Анализ проведения денежных реформ в XX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 02:07, курсовая работа

Описание работы

На Россию пришлось много испытаний, которые сильно влияли на политический и экономический курс страны. Мировые войны, внутренние неурядицы не позволяли создать устойчивую и здоровую экономическую систему. На протяжении всей своей истории экономика России рушилась, восстанавливалась, преобразовывалась и приобрела, наконец, тот вид который мы наблюдаем. Цель данной курсовой работы – проследить те экономические или денежные реформы, которые проводились в России, начиная с XVI века и по наши дни.

Файлы: 1 файл

Курсовая по ОДКБ денежные реформы.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

 Изменение  масштаба цен и замена денег  старого образца новыми затруднялись  рядом обстоятельств - в частности,  нехваткой товарных фондов. Их  дефицит составлял в 1961 году примерно 1,2 млрд рублей. Особенно остро в торговле ощущался недостаток мяса, рыбы, животного и растительного масел, круп и муки, трикотажных изделий, мебели, стройматериалов, товаров культурного и хозяйственного обихода. Наблюдался рост цен на колхозных рынках.      

 Перерасчеты  заработной платы и платежей  нередко проводились с ошибками - оклады в новом масштабе цен  завышались, государственные пенсии  и пособия занижались, в магазинах  чаще встречалось завышение цен,  чем занижение. В феврале 1961 года в стране было отмечено хождение фальшивых денег, выполненных по новым образцам.  
      Учитывая размах и значение осуществленного преобразования денежной системы, 8 мая 1961 года Минфин и Госбанк СССР просили ЦК КПСС и Совет министров СССР "разрешить именовать впредь проведенные мероприятия денежной реформой 1961 года". При этом подчеркивалось, что "денежная реформа 1961 года, проведенная в нашей стране, является самой гуманной в истории". В ЦК КПСС были согласны с высокой оценкой реформы, но по политическим мотивам замаскировали ее под деноминацию. 

 

2.3 Особенности денежных  реформ конца XX века

Коренные преобразования в государственном устройстве страны в период «перестройки» не замедлили  отразиться на ее экономическом состоянии  не в лучшую сторону.     Правительство СССР в попытках переломить кризисную ситуацию действовало крайне непоследовательно. Можно вспомнить решение Совета Министров СССР (1990) о предстоящем пересмотре цен (то есть об их повышении), о чем во всеуслышание объявил Н. Рыжков. Реакция на это заявление была незамедлительной. В считанные дни резко вырос спрос на все товары, и по всей стране распространился тотальный дефицит. На Совет Министров обрушился шквал критики, и правительство отложило пересмотр цен. Другим примером непоследовательности действий правительства было введение в конце 1990 г. пятипроцентного налога на все продажи для пополнения государственного бюджета. Но вскоре (под давлением отраслевых лобби) правительство приняло решение значительно сузить круг облагаемой налогом продукции и значение этого налога сошло на нет.     

В конце 1990 года главой правительства стал бывший министр  финансов В. Павлов, представлявший интересы консервативных экономических и  политических кругов и ВПК. Чтобы  остановить центробежные тенденции, был  взят курс на ужесточение экономических мер. Никаких разговоров о приватизации и либерализации уже не было.     

Вскоре В. Павлов обвинил частные банки некоторых  зарубежных стран в том, что они  стремятся дестабилизировать обстановку в СССР. Президент М.С. Горбачев дал разрешение органам МВД и КГБ вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий (включая совместные), что привело к резкому сокращению инвестиционной и торговой активности иностранного капитала на территории СССР.     

23 января 1991 года  Павлов провел изъятие из обращения 50 и 100-рублевых купюр. Одна из причин этой меры заключалась в следующем: дело в том, что операция рубль—форинт—доллар и рубль—злотый—доллар приносила куда больший доход, чем рубль—доллар, ибо курс форинта и злотого по отношению к рублю был искусственно занижен. Неизвестно, какое количество крупных рублевых купюр оказалось таким образом за границей; во всяком случае Павлов называл цифру в 100 млрд. руб.     

Обмен крупных  купюр, производившийся свободно лишь в размере месячного оклада и  сопровождавшийся к тому же замораживанием значительной части вкладов, больнее всего ударил по рядовым гражданам. К тому же накануне обмена многие предприятия и учреждения получили деньги для выплаты заработной платы почти исключительно крупными купюрами. Из-за отсутствия мелких купюр сберегательные кассы не производили обмена денег пенсионерам. Возникла угроза того, что за отпущенные три дня обменять деньги смогут не все. Правительство было вынуждено дважды пересматривать сроки обмера крупных купюр. После каждого переноса сроков денежный выигрыш государства от обмена уменьшался. Сразу после обмена он составлял около 10 млрд. руб., в марте — 8 млрд. руб., а к апрелю уменьшился до 4 млрд. руб. Тем не менее, обмен денег создавал определенные возможности для стабилизации денежного обращения. Однако этот последний для рубля шанс на выздоровление был сорван дальнейшими шагами правительства.     

Хотя в апреле 1991 года номинальная денежная масса  была минимальной, срыв стабилизации денежного  обращения пришелся именно на апрель, т. е. на момент проведения реформы цен, призванной по идее закрепить результаты январского обмена денежных купюр. В результате этой реформы примерно в три раза выросли государственные розничные цены, был достигнут предел покупательной способности населения и произошло снижение кооперативных и базарных цен. Однако одновременно правительство пошло на выплату значительных денежных компенсаций. Вследствие этого печатный станок был запущен и уже больше не останавливался. 
     Основными причинами существенного увеличения денежной эмиссии июне-сентябре был начавшийся распад СССР и отказ бывших республик, а ныне суверенных государств перечислять средства в союзный бюджет. В этих условиях президент М. С. Горбачев пошел на нарушение союзного законодательства, взяв в июле в обход Верховного Совета из Государственного банка 93 млрд. руб. на содержание армии и государственного аппарата. В результате начавшаяся еще до перестройки и сопровождавшая каждый ее шаг инфляция из-за гигантского расширения денежной массы переросла в гиперинфляцию. Реформа цен не изменила положения дел на потребительском рынке. Рост дефицита обгонял рост цен.     

Правительство рассчитывало на прямо противоположный  эффект. Кабинет Министров полагал, что с учетом выплат правительственных  компенсаций ему удастся снизить жизненный уровень населения на 40%, приблизив его к уровню 1978-1979 гг. В таком случае, по мнению наших министров, население, чтобы сохранить привычный ему уровень жизни, станет снимать со сберкнижек по 2 тыс. руб. в год. Этим поглотится прирост сбережений последних лет и экономика вернется к безинфляционным 1971-1973 гг.

С переходом к рыночной экономике в основу экономической программы правительства России с 1992 г. заложена концепция количественной теории денег. Этим и объясняется та легкость, с которой пошло правительство России на либерализацию цен в 1992 г., не создав для этого соответствующих условий. Кроме того, в этот период времени на состояние денежной системы России в определенной мере стали сказываться процессы, связанные с распадом СССР. С января 1992 г. во всех государствах бывшего СССР начал формироваться острейший дефицит денежных знаков для обслуживания денежного оборота. Едва начав выходить из кризиса наличности, вызванного спонтанным принятием в январе 1992 г. Кабинетом Министров СССР решения об изъятии из обращения денежных купюр достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 г., банки столкнулись с последствиями перехода Российской Федерации к политике либерализации цен. Это потребовало единовременного многократного увеличения денежной массы в обращении. С Госбанком СССР указанное решение правительства Российской Федерации не прорабатывалось и не согласовывалось, соответствующая денежная масса в нужное время не была изготовлена, что сразу же привело к дефициту наличных денег в России, а по цепной реакции — во всех республиках бывшего Союза.     

Кризис с  денежной наличностью совпал по времени  с платежным кризисом вследствие осуществления жесткой денежно-кредитной  политики в России, а вслед за ней и в других государствах бывшего Союза. Немаловажное значение имело и падение уровня дисциплины в межбанковских отношениях при осуществлении межбанковских расчетов. Появление стремительно развивающейся сети коммерческих банков повлекло за собой прекращение функционирования надежно контролировавшей межбанковские расчеты системы учета межфилиальных оборотов (МФО). Ненадежность системы безналичных расчетов порождала стремление применять расчеты наличными, что усугубляло дефицит денежной наличности, усложняло решение проблем неплатежей. 
     В феврале 1993 г. в обращение стали поступать денежные билеты Банка России образца 1993 г., которые не поставлялись в банки других государств рублевой зоны. Но когда к середине 1993г. большинство государств бывшей рублевой зоны перешло к созданию собственных денежных систем, было принято решение о прекращении обращения на территории РФ денежных билетов Госбанка СССР и Банка России образца 1961—1992 гг. и использовании в России с 26 июля 1993 г. только банкнот образца 1993 г.     

Однако рост цен в 1992—1995 гг. и экспансионистская политика Центрального и коммерческих банков способствовали росту как наличной, так и безналичной денежной массы. На начало 1992 г. агрегат Мо (наличные деньги в обращении) составлял в России 165,9 млрд. рублей. К концу 1992 г. он достиг 1678,4 млрд. рублей, на конец 1993 г. — 13 304,3 млрд. рублей, в 1994 г. — 36 504,3 млрд. рублей, на 1 января 1998 г. — 137 трлн. рублей21.

Замедление  спада в экономике в 1996—1997 гг. вызвало принятие правительством России и Центральным банком РФ решения о деноминации рубля и переходе к новому масштабу цен. Старые деньги обменивались на новые в соотношение 1000:1.     

Денежная реформа  не предполагала ни конфискации в  каком бы то ни было виде, ни ограничений, ни собственно обмена наличных «старых» денег, которые по-прежнему выполняли свою функцию и участвовали в обороте. С первого января 1998 г. введены в обращение банкноты образца 1997 г. достоинством 5, 10, 50, 100 и 500 рублей и металлические монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5 рублей. Банкноты образца 1993 г. и 1995 г. (включая их модификации 1994 г.) и монеты СССР и России 1961-1996 г. оставались в обращении в течение всего 1998 г. и принимались во всех организациях, предприятиях торговли, сфере обслуживания, коммерческих банках в качестве нормального платежного средства из расчета одной тысячной их нарицательной стоимости. В ходе реформы нарицательная стоимость российских денежных знаков и масштаб цен изменялись в масштабе 1000:1 (одним рублем становится тысяча рублей, обозначенная на «старой» купюре, одной копейкой - монета в десять рублей). К окончанию процесса деноминации было изъято более шести миллиардов банкнот (в четыре раза меньше, чем в 1993 году). После 31 декабря 1998 г. хождение «старых» денег прекратилось, оставшиеся бумажные и даже металлические деньги можно было обменять до конца 2002 г.     

Однако в  середине августа 1998 г. финансовая ситуация в стране существенно обострилась. Под воздействием мирового финансового  кризиса, отлива из страны спекулятивных  иностранных капиталов, падения курсов ценных бумаг на фондовой бирже и зашедшей в тупик экономической политики властей создалась угроза обвальной девальвации рубля. Государство оказалось перед лицом структурного разрыва между наличными ресурсами и непомерным бременем платежей по внутренним и внешним обязательствам. Обязательства коммерческих банков перед иностранными кредиторами достигли 16 млрд. долларов, т.е. почти сравнялись с золотовалютными резервами Банка России. Платежи по ГКО-ОФЗ увеличились до 22 млрд. рублей в месяц, тогда как текущие налоговые поступления в бюджет исчислялись в размере 12—13 млрд. рублей.     

Катализатором негативных процессов в экономике  стали непродуманные по своим  последствиям решения Правительства  Российской Федерации и Банка  России от 17 августа 1998 г. Произошло совмещение девальвации рубля, скачка цен, паралича банковской системы, резкого падения доверия со стороны потенциальных кредиторов и инвесторов, значительного снижения поступлений как импортных, так и производимых внутри страны товарных ресурсов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Денежные реформы почти  всегда сопровождаются рядом действий по ограничению роста денежной массы, уменьшению дефицита государственного бюджета, а также, в отдельных  случаях, введением контроля за ценами и заработной платой. При отсутствии такого рода действенных мер, обеспечивающих осуществление денежной реформы, новые деньги будут представлять собой лишь почву для роста инфляции.

Денежные реформы  проводятся по экономическим причинам (в связи с необходимостью стабилизировать денежное обращение для поддержания экономического роста, укрепления финансовой системы, курса национальной валюты) либо по политическим причинам (в связи с изменением государственного устройства, созданием новых государств, необходимостью укрепления доверия к национальной валюте).

На основе всего вышеизложенного  можно заключить, что подготовка к проведению крупномасштабных всероссийских  экономических реформ была крайне низка. Не бралось в расчет влияние экономических  преобразований на социальные, научные, образовательные институты общества, либо таковые просто недооценивались, не учитывались особенности многоукладной российской экономики.

На современном  этапе острейшей проблемой является устойчивость денежной системы России. Необходимость стабилизации рубля приобретает еще большее значение, в силу того, что эта задача на протяжении последних лет ставилась неоднократно, но решить ее пока не удалось.

Введение в  обращение Банком России купюры достоинством в 5000 рублей, а также массовое замещение десятирублевых купюр на монеты, сделанных из новых недорогих сплавов, служит еще одним доказательством возможной реформации существующей денежной системы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
1. Берлин С. И. Теория финансов. – М.: «Приор», 2000.

2. Богомолов В. А., Богомолова А. В. Антикризисное регулирование экономики. Теория и практика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

3. Бойцов И.А. Новые данные о раскопках денежного двора XVII в. в. Москве. // Нумизматический альманах. - М., 2000. - с. 47-48.

4. Васюков А.И., Горшков В.В., Колесников В.И., Чистяков М.М. «Бумажные денежные знаки России и СССР».- СПб. «Политехника» 2000 г.

5. Вощанова Г. П., Годзина Г. С. История экономики. – М.: ИНФРА-М, 2002

6. Государственные финансы в России: ХIХ – первая четверть ХХ века // Под ред. Караваевой И. В. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

7. Деньги. Кредит. Банки. / Жуков Е. Ф., Максимова Л. М., Печникова А.В. и др.; Под ред. Жукова Е. Ф. – М.: ЮНИТИ, 2003.

8. Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы. СССР в первые послевоенные годы. М., 2001.

9. Докукин А.В. "Воровские деньги" в период денежной реформы 1654-1663 гг. // Труды научной конференции студентов и аспирантов "Ломоносов-99". История.-М., 1999.

Информация о работе Анализ проведения денежных реформ в XX веке