13:33, дипломная работа
Производственные запасы в широком смысле слова понимаются как сырье и материалы, необходимые для производственного процесса, включая малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, а также незавершенное производство, готовая продукция на складе, и сопутствующие товары для перепродажи.
АНАЛИЗ И
УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ
Производственные запасы в
Очевидно,
что для деятельности любой
организации необходимы какие-
Стратегия
управления производственными
1.1. Модель Уилсона (базовая)
Если вопрос о составе и структуре производственных запасов обычно не основывается на каких - либо формализованных моделях, то при ответе на вопрос об объеме запасов существуют наработанные подходы. В этой связи цель предприятия – разработка такой программы, при которой общая сумма затрат на производство и содержание запасов минимизируется при условии полного и своевременного удовлетворения спроса на продукцию.
Алгоритмизация политики управления величиной запасов требует ответа на следующие вопросы:
Решение подобных
Цель модели оптимального размера заказа состоит в обосновании и выборе такого размера заказа Q (в натуральных единицах), который обеспечивает минимальные совокупные годовые затраты по поддержанию необходимого уровня товарно-материальных запасов. При этом обычно предполагается, что компания расходует запасы с некоторой постоянной скоростью и возобновляет заказы по мере исчерпания запасов до нуля (рис.1)
Рис.1 Циклы изменения уровня запаса в модели Уилсона
Тогда можно считать, что в течение года компания поддерживает средний уровень своих запасов, равный (Q-0)/2, т.е. Q/2. Приняв обозначения
(обычно предполагаются постоянными), руб.;
суммарные затраты на поддержание запасов могут быть найдены по формуле:
Описанная модель, известная как модель Уилсона, позволяет определить потребности в финансировании поставок товарно-материальных ценностей, т.е. запасов, при планируемом увеличении объемов продаж.
Пусть компания предполагает увеличение объемов продаж в течение некоторого срока в N раз. На сколько при этом должны увеличиться средние товарно-материальные запасы (и, соответственно, финансирование их закупок)?
Решение этой задачи подразумевает, что годовая потребность в запасах DN= DO*N. Тогда (2) можно представить как
EOQN = = = EOQO*
Это означает, что при желании увеличить объем реализации в 2 раза, необходимо увеличить средний объем запасов в = 1,4142 раза или на 41,42 %, если планируется увеличение в продаж в 3 раза, то = 1,732 или на 73,2 % и т.д.
Рассмотренная модель
Уилсона помимо оптимального
количества запасов,
При решении задач оптимизации размеров заказов издержки хранения единицы запасов I часто представляют как некоторую долю от их среднегодовой стоимости. Это означает, что
Изложенные сведения позволяют оптимизировать порядок управления запасами на предприятии (в некотором магазине), объем продаж которого составляет в год 500 упаковок супа в пакетиках. Величина спроса равномерно распределена в течение года. Цена приобретения одного пакетика равна 2 руб. Затраты на размещение заказа составляют 10 руб. Время исполнения заказа составляет 2 недели, издержки хранения составляют 20% среднегодовой стоимости запасов. Магазин работает 300 дней в году. Необходимо определить:
Плановый период – 300 дней; D=500; F=10 руб. , i = 20%, С=2 руб.
Тогда
= =158,11 пакетиков.
Поскольку число пакетиков должно быть целым, то будем заказывать 158 пакетиков. Периодичность заказов по формуле (3) составит
Τ =158/500 = 0,316 года или 0.316*300 = 95 раб. дн.
При этом суммарная величина издержек магазина составит
Как уже отмечалось, излишнее увеличение материальных запасов предприятиям экономически невыгодно. При этом базовая модель Уилсона предполагает независимость цены приобретения (С) товара от объема закупки. Однако реальным хозяйствующим субъектам поставщики могут предоставлять скидки в зависимости от размера приобретаемой партии. В этом случае перед финансовыми менеджерами предприятия стоит вопрос о выяснении такого размера скидок, которые за отчетный период компенсируют повышенные расходы на хранение приобретаемой продукции.
В этом случае в общую модель суммарных издержек (1) необходимо добавить фактически понесенные затраты Спр на приобретение товара:
CΣ = Cc + Co + Спр
= I*Q/2 + F*D/Q + С*D,
Рассмотрим
теперь деятельность того же
магазина при условии, что
упомянутые пакетики поставщик
готов отгружать по цене 1,9 руб.,
если размер приобретаемой
Как видно из предыдущих
СΣ = 0.4*158/2 + 10*500/158 + 2*500 =1063,25 руб. – для С = 2 руб.
и
СΣ = 0.38*200/2 + 10*500/200 + 1,9*500 = 1013 руб. – для С1 = 1,9 руб.
Анализируя полученные значения приходим к выводу, что предложение поставщика следует принять.
1.3. Модель планирования экономического размера партии
Основную модель, используемую для
моделирования процессов
Рис.2. Изменение уровня запасов
при наличии собственного произ
В этом случае исходное
Очевидно, что в этом случае
восполнение запасов
откуда средний запас равен
и при известном числе партий (т.е. тех же самых заказов на поставку, только не от сторонних поставщиков)
суммарные затраты производства СΣ можно представить в виде:
СΣ = I*H/2 + F*n
+ F*γ /Q ,
откуда
Если предположить, что в рассмотренном нами магазине существует производственный процесс, при котором на станке производится партия бумажных пакетиков в количестве 10 пакетиков в день. По оценкам специалистов стоимость производства одного пакетика равна 2,5 руб., издержки хранения оцениваются как 20 % цены изделия, годовые затраты на подготовку технологического процесса их производства составляют 500 руб. Необходимо определить оптимальный размер партии пакетиков и частоту запуска производства этих партий.
В данном случае плановый период равен 1 году. Стоимость подготовки производственного процесса аналогична издержкам на размещение заказа у сторонних поставщиков F = 500 руб. Интенсивность потребления γ = 500 пакетов/год, интенсивность производства λ = 3000 шт./год, I = i*C = 0.2*2.5 = 0.5 руб./год за пакетик.
= = 1095 пакетиков.
В год таких
партий потребуется 500/1095 = 0,46 партии,
т. е. запуск производства
Информация о работе Анализ и управление производственными запасами