Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – инфляция как экономическое явление.
Предмет исследования – антиинфляционная политика и ее виды.
Цель работы: исследование влияния инфляции на развитие экономики и мер по ее регулированию, как в целом, так и в Республике Беларусь.
Задачи исследования:

Файлы: 1 файл

Антиинфляционная политика в Республике Беларусь.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Монетарная  политика базируется на регулировании количества денег в обращении как способе стабилизации экономики.

Существует прямая взаимосвязь  между количеством денег в  обращении и уровнем деловой активности. Когда предложение денег увеличивается, вместе с ним возрастают затраты потребителей и производственные затраты. Отсюда также следует, что во времена сокращения или спада производства увеличение предложения денег помогает оздоровлению экономики.

В противоположной ситуации экономика во время бума взвинчивает  цены в инфляционной спирали, уменьшение денежной массы ведет к сокращению спроса и понижению цен.

Правительство обладает целым набором инструментов, который  она может использовать для регулирования предложения денег: операции на открытом рынке, изменение учетной ставки, ограниченность монетарной политики, изменение нормы резервов. [11]

Кроме того, антиинфляционные меры классифицируются в зависимости от того, на борьбу с каким видом инфляции они направлены.

Меры борьбы с инфляцией спроса: уменьшение госрасходов; увеличение налогов; сокращение дефицита госбюджета; переход к жёсткой кредитно-денежной политике; стабилизация валютного курса путём его фиксирования. Все они в конечном счёте сводятся к сдерживанию совокупного спроса.

Экономика, имеющая высокий  уровень инфляции, переживает данные изменения весьма болезненно: сокращение совокупного спроса сопровождается спадом производства и ростом безработицы.

Меры, направленные против инфляции издержек, достаточно многообразны: сдерживание роста факторных доходов и цен; борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов; стимулирование производства в рамках «экономики предложения». Политика, направленная против факторных доходов и одновременно роста цен (так называемая политика сдерживания цен и доходов), может быть реализована путём замораживания цен и зарплаты и косвенным ограничением их роста.

Жёсткое сдерживание цен и доходов даёт видимые результаты за достаточно короткий срок. Однако цена такой дефляции достаточно высока, так как одновременно «сдерживаются» и рыночные механизмы стабилизации экономики, замораживаются диспропорции и инфляционные ожидания. [12]

Антиинфляционная политика может проводиться как методами "шоковой терапии" (когда жёсткая денежная политика помогает быстро сбить инфляцию, но сопровождается значительным спадом производства), так и постепенно, путём многократного, но каждый раз небольшого снижения темпов роста денежной массы, что позволяет избежать глубокого спада, однако не даёт возможности быстро снизить инфляцию.

Большинство стран —  как развитых, так и с переходной экономикой — в практике борьбы с инфляцией никогда не следовали  жестким монетаристским рекомендациям "шоковой терапии", поскольку  это неизбежно приводило к затяжному спаду, росту безработицы, резкому снижению жизненного уровня населения. [13]

 

3. Инфляция и антиинфляционная политика в РБ

3.1 Причины инфляции в Республике Беларусь

 

Основными причинами  инфляции в Республике Беларусь являются:

1. Дефицит государственного бюджета. Сюда можно отнести чрезмерную эмиссию денег в наличной и безналичной формах, расширение масштабов банковского кредитования сверх реальных потребностей хозяйства, дотации для неэффективного производства, чрезмерные расходы на социальные программы, содержание огромного бюрократического аппарата. Высокая степень бюджетизации экономики и неэффективное ведение хозяйствования.

2. Ограничение конкуренции. Монополия крупнейших корпораций, фирм, компаний, которые самостоятельно устанавливают цену на рынке и определяют собственные издержки. В Беларуси очень много монополистических предприятий, как в добывающей отрасли (например: ОАО «Беларуськалий»), так и в остальных сферах производствах (ОАО «Атлант», РУПП «Витязь», ОАО «Белтрансгаз», ОАО «Амкодор» и т.д.).

3. Мировой кризис. Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, оказал влияние на всю мировую экономику и на каждую страну в отдельности по разному. Глубина поражения экономики у каждого государства разная, и это зависело, прежде всего, от экономической устойчивости страны. В то время белорусскую экономику рецессия затронула позже и в меньшей степени, чем у наших соседей. Ведь до недавнего времени наша республика оставалась одной из немногих стран, в которой ВВП продолжал расти. Так, прирост реального ВВП Беларуси за 12 месяцев на 1 июля 2012 года составил 1,73%, сообщается в отчете Нацбанка Беларуси (НБРБ).

4. Долларизация экономики. Долларизация представляет собой процесс замещения слабой национальной валюты иностранной валютой, в нашем случае - долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения. В 2011 г. это привело к т.н. «Валютному кризису». Кризис проявился в нехватке валюты, падении рентабельности импорта, росте цен и падении покупательной способности населения вследствие более чем 50%-ной девальвации белорусского рубля. Несмотря на проведение девальвации и введение антикризисного регулирования экономики, кризисные явления не исчезли, а инфляция многократно превысила прогнозные показатели.

В результате кризиса  установленный Нацбанком курс доллара  за 2011 год вырос с 3000 до 8500 белорусских  рублей, совокупная девальвация только за десять месяцев составила 189 %. Из-за отсутствия валюты в обменных пунктах в марте-апреле сформировался чёрный рынок, где курс доллара достиг 8000-9000 рублей к сентябрю 2011г. Свободный курс в обменных пунктах (с 14 сентября 2011 года), по которому можно купить наличную валюту, и курс на торгах Белорусской валютно-фондовой биржи удерживаются на уровне около 8500 рублей (и около 8600 в настоящее время), то есть в три раза выше курса на начало 2011 года. В то же время, физические лица могут теперь покупать иностранную валюту только по паспорту. В январе-сентябре 2012 года население Беларуси купило валюты в банках (в эквиваленте долларов США) на 1346,4 млн. больше, чем продало . [17]

Вышеперечисленные причины  являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Значительное влияние оказывает воздействие повышения цен на импортируемые товары, например, такие как газ, нефть. Не последнюю роль играют так называемые «инфляционные ожидания», когда население начинает запасаться товарами впрок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся, и тем самым желая себя обезопасить. Да и внешние долги не снижают инфляции: так, по состоянию на 1 января 2011г. валовой внешний долг по всем секторам экономики составил 28 402.7 млн. долларов США, а на 1 января 2012г. – уже 34 023.1 млн. долларов США.

Таким образом, совокупность всех этих экономических факторов в большей или меньшей степени влияют на рост инфляции в Беларуси.

Так, инфляция за 2011 год составила 108,7 %, базовая инфляция (без учёта цен на товары и услуги, регулируемые государством и сезонно изменяющиеся) за январь-октябрь — 118,1 %. Это самый высокий показатель в Европе и СНГ. Цены на продукты питания (в том числе, контролируемые государством) за 2011 год выросли в среднем на 125 %, на непродовольственные товары — на 112 %, на услуги — на 64,9 %, на пассажирские перевозки — на 105,6 %. К ноябрю ставки по потребительским кредитам выросли до 120 % годовых. [17]

2.2 Антиинфляционная  политика, проводимая в Республике  Беларусь

 

Белорусская экономика  длительное время развивалась на базе приоритетности отраслей производственного назначения, имела большие объемы незавершенного производства и характеризовалась высоким уровнем монополизации и скрытой безработицы, что создало предпосылки для развертывания в нашей стране мощных инфляционных процессов в начале 90-х годов. Недостаточно жесткая финансовая политика государства в этот период способствовала усилению инфляции. С середины 1993 г. инфляция спроса уступила в Беларуси место инфляции издержек, основными факторами которой явился значительный рост издержек, обусловленный повышением цен на сырье, труд и др.

С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий  государство проводит на разных стадиях инфляционного процесса антиинфляционную политику. В Беларуси действует утвержденный правительством план антиинфляционных мер на 2013 год, который направлен на стабилизацию ценовой ситуации, предупреждение необоснованного роста потребительских цен, дедолларизацию экономики и обеспечение выхода на прогнозный уровень инфляции. Однако он будет эффективен лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. С этой точки зрения политику государства, осуществляющего компенсационные выплаты, надбавки, административный контроль за ценами, нельзя в полном смысле назвать антиинфляционной, так как она касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины. В 2013 году Национальный банк намерен постепенно уменьшать свое присутствие на валютном рынке, что соответствует усилению антиинфляционной направленности монетарной политики. «В результате стабильность курса национальной валюты будет в определяющей степени зависеть от взвешенности макроэкономической, жесткости денежно-кредитной и дисциплинированности бюджетно-налоговой политики», – сказала Надежда Ермакова. При этом она уточнила, что инфляция в 2013 году планируется на уровне 12%.

Во всем мире на практике разработан и апробирован комплекс мер антиинфляционного регулирования  как на долгосрочную перспективу (антиинфляционная стратегия), так и на короткий отрезок времени (антиинфляционная тактика). Для успешной реализации долгосрочной стратегии необходимо правительство, пользующееся доверием большинства граждан и твердо придерживающееся курса на подавление инфляции. Большое значение для обуздания инфляции имеет правильная долгосрочная денежная политика, направленная на введение жестких ограничений роста денежной массы, независимо от состояния бюджета, уровня безработицы и т.д. Как правило, при решении этой задачи используется арсенал инструментов, находящихся в распоряжении Центрального банка: изменение ставки межбанковского кредита и нормы обязательных резервов, проведение операций на рынке ценных бумаг с государственными долговыми обязательствами. Повышая ставку процента и норму обязательных резервов, Центральный банк задает всем звеньям банковской системы не инфляционную линию поведения, а осуществляя операции на открытом рынке, он непосредственно влияет на состояние денежного обращения.

Долгосрочное антиинфляционное регулирование, опираясь на рациональную денежную политику Центрального банка, должно подкрепляться мерами по решению стратегической задачи — уменьшения дефицита бюджета на основе сокращения его расходной и увеличения доходной части. Понятно, что эти механизмы рассчитаны на долгосрочную перспективу и должны дополняться методами краткосрочной антиинфляционной тактики. Максимальный эффект будет получен, если, во-первых, увеличить объем предложения без увеличения совокупного спроса и, во-вторых, снизить текущий спрос без уменьшения предложения.

Для наращивания объема предложения применяется такой метод, как льготное налогообложение предприятий, повышающих уровень товарности национальной экономики, особенно в тех ее секторах, где формируются рыночные отношения, например информационное производство, охваченное товарными отношениями только на 30%. Средствами антиинфляционной тактики могут быть импорт потребительских товаров и реализация части государственных резервов, разумно организованная приватизация государственной собственности.

Цель краткосрочного регулирования текущего спроса состоит в увеличении объема сбережений и уменьшении уровня их ликвидности. Это можно осуществить, например, путем повышения процентов по срочным вкладам, временного замораживания вкладов до востребования, широкого распространения акционерной формы собственности. В любом случае меры краткосрочного регулирования, предпринимаемые правительством, должны сочетаться с долгосрочной антиинфляционной стратегией, направленной на установление равновесия денежного и товарного рынков. [14]

 

Ключевым параметром утвержденных на 2013 год основных направлений денежно-кредитной политики Беларуси является уровень инфляции. Понятно, что ключевым параметром утвержденных основных направлений денежно-кредитной политики является именно уровень инфляции. Остальные показатели (ставка рефинансирования, темп роста требований банков к экономике) скорее зависимые, достижение которых будет обусловлено именно инфляционным сценарием.

В принципе, антиинфляционная политика Национального банка в 2012 году продемонстрировала свою эффективность. Регулятор сумел в течение всего года поддерживать положительный уровень кредитных ставок, несмотря на очевидное давление реального сектора по их более быстрому снижению. Более того, недавний пересмотр в сторону повышения ранее авансированного ожидаемого уровня ставки рефинансирования на конец 2012 года свидетельствуют о том, что само по себе снижение ставки - не самоцель, а именно следствие инфляционных оценок.

В прогноз развития экономики на 2013 год заложены амбициозные целевые ориентиры по росту ВВП. Объективно говоря, их достижение возможно только при весьма благоприятных условиях внешнеторговой конъюнктуры на основных экспортных рынках. И основной вопрос, как будет реагировать экономический блок правительства и Национальный банк, если эти благоприятные условия не реализуются и единственным драйвером роста останется внутренний спрос. Здесь очень важно не поставить сиюминутные цели выше долгосрочной макроэкономической стабильности.

Согласно «Основным направлениям денежно-кредитной политики Беларуси на 2013 год», утвержденным 25 сентября указом №419, ставка рефинансирования на конец 2013 года прогнозируется на уровне 13-15% годовых (при росте потребительских цен на 12%). Прогнозируется, что требования банков к экономике возрастут на 17-20% и составят 45-46% к валовому внутреннему продукту. Прирост международных резервных активов Беларуси в соответствии с методологией Международного валютного фонда на 1 января 2014 года по прогнозу составит $0,3-0,7 млрд.

Информация о работе Антиинфляционная политика в Республике Беларусь