Анализ кредитоспособности предприятия как заёмщика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ кредитоспособности предприятия как потенциального заёмщика, применяемый коммерческим банками в процессе кредитования. В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
изучить методы анализа финансового состояния и результатов деятельности предприятия;
исследовать методы комплексной оценки кредитоспособности предприятий;
проанализировать финансовое положение исследуемого предприятия;
дать оценку эффективности деятельности организации;
исследовать кредитоспособность предприятия заёмщика;

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические и методологические аспекты кредитоспособности предприятия как заёмщика 6
Сущность кредитоспособности и её оценки 6
Методы анализа финансового состояния и результатов деятельности предприятия 7
Методы комплексной оценки кредитоспособности предприятий 16
Глава II. Анализ кредитоспособности ОАО «Газпром» как заёмщика по методике Сбербанка России 28
2.1 Информационно-аналитическая характеристика ОАО «Газпром» 28
2.2 Анализ финансового положения и эффективности деятельности ОАО «Газпром» 31
2.3 Оценка заёмщика по методике Сбербанка РФ 42
Заключение 45
Список литературы 47

Файлы: 1 файл

1.doc

— 4.59 Мб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономических  и финансовых дисциплин

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Деньги. Банки. Кредит»

на тему:

«Анализ кредитоспособности предприятия как заёмщика»

(на примере  ОАО «Газпром»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2009 
Содержание

Введение             3

Глава I. Теоретические и методологические аспекты кредитоспособности предприятия как заёмщика          6

    1. Сущность кредитоспособности и её оценки      6
    2. Методы анализа финансового состояния и результатов деятельности предприятия           7
    3. Методы комплексной оценки кредитоспособности предприятий   16

Глава II. Анализ кредитоспособности ОАО «Газпром» как заёмщика по методике Сбербанка России          28

2.1 Информационно-аналитическая характеристика ОАО «Газпром»   28

2.2 Анализ финансового положения и эффективности деятельности ОАО «Газпром»             31

2.3 Оценка заёмщика  по методике Сбербанка РФ      42

Заключение            45

Список литературы           47

Приложения            48

 

Введение

Перемены, происходящие в экономике России, предполагают существенные изменения во взаимоотношениях между коммерческими банками и субъектами хозяйствования. Высокая рискованность банковской деятельности главным образом связана с условиями и результатами деятельности его клиентов.

В нынешних условиях хозяйствования, коммерческие банки вынуждены работать в чрезвычайных обстоятельствах. Они очутились в центре многих противоречивых, кризисных и трудно прогнозируемых процессов, происходящих в экономике, политике и социальной сфере. Кризис неплатежей повышает риск невозврата ссуды клиентом банку. Поэтому в настоящий момент особенно важное значение приобретают методики оценки качества потенциальных клиентов. Исходным моментом в оценке возможностей потенциального клиента, желающего получить кредит, является определение банком возможности заемщика вернуть основную сумму кредита в обусловленное время и уплатить проценты за пользование им.

Один из основных способов избежания невозврата ссуды является тщательный и квалифицированный  отбор потенциальных заемщиков. Главным средством такого отбора является экономический анализ деятельности клиента с позиции его кредитоспособности. Под кредитоспособностью понимается такое финансовое состояние предприятия – заемщика, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способности и готовности заемщика возвратить кредит в соответствии с условиями кредитного соглашения. Существует множество методик оценки качества заемщиков – методик анализа финансового положения клиента и его надежности с точки зрения своевременного погашения кредита. Применяемые в настоящее время и рекомендуемые способы оценки кредитоспособности заемщика опираются, главным образом, на анализ его деятельности в предшествующем периоде и ориентированы, в основном, на решении расчетных задач. При всем значении таких оценок, они не могут исчерпывающе характеризовать кредитоспособность потенциального заемщика в прогнозе.

Актуальность темы исследования, таким образом, связана с тем, что не существует единой методики оценки кредитоспособности предприятия как заёмщика.

Целью данной курсовой работы является анализ кредитоспособности предприятия как потенциального заёмщика, применяемый коммерческим банками в процессе кредитования. В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:

  • изучить методы анализа финансового состояния и результатов деятельности предприятия;
  • исследовать методы комплексной оценки кредитоспособности предприятий;
  • проанализировать финансовое положение исследуемого предприятия;
  • дать оценку эффективности деятельности организации;
  • исследовать кредитоспособность предприятия заёмщика;
  • наглядно показать полученные результаты и сделать по ним выводы.

В ходе написания  курсовой работы использовались такие  методы анализа, как:

горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой  позиции отчетности с предыдущим периодом, в ходе этого анализа определяются абсолютные и относительные изменения величины различных статей баланса за определённый период;

вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов  и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения  показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;

анализ  относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, филиалов, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель  с помощью детерминированных или стохастических  приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда анализ дробят на составные части, так и обратным, когда составляют баланс отклонений и на стадии обобщения суммируют все выявленные отклонения, фактического показателя от базисного за счет отдельных факторов.

Объектом исследования было выбрано открытое акционерное  общество «Газпром».

 

 

Глава I. Теоретические и методологические аспекты кредитоспособности предприятия как заёмщика

    1. Сущность кредитоспособности и её оценки

В условиях экономической  нестабильности в стране, постоянно  меняющихся внешних и внутренних условиях предприятия должны обладать гибкой структурой финансовых ресурсов и при необходимости иметь возможность привлекать заемные средства, т.е. быть кредитоспособными.

Кредитоспособным является предприятие, имеющее предпосылки для получения кредита и способное своевременно возвратить взятую ссуду с уплатой причитающихся процентов за счёт прибыли и других финансовых ресурсов.

Оценка кредитоспособности включает прежде всего анализ деловой  активности предприятия и перспектив его развития. Главными качественными  и количественными критериями являются:

• широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт;

• конкурентоспособность  выпускаемой продукции, обеспечение  заданных темпов ее роста;

• выполнение плана  по основным показателям производственно-хозяйственной  деятельности и устойчивости экономического роста;

• уровень эффективности использования ресурсов (капитала) предприятия и др.

Оценку кредитоспособности зачастую осуществляет банк, кредитующий  данное предприятие по финансовой отчетности и анализу следующих параметров.

1. Оценивается  репутация заемщика с точки  зрения качества представленных финансовых документов и отчетов, ответственности и компетентности руководства, своевременности расчетов с банками.

2. Оценивается конкурентоспособность выпускаемой продукции.

3. Анализируется доходность и платежеспособность предприятия:

• рассчитывается ликвидность баланса и показатели платежеспособности;

• определяется дебиторская и кредиторская задолженность  по составу и срокам образования и сопоставляются результаты.

Данный анализ позволяет оценить возможность  погашения кредита оборотными средствами, в т.ч. товарно-материальными ценностями. Просматриваются финансовые потоки, т.е. приход и расход денежных средств, определяется задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, которая указывает на неблагоприятные финансовые возможности предприятия и риск невозврата кредита и процентов за него.

4. Изучаются  цели и программа использования  кредита, сопоставление их с  суммой и сроком погашения  кредита.

5. Определяется  соответствие стоимости выдаваемого  кредита стоимости залога в случае возникновения финансовых трудностей у предприятия. В виде залога могут быть предложены собственные акции, а также акции других эмитентов. Оценка акций осуществляется специалистами фондового отдела банка исходя из рыночных котировок на предлагаемые акции и информации инвестиционных компаний с учетом спроса и предложения.

6. Рассматривается  юридическое обеспечение кредита  и процентов. Изучаются учредительные  документы с точки зрения определения  прав банка брать в залог  на выданную ссуду активы заемщика, включая ценные бумаги.

В результате заключается  кредитный договор. В нем отражается экономическое, юридическое содержание отношений заемщика и банка, размер, условия возврата кредита, процентная ставка, степень риска и т.д.

 

    1. Методы анализа финансового состояния и результатов деятельности предприятия

Финансовое  состояние предприятий характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых ресурсов. В рыночной экономике финансовое состояние предприятия отражает конечные результаты его деятельности, которые интересуют не только работников предприятия, но и его партнеров, государственные, финансовые, налоговые и др. органы.

Анализ финансового  состояния включает последовательное осуществление следующих видов  анализа:

1. Предварительная (общая) оценка финансового состояния предприятия и его финансовых показателей за отчетный период.

2. Анализ финансовой устойчивости предприятия.

3. Анализ кредитоспособности и ликвидности предприятия.

4. Анализ финансовых результатов.

5. Анализ использования оборотных средств.

6. Оценка потенциального банкротства предприятия.

Оценка финансового  состояния предприятия проводится на основе данных стандартных балансовых отчетов, куда входят: бухгалтерский баланс (форма № 1); отчет о прибылях и убытках (форма № 2); отчет об изменении капитала (форма № 3); отчет о движении денежных средств (форма № 4); приложение к балансу предприятия (форма № 5); расшифровки дебиторской и кредиторской задолженностей на каждую рассматриваемую отчетную дату; справки о ежемесячных оборотах по погашению задолженности предприятия за последние 6 месяцев, аудиторские заключения и др.

При анализе финансового  состояния предприятия на момент составления отчетности рассчитывается ряд абсолютных и относительных показателей, приведенных ниже1:

  1. Показатели ликвидности:
    • общий коэффициент покрытия – показывает достаточность оборотных средств у предприятия, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств;
    • коэффициент срочной ликвидности – прогнозирует платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами;
    • коэффициент ликвидности при мобилизации средств – оценивает степень зависимости платежеспособности компании от материально-производственных запасов и затрат с точки зрения необходимости мобилизации денежных средств для погашения своих краткосрочных обязательств.
  2. Показатели финансовой устойчивости:
    • соотношение заемных и собственных средств – показывает, сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 рубль вложенных в активы собственных средств;
    • коэффициент обеспеченности собственными средствами – указывает на наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости;
    • коэффициент маневренности собственных оборотных средств – оценивает способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства в случае необходимости за счет собственных источников
  3. Интенсивность использования ресурсов:
    • рентабельность чистых активов по чистой прибыли – оценивает эффективность использования средств, принадлежащих собственникам предприятия. Служит основным критерием при оценке уровня котировки акций на бирже;
    • рентабельность реализованной продукции – оценивает эффективность затрат, произведенных предприятием на производство и реализацию продукции.
  4. Показатели деловой активности:
    • коэффициент оборачиваемости оборотного капитала – рассчитывает скорость оборота материальных и денежных ресурсов предприятия за анализируемый период или сколько рублей оборота (выручки) снимается с каждого рубля данного вида активов;
    • коэффициент оборачиваемости собственного капитала – указывает на скорость оборота вложенного собственного капитала или активность денежных средств, которыми рискуют акционеры.

Информация о работе Анализ кредитоспособности предприятия как заёмщика