Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 19:36, дипломная работа
Цель настоящей работы является изучение банковской сферы, роль и их значение в современной жизни.
Введение
Глава 1. Развитие банковской системы в Кыргызской Республике
1.1 Становление банков и банковской системы в Кыргызской Республике
1.2 Правовой статус Национального банка Кыргызской Республики и денежно-кредитная политика государства
Глава 2. Правовой статус коммерческих банков в Кыргызской Республике
2.1 Организационная структура Коммерческих банков
2.2 Организационно-правовое положение коммерческих банков
2.3 Организационно-правовое регулирование банкротства коммерческих банков
Заключение
Приложение
Список литературы
Сотрудничество с Всемирным банком началось в 1992 г. В 1999 г. Всемирный банк инициировал в развивающихся странах и странах с переходной экономикой подготовку долгосрочной стратегии "Комплексная основа развития", ориентированной на решение вопросов социального развития и проблем сокращения бедности. Кыргызстан вошел в число тринадцати пилотных стран по реализации данной программы.
От Международной ассоциации развития
(МАР) на реализацию 24 программ получено
начиная с 20 мая 1993 г. 515 млн. СДР, в
том числе на Программу приватизации
и реформы государственного сектора
(ПЕСАК) - 42,5 млн. СДР, кредит на структурную
перестройку финансового
Германское общество по техническому сотрудничеству (GTZ) работает в Кыргызстане с 1993 г. За 7 лет Правительством Германии в рамках технического сотрудничества было предоставлено Кыргызстану более 50 млн. немецких марок.
Азиатский банк развития (АБР), начиная с декабря 1994 г., предоставил по 18 займам 301,4 млн. СДР, в том числе два кредита на реконструкцию автодороги Бишкек-Ош на сумму 71,8 млн. СДР. Совместно с АБР проводились мероприятия по реализации проекта "Сельскохозяйственные финансовые институты", направленного на развитие кредитных союзов и финансового сектора республики.
Суммарный объем привлеченных Правительством республики иностранных инвестиций из разных государств с 1992 г. по 1 августа 2000 г. составил 1769 млн. долл. США по 91 кредитному соглашению, в том числе от США - около 500 млн. долларов.
Подписание Базельского
В последние годы происходят динамичные изменения в уставном капитале банков Кыргызстана. Так, если на 1 января 1995 г. в республике действовало 16 коммерческих банков с общим объемом уставного капитала в 157,2 млн. сом., то на 1 октября 2001 г. - 18 коммерческих банков с общим уставным капиталом 1242 млн. сом. Резкий рост взносов в уставный капитал банков наблюдался в третьем квартале 2001 г. - 22,6% по сравнению с данными на 1 июля 2001 г. Только за этот период удвоили свой капитал и достигли планки в 100 млн. сом АКБ "Эридан" и РСК. Значительно увеличили объем капитала АК "Промстройбанк" - с 60 до 100 млн. сом. и АКБ "Кыргызстан" - с 72 до 100 млн. сом. В целом, по банковской системе республики 7 банков справились с заданием НБКР об увеличении уставного капитала до 100 млн. сом. В настоящее время только 5 банков не достигли рубежа в 50 млн. сом.: АООТ "Банк Бакай", ИАКБ "Иссык-Куль", АК "Кыргызавтобанк", АКБ "Толубай", АКБ "Кыргызкредит". Эти банки, вероятно, примут статус специализированных или присоединятся к другим банкам.
На начало 2000 г. в республике уже не осталось банков с капиталом в 15 млн. сом., хотя на начало 1995 г. таких банков было подавляющее большинство - 87,5% от общей численности.
Национальный банк Кыргызской Республики
уделяет большое внимание вопросу
структуры капитала коммерческих банков.
В 1995 г. была утверждена Инструкция по
определению стандарта
Особенно остро встал вопрос о составе капитала банков в период кризиса 1998 г., когда при наличии относительно большого размера уставного капитала банки имели мизерный или отрицательный капитал. Общий капитал всех действующих коммерческих банков в этот период не достиг миллиарда сомов. Максимальная его величина составила 939 млн. сом на 1 января 1999 г. и 955 млн. сом. - на 1 февраля 2001 г. Начиная с 1 апреля 1999 г. и до настоящего времени общий капитал действующих банков стабильно отстает от величины уставного капитала в связи с наличием убытков.
На 1 мая 2000 г. величина недостатка капитала достигла рекордной цифры - 214 млн. сом. Это больше, чем уставной капитал всех банков республики на 1 января 1996 г. Убытки поглотили все средства акционеров, резервы и прибыль отдельных банков.
Благодаря принятым мерам НБКР по наращиванию уставного капитала во второй половине 2000 г. ситуация не только стабилизировалась, но даже наметилась слабая тенденция к росту капитала по банковской системе, поскольку действующие банки продолжали увеличивать свой уставной капитал, что позитивно сказывалось на всей банковской системе республики.
Бурному процессу преобразований в банковской сфере неизбежно сопутствовали определенные издержки: среди высшего руководства коммерческих банков были и есть лица, не обладающие достаточным опытом практической работы с банковскими операциями. Проблемы в банках не возникают сразу, они накапливаются в течение длительного периода. Но неэффективный надзор со стороны НБКР, его непродуманные до конца действия привели к тому, что за период с 1997 по 2001 гг. прекратили свою деятельность 13 коммерческих банков, в том числе системообразующие - АКБ "Меркюри", АКБ "КыргызКРАМДСбанк", АГБ "Бишкек", АКБ "Максат".
В настоящее время реорганизация
банков в форме слияния или
присоединения нескольких банков в
целях увеличения собственного капитала
является наиболее перспективным вариантом
решения проблемы с наращиванием
объема уставного капитала. Это происходит
на добровольной основе по решению
общего собрания акционеров банков, подлежащих
реорганизации или
Богатый опыт слияния банков имеют США, Япония, Россия, Казахстан и другие страны. В 1994 г. в Казахстане функционировало 204 банка, а к середине 2001 г. их осталось только 47, в том числе: 1 - государственный, 1 - межгосударственный, 19 - с участием иностранных инвесторов.
Поскольку реорганизация банков в форме их слияния достаточно популярна в банковском мире, то, вероятно, в этом процессе есть нечто более привлекательное, чем просто наращивание собственного капитала банков, поэтому Кыргызстану следует использовать этот опыт при развитии собственной банковской сферы.
На данный момент в Кыргызстане функционируют 23 коммерческих банка и 273 филиала (смотреть приложение №1).
1.2 Правовой статус
Национального банка
В результате преобразований
и с принятием в 90х банковских
законодательств в Кыргызстане
сложилась двух-уровневая
Национальный банк Кыргызской Республики и кыргызские кредитные организации- это основные субъекты банковской системы, иностранные же банки представлены в кыргызской банковской системе не на прямую, а через свои филиалы и представительства и будучи включенными в отечественную банковскую систему они автоматически становятся поднадзорными НБКР но при этом они сохраняют связь и со своими банками.
Согласно ст. 105 конституции Кыргызской Республики НБКР установлен особый правовой статус:
национальный банк осуществляет надзор за банковской системой Кыргызской Республики, определяет и проводит денежно-кредитную политику в Кыргызской Республике, разрабатывает и осуществляет единую валютную политику, обладает исключительным правом проведения эмиссии денежных знаков, реализует различные формы и принципы банковского финансирования.2
Согласно статье 2 закона « О Национальном банке КР» основной целью Национального банка является достижение и поддержание стабильности цен посредством проведения соответствующей денежно-кредитной политики.
В соответствии со статьей 3 закона Кыргызской Республики « О Национальном банке Кыргызской Республики» основной задачей для достижения цели Национального банка, является поддержание покупательской способности национальной валюты, обеспечение эффективности, безопасности и надежности банковской и платежной системы республики для содействия долгосрочному экономическому росту республики.3
Для достижения установленных целей Национальный банк имеет право на определенных им условиях осуществлять следующие операции4:
1) предоставлять кредиты на срок не более шести месяцев под обеспечение ценными бумагами и другими активами, определяемыми Банком Кыргызстана в соответствии с настоящим Законом и законодательством Кыргызской Республики;
2) осуществлять
банковские операции по
3) покупать и
продавать чеки, простые и переводные
векселя первоклассных
4) покупать и
продавать ценные бумаги, выпущенные
Правительством Кыргызской
5) покупать и
продавать ценные бумаги, выпущенные
Банком Кыргызстана, а также
ценные бумаги, выпущенные иностранными
государствами, международными
6) покупать и
продавать драгоценные металлы
и иные виды валютных
7) покупать и продавать иностранную валюту;
8) открывать счета
в банках и финансовых
9) выступать в
качестве посредника по
10) осуществлять иные банковские операции, не запрещенные законодательством.
Ключевым элементом правового статуса Национального банка является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Национальный банк выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные ст.105 Конституцией Кыргызской Республики и законом "О Национальном банке Кыргызской Республики", осуществляет независимо от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Независимость статуса Национального банка отражена в статье 105 Конституции Кыргызской Республики, а также в статьях 1 и 6 закона « О Национальном банке Кыргызской Республики».
Нормотворческие полномочия НБКР предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для банковских учреждений, их клиентов, также органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции законом "О Национальном банке Кыргызской Республики" и иными законами. Национальный банк в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты законов, а также нормативных правовых актов государственных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения НБКР своих функций, должны направляться на заключение в Национальный банк.
Национальный банк является
юридическим лицом с
Государство не отвечает по обязательствам Национального банка, так же, как и Национальный банк – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено законом. Национальный банк не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Национального банка, за исключением случаев, когда Национальный банк или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.
Функции Национального банка:
Национальный банк осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики и законом Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» и иными законами Кыргызской Республики. Согласно ст.4 закона «О Национальном банке Кыргызской Республики», Национальный банк выполняет следующие функции:
1) определяет
и проводит денежно-кредитную
политику в Кыргызской
2) разрабатывает
и осуществляет единую
3) обладает исключительным
правом проведения эмиссии
4) является кредитором
последней инстанции для
5) устанавливает
правила проведения банковских
операций, в том числе и на
основе исламских принципов
6) выдает лицензию
на ведение банковских
7) осуществляет
регулирование и надзор за
деятельностью банков и
8) способствует
эффективному функционированию
платежной системы и
Информация о работе Банки и банковская деятельность в Кыргызской Республике