Антинфляционная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы изучение причин возникновения инфляции, а также исследование методов и механизмов антиинфляционной политики.
Эта цель реализуется с помощью следующих задач:
1) познать суть инфляции как экономической категории;

Содержание работы

Введение.…………………….…………………..…………………….….................4
1 1. Теоретические аспекты инфляции
1.1 Понятие инфляции, ее виды и типы.. ………..………………………….. .…6
1.2 Причины возникновения и социально-экономические последствия инфляции ……….....………………………………………...………………..……..7
2 Анализ инфляции январь-август 2013г…………………………………..…….11
3 Антиинфляционная политика Республики Беларусь
3.1 Понятие и цели антиинфляционной политики……………………………….14
3.2 Антиинфляционную стратегию и антиинфляционная тактика - группы антиинфляционной политики………………………………………………….…..15
3.3 Методы и механизмы преодоления инфляции………………………..…..…18
3.4 Регулирование цен как способ снижения инфляции……………………..….22
Заключение…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая инфляция1.doc.docx

— 1.45 Мб (Скачать файл)

2) создание специального  стабилизационного фонда (золотовалютных  резервов) путем внутреннего и внешнего заимствования;

3) ужесточение бюджетной  политики, направленное на значительное  сокращение или ликвидацию существующего бюджетного дефицита;

4) введение фиксированного  обменного курса и ряда сопутствующих  ограничений во внешнеэкономической и валютной сфере;

5) стимулирование экспорта  и торможение импорта различными средствами;

6) по мере подавления  инфляции и роста золотовалютных  резервов снятие введенных ограничений  и либерализация соответствующих  сфер экономической деятельности. [9].

 

3.3 Методы и механизмы преодоления инфляции

 

Обуздание высокой инфляции требует проведения в жизнь специального пакета экономических мероприятий, воздействующих на обменный курс государственный  бюджет, предложение денег и в  отдельных случаях непосредственно  затрагивающих заработную плату  и цены. Ключевым элементом успеха любой стабилизационной программы  является то, насколько позитивно реагируют на нее люди. Критическая роль ожиданий высвечивает значение мероприятий, которые могут создать доверие к программе:

1)Стабилизация обменного курса.

В "долларизованной" экономике паритет покупательной способности выдерживается весьма точно. Большинство цен фактически выражаются в долларах (P*) и затем переводятся в цены в национальной валюте путем умножения на доминирующий обменный курс. Поскольку цены выражаются в долларах, но оплата происходит в национальной валюте, мы приходим к соотношению Р = ЕР*. Следовательно, обменный курс — связующая нить между ценами в долларах и ценами в национальной валюте на большинство товаров и услуг. В ходе гиперинфляции обменный курс снижается приблизительно тем же темпом, которым растут внутренние цены. Если обменный курс может быть стабилизирован, внутренние цены также могут быть стабилизированы.

В условиях гиперинфляции  обычно существуют, по меньшей мере, два обменных курса: официальный  и свободный рыночный, который  существенно выше официального. Расхождение  между ними может составлять сотни  или тысячи процентов. Для успешной стабилизации экономики обычно требуются  вначале значительная девальвация  официального обменного курса до свободного рыночного и затем стабилизация единого обменного курса. Стандартная стабилизационная программа направлена на закрепление обменного курса на приемлемом уровне, т.е. на уровне, который может быть защищен центральным банком при отсутствии спекулятивной атаки, истощающей валютные резервы.

По этой причине девальвация  сама по себе, обычно недостаточна для  стабилизации обменного курса. Фискальная политика также должна быть ужесточена, чтобы сбалансировать бюджет в самом  начале стабилизационной программы. Если центральный банк обладает некоторыми валютными резервами для защиты валюты или правительство способно договориться об иностранном займе  для увеличения резервного фонда, то это увеличивает способность  правительства к стабилизации обменного  курса в краткосрочном периоде. Но в долгосрочном периоде есть только один способ поддержания стабильности обменного курса — жесткая  фискальная политика, которая освобождает  правительство от необходимости  опираться на сеньоражное финансирование. 
Поскольку большинство внутренних цен связано с долларом через паритет покупательной способности, то инфляция может прекратиться буквально за день, как только обменный курс стабилизируется. Отметим кратко, что коренным отличием гиперинфляции от очень высокой инфляции является то, что в процессе гиперинфляции исчезают все признаки инфляционной инерции, так как фирмы и работники перестают использовать долгосрочные контракты и индексацию по прошлым темпам. Цены просто долларизуются и, следовательно, увязываются с обменным курсом. Поэтому стабилизация обменного курса прекращает высокую инфляцию.

2)Комплексные бюджетные мероприятия

Ни один обменный курс не может оставаться стабильным, пока лежащий в его основе бюджетный  дефицит и потребность в сеньораже не взяты под контроль. Именно поэтому основным шагом в обуздании гиперинфляции является устранение лежащих в их основе бюджетных проблем, которые в первую очередь и приводят к гиперинфляции. В своей основополагающей работе по теории денег Томас Сарджент показал, что гиперинфляции заканчиваются вслед за фундаментальными изменениями в бюджетной политике относительно размеров дефицитов и способов их финансирования. Часто составляющей этого процесса является усиление независимости центрального банка, позволяющей противостоять давлению при финансировании дефицита государственного бюджета с помощью печатного станка. Разумеется, недостаточно прекратить финансирование центральным банком дефицита государственного бюджета, необходимо также улучшить состояние бюджета. Жесткая фискальная политика обычно подразумевает ряд мер. Во-первых, цены на товары и услуги, предоставляемые предприятиями государственного сектора в ходе гиперинфляции, как правило, снижаются в реальном выражении до очень низкого уровня и обычно должны быть значительно увеличены. Цель заключается в том, чтобы устранить дефицит балансов государственных предприятий, которые в конечном счете ложатся на центральное правительство, являясь, таким образом, первейшим источником эмиссии денег. Во-вторых, должны быть увеличены налоговые поступления. Отчасти это происходит автоматически, когда цены (после стабилизации обменного курса) перестают расти.

3)Денежно-кредитная политика

Стабилизация обменного  курса и цен приводит к увеличению реальных денежных остатков, которые  стремятся держать люди. Ключевой вопрос экономической политики состоит  в том, каким образом происходит приспособление к этому росту  спроса на деньги. Таким образом, правительство имеет три возможных способа удовлетворения возросшего спроса на деньги: оно может увеличить внутреннее кредитование государственного сектора (т.е. центральный банк может купить облигации у казначейства), увеличить внутреннее кредитование частного сектора (т.е. центральный банк может предоставить больше кредитов частным банкам) или санкционировать приток валютных резервов через платежный баланс (т.е. центральный банк может скупать иностранную валюту по фиксированному курсу).

4)Денежная реформа; введение новой денежная единицы.

Успешные попытки стабилизации нередко сопровождаются введением  новой денежной системы. Наиболее популярный способ стабилизации состоит в «отбрасывании  нулей» сильно обесценившейся денежной единицы При простейшем варианте денежной реформы новая денежная единица вводится для того, чтобы отбросить несколько нулей во всех ценах, заработных платах и финансовых активах в экономике. Это во многом косметическое изменение, которое не приносит вреда, но может принести некоторую экономию на издержках (чернил, бумаги, времени, числа позиций в вычислительных машинах и т.д. При более сложном типе денежной реформы новая денежная единица вводится не только для отбрасывания нулей, но также и для создания специального режима оплаты долгосрочных контрактов, заключенных в прежней денежной единице. Наконец, возможна конфискационная реформа, при которой новая денежная единица обменивается на старую без приведения курса обмена денег в соответствие с изменениями заработной платы и цен. Например, старые деньги могут быть обменены на новые по курсу 10:1 без изменения уровней заработной платы и цен. Это значительно сократит реальные денежные остатки, что обязательно приведет к сильному экономическому спаду. В целом это наиболее полезно в ситуации подавленной инфляции, когда предложение денег резко выросло, а контроль за ценами препятствует их росту в соответствии с увеличением предложения денег. Денежная реформа в таком случае приводит предложение денег в соответствие с ценами, вместо того чтобы позволить ценам резко расти вслед за ростом предложения денег.

5)Смягчение внешнего бюджетного ограничения.

Все страны, испытывающие гиперинфляцию, достигают крайне низкого уровня валютных резервов, что затрудняет защиту обменного курса, а значит, и стабилизацию цен. В более широком  смысле страны часто вступают в гиперинфляцию  из-за лежащего на бюджете тяжелого бремени внешних обязательств. Следовательно, для правительства, предпринимающего стабилизационную программу, весьма желательно для поддержки платежного баланса  получить заем, чтобы с его помощью  увеличить объем валютных резервов, или договориться о пакете иностранной  помощи для облегчения лежащего на бюджете финансового бремени внешнего долга. Эта долгосрочная поддержка может включать предоставление новых займов и облегчение обслуживания существующего долга.

6)Гетеродоксальные стабилизационные программы.

"Гетеродоксальные" стабилизационные программы — это те программы, которые наряду со стандартными монетарными и фискальными мерами предусматривают прямое вмешательство в установление цен и заработной платы. Гетеродоксальные программы исходят из того, что инфляция обладает значительной инерционной составляющей, которая приводит к ее самовоспроизведению. Инфляционная инерция возникает из-за долгосрочных контрактов, индексации заработной платы по прошлому опыту и других механизмов, приводящих к автоматическому пересмотру заработной платы и цен на основе прошлой инфляции

.Из гетеродоксального подхода следует, что сбалансированность бюджета и жесткая кредитно-денежная политика сами по себе недостаточны для обуздания высокой инфляции. Как утверждается, в условиях инерционной инфляции использование одних лишь ортодоксальных мер может привести к глубокому спаду, отнюдь не являющемуся неотвратимым. . Сторонники гетеродоксальных стабилизационных программ утверждают, что политика доходов, т.е. некая форма контроля за заработной платой и ценами, должна быть ключевым элементом стабилизационной программы. Впадая в крайность, отдельные апологеты гетеродоксального подхода доходят до утверждения, будто один только контроль за заработной платой и ценами достаточен для обуздания инфляции и что ортодоксальные фискальные и кредитно-денежные ограничения не играют никакой роли

Тем не менее гетеродоксальные стабилизационные программы обладают рядом заметных потенциальных изъянов. Во-первых, контроль над заработной платой и ценами может быть излишним. Если инфляционная инерция незначительна, инфляция скоро прекратится сама по себе. Во-вторых, контроль за ценами, выходящий за рамки узкой группы товаров, может быть трудноосуществим, и ограниченные административные возможности могут сделать такой контроль по большей части неэффективным. В-третьих, контроль может быть предвосхищен. Предприятия, знающие о предстоящем введении режима контроля, могут заранее "раздуть" свои цены даже на несколько сот процентов. В-четвертых, контроль может оказывать "наркотическое воздействие", приучая политиков к мысли, что инфляция может быть остановлена без лишений, связанных с осуществлением основополагающих изменений в кредитно-денежной и фискальной политике. В-пятых, контроль может сделать очень жесткой структуру относительных цен в экономике, что способно породить дефициты. Наконец, контроль может оказаться трудноустранимым. В ходе неудавшихся попыток стабилизации наличие значительного бюджетного дефицита задержало стабилизацию обменного курса более чем на несколько месяцев.

Во-первых, для успешной стабилизации абсолютно необходима серьезная  корректировка бюджета. Во-вторых, один лишь контроль за заработной платой и ценами недостаточен для прекращения инфляции. В-третьих, не существует однозначных выводов относительно применения контроля за заработной платой и ценами в дополнение к пакету ортодоксальных мероприятий. Весьма вероятно, в стране, переживающей подлинную гиперинфляцию, инфляционная инерция исчезает, так что гетеродоксальный контроль за ценами и заработной платой нецелесообразен. Когда темпы инфляции ниже, инфляционная инерция может быть достаточной для того, чтобы осуществлять дополнительный контроль за ценами и заработной платой. [11].

 

3.4 Регулирование цен как способ снижения инфляции

Цена играет важную роль в экономике. На микроуровне она  является регулятором производственно-хозяйственной  и коммерческой деятельности предприятия; на макроуровне формирует структуру  экономики и сигнализирует о возникающих диспропорциях [17, с.116].

Цена относится к числу  наиболее сложных экономических  категорий. В ней перекрещиваются  взаимоотношения, экономические интересы коллективов предприятий, различных  социальных групп и общества в  целом. Поэтому важную роль в управлении процессами ценообразования играют прежде всего разработка и осуществление определенной политики в этой области. Ценовая политика является составной частью социально экономической политики. Государственное регулирование цен - воздействие на процессы формирования, установления и применения цен и тарифов со стороны государственных органов путем проведения законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации экономических процессов в государстве [17, с.40].

В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование  цен носит антикризисный, антиинфляционный характер. Государственное регулирование  заключается в том, чтобы не допустить  инфляционного роста цен в  результате возникновения устойчивого  дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма товаропроизводителей, способствовать созданию условий для  нормальной конкуренции, ориентируемой  на внедрение достижений НТП.

Переход от плановой экономики  к рыночной предполагает проведение определенной государственной ценовой политики. Эта политика, как показывает опыт других стран, может реализовываться двумя путями: в форме резкого перехода с помощью активной либерализации цен или посредством плавного вхождения в рыночную экономику, сочетая постепенное высвобождение цен по мере создания необходимых условий, конкурентной рыночной среды с системой государственного регулирования ценообразования.

Информация о работе Антинфляционная политика в Республике Беларусь