Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 23:11, курсовая работа
Задачи:
раскрыть сущность инфляционного процесса;
изучить причины возникновения инфляции, ее виды;
проанализировать социально-экономические последствия инфляции;
обосновать и исследовать необходимость проведения антиинфляционной политики.
Введение………………………………………………………………..…...….…….4
1. Теоретические аспекты антиинфляционной политики……………….……….5
1.1.Инфляция: сущность, причины, последствия…………………………...….…5
1.2. Понятие антиинфляционной политики…………………………………….…9
2. Методы и инструменты антиинфляционной политики………………………..12
2.1. Антиинфляционная стратегия и антиинфляционная тактика……………….12
2.2. Ортодоксальные и гетеродоксальные программы стабилизации…………..13
3. Особенности проведения антиинфляционной политики в РБ…………..……20
3.1. Особенности и причины инфляции, ее социально-экономические последствия в Республике Беларусь…………………………………………....…20
3.2. Методы и направления антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь…………………………………………………….…………………….....25
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников………………………...…………………....31
Основной мерой по снижению инфляции в РБ в этом году, как и предыдущих, по прежнему оставались кредиты других стран. Например, соглашение между Беларусью и Евразийским банком развития о предоставлении финансового кредита из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС было подписано 9 июня 2011 года. Общий объем кредита составляет $3 млрд. Средства должны поступить шестью траншами в течение 2011-2013 годов. Первый транш кредита в размере $800 млн. поступил в Беларусь в июне. Общая сумма кредита в 2011 году запланирована в размере $1,24 млрд. Правительство Беларуси также намерено добиваться получения кредита от России и МВФ.
Также в Беларуси с 11 ноября 2011 была увеличена ставка рефинансирования на 5 процентных пунктов - с 35% до 40% годовых. Соответствующее постановление №503 от 8 ноября текущего года принято правлением Национального банка.
Одновременно Комитет по монетарной политике Национального банка принял решение о повышении с 11 ноября текущего года процентных ставок по операциям регулирования ликвидности.
Процентные ставки по постоянно доступным и двусторонним операциям поддержки ликвидности увеличены до 60% годовых, по постоянно доступным операциям изъятия ликвидности - до 30% годовых.
Очередное повышение ставки рефинансирования и ставок по операциям регулирования ликвидности является последовательным шагом по ограничению инфляционных процессов и стабилизации ситуации в экономике и финансовой сфере в целом. Эта мера позволит также поддержать возобновившийся в последние месяцы рост срочных рублевых вкладов населения в банках, стабилизировать инфляционные ожидания в экономике, а также станет дополнительным фактором по усилению сбалансированности платежного баланса", - пояснили в управлении информации Нацбанка. [21]
В 2011 году была проведена полноценная смена курсовой политики, согласно которой курс на валюту будет определяться, исходя из спроса и предложения на нее. Это будет способствовать структурной перестройке экономики "При этом Нацбанк, как его попросил об этом глава государства, будет ежедневно отслеживать ситуацию и при необходимости вмешиваться, отбивать спекулятивные атаки, - сказал эксперт. - Также предполагается, что, скорее всего, Нацбанк все-таки будет выходить на валютный рынок с интервенциями, чтобы сглаживать колебания на валютном рынке". Одновременно с мерами курсовой политики от Нацбанка требуется не проводить никакой эмиссии, все стройки и проекты должны финансироваться за счет здоровых неэмиссионных источников [22].
Для предотвращения темпов роста инфляции 20 сентября 2011 была также снижена финансовая нагрузка на физических лиц по погашению имеющейся кредитной задолженности в иностранной валюте в связи с увеличением курсов иностранных валют. Так, при наличии объективных обстоятельств (увеличение рублевого эквивалента размера платежей по кредитному договору, снижение уровня доходов, потеря работы, длительная болезнь), а также социально значимым категориям кредитополучателей (многодетным семьям, инвалидам, пенсионерам, ветеранам, бывшим узникам и другим) кредитным комитетам учреждений банков дано право предоставлять отсрочку погашения основного долга на срок до шести месяцев. Банки также могут устанавливать на срок до шести месяцев индивидуальные графики погашения основного долга с учетом платежеспособности кредитополучателя с последующим предоставлением рассрочки уплаты недоплаченной суммы основного долга в пределах конечного срока пользования кредитом. Возможно также продление сроков возврата кредитов, предоставленных в иностранной валюте.
Мероприятия по изменению условий кредитования осуществляются после оценки способности кредитополучателя исполнять свои обязательства перед банком. При этом граждане, получившие кредиты в иностранной валюте и испытывающие затруднения по их погашению, должны обратиться в банк с письменным заявлением.
Ранее банками уже были приняты меры по снижению финансовой нагрузки на физических лиц по погашению кредитов в иностранной валюте, в частности снижена процентная ставка до 10% (Беларусбанк) годовых. Кроме того, по заявлениям кредитополучателей сроки пользования кредитом продлеваются на 5 лет по кредитам на финансирование недвижимости и на 3 года по кредитам на потребительские нужды.
Одновременно, в связи с ростом
стоимости привлекаемых ресурсов, в
том числе обусловленным
В Беларуси в 2011 году был создан Банка Развития. Ему планируется передать кредиты, ранее выданные предприятиям в рамках госпрограмм. И все кредитование по госпрограммам будет в дальнейшем осуществляться этим специально созданным банком. Это делается для стабилизации экономической ситуации и инфляционных процессов в стране.
По мнению правительства, жесткая денежно-кредитная, бюджетно-налоговая политика позволит стабилизировать ситуацию и снизить инфляцию в будущем году до 19%. Если же вновь проводить мягкую макроэкономическую политику и в прежнем объеме кредитовать госпрограммы, то это вызовет резкий рост инфляции, считают в правительстве.
На данный момент правительство проводит мягкую макроэкономическую политику, основанную на эмиссионном финансировании экономики. Однако, как видно из показателей, она не эффективна в сложившейся ситуации. Поэтому правительству было поручено разработать сценарий для балансировки. Основными задачами, которого на 2012 год являются: снижение инфляции до 19%, выход на положительное сальдо внешней торговли, наращивание золотовалютных резервов на 5 млрд. USD.
Исходя из сложившейся ситуации Минэкономики Республики Беларусь рассмотрено несколько сценариев развития экономики в 2012 году с целью выработки наиболее приемлемого варианта, позволяющего снизить инфляцию и при этом не допустить рецессии и значительного снижения доходов населения:
1. Инерционный. При данном
2. Обеспечение инфляции на
3. Увеличение эмиссии и
Правительством Беларуси большие надежды возлагаются на создание ЕЭП (Единого экономического пространства). При вступлении в него государство надеется повысить конкурентоспособность белорусских предприятий, снизить стоимость энергоресурсов, увеличить объем рынка сбыта товаров а также уменьшить уровень цен. Сейчас по этому направлению ведется активная работа.
Можно сказать, что в целом за последнее время Нацбанком и правительством принят ряд последовательных мер по ограничению инфляционных процессов, с помощью денежно-кредитной и фискальной политики. Вместе с тем для государства очень важно проведение последовательной антиинфляционной политики и настойчивость в использовании инструментов, регулирующих инфляцию, чтобы пакет действий по снижению цен возымел надлежащий эффект.
Снижение курса национальной валюты и замедление роста цен говорит об эффективности государственной программы по борьбе с инфляцией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны мира, и каждая из них в решении этой проблемы шла своим путем, хотя в действиях, направленных на снижение инфляции, имелось и много общего.
Анализ белорусского опыта антиинфляционной
политики позволяет сформулировать
принципиальные требования к проведению
антиинфляционного регулировани
- с учетом финансовой и экономической ситуации в Республике Беларусь, размеров золотовалютных резервов банковской системы наиболее приемлемым методом антиинфляционной политики для Беларуси является прямое инфляционное таргетирование, при которой все денежно-кредитные и другие инструменты направлены на реализацию целевых показателей инфляции;
- при осуществлении
- при осуществлении расчетов на прогнозируемый период должно быть достигнуто сопряжение прогнозного значения инфляции с другими прогнозными показателями социально-экономического развития;
- для достижения целевых
- условием возникновения инфляции является преобладающая динамика номинальной денежной массы по сравнению с ростом национального дохода;
- если в стране есть хоть какие-то признаки инфляции, то правительство должно либо с ней бороться, если она достигла больших размеров, или совершать политику, контролирующую её. Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. Для этого проводится, так называемая, антиинфляционная политика, которая означает комплекс мер и механизмов по регулированию экономики со стороны государства, направленных на борьбу с инфляцией.
Что же касается Республики Беларусь, то здесь инфляция существовала ещё с момента достижения своей независимости, как и в любой другой нормальной стране, однако следует обратить большее темпы её роста: в течение последних 10 лет Беларусь занимает 4-е место в мире по темпам инфляции. В 2011 году наблюдается самый большой размах инфляции за последние годы. К этому явления привела не одна причина, но более важен вопрос, как бороться с таким положением в экономике страны. Были предприняты руководством страны такие меры, как: выход на единый курс, отпущение цен на товары и услуги, уменьшение затрат на государственные программы, сокращение эмиссионных операций. В данный момент план по балансировке экономики в 2012 году редактируется Правительством. Основными задачами, которого являются: снижение инфляции до 19% и при этом не допустить рецессии и значительного снижения доходов населения, выход на положительное сальдо внешней торговли, наращивание золотовалютных резервов на 5 млрд. USD.
В целом главными составляющими антиинфляционной политики в Беларуси является: монетарная политика, политика ресурсосбережения и снижения транзакционных издержек, политика цен.
Достижение снижения уровня инфляции в Беларуси предполагает активное участие государства в регулировании экономики, согласованное действие различных государственных структур, как в рамках Правительства, так и в сфере его взаимодействия с Национальным банком.
В рамках этой работы и должны устанавливаться и реализовываться цели по стабилизации покупательной способности белорусского рубля.
Проведенный анализ еще раз подтверждает то, что без глубокого понимания инфляционных процессов в переходной экономике Республики Беларусь невозможно предложить адекватные программы борьбы с инфляцией.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в Республике Беларусь