Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:28, курсовая работа
Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.
Конечно, главной функцией центрального банка является кредитное регулирование. Помимо административных методов (установления прямых ограничений на деятельность коммерческих банков, проведения инспекций и ревизий, издания инструкций, сбора и обобщения отчетности и т. д.), центральные банки располагают и экономическим инструментарием для регулирования банковской сферы. Его основными составляющими являются: политика минимальных резервов, открытого рынка и учетная политика.
Политика минимальных резервов впервые была опробована в США в 30-е годы, и сразу после второй мировой войны ее внедрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран. Минимальные резервы - это вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам. Первоначально практика резервирования средств предназначалась для страхования коммерческих банков.
Другая функция подобного
Операции на открытом рынке и девизные операции. Операции на открытом рынке – покупка и продажа государственных ценных бумаг с целью увеличения или уменьшения средств коммерческих банков. Путем изменения объема купли-продажи ценных бумаг и уровня цен, по которым они продаются или покупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кредитную активность коммерческих банков. Девизные операции – это покупка и продажа иностранной валюты для поддержания в определенных пределах курса национальной денежной единицы.
Еще одним классическим инструментом в практике центральных банков является политика учетной ставки, т.е. установление ставки процента за кредиты, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам (ставки рефинансирования). Коммерческие банки предоставляют ЦБ платежные обязательства - векселя. Это могут быть как собственные векселя банков, так и обязательства третьих лиц, имеющиеся в банках. ЦБ покупает, учитывает эти векселя, удерживая при этом определенный процент в свою пользу. Средства, полученные от ЦБ, предоставляются заемщикам коммерческих банков. Цена этого кредита - процентная ставка - должна быть выше учетной, иначе коммерческие банки будут убыточны. Поэтому, если ЦБ повышает учетную ставку, это приводит к удорожанию кредита для клиентов коммерческих банков. Это, в свою очередь, способствует уменьшению займов и, следовательно, снижению инвестиций. Таким образом, манипулируя учетной ставкой, ЦБ имеет возможность влиять на капиталовложения в производство.
Первые ЦБ возникли 300 лет назад (Шведский Риксбанк в 1668 г.), но повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в последние десятилетия.
Далее я не буду останавливаться на ЦБ РФ, так как хочу более подробно охарактеризовать Банковскую систему России в условиях перехода к рыночным отношениям, кризис 1998 года, послекризисное переустройство, а также перспективы развития БС РФ.
Коммерческие банки – основное звено двухуровневой банковской системы.
Сегодня к группе коммерческих банков в разных странах относится целый ряд институтов с различной структурой и разными отношениями собственности. Главным их отличием от центральных банков является отсутствие права эмиссии банкнот. Среди коммерческих банков различаются два типа – универсальные и специализированные.
Универсальный банк осуществляет все или почти все виды банковских операций: предоставление как краткосрочных, так и долгосрочных кредитов; операции с ценными бумагами; прием вкладов всех видов; оказание всевозможных услуг и т. п.
Специализированный банк, напротив, специализируется на одном или нескольких видах банковской деятельности. В отдельных странах банковское законодательство препятствует или просто запрещает банкам осуществлять широкий круг операций. К специализированным банкам относятся: инвестиционные, ипотечные, сберегательные и другие банки.
К странам, где преобладает принцип специализации банков, относятся Великобритания, Франция, США, Италия. Но в любых преградах, выставляемых законодательством на пути универсализации, находятся «лазейки». В США – это банковские холдинги.
Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Это означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсам. Прежде всего, это относится к срокам тех и других. Если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его ликвидность оказывается под угрозой.
Вторым принципом является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Это предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые может быть наложено взыскание. Весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя.
Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности.
Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными методами). Государство определяет лишь «правила игры» для коммерческих банков, но не может давать им приказов.
Одной из важнейших функций
Банки своей деятельностью уменьшают
степень риска и неопределеннос
Вторая важнейшая функция
Третья функция банков – посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами.
В связи с формированием
В ФРГ после войны
была создана двухуровневая
Немецкий федеральный банк (Дойче Бундесбанк) является преемником центрального банка Германии — Рейхсбанка.
Закон о кредитной системе 1934 г. предоставил Рейхсбанку исключительные права по отношению к кредитной системе, а закон о Рейхсбанке 1939 г. полностью подчинил его фюреру.
После капитуляции Германии в 1945 г. в советской зоне оккупации все отделения Рейхсбанка были закрыты, в то время в западных зонах они продолжали свою деятельность. В феврале 1948 г. на их базе был создан Банк немецких земель, а в 1957 г. произошло его слияние с центральными банками земель и образование Немецкого федерального банка.
В соответствии с законом о Немецком федеральном банке (1957 г. и в новой редакции 1992 г.) он является независимым от правительства. Однако с учетом выполнения поставленных перед ним задач он обязан оказывать поддержку правительству в области общей экономической политики.
Бундесбанк выполняет следующие важные народно-хозяйственные функции.
1. Эмиссионного центра
страны, т.е. осуществляет эмиссию
банкнот в обращение: их объем к концу
июля 1997 г. составил 246,6 млрд. марок.
2. Валютного центра страны; к концу июля 1997 г. объем централизованных золотовалютных резервов составил 114,1 млрд. марок, в том числе золото — 13,7 млрд. марок; он проводит регулирование платежного баланса и валютного курса.
3. «Кассира правительства»,
т.е. Бундесбанк проводит через
текущие счета правительства исполнение
федерального бюджета. Так, в 1996 г. доходы
федерального бюджета составили 1064,5 млрд.
марок, а расходы — 1 186 млрд. марок, дефицит
— 121,5 млрд. марок. Внутренний долг, который
включает долг Федерации, земель, общин,
фонда «Немецкое единство» и др., составил
к концу марта 1997 г. 2 159,9 млрд. марок, в том
числе Федерации — 873,4 млрд. марок.
4. «Банка банков», т.е. обслуживание
кредитных учреждений по пассивам и активам.
Так, на конец августа 1997 г. на
счетах Бундесбанка хранилось средств
кредитных учреждений ФРГ на сумму 43,4
млрд. марок и иностранных банков — на
12,3 млрд. марок. Соответственно было предоставлено
кредитов на 154,5 млрд. марок и 0,9 млрд. марок.
5. Расчетного центра страны: в 1996 г. объем безналичных рас четов, проведенных через Бундесбанк, составил 195 931 млрд. марок.
6. Субъекта денежно-кредитного регулирования экономики страны.
С этой целью используются
следующие инструменты
Учетная, или дисконтная, политика, причем с целью стимулирования инвестиций Бундесбанк проводит политику «дешевых денег», т.е. низких процентных ставок. Так, в 1996 г. учетная ставка Бундесбанка была на уровне 2,5% (ломбардная - 4,5%), в то же время в США она составляла 5%, а в Великобритании (ставка репо) — 7 %. Однако низкие учетные ставки Бундесбанка сдерживают приток иностранного капитала из-за границы, что снижает активность платежного баланса страны.
Политика на открытом рынке, т.е. операции с государственными ценными бумагами. Так, 3 сентября 1997 г. Бундесбанк из предложенных кредитными учреждениями к продаже государственных ценных бумаг скупил их на сумму 73 902 млн. марок, т.е. 24,6%.
Политика минимальных
или обязательных резервов. Так, к
концу июля 1997 г. все кредитные учреждения ФРГ обязаны были хранить на беспроцентных
счетах в Бундесбанке 39 826 млн.
марок, в том числе коммерческие банки
— 11 078 млн. марок.
Капитал и резервы Бундесбанка к концу июля 1997 г. составили 355,9 млрд. марок, причем капитал его принадлежит государству. Бундесбанк имеет свои филиалы в виде центральных банков земель.
Денежную, валютную и
кредитную политику Бундесбанка
устанавливает Центральный
Второе звено банковской системы представлено в первую очередь коммерческими, или кредитными, банками, среди которых можно выделить гроссбанки, провинциальные коммерческие банки, отделения иностранных банков и частные банкирские дома.
Ведущая роль в банковской
системе ФРГ принадлежит
Каждый гроссбанк возглавляет финансово-промышленную группу, возникшую на основе их сращивания с промышленными концернами страны. Главным среди «большой тройки» является Дойчебанк, или Немецкий банк, который возглавляет ведущую в стране финансово-промышленную группу. В настоящее время в нее входят крупнейшие концерны таких ключевых отраслей экономики, как электротехника, электроника, атомная, горнорудная и металлургическая промышленность, тяжелое машиностроение и др. Особенно тесные связи имеет Дойчебанк с промышленными концернами Сименса и Маннесмана, Гёша, Ганиэля, Клёкнера, Хенкеля, Демаг и др. Дойчебанк с входящими в его группу кредитными учреждениями обслуживает борее 1/3 внешнеторгового оборота ФРГ.
Финансовая группа Дрезднербанка по экономической мощи несколько уступает предыдущей группе. Она включает концерны Круппа; АЭГ-Телефункен — вторую по величине электротехническую компанию ФРГ; Металлгезельшафт-Дегусса, которая является ведущей в производстве благородных металлов и одной из атомных монополий ФРГ; концерн Грундига (радиотехника, электроника, военное производство); «Браун, Бовери унд Кº» (электротехника, атомная промышленность и др.). Дрезднербанк тесно связан с иностранным капиталом через обслуживание фирм «Эссе» (группа Рокфеллера), «Стандарт Электрик Лобец АГ» (американский концерн ИТТ) и др.
Информация о работе Банки, их виды, функции и роль в развитии экономики страны