Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 16:24, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в формулировке мероприятий антиинфляционной политики государств соответствующей инфляционным процессам в стране.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
определить сущность и виды инфляции;
рассмотреть антиинфляционное регулирование;
проанализировать динамику инфляционных процессов в России за 2005-2008 гг.;
рассмотреть инфляционные процессы в России на начало 2009 года;
определить перспективные направления антиинфляционной политики в России.
Введение
Глава 1.Инфляция: сущность, причины, виды, последствия
1.1 Понятие и причины инфляции
1.2 Виды инфляции
1.3 Социально-экономические последствия инфляции
Глава 2.Антиинфляционная политика государства
Глава 3.Антиинфляционная политика РФ на современном этапе
Заключение
Библиографический список
Исторически инфляция в экономике Российской Федерации возникла еще в 50-х начале 60-х годов и связана с резким падением эффективности общественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все виды сырья.
Внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, гарантированные заработки) скрывали подавленную инфляцию и безработицу. 1990 год оказался рубежным: в Российской Федерации, как и в большинстве бывших союзных республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%.
С 1991 года темпы инфляции стали измеряться десятками, сотнями и тысячами процентов в год.
Условно в Российской Федерации можно выделить четыре различных периода антиинфляционной политики.
Первый (1992-1994 г.г.) - это период гиперинфляции или почти полного отсутствия антиинфляционной политики, в следующий период (1995-1996 гг.) происходит резкое и многократное снижение инфляции, явно свидетельствующее об осуществлении в Российской Федерации некоторых антиинфляционных мер; затем, и это уже третий период (1997-1999 гг.) - антиинфляционная политика постепенно и неуклонно слабеет, а темпы инфляции, соответственно, ежегодно возрастают, и, наконец, нынешний период активизации антиинфляционной борьбы, начавшейся в 2000 году, характеризуется ежегодным снижением инфляции.
Переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен. Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы 1991 г., однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. В результате в 1991 г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989 г. - на 17%.[16] Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями.
Люди, имеющие в своем распоряжении определенные суммы наличных денег и наученные опытом январского обмена, начали в феврале-марте еще более активно вкладывать их в товары, защищая свои сбережения и от возможных действий по проведению дальнейших шагов денежной реформы, и от обесценения в результате готовящегося повышения цен. Все это привело к активизации цен на черном рынке, так как сфера государственной розничной торговли давно уже пребывала в кризисном состоянии из-за недостатка товаров. Для того чтобы иметь постоянный запас наличности на руках, население сокращало свои вклады в учреждениях Сберегательного банка. Политический кризис 1991 г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы.
2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. По расчетам реформатов цены в стране должны были возрасти не более чем в 3-4 раза. Фактически же рост цен за 1992 год вырос в 26 раз.[17]
В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 884%. Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5 000, 10 000 и 50 000 рублей. Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход, в этой связи с 1994 г антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:
ограничение эмиссии денег Центральным Банком РФ;
сокращение бюджетного дефицита путем секвестирования государственных расходов;
сдерживание колебания курса рубля по отношению к иностранным валютам путем установления их пределов и использования валютной интервенции.
Но снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы, а главное - застой в экономике и инвестициях. Особенности формирования инфляционных процессов в России были таковы, что динамика обменного курса оказывала чрезвычайно сильное воздействие на состояние денежной сферы, процесс финансовой стабилизации. Это обусловило эффективность использования с середины 1995 г. в дополнение к количественной денежной цели денежно-кредитной политики в форме ограничения темпов изменения обменного курса национальной валюты к доллару США в рамках системы валютного коридора.
Проводимая с середины 1995 г. курсовая политика, направленная на стабилизацию и предсказуемость обменного курса рубля, сыграла важную роль в нормализации макроэкономической ситуации в России. Практика установления правительством Российской Федерации и Банком России границ возможных изменений обменного курса рубля сначала на несколько месяцев, на полугодие, а затем на целый год вперед на фоне проводившейся Банком России совместно с Правительством РФ денежно-кредитной политики обеспечила плавную и предсказуемую динамику валютного курса в 1995-1997 гг., позволила эффективно сдерживать инфляцию, помогла предприятиям и населению обрести ясные ориентиры при планировании их хозяйственной деятельности.
Антиинфляционная политика реформаторских правительств, проводимая с 1995 и до августа 1998 г включала в себя и так называемый безинфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Начиная с 1995 г. выпуск государственных ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета. В течение 1995 - 1996 гг. все обстояло относительно благополучно, но в конечном счете система показала свою несостоятельность.
Главной причиной конечного провала “цивилизованного” покрытия дефицита бюджета стало рассогласование и даже противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов.
Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения. За рубежом дефляционная политика как правило проводится только в условиях “перегрева” экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера - блокирование роста заработной платы. Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс.
Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок новому витку инфляции, доказал неэффективность монетаристских методов подавления инфляции. Применяемые монетаристские рекомендации борьбы с инфляцией не учитывали ее многофакторность и подрывали основы национальной экономики России. Становится очевидным, что для сдерживания темпов роста инфляции требуется комплексный подход к антиинфляционной политике.
После финансового кризиса в бюджете Российской Федерации на 1999 г годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. Сохранялся значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке мог вновь проявиться в росте потребительских цен.
Снижения уровня инфляции в 2000-2003 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера.[18]
В отличие от 2004 года, с середины 2005 года наметилась устойчивая тенденция снижения темпов роста цен. За июнь-октябрь 2005 года темпы роста потребительских цен были более чем в два раза ниже прошлогодних показателей. На снижение темпов инфляции во II полугодии 2005 года сказались замедление роста денежных агрегатов в I полугодии 2005 года против соответствующего периода предыдущего года, приостановление роста цен на горюче-смазочные материалы, значительное сезонное снижение цен на продукцию сельского хозяйства в летний период вследствие хорошего урожая 2005 года, рост импорта мясных и других продовольственных товаров.
Результатом управления инфляционными процессами в переходной экономике Российской Федерации стал новый тип инфляции, который не отвечает привычным оценкам и слабо реагирует на традиционные методы воздействия, в случае длительного воздействия которой происходит консервация инфляционного климата, негативного или непредвиденного реагирования на попытки вывести экономику из состояния инфляционного шока. При этом вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформирования централизованной экономики предполагало использование как апробированных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции в России, ее причины, методы проявления.[19]
В настоящее время проблема инфляции в России становится особенно актуальной в связи со сменой модели экономического развития (2007-2009 гг.) в сторону усиления факторов инновационного развитии, увеличения инвестиционной активности, мировым финансовым кризисом.
Инфляция в 2008 году составила 13,3%, что на 1,4% больше аналогичного показателя за 2007 год.
Углубление мирового финансового и экономического кризиса существенно повлияло на проводимую Банком России денежно-кредитную и курсовую политику. Ухудшение условий торговли и отток капитала, начавшиеся во второй половине 2008 г., оказывали сильное девальвационное давление на рубль. В IV квартале стало ясно, что изменение факторов, определяющих обменный курс рубля, приобрело устойчивый характер. С целью обеспечения соответствия курса рубля его новому равновесному значению Банк России допустил его постепенное ослабление, расширив границы технического коридора изменений стоимости бивалютной корзины. При этом Банк России продолжал проводить интервенции на валютном рынке, обеспечивая постепенность изменения стоимости рубля. Корректировка курса рубля была завершена 23 января 2009 года. Для удержания стоимости бивалютной корзины в установленных границах технического коридора Банк России использовал инструменты денежно-кредитной политики. Продажи Банком России иностранной валюты в процессе валютных интервенций привели к снижению уровня рублевой ликвидности. В условиях ограниченного доступа российских банков и нефинансовых организаций к зарубежным финансовым ресурсам и сужения рынка межбанковских кредитов в результате снижения доверия между банками возникла угроза сбоев в функционировании банков и развития системного банковского кризиса. В связи с этим приоритетом в денежно-кредитной политике стало поддержание финансовой стабильности. Банком России был принят комплекс мер, направленных на обеспечение необходимого уровня ликвидности в банковском секторе путем снижения обязательных резервных требований, увеличения объемов и смягчения условий рефинансирования банков. В IV квартале 2008 года в период постепенной девальвации рубля происходило усиление девальвационных ожиданий, в связи с чем наблюдался дополнительный спекулятивный спрос на иностранную валюту, в том числе с использованием заемных рублевых средств. Быстрыми темпами росла долларизация экономики. В результате перевода части денежных активов в валютную форму объем рублевой денежной массы (агрегат М2) сокращался в абсолютном выражении. Продолжилось падение цен на ценные бумаги российских эмитентов. Это негативно отразилось на потенциальных возможностях получения необходимых объемов кредитов под залог этих бумаг. Сложившиеся обстоятельства обусловили формирование в конце 2008 г. жестких монетарных условий для функционирования экономики. Повысились процентные ставки по кредитам нефинансовым заемщикам, резко замедлился рост объема кредитов. В связи с наличием временных лагов в трансмиссионном механизме денежно-кредитной политики ужесточение монетарных условий пока не повлияло на снижение инфляции. В последние месяцы значимый вклад в сохранение высоких темпов роста цен вносила динамика валютного курса рубля. Несмотря на замедление во второй половине 2008 г. темпов роста потребительских цен, в целом за 2008 г. инфляция превысила уровень 2007 года.
С конца 2008 г. уровень инфляции в России формируется под влиянием мирового финансово-экономического кризиса и связанных с ним негативных процессов в российской экономике. В I квартале 2009 г. наблюдались высокие темпы роста потребительских цен, связанные с удорожанием потребительского импорта, вызванным девальвацией национальной валюты, ускорением роста цен производителей в добыче полезных ископаемых, снижением объемов предложения в российской экономике, ухудшением финансового положения российских организаций. Со II квартала наблюдалось замедление инфляции, на которое оказывали влияние сокращение внутреннего потребительского и особенно инвестиционного спроса, постепенное исчерпание влияния эффекта девальвации, укрепление рубля. В августе-октябре 2009 г. индекс потребительских цен был равен 100%, в первую очередь благодаря низким темпам роста цен на продовольствие.
Замедление темпов роста потребительских цен, необходимость стимулирования кредитной активности банков и стабилизация ситуации на внутреннем валютном рынке явились основанием для смягчения монетарной политики Банком России с апреля текущего года. В течение II‑III кварталов сохранение макроэкономических тенденций и состояние денежно-кредитной сферы обусловили более агрессивное снижение ставок по операциям Банка России. Применение инструментов денежно-кредитного регулирования было направлено на стимулирование экономики путем снижения стоимости кредитных ресурсов при обеспечении достаточного объема ликвидности и на предотвращение притока краткосрочного капитала и резкого укрепления рубля. С июля по октябрь были поэтапно снижены ставки по кредитным и депозитным операциям и сделкам прямого РЕПО. За весь период снижения коридор процентных ставок Банка России был смещен вниз на 3,5 процентного пункта.
В условиях увеличения банковской ликвидности и укрепления рубля это отразилось на динамике краткосрочных ставок межбанковского рынка и ставок по кредитам реальному сектору. Уровень и волатильность ставок на рынке межбанковского кредита снизились. Также снизились процентные ставки по банковским кредитам и депозитам для нефинансовых организаций и населения (исключение составили ставки по краткосрочным кредитам населению).
Тем не менее кредитная активность оставалась на достаточно низком уровне. Годовой темп прироста объема задолженности по кредитам нефинансовым организациям и населению в рублях и иностранной валюте на 1.10.09 снизился до 1,8% (на 1.10.08 он составлял 45,7%). При этом рост задолженности по кредитам происходил только в сегменте долгосрочного рублевого кредитования нефинансовых организаций, что в значительной степени было обусловлено предпринятыми мерами Правительства Российской Федерации и Банка России по поддержке банковской системы и реального сектора экономики.